Бюджетное образовательное учреждение
«Тевризская средняя общеобразовательная школа № 2»
Тевризского муниципального района Омской области
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета Протокол № _______ от «___»__________2018 г. | | «Утверждено» Директор БОУ «Тевризская СОШ № 2» _______________ /В.А. Бобина/ Приказ №__________ от «___» ______________ 2018 г. |
Рабочая учебная программа
по предмету «Математика»
5 класс
Составитель: Федоренко А. В.
учитель математики
2018 – 2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 5 класса по математике разработана на основе нормативных документов:
ФЗ «Об образовании в РФ»
Федеральный государственный стандарт общего образования.
Фундаментальное ядро государственного стандарта общего образования.
Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2017 г.;
Рабочая программа основного общего образования по математике по учебнику А.Г. Мерзляка, 2015 г., издательский центр «Вентана-Граф»;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Рабочая программа для 5 класса по математике основана на авторской программе линии А.Г. Мерзляка.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Программа линии Мерзляка А.Г. является ориентиром для составления авторских учебных программ. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
(цели и задачи)
Целями изучения курса математики в 5 классе являются: систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычисления с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Задачи:
Овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучении смежных дисциплин;
способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 5 классе основной школы отводит 5 часов в неделю в течение всего года, всего 170 уроков (34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ
Раздел | Планируемые результаты |
личностные | метапредметные | предметные |
Наглядная геометрия | Ученик получит возможность: ответственно относиться к учебе, контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности. Критично мыслить, быть инициативным, находчивым, активным при решении геометрических задач. | Ученик научится: действовать по алгоритму, видеть геометрическую задачу в окружающей жизни, представлять информацию в различных моделях. Ученик получит возможность: Извлекать необходимую информацию, анализировать ее, точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования. | Ученик научится: изображать фигуры на плоскости; использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира; измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур; распознавать и изображать равные и симметричные фигуры; проводить не сложные практические вычисления. Ученик получит возможность: углубить и развить представления о геометрических фигурах. |
Арифметика | Ученик получит возможность: ответственно относится к учебе, грамотно излагать свои мысли, критично мыслить, быть инициативным, находчивым, активным при решении математических задач. | Ученик научится: Действовать по алгоритму; видеть математическую задачу в окружающей жизни. Представлять информацию в различных моделях Ученик получит возможность: Устанавливать причинно – следственные связи. Строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. Развить компетентность в области использования информационно – коммуникативных технологий. | Ученик научится: •понимать особенности десятичной системы счисления; формулировать и применять при вычислениях свойства действия над рациональными (неотриц.) числами. Решать текстовые задачи с рациональными числами; выражать свои мысли с использованием математического языка. Ученик получит возможность: Углубить и развить представления о натуральных числах; Использовать приемы рационализирующие вычисления и решение задач с рациональными (неотр.) числами. |
Числовые и буквенные выражения. Уравнения. | Ученик получит возможность: ответственно относится к учебе. Грамотно излагать свои мысли Контролировать процесс и результат учебной деятельности Освоить национальные ценности, традиции и культуру родного края используя краеведческий материал. | Ученик научится: Действовать по алгоритму; видеть математическую задачу в различных формах. Ученик получит возможность: Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать эффективные способы решения. | Ученик научится: Читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения. Составлять уравнения по условию. Решать простейшие уравнения. Ученик получит возможность: Развить представления о буквенных выражениях Овладеть специальными приемами решения уравнений, как текстовых, так и практических задач. |
Комбинаторные задачи | Ученик получит возможность: ответственно относится к учебе, контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности. Критично мыслить, быть инициативным, находчивым, активным при решении комбинаторных задач. | Ученик научится: Представлять информацию в различных моделях. Ученик получит возможность: Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать эффективные способы решения | Ученик научится: Решать комбинаторные задачи с помощью перебора вариантов. Ученик получит возможность: Приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения; осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы. Научится некоторым приемам решения комбинаторных задач. |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела. | Общее количество часов | Количество часов на контрольные работы | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
1 | Натуральные числа. | 20 | 1 | Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире отрезок, прямую, луч, плоскость. Приводить примеры моделей этих фигур. Измерять длины отрезков. Строить отрезки заданной длины. Решать задачи на нахождение длин отрезков. Выражать одни единицы длин через другие. Приводить примеры приборов со шкалами. Строить на координатном луче точку с заданной координатой, определять координату точки. |
2 | Сложение и вычитание натуральных чисел. | 16 | 1 | Формулировать свойства сложения и вычитания натуральных чисел, записывать эти свойства в виде формул. Приводить примеры числовых и буквенных выражений, формул. Составлять числовые и буквенные выражения по условию задачи. Решать уравнения на основании зависимостей между компонентами действий сложения и вычитания. Решать текстовые задачи с помощью составления уравнений. Распознавать на чертежах и рисунках углы, многоугольники, в частности треугольники, прямоугольники. Распознавать в окружающем мире модели этих фигур. С помощью транспортира измерять градусные меры углов, строить углы заданной градусной меры, строить биссектрису данного угла. Классифицировать углы. Классифицировать треугольники по количеству равных сторон и по видам их углов. Описывать свойства прямоугольника. Находить с помощью формул периметры прямоугольника и квадрата. Решать задачи на нахождение периметров прямоугольника и квадрата, градусной меры углов. Строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи. Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии. |
3 | Умножение и деление натуральных чисел. | 19 | 1 | Формулировать свойства умножения и деления натуральных чисел, записывать эти свойства в виде формул. Решать уравнения на основании зависимостей между компонентами арифметических действий. Находить остаток при делении натуральных чисел. По заданному основанию и показателю степени находить значение степени числа. Находить площади прямоугольника и квадрата с помощью формул. Выражать одни единицы площади через другие. Распознавать на чертежах и рисунках прямоугольный параллелепипед, пирамиду. Распознавать в окружающем мире модели этих фигур. Изображать развёртки прямоугольного параллелепипеда и пирамиды. Находить объёмы прямоугольного параллелепипеда и куба с помощью формул. Выражать одни единицы объёма через другие. Решать комбинаторные задачи с помощью перебора вариантов. |
4 | МПМ. Числа в сказках и мифах. | 1 | - |
| | | |
5 | Обыкновенные дроби. | 18 | 1 | Распознавать обыкновенную дробь, правильные и неправильные дроби, смешанные числа. Читать и записывать обыкновенные дроби, смешанные числа. Сравнивать обыкновенные дроби с равными знаменателями. Складывать и вычитать обыкновенные дроби с равными знаменателями. Преобразовывать неправильную дробь в смешанное число, смешанное число в неправильную дробь. Уметь записывать результат деления двух натуральных чисел в виде обыкновенной дроби. |
6 | Десятичные дроби. | 47 | 3 | Распознавать, читать и записывать десятичные дроби. Называть разряды десятичных знаков в записи десятичных дробей. Сравнивать десятичные дроби. Округлять десятичные дроби и натуральные числа. Выполнять прикидку результатов вычислений. Выполнять арифметические действия над десятичными дробями. Находить среднее арифметическое нескольких чисел. Приводить примеры средних значений величины. Разъяснять, что такое «один процент». Представлять проценты в виде десятичных дробей и десятичные дроби в виде процентов. Находить процент от числа и число по его процентам. |
7 | Повторение | 15 | 1 | |
| Всего | 170 | 10 | |
Календарно – тематическое планирование
5 класс (170 часов)
№ урока | Тема урока | Кол–во часов | Дата факт. |
1 | Ряд натуральных чисел. | 2 | |
2 | |
3 | Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. | 3 | |
4 | |
5 | |
6 | Входная контрольная работа. Отрезок. Длина отрезка. | 1 | |
7 | Анализ входной контрольной работы. Отрезок. Длина отрезка. | 1 | |
8 | Отрезок. Длина отрезка. | 2 | |
9 | |
10 | Плоскость. Прямая. Луч. | 3 | |
11 | |
12 | |
13 | Шкала. Координатный луч. | 3 | |
14 | |
15 | |
16 | Сравнение натуральных чисел. | 3 | |
17 | |
18 | |
19 | Обобщающий урок по теме «Натуральные числа» | 1 | |
20 | Контрольная работа № 1 по теме «Натуральные числа» | 1 | |
21 | Анализ контрольной работы. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения. | 1 | |
22 | Сложение натуральных чисел. Свойства сложения. | 3 | |
23 | |
24 | |
25 | Вычитание натуральных чисел. | 4 | |
26 | |
27 | |
28 | |
29 | Числовые и буквенные выражения. Формулы. | 3 | |
30 | |
31 | |
32 | Уравнение. | 3 | |
33 | |
34 | |
35 | Обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел. Уравнение». | 1 | |
36 | Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел. Уравнение». | 1 | |
37 | Анализ контрольной работы. Угол. Обозначение углов. | 1 | |
38 | Угол. Обозначение углов. | 1 | |
39 | Виды углов. Измерение углов. | 4 | |
40 | |
41 | |
42 | |
43 | Многоугольники. Равные фигуры. | 2 | |
44 | |
45 | Треугольник и его виды. | 3 | |
46 | |
47 | |
48 | Прямоугольник. Ось симметрии фигуры. | 3 | |
49 | |
50 | |
51 | Обобщающий урок по теме «Углы. Многоугольники» | 1 | |
52 | Контрольная работа № 3 по теме «Углы. Многоугольники» | 1 | |
53 | Анализ контрольной работы. | 1 | |
54 | Умножение. Переместительное свойство умножения. | 4 | |
55 | |
56 | |
57 | |
58 | Сочетательное и распределительное свойства умножения. | 3 | |
59 | |
60 | |
61 | Деление. | 5 | |
62 | |
63 | |
64 | |
65 | |
66 | Деление с остатком. | 3 | |
67 | |
68 | |
69 | Степень числа. | 2 | |
70 | |
71 | Обобщающий урок по теме «Умножение и деление натуральных чисел». | 1 | |
72 | Контрольная работа № 4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел». | 1 | |
73 | Числа в сказках и мифах. | 1 | |
74 | Анализ контрольной работы. Площадь. Площадь прямоугольника. | 1 | |
75 | Площадь. Площадь прямоугольника. | 3 | |
76 | |
77 | |
78 | Прямоугольный параллелепипед. Пирамида. | 3 | |
79 | |
80 | |
81 | Объём прямоугольного параллелепипеда. | 4 | |
82 | |
83 | |
84 | |
85 | Комбинаторные задачи. ВПМ № 2. | 3 | |
86 | |
87 | |
88 | Обобщающий урок по теме «Площади и объёмы». | 1 | |
89 | Контрольная работа № 5 по теме «Площади и объёмы». | 1 | |
90 | Анализ контрольной работы. | 1 | |
91 | Понятие обыкновенной дроби. | 4 | |
92 | |
93 | |
94 | |
95 | Правильные и неправильные дроби. | 3 | |
96 | |
97 | |
98 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 3 | |
99 | |
100 | |
101 | Дроби и деление натуральных чисел. | 1 | |
102 | Смешанные числа. | 5 | |
103 | |
104 | |
105 | |
106 | |
107 | Обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби». | 1 | |
108 | Контрольная работа № 6 по теме «Обыкновенные дроби». | 1 | |
109 | Анализ контрольной работы. Представление о десятичных дробях. | 1 | |
110 | Представление о десятичных дробях. | 2 | |
111 | |
112 | Сравнение десятичных дробей. | 3 | |
113 | |
114 | |
115 | Округление чисел. Прикидки. | 3 | |
116 | |
117 | |
118 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 6 | |
119 | |
120 | |
121 | |
122 | |
123 | |
124 | Обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». | 1 | |
125 | Контрольная работа № 7 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». | 1 | |
126 | Анализ контрольной работы. Умножение десятичных дробей. | 1 | |
127 | Умножение десятичных дробей. | 6 | |
128 | |
129 | |
130 | |
131 | | |
132 | |
133 | Деление десятичных дробей. | 8 | |
134 | |
135 | |
136 | |
137 | |
138 | |
139 | |
140 | |
141 | Обобщающий урок по теме «Умножение и деление десятичных дробей». | 1 | |
142 | Контрольная работа № 8 по теме «Умножение и деление десятичных дробей». | 1 | |
143 | Анализ контрольной работы. Среднее арифметическое. Среднее значение величины. | 1 | |
144 | Среднее арифметическое. Среднее значение величины. | 2 | |
145 | |
146 | Проценты. Нахождение процентов от числа. | 4 | |
147 | |
148 | |
149 | |
150 | Нахождение числа по его процентам. | 4 | |
151 | |
152 | |
153 | |
154 | Обобщающий урок по теме «Проценты». | 1 | |
155 | Контрольная работа № 9 по теме «Проценты». | 1 | |
156 | Анализ контрольной работы. | 1 | |
157 | Повторение. Натуральные числа. | 1 | |
158 | Повторение. Сложение и вычитание натуральных чисел. | 1 | |
159 | Повторение. Уравнение. | 1 | |
160 | Повторение. Умножение и деление натуральных чисел. | 1 | |
161 | Повторение. Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | |
162 | Повторение. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | |
163 | Повторение. Сложение и вычитание десятичных дробей. | 1 | |
164 | Повторение. Умножение и деление десятичных дробей. | 1 | |
165 | Повторение. Проценты. | 1 | |
166 | Обобщающий урок по курсу математики 5 класса. | 1 | |
167 | Итоговая контрольная работа за год. | 1 | |
168 | Анализ итоговой контрольной работы. Повторение. | 1 | |
169 | Повторение. | 1 | |
170 | Повторение. Итоговый урок. | 1 | |
6