Управление образования Администрации Артинского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куркинская основная общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Заместитель директора по УР: Директор МБОУ «Куркинская ООШ»:
МБОУ «Куркинская ООШ» ___________ Р.И. Прохорова
____________ М.В. Шалкиева Приказ №_____ от «___» ___________ 2019г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Родная литература»
в основной школе для обучающихся 9 класса
Количество часов в неделю: 0,5
(Учебник: Литература Урала: Учебное пособие хрестоматийного типа для основной школы / сост. М.А. Литовская, Е.К. Созина. – Екатеринбург: Магеллан, 2007)
Составитель: Иванова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы,
первая кв. кт.
Курки, 2019
Содержание учебного предмета «Родная литература»
Фольклор Урала
Предания и легенды народа коми. Исторические предания и легенды башкир. Из удмуртской народной поэзии. Исторические и бытовые предания Среднего Урала. Исторические и лирические песни.
Уральские сказители
Т.С. Беляев. Башкирская повесть «Куз-Купряч».
П.М. Кудряшёв. «Песнь башкирца после сражения», «Прощание башкирца с милой».
П.П. Бажов. «Каменный цветок».
Истории в лицах
Салават Юлаев. «Урал», «Я не умер, башкиры!».
Д.Н. Мамин-Сибиряк. Повесть «Охонины брови».
Народы Урала в зеркале литературы
К.Д. Носилов. Рассказ «Дедушка-вогул и его внуки».
Мустай Карим. Повесть «Долгое-долгое детство».
Подростки середины ХХ века в уральской литературе
Б.А. Путилов. Повесть Сокрушение Лехи Быкова».
В.Ф. Потанин. Рассказ «Подари мне сизаря…»
Красота и величие мира
Л.К. Татьяничева. Стихотворения: «К названьям рек…», «Изведав горечь укоризны…», «Не для себя…», «Время сгущается…».
К.А. Некрасова. Стихотворения: «Шахтёрский посёлок на Урале», «Русская осень», «А я недавно молоко пила…».
С.П. Щипачев. Стихотворения: «Урал. Он лег в мою строку…», «Урал! Он был как начало песни…».
Учебно-тематическое планирование по родной литературе
для обучающихся 9 класса
№ | Тема | Кол-во часов |
| ФОЛЬКЛОР УРАЛА (5 ч) | |
1 | Предания и легенды народа коми. | 1 |
2 | Исторические предания и легенды башкир. | 1 |
3 | Из удмуртской народной поэзии. | 1 |
4 | Исторические и бытовые предания Среднего Урала. | 1 |
5 | Исторические и лирические песни. | 1 |
| УРАЛЬСКИЕ СКАЗИТЕЛИ (3 ч) | |
6 | Т.С. Беляев. Башкирская повесть «Куз-Купряч». | 1 |
7 | П.М. Кудряшёв. «Песнь башкирца после сражения», «Прощание башкирца с милой». | 1 |
8 | П.П. Бажов. «Каменный цветок». | 1 |
| ИСТОРИИ В ЛИЦАХ (2ч) | |
9 | Салават Юлаев. «Урал», «Я не умер, башкиры!». | 1 |
10 | Д.Н. Мамин-Сибиряк. Повесть «Охонины брови». | 1 |
| НАРОДЫ УРАЛА В ЗЕРКАЛЕ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч) | |
11 | К.Д. Носилов. Рассказ «Дедушка-вогул и его внуки». | 1 |
12 | Мустай Карим. Повесть «Долгое-долгое детство». | 1 |
| ПОДРОСТКИ СЕРЕДИНЫ ХХ ВЕКА В УРАЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (2ч) | |
13 | Б.А. Путилов. Повесть Сокрушение Лехи Быкова». | 1 |
14 | В.Ф. Потанин. Рассказ «Подари мне сизаря…». | 1 |
| КРАСОТА И ВЕЛИЧИЕ МИРА (3ч) | |
15 | Л.К. Татьяничева. Стихотворения: «К названьям рек…», «Изведав горечь укоризны…», «Не для себя…», «Время сгущается…». | 1 |
16 | К.А. Некрасова. Стихотворения: «Шахтёрский посёлок на Урале», «Русская осень», «А я недавно молоко пила…». | 1 |
17 | С.П. Щипачев. Стихотворения: «Урал. Он лег в мою строку…», «Урал! Он был как начало песни…». | 1 |
| ИТОГО: | 17 ч. |
Предметные результаты по родной литературе
Предметными результатами изучения предмета «Родная литература» являются:
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по родной литературе основной школы:
определять тему и основную мысль произведения;
владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; выявлять особенности языка и стиля писателя;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете;
понимать образную природу слова;
определять содержание изученных произведений уральских авторов;
выявлять стилевые особенности творчества писателей и поэтов 20 века;
выделять основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений на Урале;
объяснять основные теоретико-литературные понятия;
воспроизводить содержание литературного произведения уральских авторов;
анализировать и интерпретировать художественные произведения уральской литературы, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснить его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу Урала с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений, созданных на Урале; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы уральской литературы; соотносить произведения уральских авторов с общероссийским литературным направлением эпохи;
определять род и жанр уральских произведений;
сопоставлять литературные произведения, написанные на Урале, с общероссийскими;
выявлять авторскую позицию в прочитанном произведении и аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты) уральских авторов, соблюдая нормы литературного произношения;
писать рецензии на прочитанные произведения уральских авторов и сочинения разных жанров на литературные темы.
7