Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Школа №7 для обучающихся с ОВЗ»
Принято на педагогическом совете Утверждаю
МАОУ « Школа №7» Директор МАОУ « Школа №7»
Протокол № ___ от ________г _____________ / О.Н. Никитина/
Рабочая программа
по учебному предмету
«Математика» - 8 класс
Составитель: Фотеева Н.Б.
учитель: МАОУ « Школа №7»
Пермский край, с. Пыскор.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса.
Содержание учебного предмета, коррекционного курса.
Тематическое планирование.
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для детей с ОВЗ, со школьной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой – М.: Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2011 (М.Н. Перова, Т.В. Алышева, В.В. Эк Математика 5-9 классы) и ориентирована на работу
по учебно-методическому комплексу:
В.В. Эк. Математика. 8 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2014
М.Н. Перова. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1984
М.Н. Перова. «Дидактические игры и упражнения по математике». – М.: Просвещение, 1996
Цель обучения математики – формирование доступных учащимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни и основных видах трудовой деятельности.
Задачи обучения математики:
1.Образовательные: дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; чётко и точно вести записи арифметических действий, правильно вычислять и уметь проверять решения, формировать представления о площади фигуры, вводить буквенные обозначения.
2.Коррекционные: развивать логическое мышление, используя различные текстовые задачи, примеры;
-учить устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы и обобщения;
- развивать речь учащихся, обогащая её математической терминологией;
- развивать внимание и память учащихся, используя дидактические игры, наглядность, чертежи;
- развивать пространственную ориентировку учащихся, используя геометрический материал курса.
3. Воспитательные:
-воспитывать аккуратность ведения записей в тетради;
- воспитывать усидчивость, внимание, работоспособность, трудолюбие;
- воспитывать самостоятельность, точность измерений.
Основной формой обучения является урок, а методами: рассказ учителя, чтение, обсуждение, практическая деятельность, наглядность, взаимопроверка.
Общая характеристика учебного предмета в учебном плане.
Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Обучение математике по коррекционной программе носит предметно – практическую направленность, связано с профессионально-трудовой подготовкой. Предмет определяет оптимальный объём знаний и умений, доступный обучающемуся воспитаннику. Особенности урока математики обуславливаются специфическими особенностями учебного предмета, его целями и задачами. Уроки математики одновременно с вооружением обучающихся математическими знаниями, формированием разнообразных умений и навыков (вычислительных, измерительных, графических, решения задач), умственной и учебной деятельности способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности и личности обучающихся коррекционной школы, их социальной адаптации путем связи обучения математики с жизнью (привлечения фактического числового материала, характеризующего взаимоотношения между предметами и явлениями окружающей действительности на языке математики), с профессионально- трудовой подготовкой. Обучающийся в силу особенностей своего развития (низкие познавательные интересы, узкий кругозор, низкий уровень развития речи, примитивный активный словарь) с трудом овладевает навыками счёта. Усвоение даже элементарных математических знаний требует достаточно высокой степени абстрактного мышления. А поскольку эта функция у ребенка нарушена, он с большим трудом овладевает простейшими математическими операциями. Отсутствие умения устанавливать адекватные причинно-следственные зависимости приводит к серьёзным затруднениям даже при решении относительно простых арифметических задач. Поэтому материал подбирается доступный для данной категории детей, большое внимание уделяется развитию устного счёта.
Описание места предмета в учебном плане.
Общее количество часов в год – 136 ч. Количество часов в неделю – 4 часа.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса.
Программа обеспечивает достижение определенных личностных и предметных результатов.
Предметные результаты:
Минимальный уровень
- чтение чисел, внесенных в нумерационную таблицу;
- запись чисел в таблицу;
- проверка умножения и деления, выполняемых письменно;
- вычислять площадь прямоугольника;
- вычислять площадь прямоугольника (квадрата);
- выполнять сложение, вычитание целых чисел в пределах 10 000;
- находить среднее арифметическое нескольких чисел;
- находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной дробью.
Достаточный уровень
ЗНАТЬ:
- величину 1 градус;
- размеры прямого, острого, тупого, развернутого, полного, смежных углов, сумму углов треугольника;
- элементы транспортира; единицы измерения площади, их соотношения; формулы длины окружности, площади круга.
УМЕТЬ:
- присчитывать и отсчитывать разрядные единицы и равные числовые группы в пределах 1 000 000;
- выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное целое число натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей;
- находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью;
- находить среднее арифметическое нескольких чисел;
- решать арифметические задачи на пропорциональное деление;
- строить и измерять углы с помощью транспортира;
- строить треугольники по заданным длинам сторон и величине углов;
- вычислять площадь прямоугольника (квадрата);
- вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса;
- строить точки, отрезки симметричные данным относительно оси, центра симметрии.
Примечания. Обязательно:
- уметь выполнять четыре арифметических действия с натуральными числами в пределах 10 000; по возможности с десятичными и обыкновенными дробями;
- знать наиболее употребительные единицы площади;
- знать размеры прямого, острого и тупого угла в градусах;
- находить число по его половине, десятой доле;
- вычислять среднее арифметическое нескольких чисел;
- вычислять площадь прямоугольника.
Личностные результаты:
- положительное отношение к урокам математики;
- умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане, на основе пошаговой инструкции по выполнению математической операции;
- умение с помощью учителя соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами выполнения учебного задания;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий и действий одноклассников;
- умение составить с помощью учителя и высказать фразу с использованием математической терминологии на основе анализа реальных предметов, предметных совокупностей или их иллюстраций;
- понимание записей с использованием математической символики, содержащихся в учебнике или иных дидактических материалах, умение их прочитать с помощью учителя;
- элементарные умения использования математических знаний и представлений при ориентировке в ближайшем социальном и предметном окружении.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. Кроме того, в классе ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, участию в олимпиадах, конкурсах разного уровня.
На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию базовых учебных действий, которые формируют у школьников осознанное отношение к обучению и содействуют становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия:
1. Самоопределение (мотивация учения, формирование математических основ).
2.Нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
Коммуникативные учебные действия:
1. Определение цели, функций участников, способов взаимодействия, способов разрешения конфликтов.
2. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
3.Контроль, коррекция, оценка действий партнера умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные учебные действия:
1. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
2. Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
3. В форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
4. Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
5. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные учебные действия:
1.Общеучебные:
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические.
2. Логические:
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
3. Действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
5.Содержание учебного предмета
Программа 8 класса состоит из следующих основных разделов:
Нумерация. Чтение и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение многозначных чисел.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения площади: квадратный миллиметр (1 кв. мм), квадратный сантиметр (1 кв. см), квадратный дециметр (1 кв. дм), квадратный метр (1 кв. м), квадратный километр (1 кв. км).
Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.
Запись чисел, полученных при измерении длины, стоимости, массы, в виде десятичной дроби и обратное преобразование.
Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Все виды устных вычислений с разрядными единицами в пределах 1 000 000; с целыми числами, полученными при счете и при измерении, в пределах 100, легкие случаи в пределах 1 000 000.
Письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами стоимости , длины, массы, выраженных в десятичных дробях. Умножение и деление чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами стоимости, длины, массы, выраженных в десятичных дробях на однозначное и двузначные числа.
Порядок действий. Нахождение значения числового выражения, состоящего из 3-4 арифметических действий.
Использование микрокалькулятора для всех видов вычислений в пределах 1 000 000 с целыми числами и числами, полученными при измерении, с проверкой результата повторным вычислением на микрокалькуляторе.
Дроби.
Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Получение долей. Сравнение долей.
Образование, запись и чтение обыкновенных дробей. Числитель и знаменатель дроби. Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей с одинаковыми числителями, с одинаковыми знаменателями.
Смешанное число. Получение, чтение, запись, сравнение смешанных чисел.
Основное свойство обыкновенных дробей. Преобразования обыкновенных дробей (легкие случаи): замена мелких долей более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами, целых и смешанных чисел неправильными дробями. Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю (легкие случаи).
Сравнение дробей с разными числителями и знаменателями.
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
Нахождение одной или нескольких частей числа.
Десятичная дробь. Чтение, запись десятичных дробей.
Выражение десятичных дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях.
Сравнение десятичных дробей.
Сложение и вычитание десятичных дробей (все случаи).
Умножение и деление десятичной дроби на однозначное, двузначное число. Действия сложения, вычитания, умножения и деления с числами, полученными при измерении и выраженными десятичной дробью.
Нахождение десятичной дроби от числа.
Использование микрокалькулятора для выполнения арифметических действий с десятичными дробями с проверкой результата повторным вычислением на микрокалькуляторе.
Арифметические задачи. Простые и составные (в 3-4 арифметических действия) задачи. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Задачи, содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…». Задачи на пропорциональное деление. Задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы: движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность труда, время, объем всей работы), изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход). Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Задачи на время (начало, конец, продолжительность события). Задачи на нахождение части целого. - Простые задачи на нахождение числа по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью, среднего арифметического двух и более чисел.
- Составные задачи на пропорциональное деление , на части, способом принятия общего количества за единицу. Простые и составные задачи геометрического содержания, требующие вычисления периметра многоугольника, площади прямоугольника (квадрата).Планирование хода решения задачи. Арифметические задачи, связанные с программой профильного труда.
Геометрический материал. - Градус. Обозначение, градусное измерение углов. Величина острого, прямого. Тупого, развернутого, полного угла. Транспорт, построение и измерение углов с помощью транспортира. Смежные углы, сумма смежных углов, углов треугольника.
- Построение треугольника по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними, по длине стороны и градусной мере двух углов.
- Единицы измерения земельных площадей: 1га, 1а, их соотношения.
- Измерение и вычисление площади прямоугольника. Числа, полученные при измерении одной, двумя единицами площади, их преобразования, выражение в десятичных дробях.Построение точки, отрезка, треугольника. Четырехугольника, окружности симметричных данными относительно оси, центра симметрии.
- Площадь. Обозначение. Единицы измерения площади: 1квмм, 1 квсм, 1 квдм, 1 квм. 1 кв км их соотношения.
Контроль знаний и умений учащихся осуществляется в соответствии с требованиями проведения самостоятельных и контрольных работ. Небольшие самостоятельные работы можно проводить на каждом уроке, контрольные работы - не реже одного раза в четверть.
6. Календарно-тематическое планирование по математике 8 класс
I четверть – 36 часов.
№ п/п | | Коли- чество часов | Тип урока | Основные термины и понятия | Учебно-дидактическое обеспечение | НРК | Коррекционная работа |
Нумерация в пределах 1000.000 - 5 часов |
| Числовой ряд в пределах 1 000 000. Таблица классов и разрядов | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний и умений | Разрядная таблица | Таблица классов и разрядов | | Развивать устную, связную речь через упражнение «Таблица» |
| Разложение чисел на разрядные слагаемые | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний и умений | Слагаемое Сумма | Нумерационная таблица | | Развивать мышление, внимание через игру «Узнай число» |
| Присчитывание и отсчитывание по 1 единице, 1 десятку, 1 сотне тысяч в пределах 1 000 000. Числа четные и нечетные | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний и умений | Четные, нечетные числа | Таблица «Четные-нечетные числа» | | Развивать концентрацию внимания на основе счета 2,3, 5, 10 и т.д. |
| Округление чисел до указанного разряда Самостоятельная работа | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Десятки сотни | Таблица-алгоритм | | Корригировать зрительное, слуховое восприятие, вычислительные навыки, логическую память, навыки самостоятельности через выполнение проверочных заданий |
| Геометрические фигуры | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Градус., транспортир. | ПК | | Активизация долговременной памяти при работе с геом. материалом. развивать аналитико-синтетическое мышление |
|
| Устное и письменное сложение и вычитание целых чисел | 1 | Комбинированный урок | Целые числа | Таблица «Сложение и вычитание без перехода через разряд» | | Развивать сосредоточенное (концентрированное) внимание, мышление, через решение примеров на сложение и вычитание. |
| Устное и письменное сложение и вычитание десятичных дробей. | 1 | Комбинированный урок | Десятичные дроби | ПК, учебник, | | Развивать сосредоточенное (концентрированное) внимание, мышление, через решение примеров на сложение и вычитание. |
| Решение примеров и задач на сложение и вычитание. | 1 | Комбинированный урок | Десятичные дроби | ПК, учебник, | | Развивать сосредоточенное (концентрированное) внимание, мышление, через решение примеров на сложение и вычитание. |
| Градус. Градусное измерение углов. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Градус., транспортир. | ПК | | Развивать устную, связную речь, через упражнение |
| Решение примеров и задач на сложение и вычитание. | 1 | Комбинированный урок | Десятичные дроби | ПК, учебник, | | Развивать сосредоточенное (концентрированное) внимание, мышление, через решение примеров на сложение и вычитание. |
| Решение примеров и задач на сложение и вычитание. | 1 | Комбинированный урок | Десятичные дроби | ПК, учебник, | | Развивать сосредоточенное (концентрированное) внимание, мышление, через решение примеров на сложение и вычитание. |
| Проверочная работа | 1 | Урок проверки знаний и умений | | | | Корригировать зрительное, слуховое восприятие, вычислительные навыки, логическую память, навыки самостоятельности через выполнение проверочных заданий |
Тема: « Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число». – 7 часов |
13 | Устное и письменное умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число. | 1 | Комбинированный урок | Множитель Произведение Частное. Делимое, делитель | Таблица «Умножение и деление с переходом через разряд» | | Развивать сосредоточенное (концентрированное) внимание, мышление, через решение примеров на умножение и деление |
14 | Устное и письменное умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число. | 1 | Комбинированный урок | Множитель Произведение Частное. Делимое, делитель | Таблица «Умножение и деление с переходом через разряд» | | Развивать сосредоточенное (концентрированное) внимание, мышление, через решение примеров на умножение и деление |
15 | Решение примеров и задач на умножение и деление | 1 | Комбинированный урок | Произведение, частное | Таблица «Деление с переходом через разряд» | | Развивать внимание, мышление через упражнение «Реши по образцу» |
16 | Градусное измерение углов. Сумма углов треугольника | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Градус., транспортир. Смежные углы их величина Сумма углов треугольника | ПК | | Развивать устную, связную речь, через упражнение. Корректировать умение пользоваться транспортиром. |
17 | Решение примеров и задач на умножение и деление | 1 | Комбинированный урок | Произведение, частное | Таблица «Деление с переходом через разряд» | | Развивать внимание, мышление через упражнение «Реши по образцу» |
18 | Решение примеров и задач на умножение и деление | 1 | Комбинированный урок | Произведение, частное | Таблица «Деление с переходом через разряд» | | Развивать внимание, мышление через упражнение «Реши по образцу» |
19 | Проверочная работа | 1 | Урок проверки знаний и умений | | | | Корригировать зрительное, слуховое восприятие, вычислительные навыки, логическую память, навыки самостоятельности через выполнение проверочных заданий |
Тема: « Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000» - 6ч |
20 | Умножение и деление десятичных дробей на 10 | 1 | Урок ознакомление с новым материалом | Произведение множитель | Алгоритм умножение и деления | | Развивать устную и письменную речь, внимание, мышление, через решение примеров |
21 | Симметрия. Симметричные фигуры. | 1 | Урок ознакомление с новым материалом | Симметрия Ось симметрии, центр симметрии. | Алгоритм построения отрезка симметричного данному. | | Развивать мышление, умение воспроизводить и сопоставлять различные комбинации фигур по образцу, по заданию. |
22 | Умножение и деление десятичных дробей на 100 | 1 | Урок ознакомление с новым материалом | Произведение множитель | Алгоритм умножение и деления | | Развивать устную и письменную речь, внимание, мышление, через решение примеров |
23 | Умножение и деление десятичных дробей на 1000 | 1 | Урок ознакомление с новым материалом | Произведение множитель | Алгоритм умножение и деления | | Развивать устную и письменную речь, внимание, мышление, через решение примеров |
24 | Умножение и деление десятичных дробей на 10,100,100 | 1 | Повторение | Произведение множитель | Алгоритм умножение и деления | | Развивать устную и письменную речь, внимание, мышление, через решение примеров |
25 | Проверочная работа По теме: «Умножение и деление десятичных дробей на 1000, 100,10» | 1 | Урок проверки знаний и умений | | Тетради, индивидуальные карточки | | Корригировать зрительное, слуховое восприятие, вычислительные навыки, логическую память, навыки самостоятельности через выполнение проверочных заданий |
Тема: « Умножение и деление на круглые десятки, сотни, тысячи» - ч |
26 | Умножение целых чисел и десятичных дробей на сотни, тысячи | 1 | Урок ознакомление с новым материалом | Произведение множитель Частное, делимое делитель | Алгоритм умножение и деления | | Развивать устную и письменную речь, внимание, мышление, через решение примеров |
27 | Деление целых чисел и десятичных дробей на сотни, тысячи | 1 | Урок ознакомление с новым материалом | Произведение множитель Частное, делимое делитель | Алгоритм умножение и деления | | Развивать устную и письменную речь, внимание, мышление, через решение примеров |
28 | Построение отрезка симметричного относительно оси и центра симметрии. | 1 | Урок ознакомление с новым материалом | Симметрия Ось симметрии, центр симметрии. | Алгоритм построения отрезка симметричного данному. | | Развивать мышление, умение воспроизводить и сопоставлять различные комбинации фигур по образцу, по заданию. |
29 | Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на десятки, сотни, тысячи | 1 | Комбинированный урок ( самостоятельная работа) | Произведение, частное | Таблица «Деление с переходом через разряд» Карточки. | | Развивать внимание, мышление через упражнение «Реши по образцу» |
30 | Решение примеров и задач на умножение и деление. | 1 | Комбинированный урок | Произведение множитель Частное, делимое делитель | Алгоритм умножение и деления | | Развивать устную и письменную речь, внимание, мышление, через решение примеров |
31 | Контрольная работа за 1 четверть | 1 | Урок проверки знаний и умений | | Тетради, индивидуальные карточки | | Корригировать зрительное, слуховое восприятие, вычислительные навыки, логическую память, навыки самостоятельности через выполнение проверочных заданий |
32 | Работа над ошибками | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний и умений | Частное, произведение | | | Развивать орфографическую зоркость внимания, через работу над ошибками Развивать устную, связную речь посредством ввода новых слов |
Тема: « Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число» - 6часов |
33 | Письменное умножение и деление целых и десятичных дробей на двузначное число. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Делитель Делимое частное | Таблица «Деление с переходом через разряд» | | |
34 | Письменное умножение и деление целых и десятичных дробей на двузначное число. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Частное, делитель делимое | Таблица «Деление с переходом через разряд» | | Развивать внимание, мышление через упражнение «Реши по образцу» |
35 | Решение задач на умножение и деление на двузначное число | 1 | Комбинированный урок | Делитель, делимое, частное | Таблица «Деление с переходом через разряд» | | Развивать мышление, память, через упражнение «Примени правила» |
36 | Письменное умножение и деление многозначных чисел с проверкой | 1 | Комбинированный урок | Произведение, частное | Таблица «Деление с переходом через разряд» | | Развивать внимание, мышление через упражнение «Реши по образцу» |
2 четверть – 28 часов Тема: « Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число» - 6часов |
1 | Письменное умножение и деление целых и десятичных дробей на двузначное число. | 1 | Урок закрепления | Делитель Делимое частное | Таблица «Деление с переходом через разряд» | | |
2 | Построение треугольника симметричного относительно оси и центра симметрии. | 1 | Урок ознакомление с новым материалом | Симметрия Ось симметрии, центр симметрии. | Алгоритм построения фигуры симметричной данной | | Развивать мышление, умение воспроизводить и сопоставлять различные комбинации фигур по образцу, по заданию. |
3 | Порядок действий в примерах | 1 | Комбинированный урок | Умножение Деление Сложение Вычитание | Таблица «Порядок действий в примерах» | | Развитие долговременной памяти на основе повторения пройденного материала, мышления на основе решения задач. |
4 | Решение задач на умножение и деление на двузначное число | 1 | Комбинированный урок | Делитель, делимое, частное | Таблица «Деление с переходом через разряд» | | Развивать мышление, память, через упражнение «Примени правила» |
5 | Проверочная работа | 1 | Урок проверки знаний и умений | | Тетради, индивидуальные карточки | | Корригировать зрительное, слуховое восприятие, вычислительные навыки, логическую память, навыки самостоятельности через выполнение проверочных заданий |
6 | Построение квадрата симметричного относительно оси и центра симметрии. | 1 | Урок ознакомление с новым материалом | Симметрия Ось симметрии, центр симметрии. | Алгоритм построения фигуры симметричной данной | | Развивать мышление, умение воспроизводить и сопоставлять различные комбинации фигур по образцу, по заданию. |
Тема: « Обыкновенные дроби» - |
7 | Дроби. Виды дробей. | 1 | Урок повторения | Правильные неправильные дроби, числитель, знаменатель | Таблица, учебник, карточки | | Развивать мышление, память, через упражнение «Примени правила» |
8 | Основное свойство дробей. | 1 | Урок повторения | Правильные неправильные дроби, числитель, знаменатель | Таблица, учебник, карточки | | Развивать мышление, память, через упражнение «Примени правила» |
9 | Сложение и вычитание дробей | 1 | Урок повторения | Правильные неправильные дроби, числитель, знаменатель | Таблица, учебник, карточки | | Развивать оперативную память на основе заданий на сложение и вычитание. |
10 | Геометрические тела: куб, Брус, шар. | 1 | Урок повторения | | Индивидуальные карточки | | Развивать зрительное, слуховое восприятие, вычислительные навыки, логическую память, навыки самостоятельности через выполнение проверочных заданий |
11 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | 1 | Урок повторения | Правильные неправильные дроби, числитель, знаменатель | Таблица, учебник, карточки | | Развивать оперативную память на основе заданий на сложение и вычитание. |
12 | Нахождение общего знаменателя дробей. Сравнение дробей с разными знаменателями. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Общий знаменатель, дополнительный множитель | Алгоритм нахождения общего знаменателя. | | |
13 | Нахождение дроби от числа | 1 | Урок повторения | доля | Алгоритм нахождения дроби от числа | | |
14 | Построение геометрических фигур. Нахождение периметра и площади | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Площадь, периметр, Равносторонний, разносторонний, равнобедренный | ПК | | |
15 | Нахождение числа по его доле. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | доля | Алгоритм нахождения числа по его доле | | |
16 | Нахождение числа по его доле. | 1 | Комбинированный урок | доля | Алгоритм нахождения числа по его доле | | |
17 | Нахождение числа по его доле. | 1 | Комбинированный урок | доля | Алгоритм нахождения числа по его доле | | |
18 | Проверочная работа | 1 | Урок проверки знаний и умений | | Тетради Индивидуальные карточки | | Корригировать зрительное, слуховое восприятие, вычислительные навыки, логическую память, навыки самостоятельности через выполнение проверочных заданий |
19 | Построение треугольников | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Треугольник, циркуль транспортир | Алгоритм построения | | Развивать мышление, умение воспроизводить и сопоставлять различные комбинации фигур по образцу, по заданию. |
Тема: « Площадь, единицы площади». |
20 | Площадь. Единицы площади. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Площадь, единицы площади | Алгоритм нахождения площади | | формировать умения определять площадь фигур; - учить применять правила при выполнении упражнений; |
21 | Нахождение площади прямоугольника и квадрата | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Площадь, единицы площади | Алгоритм нахождения площади | | формировать умения вычислять площадь фигур; - учить применять правила при выполнении упражнений; |
22 | Решение задач на нахождение площади. | 1 | Комбинированный урок | | | | |
23 | Соотношение единиц измерения площади. Решение задач. | 1 | Комбинированный урок | | | | Формировать умение решать задачи по вычислению площади. |
24 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении площади. | 1 | Комбинированный урок | Единицы измерения площади | Алгоритм таблица | | |
25 | Построение треугольников | 1 | Урок повторения | Треугольник, циркуль транспортир | Алгоритм построения | | Работать над восприятием и осмыслением изображенного на таблице, чертеже. |
26 | Подготовка к контрольной работе | 1 | Комбинированный урок | Единицы измерения площади | Алгоритм таблица | | |
27 | Контрольная работа за 2 четверть | 1 | Урок проверки знаний и умений | | Тетради Индивидуальные карточки | | Корригировать зрительное, слуховое восприятие, вычислительные навыки, логическую память, навыки самостоятельности через выполнение проверочных заданий |
28 | Работа над ошибками. | 1 | Комбинированный урок | | тетради | | Развивать орфографическую зоркость, внимание, через работу над ошибками |
|
III четверть – 40 часов.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Основные термины и понятия | Учебно-дидактическое обеспечение | НРК | Коррекционная работа |
Тема: « Сложение и вычитание целых и дробных чисел» - 6 часов |
1 | Сложение и вычитание целых и дробных чисел | 1 | Комбинированный урок | Целые и дробные числа | Алгоритм сложения и вычитания чисел | | Развивать словесно-логическую память, через решение примеров на сложение и вычитание |
2 | Решение задач и примеров | 1 | Комбинированный урок | Целые и дробные числа | Алгоритм сложения и вычитания чисел | | Развивать словесно-логическую память, через решение примеров на сложение и вычитание |
3 | Решение задач на определение начала и конца событий | 1 | Комбинированный урок | Начало и конец событий | Таблица мер времени | | Развивать сосредоточенное (концентрированное) внимание, мышление, через решение задач |
4 | Построение треугольников, прямоугольников. Вычисление периметра и площади. | 1 | Комбинированный урок | Параллелограмм, ромб, треугольник, прямоугольник | ПК | | |
5 | Сложение чисел, полученных при измерении времени | 1 | Урок знакомство с новым материалом | Единицы времени | Таблица мер времени | | Корригировать зрительное, слуховое восприятие, вычислительные навыки, логическую память, навыки самостоятельности через выполнение проверочных заданий |
6 | Вычитание чисел, полученных при измерении времени | 1 | Урок знакомство с новым материалом | Единицы времени | Таблица мер времени | | Корригировать зрительное, слуховое восприятие, вычислительные навыки, логическую память, навыки самостоятельности через выполнение проверочных заданий |
7 | Вычитание чисел, полученных при измерении времени. | 1 | Урок закрепления Самостоятельная работа | Единицы времени | Таблица мер времени Карточки, учебник | | Корригировать зрительное, слуховое восприятие, вычислительные навыки, логическую память, навыки самостоятельности через выполнение проверочных заданий |
8 | Взаимное положение прямых на плоскости | 1 | Комбинированный урок | Параллельные, перпендикулярные | ПК | | Развивать мышление, анализ, умение группировать предметы. |
|
9 | Преобразование обыкновенных дробей | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Правильные, неправильные дроби, преобразование | Алгоритм преобразования дробей | | Развивать устную, связную речь посредством ввода новых слов |
10 | Преобразование обыкновенных дробей | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Правильные, неправильные дроби, преобразование | Алгоритм преобразования дробей | | Развивать устную, связную речь посредством ввода новых слов |
11 | Решение задач на вычисление среднего арифметического чисел | 1 | Комбинированный урок | | | | Развивать слуховую, зрительную память, через умение использовать приемы запоминания и припоминания. |
12 | Построение симметричных фигур | 1 | Комбинированный урок | Центральная, осевая симметрия | ПК | | Развивать письменную и устную речь, самостоятельное применение правил построения речи. |
|
13 | Умножение и деление дробей на целое число | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Произведение Частное Числитель, знаменатель, дробь | Алгоритм умножения и деления дроби на целое число | | |
14 | Умножение и деление дробей на целое число | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Произведение Частное Числитель, знаменатель, дробь | Алгоритм умножения и деления дроби на целое число | | |
15 | Умножение и деление смешанных чисел на целое число | 1 | Комбинированный урок | Произведение Частное Числитель, знаменатель, дробь | Алгоритм умножения и деления дроби на целое число | | |
16 | Длина окружности. Площадь круга. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Длина, площадь | ПК | | |
17 | Умножение и деление смешанных чисел на целое число. Самостоятельная работа | 1 | Комбинированный урок | Произведение Частное Числитель, знаменатель, дробь | Алгоритм умножения и деления дроби на целое число | | |
Тема: «Целые числа, полученные при измерении величин, и десятичные дроби» - 7 часов |
18 | Запись целых чисел, полученных при измерении, в виде десятичных дробей. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Целые числа Десятичные дроби Числа полученные при измерении | Таблица - алгоритм Запись целых чисел, полученных при измерении, в виде десятичных дробей. | | |
19 | Запись целых чисел, полученных при измерении, в виде десятичных дробей. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Целые числа Десятичные дроби Числа полученные при измерении | Таблица - алгоритм Запись целых чисел, полученных при измерении, в виде десятичных дробей. | | |
20 | Длина окружности. Площадь круга. | 1 | Урок закрепления | Длина, площадь | ПК | | |
21 | Запись целых чисел, полученных при измерении, в виде десятичных дробей. | 1 | Урок закрепления | Целые числа Десятичные дроби Числа полученные при измерении | Таблица - алгоритм Запись целых чисел, полученных при измерении, в виде десятичных дробей. | | |
22 | Запись десятинных дробей в виде чисел, полученных при измерении | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Целые числа Десятичные дроби Числа полученные при измерении | Таблица - алгоритм Запись десятичных дробей, в виде чисел, полученных при измерении. | | |
23 | Запись десятинных дробей в виде чисел, полученных при измерении | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Целые числа Десятичные дроби Числа, полученные при измерении | Таблица - алгоритм Запись десятичных дробей, в виде чисел, полученных при измерении. | | |
24 | Решение задач на нахождение стоимости, частей. | 1 | Комбинированный урок | Стоимость, часть | | | Развивать словесно-логическую память, через решение примеров на сложение и вычитание |
25 | Проверочная работа | 1 | Комбинированный урок | | Тетради индивидуальные карточки | | Корригировать зрительное, слуховое восприятие, вычислительные навыки, логическую память, навыки самостоятельности через выполнение проверочных заданий |
26 | Столбчатая и круговая диаграмма | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Диаграмма Столбчатая, круговая | ПК | | - формировать умения распознавать и вычерчивать диаграммы. - развивать графические умения; - воспитывать аккуратность |
Тема: « Арифметические действия с целыми числами, полученными при измерении величин, и десятичными дробями». – 6 часов |
27 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин, выраженных десятичной дробью | 1 | Комбинированный урок | Целые числа Десятичные дроби Числа, полученные при измерении | Таблица - алгоритм Запись десятичных дробей, в виде чисел, полученных при измерении. | | Корректировать вычислительный навык, мышление. |
28 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин, выраженных десятичной дробью | 1 | Комбинированный урок | Целые числа Десятичные дроби Числа, полученные при измерении | Таблица - алгоритм Запись десятичных дробей, в виде чисел, полученных при измерении. | | Корректировать вычислительный навык, мышление. |
29 | Нахождение неизвестных компонентов | 1 | Комбинированный урок | Слагаемые, сумма, разность, уменьшаемое, вычитаемое | | | Корректировать |
30 | Решение задач на увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц. | 1 | Комбинированный урок | Слагаемые, сумма, разность, уменьшаемое, вычитаемое | | | Корректировать |
31 | Линейная диаграмма | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Диаграмма Столбчатая, круговая | ПК | | - формировать умения распознавать и вычерчивать диаграммы. - развивать графические умения; - воспитывать аккуратность |
32 | Решение задач в 2-3 действия | 1 | Комбинированный урок | Слагаемые, сумма, разность, уменьшаемое, вычитаемое | | | Корректировать |
33 | Проверочная работа | 1 | Урок проверки знаний и умений | | Тетради Индивидуальные карточки | | - формировать сознательное выполнение заданий; - развивать навык самоконтроля; |
34 | Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 | 1 | Комбинированный урок | | алгоритм | | Корректировать вычислительный навык |
35 | Умножение и деление на однозначное число | 1 | Комбинированный урок | Произведение Частное Числитель, знаменатель, дробь | алгоритм | | Корректировать вычислительный навык |
36 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число | 1 | Комбинированный урок | Произведение Частное Числитель, знаменатель, дробь | алгоритм | | Корректировать вычислительный навык |
37 | Нахождение дроби от числа | 1 | Комбинированный урок | Произведение Частное Числитель, знаменатель, дробь | алгоритм | | Корректировать вычислительный навык |
38 | Подготовка к контрольной работе | 1 | Комбинированный урок | Произведение Частное Числитель, знаменатель, дробь | алгоритм | | Корректировать вычислительный навык |
39 | Контрольная работа за III четверть | 1 | Урок проверки знаний и умений | | Тетради индивидуальные карточки | | Корригировать зрительное, слуховое восприятие, вычислительные навыки, логическую память, навыки самостоятельности через выполнение проверочных заданий |
40 | Работа над ошибками. | 1 | Комбинированный урок | | | | Развивать устную и связную речь, через умение отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. |
IV четверть – 32 часа
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Основные термины и понятия | Учебно-дидактическое обеспечение | НРК | Коррекционная работа |
Тема: « Умножение и деление чисел, полученных при измерении, и десятичные дроби на двузначное число». – 6 часов |
1 | Умножение и деление чисел, полученных при измерении в виде десятичной дроби на двузначное число | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Произведение частное | Таблица «Умножение и деление чисел, полученных при измерении на двузначное число» | | Развивать мышление, память, внимание через решение примеров на умножение и деление чисел, полученных при измерении |
2 | Нахождение дроби от числа | 1 | Комбинированный урок | Произведение Частное Числитель, знаменатель, дробь | алгоритм | | Корректировать вычислительный навык |
3 | Нахождение числа по его десятичной дроби | 1 | Комбинированный урок | Произведение Частное Числитель, знаменатель, дробь | алгоритм | | Корректировать вычислительный навык |
4 | Решение примеров и задач на умножение и деление | 1 | Комбинированный урок | Произведение Частное Числитель, знаменатель, дробь | алгоритм | | Корректировать вычислительный навык |
5 | Геометрические тела | 1 | Комбинированный урок | Куб, брус, ребро, грани, вершины Пирамида, конус | ПК | | Развивать образное мышление, наблюдательность на основе упражнения «Сравни» |
6 | Решение уравнений | 1 | Комбинированный урок | | алгоритм | | Корректировать вычислительный навык |
Тема: « Числа, полученные при измерении площади, и десятичные дроби» - |
7 | Замена чисел, полученных при измерении десятичными дробями. | 1 | Урок закрепления | Целые числа Десятичные дроби Числа полученные при измерении | Таблица - алгоритм Запись целых чисел, полученных при измерении, в виде десятичных дробей. | | |
8 | Замена чисел, полученных при измерении десятичными дробями. | 1 | Урок закрепления | Целые числа Десятичные дроби Числа полученные при измерении | Таблица - алгоритм Запись целых чисел, полученных при измерении, в виде десятичных дробей. | | |
9 | Линии, отрезки: взаимно перпендикулярные, взаимно параллельные | 1 | Комбинированный урок | Линия отрезок | ПК | | |
10 | Запись десятинных дробей в виде чисел, полученных при измерении | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Целые числа Десятичные дроби Числа полученные при измерении | Таблица - алгоритм Запись десятичных дробей, в виде чисел, полученных при измерении. | | |
11 | Решение примеров и задач | 1 | Комбинированный урок | | алгоритм | | Корректировать вычислительный навык |
12 | Решение задач на вычисление площади | 1 | Комбинированный урок | | алгоритм | | Корректировать вычислительный навык |
13 | Решение задач и примеров Самостоятельная работа | 1 | Комбинированный урок | | алгоритм | | Корректировать вычислительный навык |
14 | Построение фигур | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний и умений | Симметрия, центр | ПК | | |
Тема: « Меры земельных площадей» - 3 часа |
15 | Меры земельных площадей | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Ар, гектар | Таблица мер земельных площадей | | Развивать словесно-логическое мышление, память, внимание через решения примеров |
16 | Выражение в более мелких, крупных долях | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Ар, гектар | Таблица мер земельных площадей | | Развивать устойчивое внимание, память, через упражнение |
17 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении площади, выраженных десятичной дробью | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Ар, гектар | Таблица мер земельных площадей | | Развивать внимание, мышление через упражнение «Реши по образцу» |
18 | Масштаб | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний и умений | масштаб | ПК | | Развивать внимание, мышление, глазомер через упражнение «Масштаб» |
19 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении площади, выраженных десятичной дробью | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Ар, гектар | Таблица мер земельных площадей | | Развивать внимание, мышление через упражнение «Реши по образцу» |
20 | Умножение и деление чисел, полученных при измерении площади, выраженных десятичной дробью | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Ар, гектар | Таблица мер земельных площадей | | Развивать внимание, мышление через упражнение «Реши по образцу» |
21 | Решение задач на вычисление площади | 1 | Комбинированный урок | | алгоритм | | Корректировать вычислительный навык |
22 | Линии, отрезки: взаимно перпендикулярные, взаимно параллельные | 1 | Комбинированный урок | Линия отрезок | ПК | | |
23 | Решение задач на вычисление площади | 1 | Комбинированный урок | | алгоритм | | Корректировать вычислительный навык |
24 | Решение примеров и задач | 1 | Комбинированный урок | | алгоритм | | Корректировать вычислительный навык |
25 | Проверочная работа | 1 | Урок проверки знаний и умений | | | | Корригировать зрительное, слуховое восприятие, вычислительные навыки, логическую память, навыки самостоятельности через выполнение проверочных заданий |
|
26 | Сложение и вычитание целых и дробных чисел | 1 | Комбинированный урок | | алгоритм | | Корректировать вычислительный навык |
27 | Решение примеров и задач на увеличение и уменьшение единиц | 1 | Комбинированный урок | | алгоритм | | Корректировать вычислительный навык |
28 | Построение треугольника с помощью циркуля | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний и умений | Циркуль треугольник | ПК | | Развивать зрительное восприятие, мышление, умение воспроизводить и сопоставлять различные комбинации фигур по образцу, по заданию. |
29 | Решение примеров и задач на увеличение и уменьшение единиц | 1 | Комбинированный урок | | алгоритм | | Корректировать вычислительный навык |
30 | Подготовка к контрольной работе | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний и умений | | Карточки, учебники | | |
31 | Контрольная работа за год | 1 | Урок проверки знаний и умений | | | | Корригировать зрительное, слуховое восприятие, вычислительные навыки, логическую память, навыки самостоятельности через выполнение проверочных заданий |
32 | Работа над ошибками. | 1 | Комбинированный урок | | | | Развивать устную и связную речь, через умение отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. |
|
7.Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности:
Оборудование класса
Ученические столы одноместные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Информационное обеспечение образовательного процесса
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Развитие ребёнка http://www.razvitierebenka.com/2013/03/detyam-o-gribah.html#.UpUSodJdV8U
Методические пособия для учителя.1.Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с. под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва «Просвещение», 2010.
2. Эк В.В. - Учебник «Математика» для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва «Просвещение», 2014.
3.Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. - 4-е изд., перераб. - М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 408 с.: ил. - (коррекционная педагогика).
4.Рабочая тетрадь:
Т.В. Алышева. Рабочая тетрадь по математике для учащихся 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.– М.: Просвещение, 2004г.
Учебная литература для ученика:
1.Учебник «Математика» для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Эк. Москва «Просвещение», 2014.
2. Т.В. Алышева. Рабочая тетрадь по математике для учащихся 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.– М.: Просвещение, 2004г.
Методическая литература
Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., 2005.
Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. - М., 1992.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно
отсталых дошкольников: Книга для учителя. - М.: Просвещение,
1990. - 191 с.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. - Волгоград. 2003.
Узорова О.В., Нефедова Е.А.Контрольные и проверочные работы по математике. – М., 2008..