муниципальное общеобразовательное учреждение
Шурскольская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» Зам.директора по УВР _______ Зубакова Е.А. | «Утверждена» Приказ № _____________ От «____» _____________ г. Директор школы ________ Матвейчук Н.П. |
Рабочая программа учебного курса
«Литературное чтение»
для 3 «Б» класса
Составитель:
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Хромуничева Полина Андреевна
с. Шурскол
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, на основе образовательной программы начального общего образования ОУ с учетом авторской программы Э.Э. Кац («Литературное чтение» 1-4 классы УМК «Планета знаний»).
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 статьи 9,13,14,15,32 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании»;
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);
Конституция Российской Федерации (ст. 43);
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785);
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373);
Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707;
Письмо Департамента образования Ярославской области от 14 мая 2014 года № 1172/01-10 «Об использовании учебников»;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»»
Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 № 729 (ред. от 13.01.2011) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 № 15987);
Приказ Минобрнауки РФ от 13.01.2011 № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 № 19739);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года №МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 66 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»;
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373». (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40936);
Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа (Стандарты второго поколения) под редакцией А.М. Кондакова и Л.П.Кезина.- М.: Просвещение, 2011 и авторская программа по обучению грамоте по «Букварю» Т.М. Андрианова, «Литературное чтение», автор Э.Э.Кац. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета знаний».
Цели изучения предмета:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:
формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
развитие воображения, творческих способностей;
формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
обогащение представлений об окружающем мире.
Место предмета в учебном плане
На изучение курса «Литературное чтение» в 3 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю).
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета
Методические пособия для обучающихся:
Э.Э. Кац. «Литературное чтение» 3 класс. - М.: АСТ, «Астрель». 2011г.
Э.Э. Кац. Рабочие тетради к учебнику «Литературное чтение» 3 класс. – М.: АСТ, «Астрель». 2014г.
Методические пособия для учителя:
Э.Э.Кац. «Литературное чтение» 3 класс. - М.: АСТ, «Астрель». 2011г.
Э.Э.Кац. Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение». - М.: «Астрель»; Владимир: ВКТ. 2012г.
Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 3 класс. УМК «Планета знаний» (сборник) – М:АСТ: Астрель, 2011г.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные
У обучающихся будут формироваться:
чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой;
познавательная мотивация учения;
ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.
У обучающихся могут быть сформированы:
чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам;
толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;
планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
находить нужную информацию, используя словари, помещенные в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
работать с учебной статьей (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке решения;
точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
владеть диалогической формой речи;
корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Предметные
Обучающиеся научатся:
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух - примерно 60-70 слов в минуту, про себя - примерно 90 слов в минуту);
читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;
объяснять смысл заглавия, его связь с содержанием произведения;
определять тему и главную мысль произведения;
ставить вопросы к тексту и пересказывать его (творчески, выборочно);
составлять план произведения, рассказ о героях от лица героев;
сопоставлять разных героев, схожие по сюжету произведения;
определять свое отношение к произведению и героям, обосновывать его;
выявлять отношение автора к персонажам;
делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие;
создавать словесные иллюстрации к художественному тексту;
читать текст по ролям, участвовать в инсценировках;
различать литературные произведения по жанрам (сказка, рассказ, басня, стихотворение), объясняя различия;
различать малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, колыбельные и т. п. );
находить в тексте метафоры, олицетворения;
выделять портрет героя, его поступки, речь, описание природы, интерьера;
различать последовательность событий и последовательность их изложения;
выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений, творчески (с добавлением личных представлений о неописанных автором поступках и мыслях героев);
обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
соотносить поступки героев с нравственными нормами;
ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Обучающиеся получат возможность научиться:
составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
высказывать свое суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
высказывать свое отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме;
составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам.
Содержание учебного предмета
3 класс (136 часа)
«Уж небо осенью дышало...» (15 ч)
К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...»
Самостоятельное чтение. М. Пришвин – из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах...»
Народные сказки (15 ч)
Русские сказки «Семь Симеонов», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна-лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».
Поэтические страницы (6 ч)
А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».
Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».
«О мужестве и любви» (11 ч)
В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».
«Зимы ждала, ждала природа...» (8 ч)
А. Пушкин «В тот год осенняя погода...», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою», С. Есенин «Разгулялась вьюга...».
Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».
Авторские сказки (14 ч)
А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; X. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».
Самостоятельное чтение. X. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется
Басни (9 ч)
О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки»». Пословицы.
Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».
«Братья наши меньшие» (16 ч)
А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».
Самостоятельное чтение. Саша Черный «Осленок»; А. Куприн «Завирайка».
«О совести и долге» (13 ч)
Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Теплый хлеб».
Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».
«Весна пришла» (10 ч)
Русские народные песни «Жаворонушки», «Березонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».
«И в шутку, и всерьез» (19 ч)
Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».
Самостоятельное чтение. А. Усачев «На чем держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».
Тематическое планирование уроков литературного чтения
3 класс (136 часов)
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1. | «Уж небо осенью дышало...» | 15 |
2. | Народные сказки | 15 |
3. | Поэтические страницы | 6 |
4. | «О мужестве и любви» | 11 |
5. | «Зимы ждала, ждала природа...» | 8 |
6. | Авторские сказки | 14 |
7. | Басни | 9 |
8. | «Братья наши меньшие» | 16 |
9. | «О совести и долге» | 13 |
10. | «Весна пришла» | 10 |
11. | «И в шутку, и всерьез» | 19 |
| Итого: | 136 |
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения
3 класс (136 часов)
№ урока | Тема урока | Дата | Содержание урока | Характеристика учебной деятельности обучающихся | Страницы учебника |
«Уж небо осенью дышало…» (15 ч) |
1. | К.Г. Паустовский «Барсучий нос». Сюжет и главная мысль произведения. | | Знакомство с понятием «синоним». Формирование умения пользоваться словарем синонимов. Развитие внимания к авторской позиции, умения выделять способы ее выражения. Формирование умения определять собственное отношение к прочитанному. Закрепление умения использовать различные приемы для выразительного чтения. Формирование умения вести творческий пересказ произведения. Приобретение знаний о научно-популярном жанре. Развитие умения делить текст на смысовые части и озаглавливать их. | Выразительно читать, передавать нужную интонацию. Пересказывать близко к тексту, кратко, от лица персонажей. Рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Привлекать читательский и жизненный опыт для решения поставленной задачи. Передавать впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства. Подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям. Определять и оценивать позиции литературных героев. | Уч. стр. 4-9 |
2. | К.Г. Паустовский «Барсучий нос». Характеристика литературных героев. | |
3. | Работа с научно-популярным текстом. «Барсук» | | Уч. стр. 118 |
4. | И.А. Бунин «Листопад». Наблюдение за эмоциональной окрашенностью лирического произведения. | | Развитие внимания к эмоциональной окрашенности лирического произведения. Закрепление умения пользоваться различными приемами для выразительного чтения. Закрепление знаний о сравнении и рифме. Формирование умения вести рассказ по теме, используя предложенные вопросы и сочиняя собственные. | Выявлять главную мысль произведения. Находить сравнения в тексте произведения. Сочинять устные и письменные рассказы по заданной теме. Сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях. Различать сказку и рассказ. *** Составлять план рассказа. Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем. Анализировать композицию картины и изобразительные средства, используемые художником. Подбирать художественные произведения и репродукции картин на заданную тему. | Уч. стр. 10-12 |
5. | И.А. Бунин «Листопад». Словесное иллюстрирование произведения | |
6. | М.М. Пришвин из книги «Дорога к другу»: «Хрустальный день», «Недосмотренные грибы». Главная мысль, сюжетная линия произведения. | | Знакомство с понятием «метафора». Формирование умения подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям. Формирование умений пересказывать произведения близко к тексту. | Уч. стр. 13-15 |
7. | М.М. Пришвин из книги «Дорога к другу»: «Капитан-паук». Сравнительная характеристика персонажей. | |
8. | Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки». Сравнение, рифма. | | Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях. | Уч. стр. 16-17 |
9. | К.Г. Паустовский «Подарок». Главная мысль, сюжетная линия произведения. | | Формирование умений передавать и оценивать позиции литературных героев, определять главную мысль произведения; составлять план пересказа и творческого рассказа. Формирование умения передавать впечатления от произведений изобразительного искусства | Уч. стр. 18-23 |
10. | К.Г. Паустовский «Подарок». Литературные приёмы, характеристика персонажей. | |
11. | Осень в произведениях русских писателей. А. Жигулин, А. Фет и др. | | Формирование умений самостоятельно работать с книгой, соотносить впечатления, полученные при восприятии произведений разных родов искусств. | Уч. стр. 26-27 |
12. | Осень в произведениях русских поэтов. С. Есенин, Ф. Тютчев | |
13. | Работа с научно-популярным текстом. «О живописи» | | Уч. стр. 120 |
14. | Картинная галерея. И. И. Левитан «Лесное озеро» | | Развитие интереса к творчеству конкретного художника. | Уч. стр. 24-25 |
15. | Обобщение знаний по разделу «Уж небо осенью дышало». Проверочная работа №1. | | Проверка знаний обучающихся. | |
Народные сказки (15 ч) |
16. | Русская народная сказка «Семь Симеонов». Сюжетная линия, главная мысль произведения. | | Знакомство с особенностями языка и композиции народных сказок. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту. Формирование умений выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений. | Выразительно читать. Читать по ролям. Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту. Определять главную мысль произведения. Сопоставлять героев, идеи разных произведений. Продолжать сюжет произведения. *** Составлять план рассказа. Находить нужные книги в библиотеке. Ориентироваться в сборниках произведений. Сравнивать иллюстрации к сказкам в разных сборниках. Уважать культуру разных народов. Анализировать произведение изобразительного искусства по предложенному плану. Подбирать репродукции картин на заданную тему. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Народные сказки», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли. | Уч. стр. 28-37 |
17. | Русская народная сказка «Семь Симеонов». Сравнительная характеристика персонажей. | |
18. | Язык и композиция русской народной сказки «Семь Симеонов». | |
19. | Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Сюжет, главная мысль произведения. | | Знакомство с особенностями языка и композиции народных сказок. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту. Формирование умений выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений. Формирование умения работать с книгой. Сопоставление вариантов сказок в разном переложении. | Уч. стр. 37-46 |
20. | Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Сравнительная характеристика литературных героев произведения. | |
21. | Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Сопоставление героев разных сказок. | |
22. | Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Викторина по прочитанному. | |
23. | Картинная галерея. В.М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке» | | Формирование интереса к личности художника. Формирование умения соотносить произведение изобразительного искусства с литературным текстом. Развитие внимания к деталям, позволяющим определить настроение, выраженное в картине. | Уч. стр. 62-63 |
24. | Литовская народная сказка «Жаба-королева». Анализ сказки. | | Формирование интереса и уважения к культуре разных народов. Сопоставление нравственных позиций героев в разных сказках. Формирование образа мира как единства разных культур. | Уч. стр. 47-49 |
25. | Таджикская народная сказка «Птица Кахна». Сопоставление нравственных позиций героев разных сказок. | | Уч. стр. 50-53 |
26. | Китайская народная сказка «Как юноша любимую искал». Анализ сказки. | | Уч. стр. 54-61 |
27. | Китайская народная сказка «Как юноша любимую искал». Сопоставление нравственных позиций героев разных сказок. | |
28. | Русская народная сказка «Царевна-Лягушка» Особенность волшебной сказки. | | Формирование умений выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений. Проверка знаний обучающихся. | Уч. стр. 64-79 |
29. | Русская народная сказка «Царевна-Лягушка». Характеристика героев сказки. | |
30. | Русская народная сказка «Царевна-Лягушка». Язык и композиция сказки. Проверочная работа №2. | |
Поэтические страницы (6 ч) |
31. | Поэтическая страничка. А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» (отрывок) | | Формирование умения выразительно читать лирическое произведение. Развитие внимания к авторской позиции и собственным впечатлениям от прочитанного. | Выразительно читать лирическое произведение. Привлекать читательский опыт. Определять свое впечатление от прочитанного. Выявлять авторскую позицию. Отвечать на вопросы по тексту, аргументировать свою позицию. *** Подбирать эпитеты, синонимы и антонимы к словам. Формировать представления о нравственных категориях (добре и зле). | Уч. стр. 82-83 |
32. | Выразительное чтение лирического произведения. Ю. Мориц «Песенка про сказку» | | Развитие интереса к другим родам искусства – музыке, живописи. Актуализация собственных переживаний, вызванных разными родами искусства. Проверка знаний обучающихся. | Уч. стр. 84-85 |
33. | Немецкая народная баллада «Маленький скрипач». | | Уч. стр. 86-87 |
34. | Эпитеты, синонимы, антонимы. Г. Сапгир «Сны» | | Уч. стр. 88-89 |
35. | Обобщение знаний по разделу «Поэтические страницы». Проверочная работа №3. | | |
36. | Театрализованная игра «В мире есть такое чудо». | |
«О мужестве и любви» (11 ч) |
37. | Внутреннее состояние литературных героев в рассказах В. Белова «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще про Мальку» | | Формирование умений давать характеристику литературному герою, определять свое и авторское отношение к нему, объяснять внутреннее состояние литературных героев, рассказывать по плану. Развитие внимания и уважения к животным. Формирование умения давать нравственную оценку поступкам литературных героев. Проверка знаний обучающихся. | Выразительно читать. Отвечать на вопросы по тексту, находить нужные фрагменты текста для подтверждения своей позиции. Определять свое и авторское отношение к героям. Рассказывать по плану, от лица персонажа. Создавать устные и письменные рассказы на заданную тему. *** Формировать представления о нравственных категориях. Бережно относиться к животным. Находить нужные источники информации. Сопоставлять литературные произведения с произведениями других родов искусств (кино, театр). | Уч. стр. 91-96 |
38. | Авторское отношение к герою рассказов. В. Белова «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще про Мальку» | |
39. | Анализ произведений. В. Белова «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще про Мальку». | |
40. | Работа с научно-популярной статьей «Больше, чем просто собака» | | Уч. стр. 121-122 |
41. | Художественный анализ произведения И.С. Тургенева «Воробей». | | Уч. стр. 97-98 |
42. | Композиция рассказа Н.Г. Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка» | | Уч. стр. 99-108 |
43. | Способы выражения чувств, переживаний героя произведения Н.Г. Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка» | |
44. | Нравственные уроки произведения Н.Г. Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка» | |
45. | Нравственные испытания героя произведения Л.Н. Толстого «Прыжок». | | Уч. стр. 109-112 |
46. | Авторское отношение к герою произведения Л.Н. Толстого «Прыжок». | |
47. | Обобщение знаний по разделу «О мужестве и любви». Проверочная работа №4. | | |
«Зимы ждала, ждала природа...» (8 ч) |
48. | Олицетворение. С. Есенин «Разгулялась вьюга...» | | Знакомство с понятием «олицетворение». Развитие внимания к слову в контексте литературного произведения. Формирование умений подбирать синонимы и антонимы, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных литературных произведений. Формирование умения литературно грамотно воспроизводить собственные зрительные, слуховые, тактильные ощущения от «соприкосновения» с различными произведениями искусства. Обогащение знаний об особенностях народного быта. Развитие внимания к деталям описания природы в художественном тексте. Развитие эстетического чувства при восприятии живой природы. | Выразительно читать. Заучивать наизусть. Объяснять значение слова в контексте произведения. Подбирать синонимы, антонимы. Подбирать эпитеты. Находить олицетворения в тексте. Сопоставлять переживания, выраженные в разных произведениях. Привлекать собственный жизненный опыт. Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения, объяснять его. *** Анализировать собственные переживания и находить их причины. Извлекать информацию из произведения изобразительного искусства. Находить в библиотеке книги заданной тематики. | Уч. стр. 4-5 |
49. | Изображение зимы в искусстве. А. С. Пушкин «В тот год осенняя погода...» (отрывок). | | Уч. стр. 6-11 |
50. | Эмоциональная окраска стихотворений А.С. Пушкина «Зимнее утро» и «Зимняя дорога» (отрывок) | |
51. | Работа с научно-популярным текстом. «Ледяное дыхание Арктики» | | Уч. стр. 118 |
52. | Зимние картины природы в поэтическом произведении Ф. И. Тютчева «Чародейкою Зимою...» | | Уч. стр. 12 |
53. | Картинная галерея. Н Крылов «Зима». | | Уч. стр. 14-15 |
54. | Картины зимы в разных видах искусств. Зима в произведениях разных жанров. | | Уч. стр. 16-18 |
55. | Обобщение знаний по разделу «Зимы ждала, ждала природа...» Проверочная работа №5. | | |
Авторские сказки (14 ч) |
56. | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сюжет, главная мысль произведения. | | Формирование умений объяснять поведение и описывать внутреннее состояние литературных героев, выявлять авторское отношение к персонажам и связь литературного произведения с фольклором, оценивать иллюстрации к произведениям. | Составлять план рассказа по теме. Определять тему и главную мысль произведения. Творчески пересказывать сюжет произведения. Сопоставлять сюжет с сюжетами народных сказок. Характеризовать героя. Выявлять отношение автора к персонажам. Читать по ролям. Ставить вопросы к тексту произведения. *** Формировать нравственное чувство и нравственное сознание Придумывать вопросы к произведению. Характеризовать внутреннее состояние героев. Определять отношение автора к персонажам. Привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения. *** Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем. Находить нужную книгу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге. Внимательно относиться к переживаниям других людей. | Уч. стр. 19-47 |
57. | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика главных героев (персонажей) произведения. | |
58. | Художественный анализ сказки А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | |
59. | Авторское отношение к героям произведения. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | |
60. | Нравственные уроки произведения. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | |
61. | Авторское отношение к персонажам сказки Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | | Формирование умений составлять план рассказа по предложенной теме, определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям. Формирование умения воспроизводить сюжет с позиции одного из героев. | Уч. стр. 48-56 |
62. | Характеристика внутреннего состояния героя сказки. Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | |
63. | Сочетание чудесного и реального в сказке. Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | |
64. | Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» Сравнительная характеристика персонажей произведения. | |
65. | Воспроизведение сюжета с позиции одного из героев Л.Н. Толстой «Царь и рубашка» | | Уч. стр. 57-58 |
66. | Жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения. Х.-К. Андерсен «Штопальная игла» | | Формирование умения рекомендовать понравившуюся книгу. | Уч. стр. 59-65 |
67. | Авторское отношение к персонажам сказки Х.-К. Андерсен «Штопальная игла» | |
68. | Собственное отношение к герою сказки С. Седова «Король красуется» | |
69. | Обобщение знаний по разделу «Авторские сказки» Проверочная работа №6. | | Проверка знаний обучающихся. | |
Басни (9 ч) |
70. | Басня как жанр. О. Мандельштам «Муха», Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши» | | Знакомство с особенностями басни как жанра. Формирование умений постигать авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни. Формирование умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом. | Выразительно читать басню. Определять авторское отношение к персонажам и способы его выражения. Сопоставлять персонажей. Определять главную мысль произведения. Делать обобщающие выводы, привлекая читательский и жизненный опыт. Различать басню и стихотворение. Сочинять рассказы, произведения других жанров. *** Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Басни», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли. | Уч. стр. 66-70 |
71. | Различие басни от стихотворения. О. Мандельштам «Муха», Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши» | |
72. | Нравственные уроки произведений Л.Н. Толстого «Отец и сыновья», «Лгун» | |
73. | Определение авторского отношения к персонажам и способов его выражения. Л.Н. Толстого «Отец и сыновья», «Лгун» | |
74. | Мораль басни И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» | | Уч. стр. 71-75 |
75. | Сопоставление персонажей басни И.А. Крылова «Слон и Моська» | |
76. | Мораль басни И.А. Крылова «Две Бочки» | |
77. | Басни современных авторов. Федр «Лягушка и мышь». | | Уч. стр. 76-77 |
78. | Работа с пословицами. | | Формирование умений понимать смысл пословиц; использовать их для выражения сути жизненной ситуации, в качестве морали басни; сочинять истории, раскрывающие главную мысль пословиц. | Уч. стр. 75 |
«Братья наши меньшие» (16 ч) |
79. | Анализ произведения А.П. Чехова «Белолобый» | | Формирование умений объяснять свое отношение к прочитанному; выделять приемы, использованные писателем для создания литературных персонажей; выявлять авторское отношение к ним; составлять план рассказа по предложенной теме; объяснять внутреннее состояние героев, оценивать их, обосновывать сделанные выводы; определять тему и главную мысль произведения. Обогащение словаря, определяющего внутреннее состояние человека. | Выразительно читать. Выделять нужные для ответа на вопрос фрагменты текста. Определять идею и тему произведения. Составлять план рассказа по теме. Определять приемы, использованные писателем для создания персонажа произведения. Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию. Различать сказку о животных и рассказ. *** Находить в библиотеке книги заданной тематики. Внимательно и бережно относиться к живой природе. | Уч. стр. 80-87 |
80. | Авторское отношение к героям рассказа. А.П. Чехов «Белолобый» | |
81. | План рассказа. Тема и жанр произведения. А.П. Чехова «Белолобый» | |
82. | Внутреннее состояния героев произведения А.П. Чехова «Белолобый» | |
83. | Идея и тема произведения М.М. Пришвина «Лимон» | | Уч. стр. 88-93 |
84. | Композиция рассказа М.М. Пришвина «Лимон» | |
85. | Собственное отношение к героям произведения М.М. Пришвина «Лимон» | |
86. | Нравственные уроки произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка» | | Уч. стр. 94-95 |
87. | Всепобеждающая сила доброты в рассказе К.Г. Паустовского «Кот Ворюга» | | Уч. стр. 96-101 |
88. | Характеристика главного героя рассказа и анализ его поступков. К.Г. Паустовский «Кот Ворюга» | |
89. | Работа с научно-популярным текстом «Кошка» | | Уч. стр. 119 |
90. | Поэтическая страничка Саша Чёрный «Оленёнок» | | Развитие внимания и интереса к поведению и состоянию животных, чувства понимания и любви к живой природе. Обучение созданию рассказа о персонажах картины. Формирование умения характеризовать отношения между персонажами. | Уч. стр. 103-104 |
91. | Авторская оценка поступков героев в рассказе А. Куприна «Завирайка» | |
92. | Книги о животных. Выставка. | | |
93. | Картинная галерея Б. Мурильо «Мальчик с собакой» | | Уч. стр. 108-109 |
94. | Обобщение знаний по разделу «Братья наши меньшие» Проверочная работа №7. | | Проверка знаний обучающихся. | |
«О совести и долге» (13 ч) |
95. | Смысл слова в контексте литературного произведения. Ю. Яковлев «Полосатая палка». | | Развитие внимания к смыслу слова в контексте литературного произведения. Формирование нравственных представлений. Формирование умений составлять план произведения, определять его главную мысль, объяснять поведение персонажей, определять их внутреннее состояние, передавать сюжет произведения от лица одного из персонажей. Развитие интереса к позиции других людей. Развитие письменного творчества обучающихся. Формирование умения заучивать наизусть прозаический текст. | Пересказывать сюжет кратко, от лица персонажа. Составлять план произведения. Определять главную мысль. Создавать письменные творческие работы. Заучивать наизусть фрагменты прозаического текста. Определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним. Рекомендовать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к нему. *** Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках. Использовать разные источники информации. Работать с аппаратом книги. Участвовать в диалоге. | Уч. стр. 110-117 |
96. | Нравственные испытания героя произведения Ю. Яковлева «Полосатая палка» | |
97. | Композиция рассказа Ю. Яковлева «Полосатая палка» | |
98. | Эволюция развития главного героя рассказа Ю. Яковлева «Полосатая палка» | |
99. | А.П. Платонов «Разноцветная бабочка». Главная мысль произведения. | | Уч. стр. 4-15 |
100. | А.П. Платонов «Разноцветная бабочка». Сравнительная характеристика персонажей. | |
101. | Работа с научно-популярным текстом «Бабочки рядом с человеком» | | Уч. стр. 87 |
102. | О совести. А. Кешоков «Мне больно, мальчики» | | Уч. стр. 16 |
103. | К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб». Тема и главная мысль произведения. | | Уч. стр. 17-29 |
104. | Художественный анализ произведения. К.Г. Паустовский «Теплый хлеб» | |
105. | Авторское отношение к персонажам сказки К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб» | |
106. | Работа с научно-популярным текстом «Лошадь» | | Уч. стр. 89 |
107. | Обобщение знаний по разделу «О совести и долге» Проверочная работа №8. | | Проверка знаний обучающихся. | |
«Весна пришла» (10 ч) |
108. | Устное народное творчество. Народные песни. «Жаворонушки…». | | Развитие интереса к устному народному творчеству. Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным произведением искусства. Привлечение жизненного опыта при чтении художественного произведения. Закрепление знаний о понятиях «сравнение», «метафора», «олицетворение» Развитие устного и письменного творчества обучающихся. | Выразительно читать лирическое произведение. Участвовать в инсценировании. Привлекать жизненный опыт при чтении и анализе произведения. Создавать устно и письменно произведения разных жанров *** Анализировать собственные переживания, вызванные разными родами искусств. Выражать свое отношение к явлениям природы в устной речи и в рисунках. | Уч. стр. 35-36 |
109. | Устное народное творчество. Народные песни. «Берёзонька» | |
110. | Анализ лирического произведения. А.А. Фет «Весенний дождь» | | Уч. стр. 37 |
111. | Изображение весны с помощью разных художественных средств. М.М. Пришвин «Лесная капель» | | Уч. стр. 38-39 |
112. | Работа с научно-популярным текстом «Изменения погоды» | | Уч. стр. 90 |
113. | Собственное отношение к изменениям в природе. К.Д. Бальмонт «Золотая рыбка» | | Уч. стр. 40-41 |
114. | Читальный зал. В. Астафьев «Весенний остров» | | Уч. стр. 43-45 |
115. | Изображение весны в искусстве. О. Дриз «Как сделать утро волшебным» | |
116. | Собственное отношение к произведению О. Дриз «Как сделать утро волшебным» | |
117. | Обобщение знаний по разделу «Весна пришла» Проверочная работа №9. | | Проверка знаний обучающихся. | |
«И в шутку, и всерьез» (19 ч) |
118. | Шутки-прибаутки. Чтение произведения с соблюдением норм литературного произношения. | | Развитие умения определять главную мысль произведения, понимать внутреннее состояние персонажа и рассказывать о событиях от его лица. Развитие внимания к выбору точного слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему. Развитие интереса к творчеству конкретного художника. | Определять главную мысль произведения. Пересказывать сжато от лица персонажа. Задавать вопросы. Составлять план по теме. Определять свое отношение к персонажу, обосновывать его фрагментами текста, рассуждениями. *** Работать со словарями и другими источниками информации. Делиться впечатлениями о произведении изобразительного искусства. Знакомиться с детской периодической литературой. | Уч. стр. 46-47 |
119. | Главная мысль русской народной сказки «Болтливая баба» | | Уч. стр. 48-53 |
120. | Характеристика персонажа русской народной сказки «Болтливая баба» | |
121. | Композиция произведения А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу» | | Уч. стр. 54-61 |
122. | Собственное отношение к герою произведения А.Лингрен «Как Эмиль угодил головой в супницу» | |
123. | Тема и главная мысль произведения. А.Лингрен «Как Эмиль угодил головой в супницу» | |
124. | Воспроизведение сюжета с позиции главного героя произведения А.Лингрен «Как Эмиль угодил головой в супницу» | |
125. | Юмористические стихи С.Я. Маршака «Про двух соседей» | | Уч. стр. 62-65 |
126. | Юмористические стихи С.Я. Маршака «Старуха, дверь закрой!» | |
127. | Секреты юмористических стихотворений С.Я. Маршака. | |
128. | Анализ произведения М. Зощенко «Великие путешественники» | | Уч. стр. 66-75 |
129. | Характеристика главных героев рассказа М. Зощенко «Великие путешественники». | |
130. | Авторское отношение к персонажам произведения М. Зощенко «Великие путешественники». | |
131. | Свое отношение к героям М. Зощенко «Великие путешественники». | |
132. | Картинная галерея. З. Серебрякова «За обедом» | | Уч. стр. 76-77 |
133. | Читальный зал. А Усачёв «На чём держится Земля» | | Уч. стр. 78-83 |
134. | Читальный зал. А.Дорофеев «Укушенные» | |
135. | Обобщение и повторение всего курса «Литературное чтение» Проверочная работа №10. | | | |
136. | Викторина по литературному материалу за 3 класс. | | | |