Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
имени Николая Викторовича Кордюкова
ОБСУЖДЕНО на заседании МО протокол №1 от 28 августа 2017 г. | ПРИНЯТО на педсовете протокол №1 от 30 августа 2017г. | УТВЕРЖДАЮ Приказ № 100 от 30 августа 2017 г. Директор ________________ Ларюшкина Н.И. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по мировой художественной культуре 10 - 11 класс 70 часов учитель: Земисева Ассоль Юрьевна г. Кимовск 2017-2018 учебный год |
Пояснительная записка
Рабочая программа курса МХК в 10 классе составлена на основе действующей программы по МХК Л.А. Рапацкой.
Мировая художественная культура является межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории. Она не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но обуславливает востребованность знаний из математики, физики, химии и прочих областей естествознания.
Курс по мировой художественной культуре нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в различные исторические эпохи в различных странах. Он не содержит полного перечисления всех явлений мировой художественной культуры, но дает возможность через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать основные художественные идеи эпохи.
Распределение материала осуществляется по территориальному принципу, что позволяет показать, какой системой ценностей оперирует каждый народ, являясь носителем определенной религиозной и культурной традиции. Вместе с тем в программе курса выдерживается логика исторического линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XX века с акцентом на “межвременной диалог” различных культур.
Курс МХК в 10 классе охватывает культуру древнего мира (в том числе и культуру Древней Руси), эпоху средневековья и эпоху возрождения.
Курс позволяет осознать уникальность и неповторимость разных культур, социокультурный опыт человечества, роль России в культурном процессе; учит школьников воспринимать окружающий мир как “мир миров”, в котором любой культуре и любому позитивному суждению есть место; способствует развитию духовной личности, расширению кругозора, формированию позитивных жизненных ориентиров и собственной мировоззренческой позиции.
Цель курса — на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественном культуры в контексте мирового культурного процесса.
Приоритетными задачами изучения МХК на базовом уровне являются:
--- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
--- воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
--- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
--- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
--- использование приобретённых знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
На преподавание данного курса на базовом уровне выделяется 35 часов (1 урок в неделю).
УМК по предмету представлен в виде учебника, методических рекомендаций, программы Л.А.Рапацкой (изд.Владос, Москва 2010 год), презентаций к урокам.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащиеся должны знать:
1.Основные этапы культурологического развития Древнего Востока;
2.Становление и эволюцию христианской культуры;
3.Основные моменты в развитии художественной культуры Европы;
4.Духовно-нравственные основы русской художественной культуры;
Учащиеся должны уметь и понимать:
1.Различать художественные культуры Древнего Востока;
2.Понимать термины «античность», «Возрождение», «Просвещение», уметь толковать и приводить примеры деятелей культуры, науки, искусства;
Применять в практической жизни:
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируется основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру, как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость.
11 класс
Курс МХК в 11 классе сосредоточен на культуре нового времени (барокко, классицизм), XIX века (романтизм, реализм, символизм), XX века.
Курс позволяет осознать уникальность и неповторимость разных культур, социокультурный опыт человечества, роль России в культурном процессе; учит школьников воспринимать окружающий мир как “мир миров”, в котором любой культуре и любому позитивному суждению есть место; способствует развитию духовной личности, расширению кругозора, формированию позитивных жизненных ориентиров и собственной мировоззренческой позиции.
Приоритетными задачами и целями изучения МХК на базовом уровне являются:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретённых знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
На преподавание данного курса на базовом уровне выделяется 35 часов (1 урок в неделю).
Учащиеся должны знать:
1.Основные течения в европейской художественной культуре 19-20 вв.
2.Понятия «Импрессионизм», «Экспрессионизм», нетрадиционные течения,
3.Основные этапы развития русской художественной культуры.
4.Авангард, неоклассицизм, поздний романтизм - основные представители.
Учащиеся должны уметь и понимать:
1.Значение терминов « Импрессионизм», «Экспрессионизм», неоромантизм
2.Уметь привести примеры художественного, музыкального творчества определённого направления, течения.
Календарно-тематическое планирование уроков
мировой художественной культуры
10 класс.
№ | Дата проведения | Тема | Кол – во часов | Примечание |
1 | | Художественная культура Древнего и средневекового Востока Что такое художественная культура. Виды культуры | 1 | |
2 | | Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности | 2-3 | ИКТ |
3 | | Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции | 4-5 | |
4 | | Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений | 6 | ИКТ |
5 | | Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой | 7 | ИКТ |
6 | | Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты | 8 | |
7 | | Художественная культура Европы: становление христианской традиции Античность: колыбель европейской художественной культуры | 9 | |
8 | | От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия | 10 | |
9 | | Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности | 11 | |
10 | | Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма | 12 | ИКТ |
11 | | Северное Возрождение: в поисках правды о человеке | 13 | |
12 | | Художественная культура 17 века: многоголосие школ и стилей | 14 | |
13 | | Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума | 15 | |
14 | | Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национ. традиции (10-18 вв.) Художественная культура Киевской Руси. Новгородская Русь | 16 | ИКТ |
15 | | От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля | 17 | |
16 | | Художественная культура 17 века: смена духовных ориентиров | 18 | |
17 | | Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов | 19 | ИКТ |
18 | | «Начало всех начал»: от языческой к православной художественной культуре Художественное наследие России | 20 | |
19 | | Умозрение в формах, красках, звуках | 21 | |
20 | | Художественное наследие древнерусских княжеств | 22 | |
21 | | Художественная культура Московской Руси Сердце Святой Руси | 23 | |
22 | | Сергий Радонежский и Епифаний Премудрый: жизнь как житие. | 24 | |
23 | | «Небесное умом неизмеримо»: творчество Андрея Рублёва и Дионисия | 25 | ИКТ |
24 | | Державный венец России. Москва – Третий Рим: от идеи до художественных образов | 26 | |
25 | | Художественная культура «бунташного века» Диалог «старины и новизны» в русской словесности | 27 | |
26 | | От иконы к парсуне | 28 | ИКТ |
27 | | Барокко в зодчестве и музыке | 29 | |
28 | | Русская художественная культура 18 века Идеалы «осьмнадцатого столетия»: по пути «русской европейскости». «Россия молодая мужала гением Петра…» | 30 | |
29 | | Середина века: от «высокого барокко» к классицизму | 31 | |
30 | | В начале было слово. «Строгий стройный вид» (логика нового зодчества) | 32 | |
31 | | Рождение Санкт-Петербургской композиторской школы. «Пристанище художникам всякого рода…»: кружок Н.А. Львова | 33 | |
32 | | Итоги «осьмнадцатого века»: на Олимпе мастерства | 34 - 35 | |
Календарно-тематическое планирование уроков
мировой художественной культуры
11 класс.
№ п/п | Дата проведения | Тема | Кол – во часов | Примечание |
1 | | Введение | 1 | |
2 | | Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в европейской художественной культуре Романтизм в художественной культуре Европы 19 века: открытие «внутреннего человека» | 2 | |
3 | | Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма | 3 - 4 | |
4 | | Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. Клод Моне, Эдуард Мане, Дебюсси, Равель и др. | 5 - 7 | ИКТ |
5 | | Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма | 8 | |
6 | | Мир реальности и мир «новой реальности»: традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца 19 – начала 20 века | 9-11 | |
7 | | Художественная культура России 19 - начала 20 века Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века | 12 – 14 | |
8 | | Художественная культура России пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа | 15 – 17 | |
9 | | Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытия символизма | 18 | ИКТ |
10 | | Эстетика эксперимента и ранний русский авангард | 19 | ИКТ |
11 | | В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм | 20 – 21 | |
12 | | Европа и Америка: художественная культура 20 века Литературная классика 20 века: полюсы добра и зла | 22 | |
13 | | Музыкальное искусство в нотах и без нот | 23 | |
14 | | Театр и киноискусство 20 века: культурная дополняемость | 24 – 25 | ИКТ |
15 | | Художественная культура Америки: обаяние молодости | 26 | |
16 | | Русская художественная культура 20 века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам Социалистический реализм: глобальная полититизация художественной культуры 20-30-х годов | 27 | ИКТ |
17 | | Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века | 28 - 29 | |
18 | | Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели» | 30 | ИКТ |
19 | | Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века | 31 – 32 | ИКТ |
20 | | Защита проектов | 33 - 35 | |