СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по развитию речи 1 класс. "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом МИНОБРНАУКИ России № 373 от 06.10.2009г.)

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию речи 1 класс. "Школа России"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Бирская коррекционная школа-интернат

для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи



«РАССМОТРЕНО»

на методическом объединении

учителей ГБОУ Бирская КШИ

для обучающихся с ТНР

Протокол № ____________

«___» _______________ 2018 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

по учебной работе ГБОУ

Бирская КШИ для обучающихся с ТНР

_______________ А.Р. Кадикова А.Р.

«___» ________________ 2018 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор ГБОУ Бирская КШИ

для обучающихся с ТНР

_______________ И.Ф. Токарева

Приказ № __________________

«___» ________________ 2018 г.





Рабочая программа учебного предмета

«Развитие речи»

на 2018-2019 учебный год

1а класс

Учитель – Юрьева Н.Л.






СОДЕРЖАНИЕ


1

Пояснительная записка

3

2

Общая характеристика учебного предмета

4

3

Место учебного предмета в учебном плане

6

4

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

6

5

Результаты изучения учебного предмета

6

5.1.

Личностные результаты

6

5.2.

Метапредметные результаты

7

5.3.

Предметные результаты

9

6

Содержание учебного предмета

9

7

Тематическое планирование

11

8

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

20

9

Список литературы с указанием перечня учебно-методического обеспечения, средств обучения и электронных образовательных ресурсов

20







  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. №373);

- Программа специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1987

- Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи.

- Учебный план ГБОУ Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи.

- Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин 2.4.2.2821-10;

Цель изучения русского языка в начальной школе:

- формирование и совершенствование у школьников с общим недоразвитием речи полноценных форм общения и языковых средств с учетом их взаимодействия.

Основные задачи курса:

- практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи;

- формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления);

- формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;

- практическое овладение моделями различных синтаксических конструкций предложений;

- усвоение лексико-грамматического материала для овладения программным материалом по обучению грамоте, чтению и другим учебным предметам.

Коррекционный курс «Развитие речи» тесно связан с учебными предметами области «Филология» и ставит своей целью поэтапное формирование речевой деятельности обучающихся во всех аспектах.

Лексический материал группируется по тематическим концентрам, грамматический – по типовым структурам, способствующим образованию у обучающихся речевых стереотипов, что позволяет использовать язык как средство общения при решении обучающимися коммуникативных задач.

По мере уточнения значения слова осуществляется включение данного слова в определенную лексическую систему, формирование семантических полей (т. е. функциональное объединение слов семантически близких).

Обучающиеся учатся группировать слова по различным лексико-семантическим признакам (родовидовым отношениям, отношениям часть-целое, по сходству или противоположности значений и т. д.), учатся находить и правильно использовать в речи антонимы и синонимы.

Обогащение словаря проводится и путем усвоения слов, выражающих определенную синтаксическую роль в речи, но не имеющих конкретного лексического значения (предлоги, союзы, междометия). Развитие словаря осуществляется также через ознакомление обучающихся с различными способами словообразования. У обучающихся формируется способность выделять и сравнивать различные морфемы в словах. В процессе усвоения словообразования рекомендуется следующий порядок работы: уточнение значения слова, от которого будет образовано новое слово, сопоставление по значению двух слов, выделение общих и различных элементов в словах, уточнение обобщенного значения некорневой морфемы, сопоставление родственных слов с различными префиксами или суффиксами, сравнение слов с разными корнями и одинаковой некорневой морфемой. На уроках развития речи обучающиеся уточняют значения родственных слов, закрепляют их точное использование в речи.

Основное внимание в словарной работе следует уделять лексическим упражнениям. Упражнения должны носить характер практической речевой деятельности, включать наблюдения и анализ лексики, закреплять точное употребление слов в речи. Теоретические сведения по лексике обучающимся не сообщаются. Слова отбираются в соответствии с темой урока и включаются в тематический словарь, который усложняется от класса к классу. Особое внимание уделяется усвоению глаголов, являющихся основой формирования структуры предложения.

При усвоении слов конкретного значения используются различные наглядные средства (показ предмета, действия, его изображение на картинке и т.п.). При знакомстве со словами, имеющими отвлеченное (абстрактное) значение, применяются словесные и логические средства (описание, противопоставление по значению, анализ морфологической структуры и др.).

Одновременно с уточнением лексического значения слова усваивается его грамматическое значение.

Усваиваются языковые закономерности и правила их использования, закрепляются связи грамматического значения слова с формальными признаками. Закрепляются наиболее продуктивные формы словоизменения и словообразовательных моделей; осваиваются менее продуктивные формы словоизменения и словообразовательных моделей; уточняются значение и звучание непродуктивных форм словоизменения и словообразовательных моделей.

Формирование умения оформлять текст с помощью языковых средств включает развитие навыков правильного выбора слов, грамматического оформления связей между словами в предложении, а также умения использовать специальные лингвистические средства связи между отдельными предложениями текста.

В процессе развития связной речи обучающихся с ТНР необходимо учитывать последовательность перехода от ситуативной речи к контекстной. В связи с этим сначала в работе используются серии сюжетных картинок, отдельные сюжетные картинки, и в дальнейшем обучающиеся учатся составлять рассказы без использования наглядности, по заданной теме.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучение на уроке «Развитие речи» происходит путем специальной организации речевой практики и использования речевых упражнений, направленных на восполнение лексико-грамматических обобщений в качестве исходной основы, формирующей и развивающей самостоятельную речевую деятельность детей.

В подготовительном и I классах учащиеся овладевают преимущественно словарем с конкретным значением. Постепенно в речь детей вводятся новые слова, обозначающие менее знакомые предметы, действия, качества. Возрастает доля слов с отвлеченным значением. Учащиеся должны научиться употреблять не только существительные, глаголы, прилагательные, но и наречия, числительные, местоимения.

Каждое новое слово должно усваиваться посредством осмысления его значения в словосочетаниях. Только в словосочетании можно уточнить конкретное значение слов и различные формы связи между словами, с помощью которых они включаются в предложение.

Для того чтобы слово закрепилось в речи и учащиеся научились активно его использовать, необходимо создавать в процессе обучения условия для частого его употребления. С этой целью организуются различные предметные ситуации с определенным подбором наглядно-дидактического, игрового, иллюстративного материала, способствующего уточнению и активизации словаря, вовлечению его в речевое общение. Эта работа должна подвести учащихся к правильному употреблению, слов по смыслу и по возможности к отчетливому их произношению.

В тех случаях, когда ученик не может правильно произнести слово, можно ограничиться приближенным его произношением, но с обязательным требованием правильного произношения гласных звуков и соблюдением порядка и количества слогов в слове.

Понимание и употребление в разговорной речи слов со значением:

- уменьшительности-ласкательности (существительные с суффиксами -ик, -ок, -к: столик, грибок, машинка);

- пространственного расположения предметов (тут, там, здесь, слева, справа, туда, сюда), а также посредством предлогов в, на, обозначающих местонахождение, направление действия, перемещения;

- признака предмета по цвету, величине, форме, вкусу, состоянию (красный, большой, круглый, сладкий, чистый) и признака действия (писать красиво);

- временных отношений (сейчас, утром).

Личные и указательные местоимения (я, ты, он, она, оно, этот, тот).

Составление простых нераспространенных предложений. Выделение в предложении слов, обозначающих предмет и действие, по вопросам (кто? что? что делает? что делал?).

Грамматические признаки числа в именах существительных и в глаголах настоящего и прошедшего времени 1-го и 3-го лица мужского и женского рода, в сочетании существительных с числительными один, одна или местоимениями мой, моя, в глаголах прошедшего времени.

Составление простого распространенного (трехчленного) предложения, где третий член относится к глаголу и обозначает переходность действия на предмет (неодушевленное существительное в винительном падеже женского и мужского рода: ест котлету, рисует дом).

Пространственные отношения, указывающие направления движения, перемещения предметов, отвечающих на вопрос куда? (существительное в винительном падеже с предлогами в, на, под: положил в парту, на парту, под парту).

Местонахождение предметов, отвечающих на вопрос где? (существительное в предложном падеже с предлогами в, на: лежит в парте, на парте). Усвоение значения предлогов. Умение различать их и отвечать на вопросы куда? где?

Орудия или средства действия (существительное в творительном падеже мужского и женского рода: рисует карандашом, пилит пилой). Умение отвечать на вопрос делает чем?

Признаки действия (наречие: Вова пишет красиво).

Распространение трехчленного предложения за счет слов, обозначающих признаки предмета (прилагательное и существительное женского и мужского рода в именительном падеже).

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения.

Глаголы настоящего и прошедшего времени 1-го и 3-го лица. Различение и составление предложений с сочетаниями глаголов, выраженных сложным будущим временем.

Правильное соотнесение вопросов что делает? что делал (а)? что будет делать? со временем действия.

Формирование умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам.

Понимание простейших обращений, просьб и поручений, адресованных одному или всем учащимся, слов или фраз, необходимых в учебной и бытовой деятельности, типа: Покажи(те) тетрадь по письму, по математике. Достань (те) букварь, учебник, альбом и т. д.

Различение побудительных и вопросительных обращений типа: Возьми карандаш. Взял карандаш?

Самостоятельное обращение к товарищу, учителю, воспитателю с простейшей просьбой (Вова, покажи альбом. Принеси книгу).

Ответы на вопросы кто это? что это? что делает? Что делают? что делал? и что делали? что будут делать? где? куда?

Составление коротких диалогов по вопросам учителя с использованием предложений, выражающих: утверждение или отрицание, наличие или отсутствие требуемого предмета, просьбу, умение или неумение, знание или незнание, возможность или невозможность какого-то действия, сообщение о выполненном или невыполненном действии, задании.

Понимание связности высказывания, состоящего из знакомых слов и оборотов речи, составление краткого связного высказывании (2—3 предложения с помощью вопросов учителя).

Описание хорошо знакомых предметов и демонстрируемых действий помощью вопросов учителя что это? какой (ая) по цвету, форме, величине? что делают с этим предметом?

Установление временной последовательности событий по серии картин (2 — 3 картины) и умение передать их содержание при помощи учителя.

Сообщение о погоде, календарных данных, о событиях предшествующего дня.


  1. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану, определенному ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, на изучение учебного предмета «Развитие речи» в первом классе отводится 2 ч в неделю. Курс рассчитан на 66 ч: (33 учебные недели)


  1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

На уроках развитию речи обучающиеся получают не только знания о нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они научатся наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведется работа по развитию диалогической и монологической речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Система занятий по развитию речи направлена на овладение обучающимися с ТНР способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности


  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5.1. Личностные результаты

  1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его в органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  2. Патриотизм, чувство гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, открытия, победы.

  3. Осознание роли своей страны в мировом развитии.

  4. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

  5. Осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  6. Формирование уважительного отношения и иному мнению, истории и культуре других народов.

  7. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющимся и развивающемся мире.

  8. Самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  9. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  10. Формирование этических чувств, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

  11. Формирование чувства прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому.

  12. Умение чувствовать красоту художественного слова, стремление к совершенствованию собственной речи.

  13. Владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  14. Умение сотрудничать с товарищами в процессе коллективной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

  15. Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий.

  16. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей.

  17. Овладение навыком самооценки, умением анализировать свои действия и управлять ими.

  18. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

  19. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

  20. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

5.2. Метапредметные результаты

  1. Владение всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательной организации и вне ее.

  2. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления, освоение способов решения задач творческого и поискового характера.

  3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок.

  4. Умение составлять план решения учебной задачи, умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

  5. Умение понимать причины успеха – неуспеха в учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

  6. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

  7. Владение знаково-символическими средствами представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, широком спектром действий и операций решения практических и учебно-познавательных задач.

  8. Умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

  9. Владение навыками смыслового чтения произведений различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  10. Умение работать с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся.

  11. Умение адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникативных технологий для решения различных познавательных и коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  12. Владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлением аналогий и причинно-следственных связей, построением рассуждений, умением фиксировать свои наблюдения и действовать разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими).

  13. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения в оценке данных.

  14. Готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

  15. Умение определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  16. Использование речи в целях налаживания продуктивного сотрудничества со сверстниками при решении различных учебно-познавательных задач; регуляции своих действий; построения монологического высказывания.

  17. Умение организовать и поддерживать коммуникативную ситуацию сотрудничества, адекватно воспринимать и отражать содержание и условия деятельности.

  18. Владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

  19. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  20. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.



5.3. Предметные результаты

1. Формирование представлений о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

2. Формирование осознания безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры.

3. Владение учебными действиями с языковыми единицами и умение их использовать для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

4. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, его грамматические категории, использовать их адекватно ситуации общения.

5. Формирование умений анализа текстов.

6. Формирование умений работать с разными видами текстов, различая их характерные особенности.

7. Формирование умений на практическом уровне создавать тексты разного вида (повествование, описание, рассуждения).

8. Формирование умений создавать собственные тексты с опорой на иллюстрации, художественные произведения, личный опыт и др.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Наш класс, наша школа

Название и назначение предметов, находящихся в классе. Название личных учебных вещей, игрушек. Правила поведения во время занятий (правильно сидеть за партой, внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся, не мешать товарищам отвечать на вопросы, ответственно относиться к учебе, поручениям, просьбам).

Имена товарищей по классу, имя, отчество учителя, воспитателя. Приветствие старших. Дружеские, приветливые взаимоотношения между детьми. Учебные предметы. Цвет. Форма. Величина.

Знакомство со школой. Расположение классов и других помещений (учительская, спальни, столовая, библиотека и др.). Пришкольный участок. Оборудование школы. Работники школы. Дни недели. Расписание уроков.

Режим дня. Элементарные правила личной гигиены: уход за телом, волосами, зубами, одеждой, обувью. Название частей тела, предметов ухода за телом. Как ты познаёшь мир.

Режим питания. Столовая. Умение правильно сидеть за столом и пользоваться столовым прибором, экономно относиться к про­дуктам питания, особенно к хлебу. Название чайной и столовой посуды, продуктов питания.

Режим сна. Спальня. Название мебели, спальных принадлежностей, белья и одежды.

Бережное отношение к вещам: к одежде, учебникам, книгам, игрушкам, школьному оборудованию и др.

Осень

Характерные признаки осени в неживой и живой природе: похолодание, изменение окраски листьев, травы, листопад. Наблюдения за погодой. Деревья и кустарники. Охрана окружающей среды. Осенние работы в саду, огороде, на пришкольном участке.

Фрукты, овощи, ягоды, знакомые учащимся. В магазине. На рынке.

Домашние птицы. Домашние животные и их детеныши. Названия 2 — 3 животных и тех действий, которые они совершают. Различение действий.

Участие в работе на пришкольном участке: уборка сухих листьев, веток, помощь взрослым в осенних посадках растений, в уборке урожая. Уход за комнатными растениями. Названия 2—3 растений.

Экскурсии на пришкольный участок, огород.

Наш город. Наше село

Название города (села), где живут ученики, где находится школа. Знание 2-3 предприятий (завод, фабрика и т. д. — в городе; ферма, оранжерея — в селе) и культурно-просветительных учреждений (кинотеатр, библиотека и др.). Город или село. Где находится школа.

Транспорт. Автобус, трамвай, троллейбус, метро. Названия некоторых профессий, связанных с транспортом. Правила поведения детей в транспорте.

Улица. Правила перехода через улицу. Поведение на улице.

Зима

Характерные признаки зимы: мороз, снежный покров, замерзание водоемов, внешний вид растений. Зимний лес. Зимой на реке. Наблюдения за погодой. Названия предметов зимней одежды, обуви. Зимние развлечения детей. (Названия некоторых видов спорта.)Труд людей. Зимние работы. Праздник елки.

Дикие животные зимой. Птицы ближайшего окружения (воробьи, вороны, синицы и др.), их названия, подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.

Моя семья. Наш дом

Мое имя, фамилия. День рождения. Домашний адрес.

Мои родные (состав семьи). Члены семьи, их имена, занятия. Употребление ласкательных имен членов семьи. Уважение к труду взрослых. Профессии. Выполнение посильных поручений в семье. Правила поведения в гостях и дома. 8 Марта.

Весна

Характерные признаки весны в неживой и живой природе: потепление, таяние снега, распускание почек и листьев на деревьях, появление зеленой травы, прилет птиц. Дикие животные весной.

Сад и огород. Растения весной. Названия некоторых видов цветов и плодовых деревьев. Весна в поле. Труд людей весной.

Родная страна

Моя родная страна — Россия. Москва — главный город нашей страны. Флаг России. Герб России. Гимн России. Уфа – столица Башкортостана. Эмблема родного города.

Государственные праздники и знаменательные даты. Участие детей в подготовке праздничных утренников.

Лето

Сезонные изменения в природе. Летние цветы. Насекомые. Лес летом. Летом на реке. Развлечения детей летом.







  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Основные разделы программы

Основные темы урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

Наш класс, наша школа

Здравствуй школа! Давайте знакомиться!

1

Накопление словаря, необходимого для полноценного общения. Понимание и употребление в речи слов со значением пространственных отношений. Составление простых нераспространенных предложений. Понимание простейших обращений, просьб и поручений. Различение побудительных и вопросительных обращений.


Учебные предметы.

Цвет. Форма. Величина

1

Накопление и активизация словаря. Составление простых нераспространенных предложений. Выделение в предложении слов-предметов и слов-действий по вопросам.

Понимание простейших обращений, просьб и поручений. Различение побудительных и вопросительных обращений. Описание хорошо знакомых предметов и демонстрируемых действий.

В школе.

Пришкольный участок

1

Накопление и активизация словаря. Составление простых нераспространенных предложений. Описание хорошо знакомых предметов и демонстрируемых действий. Ответы на вопросы.

Оборудование школы

Работники школы

1

Накопление и активизация словаря. Составление простых нераспространенных предложений. Понимание простейших обращений, просьб и поручений. Различение побудительных и вопросительных обращений.

Дни недели. Расписание уроков


1

Накопление словаря, необходимого для полноценного общения. Использование в речи личных и указательных местоимений. Составление простых нераспространенных предложений. Понимание простейших обращений, просьб и поручений. Различение побудительных и вопросительных обращений.

Режим дня.

1

Накопление словаря, необходимого для полноценного общения. Составление простых нераспространенных предложений. Понимание простейших обращений, просьб и поручений. Различение побудительных и вопросительных обращений.


Правила личной гигиены

1

Накопление словаря. Понимание и употребление в речи слов со значением временных отношений. Составление простых нераспространенных предложений. Ответы на вопросы.

Ты и твое тело. Как ты познаешь мир?

1

Называние деталей, частей предмета. Понимание и употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением. Составление простых распространенных предложений.

Ответы на вопросы. Составление краткого связного высказывания из 2-3 предложений..

В столовой


1

Накопление и активизация словаря. Составление простых распространенных предложений из трех слов. Самостоятельное обращение к товарищу, учителю, воспитателю с простейшей просьбой.

В спальне

В игровой комнате

1

Называние предметов, действий. Понимание и употребление в речи слов со значением временных отношений. Составление простых распространенных предложений. Выделение в предложении слов-предметов и слов-действий по вопросам. Самостоятельное обращение к товарищу, учителю, воспитателю с простейшей просьбой. Составление краткого связного высказывания из 2-3 предложений. Описание хорошо знакомых предметов и демонстрируемых действий. Установление временной последовательности событий по серии картин

Уголок природы в школе

1

Накопление и активизация словаря. Составление простых распространенных предложений.

Ответы на вопросы. Накопление словаря, необходимого для полноценного общения.

Составление простых распространенных предложений. Самостоятельное обращение к товарищу, учителю, воспитателю с простейшей просьбой. Описание хорошо знакомых предметов и демонстрируемых действий. Установление временной последовательности событий по серии картин.

Осень

11 октября - День Республики Башкортостан

1

Накопление и активизация словаря. Составление простых распространенных предложений. Выделение в предложении слов-предметов и слов-действий по вопросам. Самостоятельное обращение к товарищу, учителю, воспитателю с простейшей просьбой. Составление краткого связного высказывания из 2-3 предложений.


Деревья и кустарники


1

Накопление словаря. Различение сходных предметов. Понимание и употребление в речи слов со значением временных отношений. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Выделение в предложении слов-предметов и слов-действий по вопросам. Грамматические признаки числа в именах существительных и глаголах. Ответы на вопросы. Составление краткого связного высказывания из 2-3 предложений. Описание хорошо знакомых предметов и демонстрируемых действий. Установление временной последовательности событий по серии картин. Сообщение о погоде, календарных данных, о событиях предшествующего дня.


Экскурсия в парк (лес)

Охрана окружающей среды

1

Накопление словаря. Понимание и употребление в речи слов со значением временных и пространственных отношений. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление коротких диалогов по вопросам учителя.

Осенние работы в саду, огороде, на пришкольном участке


1

Накопление и активизация словаря. Понимание и употребление в речи слов со значением признака предмета по цвету, величине, форме, вкусу, состоянию. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Грамматические признаки в сочетаниях существительных с числительными или местоимениями. Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Описание хорошо знакомых предметов и демонстрируемых действий.

Экскурсия. Поспел урожай, собирать

1

Накопление и активизация словаря. Понимание и употребление в речи слов со значением признака предмета по цвету, величине, форме, вкусу, состоянию. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Грамматические признаки в сочетаниях существительных с числительными или местоимениями. Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Описание хорошо знакомых предметов и демонстрируемых действий.

Ягоды. Фрукты. Овощи

1

Накопление и активизация словаря. Понимание и употребление в речи слов со значением признака предмета по цвету, величине, форме, вкусу, состоянию. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Грамматические признаки в сочетаниях существительных с числительными или местоимениями. Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Описание хорошо знакомых предметов и демонстрируемых действий.

В магазине. На рынке

1

Называние предметов, действий. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление коротких диалогов по вопросам учителя.

Экскурсия. Поздняя осень. Первые признаки зимы.

1

Называние предметов, действий. Называние деталей, частей предмета. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление связного высказывания из 2-3 предложений.


Домашние животные

1

Накопление и активизация словаря. Понимание и употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Грамматические признаки в сочетаниях существительных с числительными или местоимениями. Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений.

Наш город (село)

Добро пожаловать!

Как пройти?

1

Накопление словаря. Понимание и употребление в речи слов со значением пространственных отношений. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление коротких диалогов по вопросам учителя.


Город или село?

1

Накопление словаря. Понимание и употребление в речи слов со значением пространственных отношений. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление коротких диалогов по вопросам учителя.

«Окна разинув, стоят магазины…»

1

Накопление и активизация словаря. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений.

Город, в котором мы живем. Село, в котором мы живем

1

Накопление и активизация словаря. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление коротких диалогов по вопросам учителя.

Где находится школа?

1

Называние предметов, действий. Называние деталей, частей предмета. Понимание и употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Грамматические признаки в сочетаниях существительных с числительными или местоимениями. Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений. Описание хорошо знакомых предметов и демонстрируемых действий.


На улице. Правила дорожного движения

1

Накопление и активизация словаря. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление коротких диалогов по вопросам учителя.

Транспорт

1

Накопление и активизация словаря. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление связного высказывания из 2-3 предложений.

Зима

12 декабря - День Конституции Российской Федерации

1

Накопление и активизация словаря. Понимание и употребление в речи слов со значением временных отношений. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов-действий по вопросам. Грамматические признаки числа в именах существительных и глаголах.

Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений. Описание хорошо знакомых предметов и демонстрируемых действий.


Экскурсия. Зима в природе

1

Накопление и активизация словаря.

Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Установление временной последовательности событий по серии картин. Сообщение о погоде, календарных данных, о событиях предшествующего дня.

Экскурсия. Труд зимой в городе и селе.

1

Накопление и активизация словаря. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Формирование умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам. Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений.

24 декабря - День Конституции РБ


1

Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений.

Дикие животные зимой

1

Называние предметов, действий. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Формирование умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам. Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений.


31 декабря – праздник Нового года

1

Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Формирование умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам. Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений.


1 января – Новый год

1

Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Формирование умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам. Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений.


Зимняя обувь. Зимняя одежда

1

Называние предметов, действий. Накопление и активизация словаря. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление коротких диалогов по вопросам учителя.


Экскурсия. Зима и её особенности. Зимние развлечения

1

Накопление и активизация словаря. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Формирование умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам. Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений.


Экскурсия. Зимний лес.

1

Накопление и активизация словаря. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Формирование умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам. Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений.


Труд зимой в городе

1

Называние предметов, действий. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Формирование умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам. Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений.


Труд зимой в селе

1

Накопление и активизация словаря. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Формирование умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам. Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений.

Моя семья

Наш дом


Я и моя семья. Дни рождения


1

Накопление словаря, необходимого для полноценного общения. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений.


Домашний адрес

1

Накопление и активизация словаря. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление коротких диалогов по вопросам учителя.

Дни рождения 23 февраля – День защитника Отечества

1

Накопление и активизация словаря. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление коротких диалогов по вопросам учителя.

Правила поведения в гостях и дома

1

Понимание и употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением.

Составление простых распространенных предложений из трех и более слов.

Составление связного высказывания из 2-3 предложений.


Все работы хороши – выбирай на вкус

1

Накопление словаря, необходимого для полноценного общения. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Формирование умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам. Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений.

8 Марта – Международный

женский день

1

Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление связного высказывания из 2-3 предложений.

Профессии работников школы

1

Называние действий. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Формирование умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам. Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений.

Весна

Экскурсия. Весна ранняя. Изменения в природе.

1

Накопление словаря, необходимого для полноценного общения. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление коротких диалогов по вопросам учителя.


Признаки весны в живой и неживой природе

1

Накопление и активизация словаря. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление коротких диалогов по вопросам учителя.


Дикие животные весной

1

Накопление и активизация словаря. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Формирование умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам. Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений. Установление временной последовательности событий по серии картин.

Птицы весной

1

Называние предметов, действий. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений. Установление временной последовательности событий по серии картин.

Растения весной

1

Называние предметов, действий. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление коротких диалогов по вопросам учителя.

Весна в поле

1

Накопление и активизация словаря. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление коротких диалогов по вопросам учителя.

12 апреля – День космонавтики

1

Называние предметов, действий. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Описание хорошо знакомых предметов и демонстрируемых действий. Установление временной последовательности событий по серии картин.

Труд людей весной

1

Накопление словаря, необходимого для полноценного общения. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление коротких диалогов по вопросам учителя.

Родная

страна


Моя родная страна-Россия. Столица России-Москва

1

Накопление и активизация словаря. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений.


Флаг России Герб России Гимн России

1

Накопление и активизация словаря. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление коротких диалогов по вопросам учителя.


1 Мая – Праздник Весны и Труда

1

Накопление и активизация словаря. Понимание и употребление в речи слов со значением пространственных отношений. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений.

Экскурсия в дендрарий школы. Наблюдение за изменениями в природе.

1

Накопление и активизация словаря. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений.

9 Мая – День Победы в Великой Отечественной войне

1

Накопление и активизация словаря. Различение Понимание и употребление в речи слов со значением временных отношений сходных предметов. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Грамматические признаки числа в именах существительных и глаголах. Грамматические признаки в сочетаниях существительных с числительными или местоимениями. Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений. Установление временной последовательности событий по серии картин. Сообщение о погоде, календарных данных, о событиях предшествующего дня.

Лето

Экскурсия в парк Победы.

1

Накопление и активизация словаря. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление коротких диалогов по вопросам учителя.


Летние цветы

1

Называние предметов, действий. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений. Установление временной последовательности событий по серии картин.


Насекомые

1

Накопление и активизация словаря. Понимание и употребление в речи слов со значением пространственных отношений. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений.


Лес летом.


1

Накопление и активизация словаря. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление коротких диалогов по вопросам учителя.


Развлечения детей летом

1

Накопление и активизация словаря. Понимание и употребление в речи слов со значением пространственных отношений. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений.


Экскурсия. Летом на реке.

2

Накопление и активизация словаря. Различение Понимание и употребление в речи слов со значением временных отношений сходных предметов. Составление простых распространенных предложений из трех и более слов. Грамматические признаки числа в именах существительных и глаголах. Грамматические признаки в сочетаниях существительных с числительными или местоимениями. Составление коротких диалогов по вопросам учителя. Составление связного высказывания из 2-3 предложений. Установление временной последовательности событий по серии картин. Сообщение о погоде, календарных данных.






8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц

2.Экспоцизионный экран

3.Персональный компьютер с принтером

4. Мультимедийный проектор


  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ С УКАЗАНИЕМ ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,

СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

- Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основеАООП НОО с ТНР (вариант 5.2)государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Информационно-коммуникативные средства

Учебно-методический комплект

УМК Г.В.Чиркина, Е.Н.Российская «Развитие речи», учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. 1класс - М.: Аркти, 2009. 

Интернет-ресурсы

Учительский порталhttp://www.uchportal.ru/

Завуч. Инфо.http://www.zavuch.info/

23