I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Математика и информатика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей младших школьников, задачи формирования у младших школьников умения учиться, а также авторской программы «Математика» (авторы: Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.П. Тонких), и является составной частью Образовательной системы «Школа 2100», в соответствии с учебным планом МБОУ «Майкопская гимназия №5», приложенным к приказу № 291 от 28.08.2017 «Об утверждении учебного плана гимназии на 2017-2018 учебный год», в котором предусмотренное количество часов.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
В то же время в начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.
Личностными результатами изучения курса «Математика и информатика» в четвертом классе является формирование следующих умений и качеств:
самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);
в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на развитие умения определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика и информатика» в четвертом классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные универсальные учебные действия:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
- определять причины явлений, событий;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно - научного текста;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на развитие умения объяснять мир.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Математика и информатика» в четвертом классе является формирование следующих учебных действий.
1-й уровень (необходимый)
Четвероклассники научатся:
использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1000000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;
использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;
использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;
использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
выполнять устные вычисления (в пределах 1000000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
выполнять умножение и деление с 1000;
решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа):
решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
решать задачи в 2-3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3-4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонентов действия остаётся постоянным и когда оба компонента являются переменными;
осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: а ± х = b; х - а = b; а • х = b: а : х = b; x:а= b;
уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие;
понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент;
вычислять объём параллелепипеда (куба);
вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;
выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
строить окружность по заданному радиусу;
выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;
находить среднее арифметическое двух чисел,
2-й уровень (программный)
Четвероклассники смогут научиться:
использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о названии и последовательности чисел в пределах 1000000;
выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении практических и предметных задач;
осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;
решать задачи на части;
объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием;
-читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;
- распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости;
распознавать объёмные тела - параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр - при изменении их положения в пространстве;
находить объём фигур, составленных из кубов и параллелепипедов;
использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз: а • х ± b = с; (х ± b): с = d; a ± x ± b = с и др.;
читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;
решать простейшие задачи на принцип Дирихле;
находить вероятности простейших случайных событий.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (140 часов)
Числа и операции над ними.
Дробные числа. Дроби. Сравнение дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части. Какую часть одно число составляет от другого.
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Числа от 1 до 1 000 000. Числа от 1 до 1 000 000. Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч. I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых. Сравнение чисел.
Числа от 1 до 1 000 000 000. Устная и письменная нумерация многозначных чисел.
Числовой луч. Движение по числовому лучу. Расположение на числовом луче точек с заданными координатами, определение координат заданных точек.
Точные и приближенные значения величин. Округление чисел, использование округления в практической деятельности.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания над числами в пределах от 1 до 1 000 000. Приёмы рациональных вычислений.
Умножение и деление чисел. Умножение и деление чисел на 10, 100, 1 000. Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями. Устное умножение и деление чисел на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменное умножение и деление на однозначное число.
Умножение и деление на двузначное и трёхзначное число.
Величины и их измерение.
Оценка площади. Приближённое вычисление площадей. Площади составных фигур. Новые единицы площади: мм2, км2, гектар, ар (сотка). Площадь прямоугольного треугольника.
Работа, производительность труда, время работы.
Функциональные зависимости между группами величин: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность труда, время работы, работа. Формулы, выражающие эти зависимости.
Текстовые задачи.
Одновременное движение по числовому лучу. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием.
Элементы геометрии,
Изменение положения объемных фигур в пространстве. Объёмные фигуры, составленные из кубов и параллелепипедов.
Прямоугольная система координат на плоскости. Соответствие между точками на плоскости и упорядоченными парами чисел.
Элементы алгебры.
Вычисление значений числовых выражений, содержащих до шести действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий. Использование уравнений при решении текстовых задач,
Элементы стохастики.
Сбор и обработка статистической информации о явлениях окружающей действительности. Опросы общественного мнения как сбор и обработка статистической информации.
Понятие о вероятности случайного события.
Стохастические игры, Справедливые и несправедливые игры.
Понятие среднего арифметического нескольких чисел. Задачи на нахождение среднего арифметического.
Круговые диаграммы. Чтение информации, содержащейся в круговой диаграмме.
Занимательные и нестандартные задачи.
Принцип Дирихле. Математические игры.
Итоговое повторение.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название разделов и тем | Общее количество часов |
Числа от 1 до 1000 | 24 |
Многозначные числа | 99 |
Итоговое повторение и обобщение | 10 |
Резерв (часы по выбору учителя) | 7 |
ИТОГО: | 140 |
III. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока |
п | ф |
1 | | | Турнир 1.Тестовая контрольная работа № 1(стартовая диагностика). | УКЗа |
2 | | | Числа от 1 до 1000. Запись и чтение чисел. Разрядные слагаемые. | Комбинированный |
3 | | | Арифметические действия над числами. | Комбинированный |
4 | | | Арифметические действия над числами. | Комбинированный |
5 | | | Арифметические действия над числами. | Комбинированный |
6 | | | Арифметические действия над числами. | Комбинированный |
7 | | | Арифметические действия над числами. Математический диктант № 1. | УОиСЗ |
8 | | | Дроби. Нахождение части от числа. | УОНМ |
9 | | | Нахождение части от числа. | УОНМ |
10 | | | Нахождение числа по его части. | УОНМ |
11 | | | Нахождение части от числа. Нахождение числа по его части. | УОиСЗ |
12 | | | Сравнение дробей. | УОНМ |
13 | | | Сравнение дробей. | УОНМ |
14 | | | Сравнение дробей. | Комбинированный |
15 | | | Решение задач по теме «Дроби». | УОиСЗ |
16 | | | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. | УОНМ |
17 | | | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | УОНМ |
18 | | | Решение задач по теме «Дроби». Математический диктант №2. | Комбинированный |
19 | | | Деление меньшего числа на большее. | УОНМ |
20 | | | Какую часть одно число составляет от другого. | УОНМ |
21 | | | Решение задач по теме «Дроби». | УРУиН |
22 | | | Проект №1. Модель машины времени. | Урок-проект |
23 | | | Путешествие 1. Не только математика. | Урок-путешествие |
24 | | | Турнир 2. Тестовая контрольная работа № 2 по теме «Дроби». | УКЗ |
25 | | | Многозначные числа. Разряды и классы. | УОНМ |
26 | | | Чтение и запись многозначных чисел. | Комбинированный |
27 | | | Сравнение многозначных чисел. | Комбинированный |
28 | | | Разрядные слагаемые. | Комбинированный |
29 | | | Умножение числа 1000. Умножение и деление на 1000, 10000, 100000. | Комбинированный |
30 | | | Чтение и запись многозначных чисел. | УОиСЗ |
31 | | | Чтение и запись многозначных чисел. | УРУиН |
32 | | | Миллион. Миллиард. | УОНМ |
33 | | | Чтение и запись многозначных чисел. | УОиСЗ |
34 | | | Проект № 2. Модель машины времени. | Урок-проект |
35 | | | Путешествие 2. Не только математика. | Урок-путешествие |
36 | | | Турнир 3. Тестовая контрольная работа № 3 по теме «Нумерация многозначных чисел». | УКЗ |
37 | | | Единицы длины. | Комбинированный |
38 | | | Единицы массы. Грамм, тонна | Комбинированный |
39 | | | Единицы измерения величины. | УРУиН |
40 | | | Единицы площади. | Комбинированный |
41 | | | Единицы площади. Ар, гектар. | УОНМ |
42 | | | Площадь прямоугольного треугольника. | УОНМ |
43 | | | Приближённое вычисление площадей. Палетка. | УОНМ |
44 | | | Единицы объёма. | УОНМ |
45 | | | Решение задач. Математический диктант №3. | УРУиН |
46 | | | Точные и приближённые значения величин. | УОНМ |
47 | | | Округление чисел. | УОНМ |
48 | | | Комбинированная контрольная работа № 1 по теме: «Величины». | УКЗ |
49 | | | Решение задач. | УРУиН |
50 | | | Сложение и вычитание многозначных чисел. Прикидка суммы и разности. | УОНМ |
51 | | | Сложение и вычитание многозначных чисел. | УРУиН |
52 | | | Сложение и вычитание многозначных чисел. | Комбинированный |
53 | | | Сложение и вычитание многозначных чисел. | УРУиН |
54 | | | Сложение и вычитание многозначных чисел. | УРУиН |
55 | | | Производительность. Взаимосвязь работы, времени и производительности. | УРУиН |
56 | | | Решение задач. | УРУиН |
57 | | | Решение задач. Математический диктант №4. | УРУиН |
58 | | | Комбинированная контрольная работа № 2 по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел». | УКЗ |
59 | | | Работа над ошибками. | Комбинированный |
60 | | | Умножение чисел. Группировка множителей. | УОНМ |
61 | | | Арифметические действия над числами. | УРУиН |
62 | | | Умножение многозначных чисел на однозначное. | УРУиН |
63-64 | | | Резерв. | |
65 | | | Умножение чисел. Математический диктант №5. | УОНМ |
66 | | | Умножение чисел" | УРУиН |
67 | | | Проект № 3. Российская ярмарка XVIИ века. | Урок-проект |
68 | | | Путешествие 3. Решение задач. | Урок-путешествие |
69 | | | Турнир 4, Тестовая контрольная работа № 4 по теме «Умножение многозначных чисел». | УКЗ |
70 | | | Деление круглых чисел. | УРУиН |
71 | | | Арифметические действия над числами. | УРУиН |
72 | | | Деление числа на произведение. | УОНМ |
73 | | | Деление круглых многозначных чисел на круглые числа. | УРУиН |
74 | | | Арифметические действия над числами. | УРУиН |
75 | | | Деление с остатком на 10, 100, 1000. | УРУиН |
76 | | | Деление круглых чисел с остатком. | УРУиН |
77 | | | Уравнения. | Комбинированный |
78 | | | Арифметические действия над числами. | УРУиН |
79 | | | Уравнения. | Комбинированный |
80 | | | Арифметические действия над числами. | УРУиН |
81 | | | Деление многозначных чисел на однозначные. | УОНМ |
82 | | | Деление многозначных чисел на однозначные. | УРУиН |
83 | | | Арифметические действия над числами. | Комбинированный |
84 | | | Письменное деление многозначных чисел на однозначные. | Комбинированный |
85 | | | Деление многозначных чисел на однозначные. | УРУиН |
86 | | | Арифметические действия над числами. | УРУиН |
87 | | | Деление многозначных чисел на однозначные. | Комбинированный |
88 | | | Письменное деление многозначных чисел на круглые. | УРУиН |
89 | | | Арифметические действия над числами. | УРУиН |
90 | | | Деление многозначных чисел на круглые. | Комбинированный |
91 | | | Решение задач. | Комбинированный |
92 | | | Решение задач. | УРУиН |
93 | | | Умножение на двузначное число. | УРУиН |
94 | | | Умножение многозначных чисел на двузначное число. | УРУиН |
95 | | | Умножение многозначных чисел на двузначное число. | УРУиН |
96 | | | Решение задач. | УРУиН |
97 | | | Умножение многозначных чисел на трёхзначное число. | УРУиН |
98 | | | Умножение многозначных чисел на трёхзначное число. | Комбинированный |
99 | | | Умножение на трёхзначное число. | Комбинированный |
100 | | | Решение задач. | УОиСЗ |
101 | | | Решение задач. | |
102 | | | Комбинированная контрольная работа № 3 по теме «Решение задач». | УКЗ |
103 | | | Работа над ошибками. | Комбинированный |
104 | | | Резерв. | |
105 | | | Решение задач. | Комбинированный |
106 | | | Решение задач. | Комбинированный |
107 | | | Решение задач. | Комбинированный |
108 | | | Проект № 4. Играй и выигрывай. | Урок-проект |
109 | | | Путешествие 4. Решение задач. | Комбинированный |
110 | | | Турнир 5. Тестовая контрольная работа № 5 по теме «Решение задач». | УКЗ |
111 | | | Письменное деление многозначных чисел на трехзначное. | Комбинированный |
112 | | | Деление многозначных чисел на трехзначное. | УРУиН |
113 | | | Арифметические действия над числами. | УРУиН |
114 | | | Арифметические действия над числами. | УРУиН |
115 | | | Среднее арифметическое. | УОНМ |
116 | | | Арифметические действия над числами. | УРУиН |
117 | | | Круговая диаграмма. | УОНМ |
118 | | | Арифметические действия над числами. | УОиСЗ |
119 | | | Числовой луч. Координаты точки на числовом луче. | УОиСЗ |
120 | | | Адрес в таблице. Пара чисел. | УОНМ |
121 | | | Координаты точек на плоскости. | УОНМ |
122 | | | Арифметические действия над числами. Математический диктант №6. | Комбинированный |
123 | | | Арифметические действия над числами. | УОиСЗ |
124 | | | Проект № 5. Страница нового учебника. | Урок-проект |
125 | | | Путешествие 5, Воинская слава. | Урок-путешествие |
126 | | | Комбинированная контрольная работа № 4 по теме «Арифметические действия над многозначными числами». | УКЗ |
127 | | | Повторение изученного в 4 классе. Дроби. | УОиСЗ |
128 | | | Повторение изученного в 4 классе. Величины. | УОиСЗ |
129 | | | Повторение изученного в 4 классе. Сложение и вычитание многозначных чисел. | УОиСЗ |
130 | | | Повторение изученного в 4 классе. Умножение и деление многозначных чисел. | УРУиН |
131 | | | Итоговая контрольная работа. | УКЗ |
132 | | | Работа над ошибками. | УРУиН |
133-134 | | | Чему мы научились в четвертом классе? | УОиСЗ |
135-136 | | | Чему мы научились в четвертом классе? | УРУиН |
137-140 | | | Резерв. | |
УРУиН – урок развитий умений и навыков
УОНМ – урок ознакомления с новым материалом
УКЗ – урок контроля знаний
УОиСЗ – урок обобщения и систематизации знаний.