Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
- осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;
- личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;
- осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
- понимание жизненного содержания народной, религиозной, классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- проявление творческой инициативы и самостоятельности;
- активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;
- стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи;
- оценивание современной культурной и музыкальной жизни и видение своего места в ней;
- умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;
- участие в жизни класса, школы, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
- различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;
- различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
- применять специальную терминологию для определения различных элементов музыкальной культуры;
- осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного музыкального искусства;
- овладевать практическими знаниями и навыками для расширения собственного музыкального опыта, реализации творческого потенциала;
- стремиться к самостоятельному общению с высокохудожественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию.
Планируемые результаты:
-понимать значимость искусства, его место и роль в жизни человека, уважать культуру другого народа;
- понимать высокохудожественное, нравственное и духовное начало лучших образцов классической музыки;
- иметь представление о жанровых, эмоционально-образных, стилевых особенностях легкой и серьезной музыки;
- иметь представление о приемах взаимодействия и взаимовлияния легкой и серьезной музыки, как в отдельном произведении, так и на уровне жанра;
- знать направления современной музыки;
-знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.).
- определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
- понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
- определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
- понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
- понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
- распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
Проект «Музыкальная культура родного края»
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки -17 часов.
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки. Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки. Образы западноевропейской духовной и светской музыки.
Авторская песня- прошлое и настоящее. Джаз – искусство 20в.
Раздел 2.Мир образов камерной и симфонической музыки – 17 часов.
Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение темы
№ темы п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов |
I | Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 17 |
1. | Удивительный мир музыкальных образов | 1 |
2. | Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс | 1 |
3. | Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея | 2 |
4. | «Уноси мое сердце в звенящую даль…» | 1 |
5. | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | 1 |
6. | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Музыкальная культура. | 1 |
7. | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения | 1 |
8. | Старинной песни мир. Баллада «лесной царь» | 1 |
9. | Образы русской народной духовной музыки. Народное искусство Древней Руси | 1 |
10. | Образы русской народной духовной музыки. Духовный концерт | 1 |
11. | «Фрески Софии Киевской», «Перезвоны». Молитва | 1 |
12. | Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное в земной музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал | 1 |
13. | Образы скорби и печали | 1 |
14. | Фортуна правит миром. «Кармина Бурана» | 1 |
15. | Авторская песня: прошлое и настоящее | 1 |
16. | Джаз – искусство 20 века | 1 |
II | Мир образов камерной и симфонической музыки | 17 |
17. | Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж | 3 |
18. | Инструментальный концерт. «Итальянский концерт» | 1 |
19. | «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» | 1 |
20. | Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина | 2 |
21. | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен | 2 |
22. | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт» | 2 |
23. | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» | 2 |
24. | Мир музыкального театра. Театры Республики. Образы киномузыки | 2 |
| ИТОГО: 34 часов | |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока (раздела) | Количество часов | Дата проведения урока |
6 класс | План | Факт | План | Факт |
| Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 17 | | | |
1 | Удивительный мир музыкальных образов | 1 | | | |
2 | Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс | 1 | | | |
3-4 | Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея | 2 | | | |
5 | «Уноси мое сердце в звенящую даль…» | 1 | | | |
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | 1 | | | |
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Музыкальная культура. | 1 | | | |
8 | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения | 1 | | | |
9 | Старинной песни мир. Баллада «лесной царь» | 1 | | | |
10 | Образы русской народной духовной музыки. Народное искусство Древней Руси | 1 | | | |
11 | Образы русской народной духовной музыки. Духовный концерт | 1 | | | |
12 | «Фрески Софии Киевской», «Перезвоны». Молитва. | 1 | | | |
13 | Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное в земной музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал | 1 | | | |
14 | Образы скорби и печали | 1 | | | |
15 | Фортуна правит миром. «Кармина Бурана» | 1 | | | |
16 | Авторская песня: прошлое и настоящее | 1 | | | |
17 | Джаз – искусство 20 века | 1 | | | |
| Мир образов камерной и симфонической музыки | 17 | | | |
18-19-20 | Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж | 3 | | | |
21 | Инструментальный концерт. «Итальянский концерт» | 1 | | | |
22 | «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» | 1 | | | |
23-24 | Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина | 2 | | | |
25-26 | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен | 2 | | | |
27-28 | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт» | 2 | | | |
29-30 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» | 2 | | | |
31-32 | Мир музыкального театра. Театры Республики. | 2 | | | |
33-34 | Образы киномузыки | 2 | | | |
| ИТОГО | 34 | | | |