Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петровскозаводская средняя общеобразовательная школа»
Сармановского муниципального района Республики Татарстан
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО «Начальная школа» ______________И.И.Мазитова протокол №___ от «___»________2020 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР: ____________________ С.Г.Тимофеева «____»_______________ 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы: _______________Р.Р.Нуртдинов приказ № _____ от «____»______________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике в 4 классе
Принято на заседании
педагогического Совета
протокол № ___
от « _____ » ____________2020 г.
Составитель: учитель начальных классов Ардыханова Г.А.
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математика» для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г № 373, к завершённой предметной линии учебников «Математика» системы учебников «Школа России» (Моро М.И.Математика: Учебник:4 класс: В 2 ч.), планируемых результатов начального общего образования и учебного плана МБОУ «Петровскозаводская средняя общеобразовательная школа» на 2020-2021 учебный год.
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами. Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Основными целями начального обучения математике являются:
• Математическое развитие младших школьников.
• Формирование системы начальных математических знаний.
• Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умения аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:
- сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);
- рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
- система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Значительно усилено внимание к практическим упражнениям с раздаточным материалом, к использованию схематических рисунков, а также предусмотрена вариативность в приемах выполнения действий, в решении задач.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметными результатами изучения курса в 4 классе являются формирование следующих знаний и умений:
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
- образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000;
- заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
- читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный мил-лиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.) и соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
- классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
- самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИ
Учащийся научится:
-выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);-
- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1);
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 арифметических действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
- выполнять действия с величинами;
- выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости между компонентами и результатом действия);
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания, умножения и деления;
- находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
- устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1–3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью;
- оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
- составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;
- решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс одновременного встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью (цена, количество, стоимость); масса одного предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов и др.;
- решать задачи в 3–4 действия;
- находить разные способы решения задачи.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
-описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
- распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
- измерять длину отрезка;
- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
- оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Учащийся получит возможность научиться:
- распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
- вычислять периметр многоугольника;
- находить площадь прямоугольного треугольника;
- находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные треугольники.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
- читать несложные готовые таблицы;
-заполнять несложные готовые таблицы;
-читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Учащийся получит возможность научиться:
- достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова (… и …, если…, то…; верно/неверно, что…; каждый; все; некоторые; не)
Учащийся научится:
- измерять длину отрезка;
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные
Учащийся научится:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Учащийся получит возможность научиться:
- ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
- находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный.
Познавательные
Учащийся научится:
- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач;
- выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
- владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо - видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики;
- использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий;
- применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета «Математика»; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео- и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё выступление и выступать с аудио- и видео сопровождением.
Учащийся получит возможность научиться:
- понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
- выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным основаниям — и делать на этой основе выводы;
- устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;
- осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;
- составлять, записывать и выполнять инструкции (простой алгоритм), план поиска информации;
- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Коммуникативные
Учащийся научится:
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
- принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
- принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умениям не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Учащийся получит возможность научиться:
- обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
- обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе.
Личностные результаты:
-чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
-осознание роли своей страны в мировом развитии; уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
-целостное восприятие окружающего мира;
-развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
-рефлексионная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими-навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
-установка на ЗОЖ, наличие мотивации к творческому труду.
В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Математика» в 4 классе отводится 136 часов 4 часа в неделю (34 учебные недели).
В рабочей программе темы уплотнены, но сохранены. В случае совпадения уроков с праздничными днями предполагается выполнение программы:
1. За счет часов выделенных на повторение материала;
2. За счет объединения уроков по одной теме.
Для реализации рабочей программы используется следующий учебно-методический комплекс:
1. Концепция и программы для начальных классов «Школа России» – М.: «Просвещение», 2008.
2.Учебник: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. Математика. 4 класс. Ч.1,2.-М.: Просвещение, 2014
Содержание учебного предмета
№ | Тема раздела | Содержание | Количество часов |
1 | Числа от 1 до 1000 | Числа от 1 до 1000. Нумерация. Порядок действий в числовых выражениях. Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел. Свойства умножения. Письменные приемы вычислений. | 14 |
2 | Нумерация | Новая счетная единица — тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. | 12 |
3 | Величины | Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности. Практическая работа: Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки. | 11 |
4 | Сложение и вычитание | Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х + 312 = 654 + 79, 729 – х = 217, х – 137 = 500 – 140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин. | 12 |
5 | Умножение и деление | Умножение и деление Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 – х = 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360 : х= 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.). Практическая работа: Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге. В течение всего года проводится: - вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия ( со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий; - решение задач в одно действие, раскрывающих: а) смысл арифметических действий; б) нахождение неизвестных компонентов действий; в) отношения больше, меньше, равно; г) взаимосвязь между величинами; - решение задач в 2 – 4 действия; - решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля. | 77 |
6 | Итоговое повторение | Итоговое повторение (10 ч) Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий. Уравнение. Решение задач изученных видов. | 10 |
| Всего: | | 136 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности учащихся |
план | факт |
Числа от 1 до 1000 (14 ч.) |
1/1 | | | Повторение. Нумерация чисел. Инструктаж по ТБ | Вычислять значения числового выражения, содержащего 2-3 действия |
2/2 | | | Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание | Вычислять значения числового выражения, содержащего 2-3 действия. Понимать правила порядка выполнения действий |
3/3 | | | Нахождение суммы нескольких слагаемых | Находить суммы нескольких слагаемых разными способами; применять письменные приёмы вычислений; работать по алгоритму. |
4/4 | | | Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел | Выполнять вычитания трёхзначных чисел; анализировать свои действия с поставленной учебной задачей; оценивать результат своей работы |
5/5 | | | Умножение трехзначного числа на однозначное | Пользоваться изученной терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные |
6/6 | | | Входная контрольная работа | Применять знания, умения и навыки |
7/7 | | | Работа над ошибками. Свойства умножения | Выполнять умножение трёхзначного числа на однозначное; решать задачи; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии |
8/8 | | | Алгоритм письменного деления | Выполнять деление трёхзначного числа на однозначное |
9/9 | | | Приемы письменного деления | Выполнять письменное деление трехзначных чисел на однозначные |
10/10 | | | Приемы письменного деления | Выполнять письменное деление трехзначных чисел на однозначные |
11/11 | | | Приемы письменного деления | Выполнять письменное деление трехзначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть ноль |
12/12 | | | Диаграммы | Строить диаграммы и переводить их в таблицы |
13/13 | | | Что узнали. Чему научились | Пользоваться изученной терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления |
14/14 | | | Странички для любознательных | Распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку; свойства диагоналей прямоугольника. решать текстовые задачи |
Числа, которые больше 1000 (112 ч.) Нумерация (12 ч.) |
15/1 | | | Нумерация. Класс единиц и класс тысяч | Читать, записывать числа, которые больше 1000 |
16/2 | | | Чтение многозначных чисел | Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000 |
17/3 | | | Запись многозначных чисел | Записывать и сравнивать числа в пределах 1000000 |
18/4 | | | Разрядные слагаемые | Представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых |
19/5 | | | Сравнение чисел | Читать, записывать и сравнивать числа |
20/6 | | | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | Увеличивать и уменьшать числа в 10, 100, 1000 раз, уметь устанавливать связь между компонентами и результатами действий |
21/7 | | | Закрепление изученного | Находить количество единиц какого-либо разряда |
22/8 | | | Класс миллионов. Класс миллиардов | Класс миллионов, класс миллиардов, последовательность чисел в пределах 100000 |
23/9 | | | Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились | Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000 |
24/10 | | | Наши проекты. Что узнали. Чему научились | Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000 |
25/11 | | | Контрольная работа «Числа, которые больше 1000. Нумерация» | Применять знания, умения и навыки по теме «Нумерация чисел больше 1000» |
26/12 | | | Работа над ошибками. Закрепление изученного | Анализировать ошибки, совершенствовать умение решать текстовые задачи |
Величины (11 ч.) |
27/1 | | | Единицы длины. Километр | Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах |
28/2 | | | Единицы длины. Закрепление изученного | Читать, записывать и сравнивать величины |
29/3 | | | Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр | Использовать приобретенные знания для сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор |
30/4 | | | Таблица единиц площади |
31/5 | | | Измерение площади с помощью палетки | Прием измерения площади фигуры с помощью палетки |
32/6 | | | Единицы массы. Тонна, центнер | Сравнивать величины по их числовым значениям |
33/7 | | | Единицы времени. Определение времени по часам | Использовать знания для определения времени по часам (в часах, минутах), сравнивать величины, выражать данные величины в различных единицах |
34/8 | | | Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда |
35/9 | | | Век. Таблица единиц времени | Сравнивать величины, выражать данные величины в различных единицах |
36/10 | | | Что узнали. Чему научились | Сравнивать величины, выражать данные величины в различных единицах |
37/11 | | | Контрольная работа «Величины» | Сравнивать величины, выражать данные величины в различных единицах |
Сложение и вычитание (12 ч.) |
38/1 | | | Работа над ошибками. Устные и письменные приемы вычислений | Анализировать ошибки, совершенствовать умение решать текстовые задачи; выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел), вычисления с нулем |
39/2 | | | Нахождение неизвестного слагаемого | Применять правило нахождения неизвестного слагаемого |
40/3 | | | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого | Вычислять значения числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без) |
41/4 | | | Нахождение нескольких долей целого | Находить несколько долей целого, совершенствовать вычислительные навыки |
42/5 | | | Решение задач | Решать задачи на нахождение нескольких долей целого; совершенствовать вычислительные навыки. |
43/6 | | | Решение задач |
44/7 | | | Сложение и вычитание величин | Применять полученные знания для решения задач, применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений |
45/8 | | | Решение задач | Решать текстовые задачи на увеличение (уменьшение)на неск. ед-ц, выраженных в косвенной форме |
46/9 | | | Что узнали. Чему научились | Решать текстовые задачи арифметическим способом, проверять правильность вычислений |
47/10 | | | Странички для любознательных. Задачи - расчеты | Решать текстовые задачи арифметическим способом, проверять правильность вычислений |
48/11 | | | Что узнали. Чему научились | Устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий |
49/12 | | | Контрольная работа «Сложение и вычитание» | Решать текстовые задачи, проверять правильность вычислений |
Умножение и деление (77 ч.) |
50/1 | | | Работа над ошибками. Свойства умножения | Анализировать ошибки, совершенствовать умение решать текстовые задачи, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений |
51/2 | | | Письменные приемы умножения | Выполнять умножение именованного числа на однозначное число |
52/3 | | | Письменные приемы умножения | Приемы письменного умножения многозначного числа с нулями и единицами в записи на однозначное число |
53/4 | | | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | Приемы письменного умножения чисел, оканчивающихся нулями, уметь делать проверку |
54/5 | | | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя | Решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий умножения и деления |
55/6 | | | Деление с числами 0 и 1 | Обобщать знания о действии деления, об особенностях деления с числами 0 и 1 |
56/7 | | | Письменные приёмы деления | Выполнять деление многозначного числа на однозначное число |
57/8 | | | Письменные приёмы деления | Выполнять деление многозначного числа на однозначное число |
58/9 | | | Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме | Решать задачи на пропорциональное деление |
59/10 | | | Закрепление изученного. Решение задач | Применять прием письменного умножения и деления |
60/11 | | | Письменные приемы деления. Решение задач | Проверять правильность выполнения вычислений, делить многозначные числа на однозначное число |
61/12 | | | Закрепление изученного |
62/13 | | | Что узнали. Чему научились | Проверять правильность выполнения вычислений, делить многозначные числа на однозначное число |
63/14 | | | Контрольная работа «Умножение и деление на однозначное число» | Выполнять деление многозначного числа на однозначное, совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, уметь решать задачи |
64/15 | | | Работа над ошибками. Закрепление изученного. | Анализировать ошибки, совершенствовать умение решать текстовые задачи |
65/16 | | | Умножение и деление на однозначное число | Выполнять письменные приёмы умножения и деления, развивать логическое мышление, уметь решать задачи |
66/17 | | | Скорость. Единицы скорости Взаимосвязь между временем, скоростью и расстоянием | Пользоваться терминологией Скорость. Единицы скорости |
67/18 | | | Решение задач на движение | Решать задачи арифметическим способом на движение |
68/19 | | | Решение задач на движение | Решать задачи на движение; оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи |
69/20 | | | Решение задач на движение |
70/21 | | | Странички для любознательных Проверочная работа | Работать с новыми единицами измерения |
71/22 | | | Умножение числа на произведение | Приемы письменного умножения и деления многозначных чисел на однозначные |
72/23 | | | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
73/24 | | | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
74/25 | | | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями |
75/26 | | | Решение задач | Решать задачи на встречное движение, составлять и решать обратные задачи |
76/27 | | | Перестановка и группировка множителей | Группировать множители в произведение, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений |
77/28 | | | Что узнали. Чему научились | Решать задачи, совершенствовать вычислительные навыки |
78/29 | | | Контрольная работа за первое полугодие | Выполнять письменный прием умножения и деления многозначных чисел, сложение и вычитание многозначных чисел |
79/30 | | | Работа над ошибками. Закрепление изученного | Анализировать и исправлять ошибки, совершенствовать умение решать текстовые задачи |
80/31 | | | Деление числа на произведение | Выполнять деления числа на произведение разными способами |
81/32 | | | Деление числа на произведение | Выполнять деления числа на произведение разными способами |
82/33 | | | Деление с остатком на 10, 100, 1000 | Выполнять деление с остатком в пределах 100 |
83/34 | | | Решение задач | Решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального способом отношений |
84/35 | | | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | Применять письменные приёмы деления на числа, оканчивающиеся нулями, при однозначном частном |
85/36 | | | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями, когда в частном две цифры | Применять письменные приёмы деления на числа, оканчивающиеся нулями, когда в частном две цифры |
86/37 | | | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | Применять письменные приёмы деления на числа, оканчивающиеся нулями |
87/38 | | | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями, когда в частном есть нуль | Письменные приёмы деления на числа, оканчивающиеся нулями |
88/39 | | | Решение задач | Решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях. |
89/40 | | | Закрепление изученного | Выполнять письменные приёмы деления на числа, оканчивающиеся нулями |
90/41 | | | Что узнали. Чему научились | Выполнять письменные приёмы деления на числа, оканчивающиеся нулями |
91/42 | | | Контрольная работа «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» | Применять прием письменного умножения и деления |
92/43 | | | Работа над ошибками. Наши проекты | Решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1– 3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью; оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи |
93/44 | | | Умножение числа на сумму | Анализировать и исправлять ошибки, совершенствовать умение решать текстовые задачи |
94/45 | | | Умножение числа на сумму | Применять правило умножения числа на сумму |
95/46 | | | Письменное умножение на двузначное число | Выполнять письменные приёмы умножения на двузначное число |
96/47 | | | Письменное умножение на двузначное число | Выполнять письменные приёмы умножения на двузначное число |
97/48 | | | Решение задач | Решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменное умножение на 2-значное число |
98/49 | | | Решение задач | Выполнять письменное умножение на 2-значное число |
99/50 | | | Письменное умножение на трехзначное число | Применять прием письменного умножения на 3-значное число |
100/ 51 | | | Письменное умножение на трехзначное число | Применять прием письменного умножения на 3-значное число |
101/ 52 | | | Закрепление изученного | Применять названия действий и компонентов, связи между результатами и компонентами умножения и деления |
102/ 53 | | | Закрепление изученного | Применять названия действий и компонентов, связи между результатами и компонентами умножения и деления |
103/ 54 | | | Что узнали. Чему научились. | Применять названия действий и компонентов, связи между результатами и компонентами умножения и деления. |
104/ 55 | | | Контрольная работа «Умножение на двузначное и трехзначное число» | Проверить знания, умения и навыки по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число» |
105/ 56 | | | Работа над ошибками. Письменное деление на двузначное число | Анализировать и исправлять ошибки, совершенствовать умение решать текстовые задачи |
106/ 57 | | | Письменное деление с остатком на двузначное число | Применять прием письменного деления на 2-значное число с остатком |
107/ 58 | | | Алгоритм письменного деление на двузначное число | Составить алгоритм письменного деления трёхзначного числа на двузначное |
108/ 59 | | | Письменное деление многозначного числа на двузначное число. | Выполнять прием письменного деления многозначных чисел на 2-значное число |
109/ 60 | | | Письменное деление на двузначное число | Выполнять прием письменного деления многозначных чисел на 2-значное число |
110/ 61 | | | Закрепление письменного приема деления многозначного числа на двузначное | Выполнять письменно деление на двузначное число в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком) |
111/ 62 | | | Закрепление изученного. Решение задач |
112/ 63 | | | Закрепление изученного | Выполнять письменно деление на двузначное число в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком) |
113/ 64 | | | Письменное деление на двузначное число. Закрепление |
114/ 65 | | | Закрепление изученного. Решение задач | Решать задачи с величинами «производительность», «время», «работа» |
115/ 66 | | | Закрепление изученного. Решение задач | Решать задачи с величинами «производительность», «время», «работа» |
116/ 67 | | | Контрольная работа «Деление на двузначное число» | Выполнять деление многозначного числа на двузначное число, решать задачи изученных видов |
117/ 68 | | | Анализ контрольной работы. Письменное деление на трехзначное число | Применять прием письменного умножения и деления на 2-значное число. |
118/ 69 | | | Письменное деление на трехзначное число | Применять прием письменного деления на 3-значное число |
119/ 70 | | | Письменное деление на трехзначное число | Применять прием письменного деления на 3-значное число |
120/ 71 | | | Закрепление изученного | Применять прием письменного деления на 3-значное число |
121/ 72 | | | Деление с остатком | Выполнять деление с остатком |
122/ 73 | | | Деление на трехзначное число. Закрепление | Применять прием письменного деления на 3-значное число |
123/ 74 | | | Что узнали. Чему научились | Решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс одновременного встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; решать задачи в 3–4 действия; находить разные способы решения задачи |
124/ 75 | | | Что узнали. Чему научились |
125/ 76 | | | Контрольная работа «Деление на трехзначное число» | Применять знания, умения и навыки по теме «Письменное деление на трехзначное число» |
126/ 77 | | | Работа над ошибками. Закрепление | Совершенствовать вычислительные навыки |
Итоговое повторение (10 ч.) |
127/1 | | | Нумерация | Пользоваться изученной терминологией |
128/2 | | | Выражения и уравнения | Применять знания, умения и навыки |
129/3 | | | Итоговая контрольная работа | Решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления с натуральными числами |
130/4 | | | Работа над ошибками. Арифметические действия: сложение и вычитание | Решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления с натуральными числами |
131/5 | | | Арифметические действия: умножение и деление | Вычислять значение числовых выражений в 2-3 действия (со скобками и без) |
132/6 | | | Правила о порядке выполнения действий | Вычислять значение числовых выражений в 2-3 действия (со скобками и без) |
133/7 | | | Величины | Выполнять сравнение величин по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах |
134/8 | | | Геометрические фигуры | Распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге |
135/9 | | | Задачи | Решать текстовые задачи изученных видов |
136/ 10 | | | Обобщающий урок. Игра «В поисках клада» | Применять знания, умения и навыки |
Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы
1. Математика 4 класс. Учебник для 4 класса для общеобразовательных школ с приложением на электронном носителе в 2 ч. /Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. / М.: Просвещение, 2014
2. Ситникова Т. Н. Математика: 4 класс: Контрольно-измерительные материалы. М.: Вако, 2011
Интернет – поддержка учебников и дополнительные материалы:
1. http: //1-4.prosv.ru Сайт «Начальная школа»
2. http://pedsovet.su/ Методические разработки в помощь учителю.
3. Электронное приложение к учебнику «Математика», 4 класс
4. Мультимедийный проектор
10