Пояснительная записка к рабочей программе
Рабочая программа по математике для 6 класса разработана на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 июля 2018 года №678; и документа «Примерная программа основного общего образования. Математика 5-6 классы для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики» Донецк, 2018, рабочего учебного плана МОО «ОШ №11 г.Енакиево» на текущий учебный год.
Сознательное овладение обучающихся системой арифметических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса математики 6 класса обусловлена тем, что объектом изучения служат количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Арифметика является одним из опорных предметов основного общего образования: она
обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Практические умения и навыки арифметического характера необходимы для трудовой и
профессиональной подготовки школьников.
Развитие у школьников правильных представлений о сущности и происхождении арифметических абстракций, о соотношении реального и идеального, о характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, о месте арифметики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию их научного мировоззрения и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Цель изучения курса математики в 6 классе
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи изучения курса математики в 6 классе:
развивать у учащихся внимание, способность сосредоточиться, настойчивость, точную экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (символические, графические) средства.
Формировать навыки умственного труда, планирование своей деятельности, поиск рациональных путей ее выполнения, умение критически оценивать свою деятельность.
Развивать интерес к предмету, используя различные формы работы на уроках.
В ходе преподавания математики в 6 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обратить внимание на то, чтобы они овладевали умениями обще учебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
-работы с математическими моделями, приемами их построения и исследования;
-методами исследования реального мира, умения действовать в нестандартных ситуациях;
-решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
-исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
-ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;
-использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
-проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
-поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССЕ
В курсе математики 6 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика, элементы алгебры, вероятность и статистика, геометрический материал. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения обучающимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Содержание линии «Геометрический материал» способствует формированию у обучающихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира,
закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное
мышление и пространственные представления.
Линия «Вероятность и статистика» − обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности обучающихся – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.
При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ)
В соответствии с Рабочим учебным планом основного общего образования МОО «ОШ №11 г.Енакиево» на изучение математики в 6 классе предусмотрено 5 часов в неделю.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
личностные:
1) ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирования коммуникативной компетентности в образовании и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контр примеры;
4) первоначального представления о математической науке как сфере человеческой
деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
5) критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6) креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении
арифметических задач;
7) умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
3) способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) умения устанавливать причинно-следственную связь; строить логические рассуждения, умозаключения и выводы;
5) умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
6) развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определить цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
7) формирование учебной и общепользовательской компетентности в области использовании информационно-коммуникационных технологий;
8) первоначального представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники;
9) развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
10) умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятийной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
11) умения понимать и использовать математические наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
12) умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
13) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
14) умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
15) способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
1) умения работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики, развития способности обосновать суждения, проводить классификацию;
2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представления о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах, формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
3) умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) умения пользоваться изученными математическими формулами;
5) знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
6) умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
АРИФМЕТИКА
Дроби.
Понятие положительной десятичной дроби. Сравнение положительных десятичных дробей. Сложение и вычитание положительных десятичных дробей. Перенос запятой в положительной десятичной дроби. Умножение положительных десятичных дробей. Деление положительных десятичных дробей. Десятичные дроби и проценты. Десятичные дроби произвольного знака. Приближение десятичных дробей. Приближение суммы, разности, произведения и частного двух чисел. Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь. Бесконечные периодические десятичные дроби.
Периодичность десятичного разложения обыкновенной дроби. Непериодические бесконечные дроби. Отношения чисел и величин. Деления числа в данном отношении.
Пропорции. Прямая и обратная пропорциональность. Понятие о проценте. Задачи на проценты.
Рациональные числа. Отрицательные целые числа. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение целых чисел. Сложение целых чисел. Законы сложения целых чисел. Разность целых чисел. Произведение целых чисел. Частное целых чисел. Распределительный закон. Раскрытие скобок и заключение в скобки. Действия с суммами нескольких слагаемых. Представление целых чисел на координатной оси. Отрицательные дроби. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Сложение и вычитание рациональных чисел. Умножение и деление рациональных чисел. Смешанные дроби произвольного знака. Изображение рациональных чисел на координатной оси. Свойства арифметических действий.
Измерения, приближения, оценка. Зависимости между величинами.
Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Примеры зависимостей между величинами скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; цена, количество, стоимость и др. Представление зависимости в виде формул. Вычисления по формулам. Решение текстовых задач арифметическими способами.
Элементы алгебры
Использование букв для обозначения чисел; для записи свойств арифметических действий. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Уравнение, корень уравнения. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий. Декартовы координаты на плоскости. Построение точки по ее координатам, определение координат точки на плоскости.
Описательныя статистика. Вероятность
Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Понятие о случайном опыте и событии. Достоверное и невозможное событие.
.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
КУРСА МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССЕ
Рациональные числа
По завершении изучения курса математики 6 класса обучающийся:
научится:
сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
получит возможность:
научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Действительные числа
научится:
получит возможность:
развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных
чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Данная программа реализуется по учебнику Математика 6 класс,
авторы: С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. − М.: Просвещение, 2016.
Класс | Название темы | Кол-во часов на изучение темы |
6 | Обобщение и систематизация программного материала 5 класса | 10 |
Отношения, пропорции, проценты | 30 |
Целые числа | 29 |
Обобщение и систематизация программного материала за первое полугодие | 11 |
Рациональные числа | 35 |
Десятичные дроби | 28 |
Обыкновенные и десятичные дроби | 13 |
| Обобщение и систематизация программного материала за 5-6 класс | 9 |
Всего | | 165 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1. Отношения, пропорции, проценты (30 часов).
Отношения, масштаб, пропорции, проценты. Круговые диаграммы. Решение текстовых задач арифметическими методами.
Основная цель – сформировать у учащихся понятия процента, научить их решать задачи на деление числа в данном отношении, на прямую и обратную пропорциональность, на проценты.
Учащиеся должны:
знать
определение отношения, пропорции, процента.
уметь
определять правильно составлено отношение или пропорция;
определять тип пропорциональности (прямая, обратная или никакая);
решать задачи с помощью составления пропорции;
переводить проценты в дробь и дробь в проценты; решать задачи на нахождение процентов от числа и числа по заданным процентам.
Задачи на проценты рассматриваются и решаются как задачи на дроби, показывается их решение с помощью пропорций. После изучения десятичных дробей появиться еще один способ решения задач на проценты, связанный с умножением и делением на десятичную дробь.
2. Целые числа (29 часов).
Отрицательные целые числа. Сравнение целых чисел. Арифметические действия с целыми числами. Законы сложения и умножения. Раскрытие скобок, заключение в скобки и действия с суммами нескольких слагаемых. Представление целых чисел на координатной оси.
Основная цель – сформировать у учащихся представление об отрицательных числах, навыки арифметических действий с целыми числами.
Учащиеся должны:
знать
определение отрицательного, противоположного числа, модуля числа, законы арифметических действий.
уметь
выполнять действия с целыми числами;
раскрывать скобки и заключать в скобки;
представлять целые числа на координатной оси.
иметь
представление о фигурах на плоскости, симметричных относительно точки.
Введение отрицательных чисел и правил действий с ними первоначально происходит на множестве целых чисел. Это позволяет сконцентрировать внимание учащихся на определении знака результата и выборе действия с модулями, а сами вычисления с модулями целых чисел – натуральными числами – к этому времени уже хорошо усвоены. Доказательство законов сложения и умножения для целых чисел проводится на характерных числовых примерах с опорой на соответствующие законы для натуральных чисел. Заключительный этап изучения темы – изображение целых чисел точками на координатной прямой.
3. Рациональные числа (35 часов).
Отрицательные дроби. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с дробями произвольного знака. Законы сложения и умножения. Смешанные дроби произвольного знака. Изображение рациональных чисел на координатной оси. Уравнения и решение задач с помощью уравнений.
Основная цель – добиться осознанного владения арифметическими действиями с рациональными числами.
Учащиеся должны:
знать
определение рационального числа;
законы сложения и вычитания.
уметь
выполнять действия с дробями произвольного знака;
изображать рациональные числа на координатной оси;
преобразовывать простейшие буквенные выражения; решать уравнения и задачи с помощью составления уравнений.
иметь
представление о фигурах на плоскости, симметричных относительно прямой. На втором этапе изучения отрицательных чисел соединяются сформированные ранее умения: определять знак результата и действовать с дробями. В то же время учащиеся должны понимать, что любое действие с рациональными числами можно свести к нескольким действиям с целыми числами. Доказательство законов сложения и умножения для рациональных чисел проводится на характерных числовых примерах с опорой на соответствующие законы для целых чисел.
Существенную роль в этой теме играет изображение рациональных чисел на координатной прямой.
Учащиеся осваивают новый прием решения задач – с помощью уравнений.
4. Десятичные дроби (28 часов)
Положительные десятичные дроби. Сравнение и арифметические действия с положительными десятичными дробями. Десятичные дроби и проценты. Десятичные дроби любого знака. Приближение десятичных дробей, суммы, разности, произведения и частного двух чисел.
Основная цель – вести понятие десятичной дроби, выработать прочные навыки выполнения арифметических действий с десятичными дробями, сформировать навыки
приближенных вычислений.
Учащиеся должны:
знать
определение десятичной дроби.
уметь
выполнять действия с десятичными дробями;
выполнять приближенные вычисления;
решать сложные задачи на проценты.
Материал, связанный с десятичными дробями, излагается с опорой на уже известные
теоретические сведения – сначала для положительных, потом для десятичных дробей любого знака. Десятичные дроби рассматриваются как новая форма записи уже изученных рациональных чисел. Важно обратить внимание учащихся на схожесть правил действий над десятичными дробями и над натуральными числами.
В этой теме показываются новые приемы решения основных задач на проценты, сводящихся к умножению и делению на десятичную дробь, а также способы решения сложных задач на проценты.
При изучении данной темы вводится понятие приближения десятичной дроби, разъясняются правила приближенных вычислений при сложении и вычитании, при умножении и делении. Появление приближенных вычислений в этом месте связано с тем,
что при делении десятичных дробей не всегда получается конечная десятичная дробь, а также с тем, что на практике часто требуется меньше десятичных знаков, чем получается а
результате вычислений. Учащиеся должны научиться в случае необходимости правильно
округлять сами числа и результаты вычислений.
5. Обыкновенные и десятичные дроби (13 часов).
Периодические и непериодические десятичные дроби (действительные числа). Длина отрезка. Длина окружности. Площадь круга. Координатная ось. Декартова система координат на плоскости. Столбчатые диаграммы и графики.
Основная цель – познакомить учащихся с периодическими и непериодическими
десятичными дробями (действительными числами), научить их приближенным вычислениям с ними.
Учащиеся должны:
знать
определение действительного числа;
формулы вычисления длины окружности и площади круга;
Декартова система координат на плоскости.
уметь
раскладывать положительные обыкновенные дроби в конечные и бесконечные периодические десятичные дроби;
выполнять приближенные вычисления с действительными числами;
вычислять длину окружности и площадь круга;
строить точки на координатной плоскости; строить столбчатые диаграммы и графики.
При изучении заключительной темы курса арифметики 5 – 6 классов устанавливается связь между обыкновенными и десятичными дробями. Показывается, что несократимые дроби, знаменатель которых не содержит простых делителей, кроме 2 и 5, и только они записываются в виде бесконечных периодических десятичных дробей. Делается вывод, что любое рациональное число можно записать в виде периодической десятичной дроби. Затем приводятся примеры бесконечных непериодических десятичных дробей, которые и
называют иррациональные числа – это действительные числа.
Введение бесконечных десятичных дробей (необязательно периодических) позволяет ввести понятие длины произвольного отрезка. Здесь показывается, что длина отрезка как раз и есть бесконечная десятичная дробь, что каждой точке координатной оси соответствует действительное число.
Распределение учебного материала по темам.
Количество контрольных работ.
№ п/п | Тема, изучаемый материал | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ |
1 | Обобщение и систематизация программного материала за 5 класс | 10 | 1 |
| ОТНОШЕНИЯ, ПРОПОРЦИИ, ПРОЦЕНТЫ | 30 | 2 |
2 | Отношения и пропорции | 14 | 1 |
3 | Проценты | 16 | 1 |
| ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА | 29 | 2 |
4 | Сложение и вычитание целых чисел | 15 | 1 |
5 | Умножение и деление целых чисел | 14 | 1 |
6 | Обобщение и систематизация за первое полугодие | 11 | 1 |
| РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА | 35 | 3 |
7 | Сложение и вычитание рациональных чисел | 11 | 1 |
8 | Умножение и деление дробей | 13 | 1 |
9 | Уравнения | 11 | 1 |
| ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ | 28 | 2 |
10 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 13 | 1 |
11 | Умножение и деление десятичных дробей. проценты | 15 | 1 |
12 | Обыкновенные и десятичные дроби | 13 | 1 |
13 | Обобщение и систематизация программного материала | 9 | 1 |
| Всего | 165 | 13 |
| | | |
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п | Тема контрольной работы | Дата проведения | Примечание |
1 | Контрольная работа №1 (диагностическая) | | |
2 | Контрольная работа №2 по теме «Отношения и пропорции» | | |
3 | Контрольная работа №3 по теме «Проценты» | | |
4 | Контрольная работа №4 по теме «Сложение и вычитание целых чисел» | | |
5 | Контрольная работа №5 по теме «Умножение и деление целых чисел» | | |
6 | Контрольная работа №6 по теме «Обобщение и систематизация за первое полугодие» | | |
7 | Контрольная работа №7 по теме «Сложение и вычитание рациональных чисел» | | |
8 | Контрольная работа №8 по теме «Умножение и деление дробей» | | |
9 | Контрольная работа №9 по теме «Уравнения» | | |
10 | Контрольная работа №10 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» | | |
11 | Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей. проценты» | | |
12 | Контрольная работа №12 по теме «Обыкновенные и десятичные дроби» | | |
13 | Контрольная работа №13 (годовая) | | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | Характеристика основных видов деятельности |
| I четверть (40 ч) | |
| Тема 1. Обобщение и систематизация программного материала 5 класса | 9 | | | Формулировать законы арифметических действий, записывать их с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения, применять их для рационализации вычислений. Преобразовывать обыкновенные дроби с помощью основного свойства дроби. Приводить дроби к общему знаменателю, сравнивать и упорядочивать их. Выполнять вычисления со смешанными дробями. Решать задачи на дроби, на все действия с дробями, на совместную работу. |
1 | Натуральные числа. Задачи на части. Задачи на нахождение неизвестного по сумме и разности. | 1 | | |
2 | Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями. | 1 | | |
3 | Решение примеров на все действия с обыкновенными дробями. | 1 | | |
4 | Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби. | 1 | | |
5 | Решение текстовых задач. | 1 | | |
6 | Площадь прямоугольника. Объём прямоугольного параллелепипеда. | 1 | | |
7 | Решение задач и упражнений. | 1 | | |
8 | Контрольная работа №1 (Диагностическая) | 1 | | |
9 | Анализ контрольной работы | 1 | | |
| Отношения. Пропорции. Проценты (30 ч) | |
| Тема 2. Отношения и пропорции | 14 | | | Приводить примеры использования этих понятий на практике. Решать задачи на пропорциональное деление (в том числе задачи из реальной практики). Использовать знания о зависимостях (прямой и обратной пропорциональной) между величинами (скорость, время, расстояние; работа, производительность, время и т.п.) при решении текстовых задач; осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ. |
10 | Анализ контрольной работы. Отношения чисел и величин. | 1 | 17.09 | |
11 | Масштаб. | 1 | 18.09 | |
12 | Масштаб. | 1 | 19.09 | |
13 | Деление числа в данном отношении. | 1 | 20.09 | |
14 | Деление числа в данном отношении. | 1 | 21.09 | |
15 | Пропорции. | 1 | 24.09 | |
16 | Пропорции. | 1 | 25.09 | |
17 | Прямая пропорциональность. | 1 | 26.09 | |
18 | Обратная пропорциональность. | 1 | 27.09 | |
19 | Решение задач на прямую и обратную пропорциональность. | 1 | 28.09 | |
20 | Решение задач. | 1 | 01.10 | |
21 | Решение задач. | 1 | 02.10 | |
22 | Контрольная работа № 2 по теме: «Отношения и пропорции» | 1 | 03.10 | |
23 | Анализ контрольной работы | 1 | 04.10 | |
| Тема 3. Проценты | 16 | | | Решать задачи на проценты (в том числе задачи из реальной практики). Выполнять сбор информации в несложных случаях, организовывать информацию в виде таблиц и круговых диаграмм. Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям. Приводить примеры случайных событий, достоверных и невозможных событий. Сравнивать шансы наступления событий; строить речевые конструкции с использованием словосочетаний более вероятно, маловероятно и др. Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям |
24 | Понятие о проценте. | 1 | 05.10 | |
25 | Задачи на проценты. | 1 | 08.10 | |
26 | Задачи на проценты. | 1 | 09.10 | |
27 | Задачи на проценты. | 1 | 10.10 | |
28 | Задачи на проценты. | 1 | 11.10 | |
29 | Задачи на проценты. | 1 | 12.10 | |
30 | Задачи на проценты. | 1 | 15.10 | |
31 | Задачи на проценты. | 1 | 16.10 | |
32 | Круговые диаграммы. | 1 | 17.10 | |
33 | Круговые диаграммы. | 1 | 18.10 | |
34 | Круговые диаграммы. | 1 | 19.10 | |
35 | Вероятность события. | 1 | 22.10 | |
36 | Вероятность события. | 1 | 23.10 | |
37 | Контрольная работа №3 по теме: «Проценты». | 1 | 24.10 | |
38 | Анализ контрольной работы. | 1 | 25.10 | |
39 | Урок-обобщение | 1 | 26.10 | |
| II четверть (40 ч) | |
Целые числа (29 ч) | |
Тема 4. Сложение и вычитание целых чисел | 15 | | | |
40 | Отрицательные целые числа. | 1 | 05.11 | | Приводить примеры использования в окружающем мире положительных и отрицательных чисел. Характеризовать множество целых чисел. Приводить примеры конечных и бесконечных множеств чисел. Сравнивать и упорядочивать целые числа, выполнять вычисления (сложение и вычитание) с целыми числами. Формулировать и записывать с помощью букв свойства сложения и применять их. |
41 | Отрицательные целые числа. | 1 | 06.11 | |
42 | Противоположные числа. Модуль числа. | 1 | 07.11 | |
43 | Противоположные числа. Модуль числа. | 1 | 08.11 | |
44 | Сравнение целых чисел. | 1 | 09.11 | |
45 | Сравнение целых чисел. | 1 | 12.11 | |
46 | Сложение целых чисел. | 1 | 13.11 | |
47 | Сложение целых чисел. | 1 | 14.11 | |
48 | Законы сложения целых чисел. | 1 | 15.11 | |
49 | Законы сложения целых чисел. | 1 | 16.11 | |
50 | Законы сложения целых чисел. | 1 | 19.11 | |
51 | Разность целых чисел. | 1 | 20.11 | |
52 | Разность целых чисел. | 1 | 21.11 | |
53 | Контрольная работа № 4 по теме: «Целые числа. Сложение и вычитание целых чисел». | 1 | 22.11 | |
54 | Анализ контрольной работы. | 1 | 23.11 | |
| Тема 5. Умножение и деление целых чисел | 14 | | | |
55 | Произведение целых чисел. | 1 | 26.11 | | Выполнять вычисления с целыми числами. Формулировать и записывать с помощью букв свойства действий с целыми числами, применять их и правила раскрытия скобок, заключения в скобки для преобразования числовых выражений. Изображать целые числа точками на координатной прямой. |
56 | Произведение целых чисел. | 1 | 27.11 | |
57 | Частное целых чисел. | 1 | 28.11 | |
58 | Частное целых чисел. | 1 | 29.11 | |
59 | Распределительный закон. | 1 | 30.11 | |
60 | Раскрытие скобок и заключение в скобки. | 1 | 03.12 | |
61 | Раскрытие скобок и заключение в скобки. | 1 | 04.12 | |
62 | Действия с суммами нескольких слагаемых. | 1 | 05.12 | |
63 | Действия с суммами нескольких слагаемых. | 1 | 06.12 | |
64 | Действия с суммами нескольких слагаемых. | 1 | 07.12 | |
65 | Представление целых чисел на координатном луче. | 1 | 10.12 | |
66 | Решение упражнений. | 1 | 11.12 | |
67 | Контрольная работа №5 по теме: «Умножение и деление целых чисел». | 1 | 12.12 | |
68 | Анализ контрольной работы. | 1 | 13.12 | |
| Тема 6. Обобщение и систематизация программного материала за первое полугодие | 11 | | | Приводить примеры конечных и бесконечных множеств чисел. Сравнивать и упорядочивать целые числа, выполнять вычисления (сложение и вычитание) с целыми числами. Формулировать и записывать с помощью букв свойства сложения и применять их. Выполнять вычисления с целыми числами. Формулировать и записывать с помощью букв свойства действий с целыми числами, применять их и правила раскрытия скобок, заключения в скобки для преобразования числовых выражений. Изображать целые числа точками на координатной прямой. Решать задачи на проценты (в том числе задачи из реальной практики) |
69 | Отношения и пропорции. Решение упражнений. | 1 | 14.12 | |
70 | Прямая и обратная пропорциональности. | 1 | 17.12 | |
71 | Прямая и обратная пропорциональности. | 1 | 18.12 | |
72 | Проценты. Задачи на проценты. | 1 | 19.12 | |
73 | Решение примеров на все действия с целыми числами. | 1 | 20.12 | |
74 | Решение примеров на все действия с целыми числами. | 1 | 21.12 | |
75 | Решение примеров и задач. | 1 | 24.12 | |
76 | Решение примеров и задач. | 1 | 25.12 | |
77 | Контрольная работа № 6 по теме: «Обобщение и систематизация за первое полугодие». | 1 | 26.12 | |
78 | Анализ контрольной работы. | 1 | 27.12 | |
79 | Урок-обобщение. | 1 | 28.12 | |
| III четверть (48 ч) | |
| Рациональные числа (35 ч) | |
| Тема 7. Рациональные числа. Сложение и вычитание рациональных чисел | 11 | | | |
80 | Отрицательные дроби. | 1 | 14.01 | | Характеризовать множество рациональных чисел. Формулировать и записывать с помощью букв основное свойство дроби, свойства действий 1 ступени с рациональными числами, применять их для преобразования дробей и числовых выражений. Сравнивать и упорядочивать рациональные числа, выполнять сложение и вычитание дробей. |
81 | Рациональные числа. | 1 | 15.01 | |
82 | Рациональные числа. | 1 | 16.01 | |
83 | Рациональные числа. | 1 | 17.01 | |
84 | Сравнение рациональных чисел. | 1 | 18.01 | |
85 | Сравнение рациональных чисел. | 1 | 21.01 | |
86 | Сравнение рациональных чисел. | 1 | 22.01 | |
87 | Сложение и вычитание дробей. | 1 | 23.01 | |
88 | Сложение и вычитание дробей. | 1 | 24.01 | |
89 | Контрольная работа №7 по теме: «Рациональные числа. Сложение и вычитание рациональных чисел.» | 1 | 25.01 | |
90 | Анализ контрольной работы. | 1 | 28.01 | |
| Тема 8. Умножение и деление дробей | 13 | | | |
91 | Умножение и деление дробей | 1 | 29.01 | | Выполнять умножение и деление рациональных чисел. Формулировать и записывать с помощью букв свойства действий с рациональными числами, применять их для преобразования дробей и числовых выражений. Сравнивать и упорядочивать рациональные числа. Изображать рациональные числа точками на координатной прямой. |
92 | Умножение и деление дробей. | 1 | 30.01 | |
93 | Умножение и деление дробей. | 1 | 31.01 | |
94 | Законы сложения и умножения. | 1 | 01.02 | |
95 | Законы сложения и умножения. | 1 | 04.02 | |
96 | Смешанные дроби произвольного знака. | 1 | 05.02 | |
97 | Смешанные дроби произвольного знака. | 1 | 06.02 | |
98 | Смешанные дроби произвольного знака. | 1 | 07.02 | |
99 | Изображение рациональных чисел на координатной оси. | 1 | 08.02 | |
100 | Изображение рациональных чисел на координатной оси. | 1 | 11.02 | |
101 | Решение задач. | 1 | 12.02 | |
102 | Контрольная работа №8 по теме: «Умножение и деление дробей» | 1 | 13.02 | |
103 | Анализ контрольной работы. | 1 | 14.02 | |
| Тема 9. Уравнения | 11 | | | |
104 | Уравнения. | 1 | 15.02 | | Решать несложные уравнения первой степени на основе зависимостей между компонентами арифметических действий и с помощью переноса слагаемых с противоположным знаком в другую часть уравнения. Составлять буквенные выражения и уравнения по условиям задач. Решать задачи с помощью уравнения. |
105 | Уравнения. | 1 | 18.02 | |
106 | Уравнения. | 1 | 19.02 | |
107 | Уравнения. | 1 | 20.01 | |
108 | Решение задач с помощью уравнений. | 1 | 21.02 | |
109 | Решение задач с помощью уравнений. | 1 | 22.02 | |
110 | Решение задач с помощью уравнений. | 1 | 26.02 | |
111 | Решение задач с помощью уравнений. | 1 | 27.02 | |
112 | Решение задач с помощью уравнений. | 1 | 28.02 | |
113 | Контрольная работа №9 по теме: «Уравнения». | 1 | 01.03 | |
114 | Анализ контрольной работы. | 1 | 04.03 | |
| Десятичные дроби (28 ч) | |
| Тема 10. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. | 13 | | | |
115 | Понятие положительной десятичной дроби. | 1 | 05.03 | | Читать и записывать десятичные дроби. Представлять дроби со знаменателем 10 n в виде десятичных дробей и десятичные дроби в виде дроби со знаменателем 10 n . Сравнивать и упорядочивать десятичные дроби. Выполнять сложение и вычитание десятичных дробей. |
116 | Понятие положительной десятичной дроби. | 1 | 06.03 | |
117 | Сравнение положительных десятичных дробей. | 1 | 07.03 | |
118 | Сравнение положительных десятичных дробей. | 1 | 11.03 | |
119 | Сложение и вычитание положительных десятичных дробей. | 1 | 12.03 | |
120 | Сложение и вычитание положительных десятичных дробей. | 1 | 13.03 | |
121 | Сложение и вычитание положительных десятичных дробей. | 1 | 14.03 | |
122 | Сложение и вычитание положительных десятичных дробей. | 1 | 15.03 | |
123 | Сложение и вычитание положительных десятичных дробей. | 1 | 18.03 | |
124 | Сложение и вычитание положительных десятичных дробей. | 1 | 19.03 | |
125 | Решение задач. | 1 | 20.03 | |
126 | Контрольная работа №10 по теме: «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей». | 1 | 21.03 | |
127 | Анализ контрольной работы. | 1 | 22.03 | |
| | | | | |
IV четверть (37 ч) | |
| Тема 11. Умножение и деление десятичных дробей. Проценты. | 15 | | | |
128 | Перенос запятой в положительной десятичной дроби. | 1 | 01.04 | | Использовать эквивалентные представления чисел при их сравнении и вычислениях. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Выражать одни единицы измерения массы, времени и т. п. через другие единицы (метры в километрах и т. п.) с помощью десятичных дробей. Округлять десятичные дроби, находить десятичные приближения обыкновенных дробей. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Решать задачи на проценты с использованием десятичных дробей. |
129 | Перенос запятой в положительной десятичной дроби. | 1 | 02.04 | |
130 | Умножение положительных десятичных дробей. | 1 | 03.04 | |
131 | Умножение положительных десятичных дробей. | 1 | 04.04 | |
132 | Деление положительных десятичных дробей. | 1 | 05.04 | |
133 | Деление положительных десятичных дробей. | 1 | 08.04 | |
134 | Деление положительных десятичных дробей. | 1 | 09.04 | |
135 | Десятичные дроби и проценты. | 1 | 10.04 | |
136 | Десятичные дроби произвольного знака. | 1 | 11.04 | |
137 | Десятичные дроби произвольного знака. | 1 | 12.04 | |
138 | Приближение десятичных дробей. | 1 | 15.04 | |
139 | Приближение суммы, разности, произведения и частого. | 1 | 16.04 | |
140 | Решение упражнений. | 1 | 17.04 | |
141 | Контрольная работа №11 по теме: «Умножение и деление десятичных дробей. Проценты» | 1 | 18.04 | |
142 | Анализ контрольной работы. | 1 | 19.04 | |
| Обыкновенные и десятичные дроби(13 ч) Тема 12. Обыкновенные и десятичные дроби | 13 | | | |
143 | Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь. | 1 | 22.04 | | Представлять положительную обыкновенную дробь в виде конечной (бесконечной) десятичной дроби. Понимать, что любую обыкновенную дробь можно записать в виде периодической десятичной дроби, что периодическая десятичная дробь есть другая запись некоторой обыкновенной дроби. Приводить примеры непериодических десятичных дробей, понимать действительное число как бесконечную десятичную дробь, рациональное число как периодическую десятичную дробь, а иррациональное число как непериодическую бесконечную десятичную дробь. Сравнивать бесконечные десятичные дроби. Использовать формулы длины окружности и площади круга для решения задач, понимать, что число π – иррациональное число, что для решения задач можно использовать его приближение. Строить на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам, определять координаты точек. Строить столбчатые диаграммы, графики процессов, равномерного движения, решать простейшие задачи на анализ графика. |
144 | Бесконечные периодические десятичные дроби. | 1 | 23.04 | |
145 | Непериодические бесконечные десятичные дроби. | 1 | 25.04 | |
146 | Длина отрезка. | 1 | 26.04 | |
147 | Длина окружности. Площадь круга. | 1 | 30.04 | |
148 | Координатная ось. | 1 | 02.05 | |
149 | Декартова система координат на плоскости. | 1 | 03.05 | |
150 | Декартова система координат на плоскости. | 1 | 06.05 | |
151 | Декартова система координат на плоскости. | 1 | 07.05 | |
152 | Столбчатые диаграммы и графики. | 1 | 08.05 | |
153 | Решение упражнений. | 1 | 10.05 | |
154 | Контрольная работа № 12 по теме: «Обыкновенные и десятичные дроби» | 1 | 14.05 | |
155 | Анализ контрольной работы. | 1 | 15.05 | |
| Тема 13. Итоговое обобщение и систематизация программного материала за 5-6 классы | 9 | | | Находить значения числовых выражений, содержащих целые числа и десятичные дроби. Решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями и процентами. Выполнять расчеты по формулам, составлять формулы, выражающие зависимости между реальными величинами. |
156 | Целые и рациональные числа. Решение примеров на все арифметические действия с рациональными числами. | 1 | 16.05 | |
157 | Уравнения. Уравнения. Решение задач с помощью уравнений. | 1 | 17.05 | |
158 | Решение задач и упражнений. | 1 | 20.05 | |
159 | Решение задач и упражнений. | 1 | 21.05 | |
160 | Контрольная работа № 13 (годовая) | 1 | 22.05 | |
161 | Анализ контрольной работы | 1 | 23.05 | |
162 | Урок-обобщение | 1 | 24.05 | |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ,
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Критерии оценивания устных ответов
Ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:
1) полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
2) изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
3) правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
4) показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять в новой ситуации при выполнении практического задания;
5) продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
6) отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя.
Возможны 1-2 неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недочетов:
1) в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
2) допущены 1-2 недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
3) допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «3», если:
1) неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программы;
2) имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
3) ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил обязательное задание.
Ответ оценивается отметкой «2», если:
1) не раскрыто содержание учебного материала;
2) обнаружено незнание или не понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
3) допущены ошибки в определении понятия, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Критерии оценивание письменных работ
Оценка письменных контрольных работ учащихся.
Отметка «5» ставится, если:
1) работа выполнена полностью;
2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
2) допущена одна - две ошибки или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущены более двух ошибок или более трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.