МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ОТВАЖНОЕ»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей естественно-математического цикла Руководитель МО ________ А. Л. Расторгуева Протокол № 1 от «29» августа 2020 г | СОГЛАСОВАНО Зам. Директора по УВР МБОУ «СОШ с.Отважное» ____________ Н. В. Мельник «31» августа 2020 г | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ с.Отважное ________ Н. А. Донец Приказ № 77 «31» августа 2020 г |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТ: МУЗЫКА И ПЕНИЕ
6,8 классы
УЧИТЕЛЬ: РАСТОРГУЕВА АННА ЛЕОНИДОВНА
2020-2021 учебный год
Содержание 6 класс
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (18 часов).
1. Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке. Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.
2. Старинный русский романс. Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс. Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.
3-4. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации. Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.
5. Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов. Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.
6. Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин. Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.
7. Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).
8. Искусство прекрасного пения. Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей. Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.
9. Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов. Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.
10. Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси. Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.
11. Духовный концерт. Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт. Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.
12. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки. Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.
13. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.
14.-15. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.
16. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.
17. Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня . Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни
18. Обобщение по теме «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
«Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 часов)
19. Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз - спиричуэл, блюз. Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.
20. Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд. Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.
21. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады.
22. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами. Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладе. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа.
23. Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж.
24. «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента
25. - 26. Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов. Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.
27. Связь времен. Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.
28. - 29. Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке. Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. 30.- 31. Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке. Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.
32. - 33. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.
34 . Образы киномузыки.
35. Обобщающий урок. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки. Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию».
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ урока | Тема урока | урок | контроль | дата |
| | | | план | факт |
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (18 часов). |
1 | Удивительный мир музыкальных образов. | 1 | текущий | 8.09 | |
2 | Образы романсов и песен русских композиторов. | 1 | | 15.09 | |
3 4 | Два музыкальных посвящения. | 2 | | 22.09 29.09 | |
5 | «Уноси мое сердце в звенящую даль…». | 1 | | 6.10 | |
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | 1 | | 13.10 | |
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. | 1 | | 20.10 | |
8 | Образы песен зарубежных композиторов. | 1 | | 27.10 | |
9 | Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь». | 1 | | 10.11 | |
10 | Народное искусство Древней Руси | 1 | | 17.11 | |
11 | Образы русской народной и духовной музыки | 1 | | 24.11 | |
12 | «Фрески Софии Киевской». | 1 | | 1.12 | |
13 | «Перезвоны» Молитва. | 1 | | 8.12 | |
14 15 | Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. | 2 | | 15.12 22.12 | |
16 | Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана». | 1 | | 12.01 | |
17 | Авторская музыка: прошлое и настоящее. | 1 | | 19.01 | |
18 | Обобщение по теме «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» | 1 | обобщение | 26.01 | |
«Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 часов) |
19 | Джаз – искусство 20 века. | 1 | текущий | 2.02 | |
20 | Вечные темы искусства и жизни. | 1 | | 9.02 | |
21 | Образы камерной музыки. | 1 | | 16.02 | |
22 | Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. | 1 | | 2.03 | |
23 | Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». | 1 | | 9.03 | |
24 | «Космический пейзаж». | 1 | | 16.03 | |
26 26 | Образы симфонической музыки «Метель» Г.Свиридов | 2 | | 30.03 6.04 | |
27 | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». | 2 | | 13.04 20.04 | |
28 29 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». | 2 | | 27.04 4.05 | |
30 | Мир музыкального театра. | 1 | обобщение | 11.05 | |
31 | Обобщающий урок по теме «Мир образов камерной и симфонической музыки» | | | 18.05 | |
32 | Образы киномузыки. Игра «Угадай мелодию». | 1 | | 25.05 | |
Содержание программы по музыке и пению в 8 класс
Пение:
Продолжение работы над формированием певческих навыков и умений. Совершенствование певческих навыков при пении в смешанном хоре \ дыхание, звукообразование, дикция, строй, ансамбль.
Эмоциональное осознанное восприятие и воспроизведение разучиваемых произведений.
Выразительное концертное исполнение разученных произведений.
Пение упражнений на совершенствование качеств певческого звука: округленности, легкости, подвижности.
Точное интонирование в октавном унисоне, воспроизведение метроритмических, ладовых, интервальных закономерностей: достижение дикционной ясности и четкости.
Певческие упражнения: пение на одном звуке, на разные слоги, пение мажорных и минорных трезвучий и пентаккордов, звукорядов на слоги.
Пение попевок с полутоновыми интонациями.
Пение с закрытым ртом.
Совершенствование певческого дыхания.
Упражнения на чистое округлое интонирование.
Вокально- хоровые распевания на песнях.
Пение без сопровождения.
Повторение песен, разученных в 5-7 классах.
Слушание музыки:
Взаимосвязь искусства в многогранном отражении реального мира, мыслей, чувств человека. Героика, лирика, эпос, драма, юмор в музыке.
Народная музыка в творчестве композиторов.
Особенности творчества композиторов: Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Свиридова.
Повторение прослушанных произведений из программы 5-7 классов.
Музыкальная грамота:
Язык музыки, основные средства музыкальной выразительности на примере различных произведений.
Повторение определения средств музыкальной выразительности- темп, динамика, лад, метроритм, мелодия, гармония, тембр.
Анализ музыкальных произведений из программы 5-7 классов.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
№ урока | Тема урока | контроль | Дата проведения |
План | Факт |
| «Взаимосвязь искусства в отражении реального» (8ч) |
1 | Взаимосвязь искусства в отражении реального. | текущий | 3.09 | |
2 | Героика в музыке | 10.09 | |
3-4 | Лирика в музыке | 17.09 24.09 | |
5-6 | Эпос в музыке | 1.10 8.10 | |
7 | Драма в музыке | 15.10 | |
8 | Обобщение темы «Взаимосвязь искусства в отражении реального» | обобщение | 22.10 | |
| «Направления современной музыки»(8ч) |
9-10 | Юмор в музыке | | 29.10 12.11 | |
11-12 | Народная музыка в творчестве композиторов | | 19.11 26.11 | |
13-14 | Направления современной музык | | | 3.12 10.12 | |
15 | Контрольный урок | | 17.12 | |
16 | Обобщение темы «Направления современной музыки». | обобщени | 24.12 | |
| «Музыкальный стиль – 19ч |
17 | Музыкальный стиль,как отношение композиторов, как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальной школе. | текущий | 14.01 | |
18 | Джаз. Основные жанры и развитие. | 21.01 | |
19 | Рок-н-ролл.Основные характерные признаки, манера исполнения, состав инструментария. | 28.01 | |
20 | Кантри и фолк-рок, этническая музыка. | 4.02 | |
21 | Арт-рок. Состав инструментария. Представители-музыканты. | 11.02 | |
22 | Хард-рок и хэ-ви-метал.Характерные признаки, состав инструментария. | 18.02 | |
23 | Рэп. Эстрада. Характерные признаки попмузыки. | 25.02 | |
24 | Авторская песня история возникновения и развития. Ваганты и барды. | 4.03 | |
25 | Электронная музыка. | 11.03 | |
26 | Обобщение темы | 18.03 | |
27 | ТворчествоИоганна Штрауса. | 1.05 | |
28 | ТворчествоАнтонио Страдивари. | 8.05 | |
29 | Творчество И.С.Бах. | 15.05 | |
30 | ТворчествоФ. Шопена. | 22.05 | |
31 | Творчество Л. Бетховена. | 29.05 | |
32 | Современные электронные музыкальные инструменты. | 6.05 | |
33 | Современная обработка музыкальных композиций. Функции МР-3 плеера. | 13.05 | |
34 | Обобщающий урок. Музыка в нашей жизни. | обобщени | 20.05 | |
35 | Обобщающий урок по предмету - музыкальная викторина «Угадай мелодию». | игра | 27.05 | |