Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» для IV класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, соответствующей Федеральному компоненту ГОСТ основного общего образования с учетом авторской программы общеобразовательных учреждений Данилюк А.Я.
Рабочая программа реализуется в общеобразовательных классах в соответствии с учебным планом на 2018 – 2019 учебный год и рассчитана на 35 часа (исходя из 35учебных недель в году, 1 час в неделю).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
осознание ценности человеческой жизни.
Кроме того, важно также иметь в виду, что на стимуляцию познавательной деятельности и творческой активности, учащихся в учебном процессе влияет внеурочная работа, которую необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям в сфере религиозно-этического знания.
Духовно-нравственное воспитание школьников предполагает безусловное взаимопонимание и сотрудничество с родителями детей: установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований в процессе преподавания и изучения выбранного модуля данного курса.
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).
Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
Самоконтроль;
Фронтальный контроль;
Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках курса.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной и светской культуре.
В основу построения уроков в рамках курса ОРКСЭ закладывается ряд методических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества изучения предмета:
-диалогическое взаимодействие, которое подразумевает демократическое, субъект-субъектное построение учебного процесса;
-приоритет личностного развития учащихся в интеллектуальной, духовно-нравственной жизни;
- актуальность;
-вариативность (возможность выбора на уровне модуля, проблемы, вопроса, текста для анализа, способов деятельности и презентации образовательного результата);
- опора на самостоятельность мышления учащихся;
-деятельностное обучение, создание коммуникативно-активной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности;
-соблюдение баланса между теоретическим материалом и текстами для эмпирического и творческого освоения;
-органическое и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.
Формы и виды учебной деятельности в рамках курса «Основы светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы. Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как основа для создания учебной ситуации, которая проектируется учителем с учетом возраста, специфики предмета ОРКСЭ, меры сформированности действий учащихся.
3.Тематическое планирование
№ темы | Тема | Кол-во ч. по прим. программе | Кол-во ч. по рабоч. Прогр. |
I. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | 1 |
| Россия - наша Родина. | 1 | 1 |
II. | Основы религиозных культур и светской этики. | 27 | 27 |
| Что такое светская этика? | 1 | 1 |
| Мораль и культура. | 1 | 1 |
| Особенности морали. | 1 | 1 |
| Добро и зло. | 1 | 1 |
| Добро и зло. | 1 | 1 |
| Добродетели и пороки. | 1 | 1 |
| Добродетели и пороки. | 1 | 1 |
| Свобода и моральный выбор человека. | 1 | 1 |
| Свобода и ответственность. | 1 | 1 |
| Моральный долг. | 1 | 1 |
| Справедливость. | 1 | 1 |
| Альтруизм и эгоизм. | 1 | 1 |
| Дружба. | 1 | 1 |
| Что значит быть моральным? | 1 | 1 |
| Урок-практикум: «Как рассказать о добре?» | 1 | 1 |
| Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. | 1 | 1 |
| Нравственный поступок. | 1 | 1 |
| Золотое правило нравственности. | 1 | 1 |
| Стыд, вина и извинение. | 1 | 1 |
| Честь и достоинство. | 1 | 1 |
| Совесть. | 1 | 1 |
| Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. | 1 | 1 |
| Джентльмен и леди. | 1 | 1 |
| Образцы нравственности в культуре Отечества. | 1 | 1 |
| Этикет. Праздники и традиции. | 1 | 1 |
| Жизнь человека – высшая нравственная ценность. | 1 | 1 |
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Основы религиозных культур и светской этики» (28 ч.). | 1 | 1 |
III. | Духовные традиции многонационального народа России | 6 | 6 |
| Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | 1 |
| Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | | |
| Урок-практикум: «Как подготовить творческий проект?» | 1 | 1 |
| С чего начинается Родина? | 1 | 1 |
| Диалог культур во имя гражданского мира и согласия | 1 | 1 |
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Духовные традиции многонационального народа России» (5 ч.). | 1 | 1 |
| Всего | 34 | 34 |
Учебно-методическое обеспечение курса
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Учебное пособие. М.: Баласс, 2013.
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4 класс. М.: «Просвещение» 2016/
Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4 класс М.: «Просвещение» 2016
Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». «Основы светской этики» 4 класс. М.: «Просвещение» 2019/