МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕРЕЗИНСКАЯ ШКОЛА»
Принята на педагогическом совете Протокол № 1 от «31 августа » 2018г. | | Утверждаю Директор _______Беликова Е.В. Приказ № 108 от « 31 августа» 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, 2 КЛАССА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД – 34ч., В НЕДЕЛЮ – 1 ч.
УЧИТЕЛЬ БОЛОТНИКОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
Программа разработана на основе:
ФГОС НОО. 2009г.
Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина. — М.: Просвещение, 2014.
УМК «Школа России» для 1-4 классов.
Обеспечена учебниками:
Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. – М.: Просвещение, 2014.
2018-2019 учебный год
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения учебного предмета
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты освоения учебного предмета
понимание родной литературы как одной из основных национально - культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
2. Содержание учебного предмета
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России.
Произведения устного народного творчества (малые фольклорные жанры, русские народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки)
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор русского народа, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Развитие устной и письменной речи.
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование. знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта).
Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить ли-тературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
3.Тематическое планирование
Название раздела | Количество часов | Текущий и промежуточный контроль (вид контроля) |
Введение | 1 | |
Книги , прочитанные летом | 1 | Входной контроль |
Произведения русских писателей. | 3 | |
Времена года (стихотворения) | 5 | |
Писатели детям и о детях | 4 | |
О братьях наших меньших. | 1 | |
Из детских журналов. | 3 | Контрольный тест за 1 полугодие |
И в шутку и всерьёз. | 4 | |
Твои защитники | 2 | |
Устное народное творчество | 8 | Промежуточная аттестация (контрольный тест) |
Обобщение изученного | 2 | |
Итого | 34 | |
Календарно-тематическое планирование литературного чтения на родном языке (русском) во 2 классе
2018-2019 учебный год
№ | Дата | Тема | Характеристика деятельности учащихся |
| По плану | Факт. |
1 | 03.09 | | Вводный урок курса литературное чтение на родном языке | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур. |
2 | 10.09 | | Книги, прочитанные летом. Входной контроль (Контрольный тест) | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Рассказывать по рисунку о событиях, изображённых на рисунке. Соотносить книги и рисунки, книги и текст. |
3 | 17.09 | | Сказки А. С. Пушкина | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Рассматривать портрет А.С. Пушкина. Рассматривать выставку книг — сказок А.С. Пушкина; выбирать из представленных на выставке книгах знакомые. Определить название сказки на основе иллюстрации. Читать самостоятельно отрывок из сказки. Определить, из какой книги прочитанный отрывок. Выбрать, какую книгу со сказками читать и почему читать именно эту книгу |
4 | 24.09 | | Рассказы, сказки, басни Л. Н. Толстого, |
5 | 01.10 | | Рассказы, сказки, басни Д. К. Ушинского | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Воспринимать на слух художественное произведение пересказывать текст подробно, выборочно; -характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое |
6 | 08.10 | | Стихи русских поэтов об осени | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки Сравнивать стихотворения разных Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. поэтов на одну и ту же тему |
7 | 15.10 | | Рассказы о животных В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. . Воспринимать на слух художественное произведение Читать произведение с выражением. Сравнивать художественный и научно-популярный текст. Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). Называть особенности сказок — несказок; придумывать свои собственные сказки — несказки; находить сказки — несказки, в книгах. Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации. Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций. |
8 | 22.10 | | «Все наоборот» Веселые стихи Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова и других поэтов. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг. Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста. Определять настроение автора. Объяснять смысл названия произведения. Придумывать свои заголовки. Находить слова, которые отражают характер героя. Передавать при чтении настроение стихотворения. Читать по ролям, отражая характер героя произведения. |
9 | 29.10 | | Стихи о детях и для детей А. Барто, С. Михалкова |
10 | 12.11 | | Стихи о детях и для детей С. Маршака |
11 | 19.11 | | Рассказы и сказки Н. Носова |
12 | 26.11 | | Стихи русских поэтов о зиме | Сравнивать стихотворения разных поэтов Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений поэтов на одну и ту же тему. |
13 | 03.12 | | Современные детские журналы | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой;создавать собственный журнал устно, описывать его оформление; -придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним. |
14 | 10.12 | | «Что? Где? Когда?» энциклопедии и справочники. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой |
15 | 17.12 | | Комиксы | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя сравнивать ритмический рисунок и юмористические тексты на одну и ту же тему наблюдать за жизнью слов в тексте |
16 | 24.12 | | Контрольная тест за 1 полугодие | |
17 | 31.12 | | Сказки и стихи К. Чуковского | |
18 | 14.01 | | Рассказы о детях | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Воспринимать на слух художественное произведение Читать произведение с выражением. Сравнивать художественный и научно-популярный текст. |
19 | 21.01 | | О наших друзьях-животных. Рассказы и сказки о животных | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Воспринимать на слух художественное произведение Читать произведение с выражением. Сравнивать художественный и научно-популярный текст. |
20 | 28.01 | | Семья и я. Рассказы, стихи и сказки о семье. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Воспринимать на слух художественное произведение Читать произведение с выражением. Сравнивать художественный и научно-популярный текст. |
21 | 04.02 | | Стихи и рассказы о нашей Родине. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Воспринимать на слух художественное произведение Читать произведение с выражением. Сравнивать художественный и научно-популярный текст. |
22 | 11.02 | | Богатырские сказки | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Воспринимать на слух художественное произведение Читать произведение с выражением. Сравнивать художественный и научно-популярный текст. |
23 | 18.02 | | Твои защитники | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Воспринимать на слух художественное произведение Читать произведение с выражением. Сравнивать художественный и научно-популярный текст. |
24 | 25.02 | | Моя малая Родина (стихотворения Руднянских поэтов). | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; -объяснять значение незнакомых слов; -определять героев произведений; |
25 | 04.03 | | Мама- главное слово | Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Воспринимать на слух художественное произведение Читать произведение с выражением. Читать , отражая характер героя произведения Находить слова, которые отражают характер героя |
26 | 11.03 | | О родной природе. Стихи о весне | Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. поэтов на одну и ту же тему . |
27 | 18.03 | | Стихи и рассказы о дружбе и друзьях | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Воспринимать на слух художественное произведение Читать произведение с выражением. Сравнивать художественный и научно-популярный текст. |
28 | 08.04 | | Творчество Г. Остера | Читать рассказы, стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг. Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста. Объяснять смысл названия произведения. Придумывать свои заголовки. Находить слова, которые отражают характер героя. Передавать при чтении настроение стихотворения. Читать по ролям, отражая характер героя произведения |
29 | 15.04 | | Творчество Э. Успенского |
30 | 22.04 | | Веселые стихи для детей |
31 | 29.04 | | Рассказы В. Драгунского |
32 | 06.05 | | Промежуточная аттестация (Контрольный тест) | |
33 | 13.05 | | А. Н. Толстой .Главы из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино» | Воспринимать на слух художественное произведение Читать произведение с выражением. Читать , отражая характер героя произведения Находить слова, которые отражают характер героя |
34 | 20.05 | | Зарубежные сказки. Сказки Ш.Перро, Г.Х.Андерсена, Братьев Гримм | Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Воспринимать на слух художественное произведение Читать произведение с выражением. Читать , отражая характер героя произведения Находить слова, которые отражают характер героя |
| | | Обобщающий урок | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения. |