СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе для обучающихся 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература» в основной школе для обучающихся 9 класса.

Количество часов в неделю: 0,5.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе для обучающихся 9 класса»

Управление образования Администрации Артинского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куркинская основная общеобразовательная школа»





СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:

Заместитель директора по УР: Директор МБОУ «Куркинская ООШ»:

МБОУ «Куркинская ООШ» ___________ Р.И. Прохорова

____________ М.В. Шалкиева Приказ №_____ от «___» ___________ 2019г.





Рабочая программа

по учебному предмету «Родная литература»

в основной школе для обучающихся 9 класса

Количество часов в неделю: 0,5

(Учебник: Литература Урала: Учебное пособие хрестоматийного типа для основной школы / сост. М.А. Литовская, Е.К. Созина. – Екатеринбург: Магеллан, 2007)













Составитель: Иванова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы,

первая кв. кт.





Курки, 2019

Содержание учебного предмета «Родная литература»

Фольклор Урала

Предания и легенды народа коми. Исторические предания и легенды башкир. Из удмуртской народной поэзии. Исторические и бытовые предания Среднего Урала. Исторические и лирические песни.

Уральские сказители

Т.С. Беляев. Башкирская повесть «Куз-Купряч».

П.М. Кудряшёв. «Песнь башкирца после сражения», «Прощание башкирца с милой».

П.П. Бажов. «Каменный цветок».

Истории в лицах

Салават Юлаев. «Урал», «Я не умер, башкиры!».

Д.Н. Мамин-Сибиряк. Повесть «Охонины брови».

Народы Урала в зеркале литературы

К.Д. Носилов. Рассказ «Дедушка-вогул и его внуки».

Мустай Карим. Повесть «Долгое-долгое детство».

Подростки середины ХХ века в уральской литературе

Б.А. Путилов. Повесть Сокрушение Лехи Быкова».

В.Ф. Потанин. Рассказ «Подари мне сизаря…»

Красота и величие мира

Л.К. Татьяничева. Стихотворения: «К названьям рек…», «Изведав горечь укоризны…», «Не для себя…», «Время сгущается…».

К.А. Некрасова. Стихотворения: «Шахтёрский посёлок на Урале», «Русская осень», «А я недавно молоко пила…».

С.П. Щипачев. Стихотворения: «Урал. Он лег в мою строку…», «Урал! Он был как начало песни…».





Учебно-тематическое планирование по родной литературе

для обучающихся 9 класса

Тема

Кол-во часов


ФОЛЬКЛОР УРАЛА (5 ч)


1

Предания и легенды народа коми.

1

2

Исторические предания и легенды башкир.

1

3

Из удмуртской народной поэзии.

1

4

Исторические и бытовые предания Среднего Урала.

1

5

Исторические и лирические песни.

1


УРАЛЬСКИЕ СКАЗИТЕЛИ (3 ч)


6

Т.С. Беляев. Башкирская повесть «Куз-Купряч».

1

7

П.М. Кудряшёв. «Песнь башкирца после сражения», «Прощание башкирца с милой».

1

8

П.П. Бажов. «Каменный цветок».

1


ИСТОРИИ В ЛИЦАХ (2ч)


9

Салават Юлаев. «Урал», «Я не умер, башкиры!».

1

10

Д.Н. Мамин-Сибиряк. Повесть «Охонины брови».

1


НАРОДЫ УРАЛА В ЗЕРКАЛЕ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)


11

К.Д. Носилов. Рассказ «Дедушка-вогул и его внуки».

1

12

Мустай Карим. Повесть «Долгое-долгое детство».

1


ПОДРОСТКИ СЕРЕДИНЫ ХХ ВЕКА В УРАЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (2ч)


13

Б.А. Путилов. Повесть Сокрушение Лехи Быкова».

1

14

В.Ф. Потанин. Рассказ «Подари мне сизаря…».

1


КРАСОТА И ВЕЛИЧИЕ МИРА (3ч)


15

Л.К. Татьяничева. Стихотворения: «К названьям рек…», «Изведав горечь укоризны…», «Не для себя…», «Время сгущается…».

1

16

К.А. Некрасова. Стихотворения: «Шахтёрский посёлок на Урале», «Русская осень», «А я недавно молоко пила…».

1

17

С.П. Щипачев. Стихотворения: «Урал. Он лег в мою строку…», «Урал! Он был как начало песни…».

1


ИТОГО:

17 ч.

Предметные результаты по родной литературе

Предметными результатами изучения предмета «Родная литература» являются:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по родной литературе основной школы:

  • определять тему и основную мысль произведения;

  • владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; выявлять особенности языка и стиля писателя;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете;

  • понимать образную природу слова;

  • определять содержание изученных произведений уральских авторов;

  • выявлять стилевые особенности творчества писателей и поэтов 20 века;

  • выделять основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений на Урале;

  • объяснять основные теоретико-литературные понятия;

  • воспроизводить содержание литературного произведения уральских авторов;

  • анализировать и интерпретировать художественные произведения уральской литературы, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснить его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу Урала с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений, созданных на Урале; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы уральской литературы; соотносить произведения уральских авторов с общероссийским литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр уральских произведений;

  • сопоставлять литературные произведения, написанные на Урале, с общероссийскими;

  • выявлять авторскую позицию в прочитанном произведении и аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты) уральских авторов, соблюдая нормы литературного произношения;

  • писать рецензии на прочитанные произведения уральских авторов и сочинения разных жанров на литературные темы.


7