СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа составлена в 2015 году. Модуль "Основы мировых религиозных культур".
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №11 имени Героя Советского Союза
А.Г. Кудрявцева городского округа Сызрань Самарской области
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей _________________________ _________________________ Протокол № 1 от «31» августа2018г. Руководитель МО ___________
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ Н.Г. Столярова «31» августа 2018г.
| УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ ООШ №11г.о. Сызрань ________________ Е.В. Демидова «31» августа2018г.
|
Рабочая программа по ОРКСЭ
(модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Класс: 5.
Количество часов: 34 часа.
Название УМК: линия УМК под редакцией А.Я.Данилюка
Сызрань, 2018-2019 учебный год
Основы религиозных культур и светской этики
(Основы мировых религиозных культур (5 класс))
Данная программа входит в образовательную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Программа составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Данилюка А. Я. «Основы религиозных культур и светской этики» – М., Просвещение, 2010г.
Рабочая программа «Основы мировых религиозных культур» рассчитана на 1 учебный год (1 час в неделю – 34 часа) для обучающихся 5-го класса.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как история, окружающий мир, краеведение, изобразительное искусство, музыка.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные блоки:
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Основы мировых религиозных культур.
Духовные традиции многонационального народа России.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения программы
В результате усвоения программного материалы обучающиеся получат представление:
– о мировых религиях;
– об основателях религий мира,
– о священных книгах религий мира;
– о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»,
– об искусстве в религиозной культуре;
узнают:
– названия мировых религий,
– имена основателей религий мира,
– названия основных праздников религий мира,
– особенности священных зданий каждой из традиционных религий;
научатся:
– воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;
– работать с различными источниками информации;
– осуществлять творческую деятельность;
овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.
В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Характеристика универсальных учебных действий
Предметные:
– знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
– знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
– формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
– осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Метапредметные:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
– формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
– адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
– овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
– овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные:
– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
– формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
– воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).
Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.
Блок 2. Основы религиозных культур (29 часов).
Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.
Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.
Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.
Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.
Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.
Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.
Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.
Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.
Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра). Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.
Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).
Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье. Долг, свобода, ответственность, труд.
Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).
Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.
Раздел 3. Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов |
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества(1ч)
| ||
1 | Россия – наша Родина. | 1 |
Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.(16ч)
| ||
2 | Культура и религия | 1 |
3 | Культура и религия | 1 |
4 | Возникновение религий. Древнейшие верования | 1 |
5 | Религии мира и их основатели. | 1
|
6 | Священные книги: Веды, Авеста, Типитака. | 1 |
7 | Священные книги: Тора, Библия, Коран. | 1 |
8 | Хранители предания в религиях мира. | 1 |
9 | Человек в религиозных традициях мира. | 1 |
10 | Священные сооружения. | 1 |
11 | Священные сооружения. | 1 |
12 | Искусство в религиозной культуре. | 1 |
13 | Искусство в религиозной культуре. | 1 |
14 | Добро и зло. Возникновение зла в мире. | 1 |
15 | Грех, раскаяние, воздание. Рай и ад. | 1 |
16 | Проект. | 1 |
17 | Защита проектов. | 1 |
Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12ч)
| ||
18 | История религий России. | 1 |
19 | Религии России. | 1 |
20 | Религия и мораль. Нравственные заповеди. | 1 |
21 | Религия и мораль. Нравственные заповеди. | 1 |
22 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | 1 |
23 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | 1 |
24 | Религиозные ритуалы в искусстве. | 1 |
25 | Календари религий мира. | 1 |
26 | Праздники в религиях мира. | 1 |
27 | Семья, семейные ценности в религиях мира. | 1 |
28 | Долг, свобода, ответственность, учение и труд. | 1 |
29 | Милосердие и взаимопомощь. | 1 |
Духовные традиции многонационального народа России. (5ч)
| ||
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 |
31 | Подготовка творческих проектов | 1 |
32 | Подготовка творческих проектов1 | 1 |
33 | Защита проектов | 1 |
34 | Презентация творческих проектов | 1 |
Тематическое планирование модуля «Основы мировых религиозных культур» учебного курса ОРКСЭ
№ урока | Название тем модуля | Результаты | Основное содержание по темам | УПоЗ, УПрЗ по темам | Задания для совместной работы с родителями | Система оценивания | |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||||||
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | |||||||||
1 | Россия - наша Родина | Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постанова учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками. | Знание, понимание и принятие обучающихся ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. Восстановление целостного представления о нашей Родине России. Формирование представления о духовном мире людей и культурных традициях. | Отечество, Родина, духовный мир, материальный мир, культурные традиции, вечные ценности | 1.Расскажите, что такое духовный мир человека. Определите, что такое культурные традиции и для чего они существуют. 2.Приведите пример того, как влияет духовный мир человека на его настроение и поведение. 3.Сделайте рисунок, который показывает (иллюстрирует) духовный мир или материальный мир. 4.Определите вечные ценности, которые позволяют сделать внутренний мир человека чистым и радостным. 5.Создайте символ для дружной семьи народов России. 6.Оцените значимость культурных традиций для человека, его семьи, его страны. | Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи? | Дневник самонаблюдений Групповая рефлексия | |
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) | |||||||||
2 | Культура и религия | Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | Формирование познавательных УУД: Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Формирование коммуникативных УУД: понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Формирование первоначального представления о мировых религиях и традиционных религиях народов России, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
| Религия. Первобытные верования. Древние религии, традиционные верования. Национальные религии (индуизм, иудаизм). Мировые религии (христианство, ислам, буддизм). Традиционные религии. Ритуалы | 1.Перечислите, какие мировые религии вам известны. Определите, какие религии являются традиционными для России. 2.Объясните, что такое религия. 3.Докажите, что ритуалы в религии необходимы. 4.Определите, почему одни религии называются национальными, а другие мировыми. 5.Оформите дорожный указатель, на котором были написаны названия, традиционных для нашей страны (региона) религий. 6.Придите к выводу о том, что право каждого человека быть верующими или неверующими. | Найдите и покажите, где проживают крупнейшие народы нашей страны. Укажите, какие религии они исповедуют. Узнайте, какие религии преобладают в вашем районе | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
3 | Культура и религия | Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | Формирование познавательных УУД: Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Структурирование знаний. Формирование регулятивных УУД: Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. | Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современной России | Культура. Культурный человек. Культура поведения. Материальная и духовная культура. Религиозная культура. Живопись. Музыка. | 1.Расскажите, что такое культура. 2.Объясните, что такое культурный человек и культурное поведение. 3.Докажите, что культура и религия связаны между собой. 4.Определите, как религия влияет на культуру. 5.Предложите свои примеры материальной и духовной культуры. 6.Придите к выводу о том, что каждый человек должен быть культурным.
| Прочитайте статью из пособия. Составьте предложения со словами «культура, религия, христианство, православие, ислам, буддизм, иудаизм» | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
4 | Возникновение религий. Древнейшие верования | Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
| Формирование познавательных УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признание различных точек зрений, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
| Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: как основ культурных традиций многонационального народа России. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни | Религия. Вера в духов и богов. Многобожие. Пантеон. Единый Бог. Завет. | 1.Расскажите, для чего древние люди заботились о душах своих предков. 2.Объясните, почему древние люди почитали животных. 3.Сравните, чем отличается иудаизм от первых религий. 4.Дайте определение понятия пантеон. 5.Изобразите на рисунке богов. 6.Оцените значимость древней религии. | Узнайте у родителей, какую религию исповедовали ваши предки в вашей семье. | Дневник самонаблюдения, рефлексияпортфолио | |
5 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели | Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | Формирование познавательных УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признание различных точек зрений, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей, как основ культурных традиций многонационального народа России. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни | Иисус Христос. Распространение христианства. Мухаммад . Будда. Благородные истины. | 1.Расскажите, кто такой Иисус Христос. 2.Определите, чему он учил людей, что случилось после его смерти, как началось распространение христианства. 3.Объясните, что такое христианство, ислам, иудаизм, буддизм. 4.Докажите взаимосвязь между религиями. 5.Раскройте особенности буддизма. 6.Оцените значимость религий. | Расскажите старшим, что вы узнали об истории религий. Попросите старших рассказать, что они знают интересного о той или иной религии.
| Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
6 | Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Типитака | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения | Формирование познавательных УУД: Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признание различных точек зрений, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей, как основ культурных традиций многонационального народа России. Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
| Веды. Авеста. Типитака. | 1.Расскажите, когда впервые появились священные тексты. 2.Объясните, что такое священные тексты и как они назывались? 3.Докажите, что Веды, Авеста, Типитака священные тексты. 4.Определите, какой религии принадлежат эти священные тексты. 5.Проанализируйте священные тексты. 6.Оцените значимость священных текстов.
| Прочитайте в книге отрывок из Типитаки. Обсудите совместно со взрослыми, почему в названии этой книги есть слово «мудрость» | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
7 | Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | Формирование познавательных УУД: Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Формирование коммуникативных УУД: Готовность слушать собеседника, вести диалог, признание различных точек зрений, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей, как основ культурных традиций многонационального народа России.
| Канон. Тора. Библия. Коран. Пророки. | 1.Скажите, как назывались священные книги иудеев, христиан и мусульман? 2.Объясните, что такое священная книга? 3.Сравните священные книги иудеев, христиан и мусульман. Есть ли у них общее? 4.Нарисуйте схему-строение Библии и Корана. 5.Предложите свой вариант, что могло бы быть в «Апокалипсисе». 6.Оцените значимость священных книг.
| Узнайте, есть ли священные книги в вашей семье. Прочитайте отрывки священной книги вместе с родителями. | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
8 | Хранители предания в религиях мира | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию. | Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей, как основ культурных традиций многонационального народа России.
| Жрец. Раввин. Апостол. Епископ. Священник. Диакон. Иерархия. Умма. Имам. Хафиз. Сангха. Лама. | 1.Вспомните, кто такие жрецы и друиды? 2.Объясните, что такое иерархия? 3.Сделайте рисунок(лестницу), которая показывает как организована любая из изученных религиозных общин. 4.Проанализируйте, что общего в организации религиозных общин? 5.Изложите в форме рассуждения свое понимание необходимости хранить предания. 6.Аргументируйте важность роли хранителя религиозных традиций. | Узнайте у родителей, являются ли они членами религиозной общины и какое устройство у этой общины | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
9 | Человек в религиозных традициях мира | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения. Развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. | Формирование познавательных УУД: построение логической цепи рассуждений. Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Формирование коммуникативных УУД: Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения поставленных задач. | Знакомство с основами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Молитва. Таинства. Намаз. Мантра. | 1.Расскажите, что такое религиозные традиции. 2.Объясните, что такое молитва, таинства, намаз, мантра. 3.Докажите, что молитва, таинства, намаз, мантра являются важным составляющим в религиозных традициях. 4.Проанализируйте, что общего в религиозных традициях мира. 5.Изложите, свое понимание религиозных традиций. 6.Оцените значимость религиозных традиций для человека. | Посоветуйтесь с родителями и подготовьте рассказ «Что говорит о человеке……. культура» (православная, исламская, буддийская, иудейская) по выбору | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
10 | Священные сооружения | Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | Формирование познавательных УУД: Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных). Формирование регулятивных УУД: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Формирование коммуникативных УУД: умение с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия. | Формирование представлений о религиозной культуре. Формирование представления об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в иудаизме и христианстве. | Синагога. Церковь. Алтарь. Икона. Фреска. | 1.Перечислите, какие бывают священные сооружения. 2.Объясните, что такое синагога, церковь. 3.Назовите основные части церкви. 4.Определите, какие священные сооружения являются традиционными для России. 5.Сравните христианские и иудейские религиозные сооружения, что общего, чем отличаются 6.Оцените значимость священных сооружений | Совместно с родителями найдите иллюстрацию христианского или иудейского священного сооружения и опишите данное сооружение | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
11 | Священные сооружения | Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | Формирование познавательных УУД: Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных). Формирование регулятивных УУД: оценки — выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления. | Формирование представления об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в исламе и буддизме. | Мечеть. Минарет. Ступа. Пагода. | 1 Перечислите, какие Священные сооружения мировых религий вам известны. 2 Определите, какие священные сооружения являются традиционными для России 3 Докажите, что Священные сооружения необходимы 4 Сравните изображения священных сооружений ислама и буддизма 5 Определите, в чем особенность каждого из сооружений Похожи ли они на священные сооружения православной и иудейской культуры 6 Заполните таблицу «Священные сооружения религий мира» | Вместе с родителями найдите в нашем городе Священные сооружения Исламской или буддийской культуры (или изображения в книге, интернете) | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
12 | Искусство в религиозной культуре | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов Воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей Бережное отношение к материальным и духовным ценностям | Формирование познавательных УУД: Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; Формирование регулятивных УУД: Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами Формирование коммуникативных УУД: Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Знакомство с основами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Формирование знания об особенностях искусства в религиозных культурах христианства и ислама. | Искусство в религии христианства и ислама. Икона. Каллиграфия. Арабески. | 1.Определите, какую роль в разных религиях играет искусство. 2 Расскажите, какую роль в разных религиях играет искусство 3 Докажите, что верующим необходимы предметы искусства 4 Определите, какие формы искусства характерны для традиционных религий России 5 Рассмотрите изображения икон, арабесок. Проанализируйте, какие особенности характерны для каждого из изображений. 6.Оцените значимость искусства в религиозной культуре. | Вместе со старшими составьте план статьи из учебника Напишите небольшой рассказна тему «Мои впечатления от икон(каллиграфически написанной книги, арабесок) | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
13 | Искусство в религиозной культуре | Воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей Развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Бережное отношение к материальным и духовным ценностям | Формирование познавательных УУД: Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий Формирование регулятивных УУД: Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
| Знакомство с основами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Формирование знания об особенностях искусства в религиозных культурах иудаизма и буддизма. | Искусство в религии иудаизма и буддизма. Семисвечник. Способы изображения Будды. | 1.Определите, почему религия предполагает искусство. 2.Объясните, почему верующим необходимы предметы искусства. 3.Докажите, что священные сооружения разных религий можно назвать произведениями искусства. 4.Подумайте, о религиозном искусстве, каких конфессий пойдет речь. 5.Определите особенности характерные для изображения Будды. 6.Обсудите утверждение, что всё религиозное искусство объединяется высокой духовностью и художественным уровнем | Вместе со старшими найдите картинки религиозных сооружений, картинки предметов искусства. | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
14 | Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздания. Рай и ад. | Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Бережное отношение к материальным и духовным ценностям | Формирование познавательных УУД: подведение под понятие, выведение следствий. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. | Формирование знания о возникновении в мире зла. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Грех. Грехопадение. Покаяние. Добро. Зло. | 1.Расскажите, как вы понимаете, что такое добрые поступки и что такое злые поступки? 2.Объясните понятия грех, грехопадение, покаяние. 3.Докажите на основании приведенных примеров, что добро- лучше чем зло. 4.Определите, что входит в современное понятие добро. 5.Рассмотрите изображение грехопадения Адама и Евы. 6.Оцените значимость добра в современном мире | Вместе с родителями подготовьте рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле. | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
15 | Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздания. Рай и ад. | Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
| Формирование познавательных УУД: построение логической цепи рассуждений. Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. | Формирование понятий «грех», «раскаяние и воздаяние». Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Грех. Грехопадение. Покаяние. Добро. Зло. | 1.Расскажите, как вы понимаете, что такое добрые поступки и что такое злые поступки? 2.Объясните понятия грех, грехопадение, покаяние. 3.Докажите на основании приведенных примеров, что добро- лучше чем зло. 4.Определите, что входит в современное понятие добро. 5.Изобразите на рисунке добро и зло. 6.Оцените значимость добра в современном мире | Напишите совместно с родителями сочинение «Что такое добро и зло» | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
16 | Творческие работы учащихся | Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Формирование познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Формирование регулятивных УУД: прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | Закрепление и расширение знаний об отечественных религиозно-культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессионального народа России.
|
| 1.Выбирите тему творческой работы предлагаемые учителем или свою. 2.Расскажите, с чего начнете, писать работу и кто вам в этом будет помогать. 3.Объясните, почему выбрана та или иная тема творческой работы. 4.Используйте в написании творческой работы помощь учителя, родителей, книг, интернета. 5.Оформите работу, приложения, презентацию к ней. 6.Оцените значимость своей работы | «Обычаи и традиции мировых религий» | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
17 | Подведение итогов | Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | Формирование познавательных УУД: Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Формирование регулятивных УУД: Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности Формирование коммуникативных УУД: Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения поставленных задач. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признание различных точек зрений, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Закрепление и расширение знаний об отечественных религиозно-культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессионального народа России.
| Закрепление пройденного материала. Самостоятельное выполнение индивидуально или в группах тестовых заданий | 1.Дополните ряды слов. 2.Решите, что объединяет слова каждого ряда. 3.Определите, классифицируйте, что из перечисленных относится к иудаизму, христианству, буддизму, исламу. 4. Создайте статьи для исторических энциклопедий, используя ниже слова. 5. Определите, к каким религиям относятся эти предметы и сооружения 6. Оцените значимость проведенной работы |
| Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) | |||||||||
18 | История религий России | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов Развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | Формирование познавательных УУД: Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Формирование регулятивных УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Формирование коммуникативных УУД: Готовность слушать собеседника, вести диалог, признание различных точек зрений, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Формирование знания о появлении христианства на Руси, об исторической роли Православной церкви в становлении российской государственности. | Выбор на Руси новой веры. Роль православия в истории России. Митрополит. Патриарх. Синод. | 1. Расскажите, о каких религиях вы уже знаете? 2. Расскажите, в каком году Русь принимает христианство? В правлении, какого князя это произошло? Как он выбрал веру? 3. Докажите, что Православная церковь сыграла огромную роль в истории России. 4.Расскажите, когда и почему возникло старообрядничество? 5. Разъясните, когда произошло разделение церквей и как они стали называться? 6.Рассмотрите репродукцию картины о выборе веры князем Владимиром. Какой момент изображен на картине?
| Найдите картинки с изображением выбора новой веры на Руси. | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
19 | Религии России | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов Развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | Формирование познавательных УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: Готовность слушать собеседника, вести диалог, признание различных точек зрений, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Формирование знания о появлении на территории России ислама, буддизма, иудаизма и их роли в становлении российской государственности. | Православная, католическая, протестантская веры. Ислам. Иудаизм. Буддизм. | 1.Расскажите, какие религиозные веры вы знаете. 2.Объясните, что послужило причиной разделения церквей. 3.Докажите, значение религий для современной России. 4.Определите, какую роль в жизни России сыграли католики и протестанты. 5.Расскажите, как появились на территории России ислам и иудаизм. 6.Оцените значимость религий в нашей жизни и в жизни России. | Подготовьте совместно с родителями сообщение о вкладе, который внесли в историю, культуру, хозяйство нашей страны представители разных религий. | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
20 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Формирование понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей | Формирование познавательных УУД: формулирование проблемы. Формирование регулятивных УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Формирование коммуникативных УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
| Знакомство с основами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
| Религия. Мораль. Учения в религиях христианства и иудаизма. Заповеди. | 1.Расскажите, что такое религия и мораль. 2.Объясните, что общего существует в учениях христианства и иудаизма. 3.Докажите, в чем состоят нравственные заповеди в иудаизме и христианстве. 4.Определите, какую роль в жизни людей играют заповеди. Чему они учат? 5.Обсудите, как библейские заповеди стали отправной точкой многих законов, которые приняты в различных странах. 6.Оцените, значение религии и морали у иудеев и христиан. | Запишите совместно с родителями 10 заповедей. | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
21 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей | Формирование познавательных УУД: Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Формирование регулятивных УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Формирование коммуникативных УУД: Готовность слушать собеседника, вести диалог, признание различных точек зрений, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Знакомство с основами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
| Религия. Мораль. Учения в религиях ислама и буддизма. Бодхисатв. | 1.Расскажите, что такое религия и мораль. 2.Объясните, что общего существует в учениях 3. Докажите, в чем состоят нравственные морали в исламе и буддизме.. 4.Определите, какое нравственное учение в исламе играет главную роль. 5.Обсудите, что является основой поведения для буддистов. 6.Оцените, значение религии и морали у иудеев и христиан | Найдите вместе с родителями картинки служителей религий (христианства, иудаизма, ислама, буддизма). | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
22 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Овладение навыками смыслового чтения текстов , осознанного построения речевых высказываний. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а так же находить средства ее осуществления. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Умение слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение.
| Формирование знания о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах в традиционных религиях России. | Ритуалы. Обычаи. Таинства. Намаз. | 1.Расскажите, что такое ритуалы, обряды и как они возникли. 2.Объясните, какими бывают обряды в христианстве, исламе. 3.Докажите, что ритуалы и обряды обязательное для религий. 4.Определите, для каких религий молитва является главным делом верующего? Почему? 5.Прочитайте и проанализируйте статьи в учебнике. 6.Оцените значимость ритуалов и обрядов у христиан и мусульман. | Обсуди с родителями тему «Как возникли религии» | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
23 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Формирование познавательных УУД: Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Овладение навыками смыслового чтения текстов , осознанного построения речевых высказываний. Формирование регулятивных УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а так же находить средства ее осуществления. Формирование коммуникативных УУД: Умение слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение.
| Знание, понимание и восприятие ценностей, как основы культ. традиций многонационального народа России. Формирование представлений о религиозной культуре. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни
| Религия. Обряды. Ритуалы. Таинства. | 1.Расскажите о существующих в вашей семье традициях, ритуалах? Если да, то отличаются ли они от религиозных? Чем? 2. Объясните в чем особенности религиозных ритуалов и обрядов? 3. Что вы можете рассказать о возникновении ритуалов и обрядов членам семьи и друзьям 4.Что вам особенно запомнилось из прочитанного текста и сказанного на уроке? 5.Предложите прочитать фрагмент статьи из пособия для учащихся (о ритуалах и обрядах одной из религий) и составить план этого фрагмента. 6.Аргументируйте, необходимость соблюдения обрядов и ритуалов | Подготовьте вместе с родителями рассказ о какой-либо одной традиции или ритуале | Дневник самонаблюдения, рефлексия, портфолио | |
24 | Религиозные ритуалы в искусстве | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | Формирование представлений о религиозной культуре. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни
| Паломничество. Реликвия. Мощи. Святыни. Хадж. Кааба | 1.Как вы понимает тему урока? 2.Какие слова вам непонятны? 3.Прочитайте в пособии для учащихся, о чем вам предстоит сегодня узнать. 4.Рассмотрите изображения основных святынь различных религий. Можно ли предположить, к каким религиям относятся эти святыни? По каким признакам вы это определили? 5.Какие святыни показались вам наиболее интересными? Необычными? 6.Заполните таблицу названиями святынь и мест паломничества различных религий. | Расскажи членам семьи и друзьям о том, что ты узнал на уроке. | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
25 | Календари религий мира. Праздники в религиях мира | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
| Формирование познавательных УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Формирование регулятивных УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а так же находить средства ее осуществления. коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | Формирование представления о главных праздниках в традиционных религиях России. | Религиозные праздники. Праздники и праздничные обряды. Праздники иудеев. Песах, Шавуот Суккот Ханука. Пурим, Дончод, Сагаалган.
| 1.Расскажите, что такое праздник. 2.Объясните, что такое религиозные праздники. Какие религиозные праздники у иудеев. 3.Докажите, что для проведения религиозных праздников необходимо соблюдать праздничные обряды. 4.Определите, что такое Шавуот и Суккот. 5.Предложите примеры, какие религиозные праздники вы знаете. 6.Оцените значимость праздников в религиях. | Вместе с родителями найдите картинки праздников в религии и праздничных обрядов. | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
26 | Праздники в религиях мира | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | Формирование познавательных УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | Формирование представления о главных праздниках в традиционных религиях России. | Религиозные праздники христиан, мусульман, буддистов. Рождество, Крещение (Богоявление) Пасха, Пятидесятница (Троица). Курбан – байрам, Ураза – байрам, Мавлид. | 1.Расскажите, что вы знаете о религиозных праздниках христиан, мусульман, буддистов. 2.Опишите, какие праздничные обряды христиан, мусульман, буддистов вам известны. 3.Докажите, что праздники традиционных религий России несут смысл. 4.Определите, самые важные праздники у христиан, мусульман, буддистов. 5.Сконструируйте буддийский календарь. 6.Оцените, значимость праздников традиционных религий России. | Поговорите со старшими и расскажите, какие религиозные праздники принято отмечать в вашей семье. | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
27 | Семья, семейные ценности | Воспитание уважительного отношения, бережного хранения семейных традиций. Воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей
| Формирование познавательных УУД: подведение под понятие, выведение следствий. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников. | Формирование понятия «семья», знаний об отношении традиционных религий к семье. | Семья. | 1.Расскажите, что такое семья. Какие бывают семьи. 2.Объясните, как традиционные религии России относятся к семье. 3.Докажите, что семья является главной ценностью для человека. 4.Определите, какое значение имеет брак у христиан, мусульман, иудаизме и буддизме. 5.Изобразите семью. 6.Оцените, значение семьи и семейных ценностей | Нарисуйте рисунок «Моя семья» или напишите сочинение «Моя семья» | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
28 | Долг, свобода, ответственность, учение и труд | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Формирование познавательных УУД: выдвижение гипотез и их обоснование. Формирование регулятивных УУД: прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
| Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: долг, как основа культурных традиций многонационального народа России.
| Долг. Свобода. Ответственность. Труд в разных религиях | 1.Определите, что такое долг, ответственность; 2.Подумайте, кто контролирует и оценивает исполнение долга; 3.Сформулируйте, что значит быть человеком ответственным; 4.Перечислите опасности безответственного поведения; 5.Расскажите, как оценивается учёба – твой главный труд; 6.Найдите отрицательные примеры средств достижения богатства и его использования. | Посоветуйтесь с родителями и объясните, как вы понимаете смыл выражений: «Муки совести», «угрызения совести», «нечистая совесть», «спокойная совесть». Подбери пословицы близкие по смыслу: «Без дела жить – только небо коптить», «труд человека кормит, а лень портит», «худое ремесло лучше доброго воровства» | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
29 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий | Формирование толерантного отношения к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания других людей; развитие начальных форм регуляции эмоциональных состояний. | Формирование познавательных УУД: синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов Формирование регулятивных УУД: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а так же находить средства ее осуществления. Формирование коммуникативных УУД: умение использовать речь для регуляции своего действия.
| Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | МилосердиеСострадание Забота о слабых. Взаимопомощь. | 1.Расскажите, что такое милосердие, сострадание, взаимопомощь. 2.Объясните, как милосердие и сострадание связаны между собой. 2.Назовите конкретные дела, относящиеся к милосердию, состраданию. 3.Объясните, почему раздача милостыни обязательна на каждом празднике. 4.Докажите приведенными примерами, что милосердие, сострадание –это хорошее качество человека 5.Предложите примеры иллюстрирующие милосердие. 6.Оцените значение милосердия, сострадания, взаимопомощи. | Прочитайте, проанализируйте вместе с родителями притчу о Страшном суде. | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) | |||||||||
30 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм, многонациональность и конфессиональность народа | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Формирование познавательных УУД: преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Знание, понимание и принятие обучающихся ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
| Любовь. Уважение. Отечество. Патриотизм. Многонациональность. Конфессиональность. | 1.Расскажите, как вы понимаете, что такое любовь, уважение. 2.Объясните, как любовь и уважение связанно с Отечеством. 3.Докажите, что каждый человек в чем-то патриот своей Родины. 4.Определите, почему Россия является многонациональной и конфессиональной странной. 5.Отметьте на карте России, какие народы проживают на ее территории. 6.Обсудите, а являетесь ли вы частью России. | Найдите стихи и песни о Родине. | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
31 | Подготовка творческих проектов
| Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
| Формирование познавательных УУД: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий . Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Формирование регулятивных УУД: прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | Закрепление знаний, понимания ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. |
| 1.Выбирите тему творческой работы предлагаемые учителем или свою. 2.Расскажите, с чего начнете, писать работу и кто вам в этом будет помогать. 3.Объясните, почему выбрана та или иная тема творческой работы. 4.Используйте в написании творческой работы помощь учителя, родителей, книг, интернета. 5.Оформите работу, приложения, презентацию к ней. 6.Оцените значимость своей работы | «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры». «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества», «Мой дедушка –защитник Родины», «Мой друг» | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
32 | Выступление обучающихся со своими творческими работами | Наличие мотивации к труду, работе на результат. Развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
| Формирование коммуникативных УУД: Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения поставленных задач Формирование регулятивных УУД: Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Оценка работы по критериям, выработанным в классе. | Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: долг, как основа культурных традиций многонационального народа России. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
|
| 1.Изложите тему, задачи, цель выбранной творческой работы. 2.Расскажите о том, что вы исследовали в своей творческой работе. 3.Используйте информационно-коммуникационные технологии, помощь родителей 4.Проанализируйте, сделайте вывод по творческой работе. 5.Оформите творческую работу в папочку. 6. Оцените вместе с ребятами класса, учителем и родителями значение работы по теме | «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры». | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
33 | Выступление обучающихся со своими творческими работами | Наличие мотивации к труду, работе на результат. Развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Формирование коммуникативных УУД: Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения поставленных задач Формирование регулятивных УУД: Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Оценка работы по критериям, выработанным в классе. | Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: долг, как основа культурных традиций многонационального народа России. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
|
| 1.Изложите тему, задачи, цель выбранной творческой работы. 2.Расскажите о том, что вы исследовали в своей творческой работе. 3.Используйте информационно-коммуникационные технологии, помощь родителей 4.Проанализируйте, сделайте вывод по творческой работе. 5.Оформите творческую работу в папочку. 6. Оцените вместе с ребятами класса, учителем и родителями значение работы по теме | «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества», «Мой дедушка –защитник Родины», | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
34 | Презентация творческих проектов на тему | Наличие мотивации к труду, работе на результат. Развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
| Формирование коммуникативных УУД: Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения поставленных задач Формирование регулятивных УУД: Оценка работы по критериям, выработанным в классе. | Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: долг, как основа культурных традиций многонационального народа России. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
|
| 1.Расскажите, как вы проводили время, чем занимались на факультативе. 2.Свяжите воедино накопленные материалы и знания 3.Сделайте отчет о проделанной работе 4. Используйте информационно-коммуникационные технологии, помощь родителей 5.Оформите творческий отчет 6.Оцените свою работу, работу одноклассников, родителей и учителя | Творческий отчет | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио |
3