МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Администрация муниципального района Татышлинский район
МБОУ СОШ с.Нижнебалтачево
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _______________________ Туктамышева А.В. Протокол №1от«29»08 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Кайранова Ю.Ш. Приказ №110 от «29» 08 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Зидымаков Л.Л. Приказ № 110 от «29» 08 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 6275541)
учебного предмета «Родной (удмуртский) язык»
для обучающихся 1-4 классов
с.Нижнебалтачево 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (удмуртскому) языку составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286);
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/22 от 18 марта 2022 г.);
Место учебного предмета «Родной (удмуртский) язык» в учебном плане
В соответствии с ФГОС НОО учебный предмет «Родной язык» входит в
предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.
Планируемые результаты освоения учебного курса
«Родной (удмуртский) язык»
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
В результате изучения курса «Удмуртский язык» обучающиеся на уровне начального общего образования научатся осознавать родной язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. У них начнет формироваться позитивное эмоциональноценностное отношение к родному языку, стремление к их грамотному использованию. Родной язык станет для учеников средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
У выпускника будут сформированы:
чувство гордости за свою малую и большую Родину, осознание своей этнической и национальной идентичности (Я – удмурт, я – гражданин
РФ);
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
–этические чувства (доброжелательность, отзывчивость, понимание чувств других людей и сопереживания им);
–уважительное отношение к родному языку, к истории и культуре своего народа;
–мотивация к изучению родного языка – государственного языка республики; учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
Выпускник получит возможность для формирования:
учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса родного языка на следующем уровне образования;
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к обучению в школе, понимания необходимости изучения родного языка.
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Познавательные универсальные учебные действия
В процессе изучения родного языка выпускник научится:
– использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (в учебниках, энциклопедиях, словарях, справочниках, Интернете);
– уметь работать со схемами, таблицами, рисунками и умение составлять их самим;
– осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире, родном крае, о себе, семье, друзьях и т.п., в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения в устной и письменной форме;
– в объеме содержания курса наблюдать и находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложение; осуществлять анализ изучаемых объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;
– обучиться основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов текстов;
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
записывать нужную информацию с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять наблюдение, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; на основе логических операций делать обобщения, выводы, умозаключения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах удмуртского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.
Выпускник научится:
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания;
задавать вопросы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
–сотрудничать со сверстниками в разных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;
с учетом целей коммуникации наиболее точно передавать партнеру необходимую информацию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
Выпускник на уровне начального общего образования получит первоначальные представления о системе и структуре родного языка: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное.
Содержание учебного курса «Родной (удмуртский )язык»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
- различать звуки и буквы; характеризовать звуки родного языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
– пользоваться удмуртским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять фонетический (звуковой) и фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
- соблюдать нормы удмуртского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
– различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
– находить в словах корень, приставку, суффикс;
– различать словообразовательные и формообразовательные суффиксы.
Выпускник получит возможность научиться:
– выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения; – использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
– выявлять слова, значение которых требует уточнения;
– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря; – подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
– подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
оценивать уместность использования слов в тексте;
– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
– распознавать грамматические признаки слов;
– с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
– проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
– находить в тексте такие части речи, как личные местоимения, наречия, числительные, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы но, нош, яке, оло, малы ке шуоно.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
– различать предложение, словосочетание, слово;
– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
– классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; – определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; – находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; – выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
– различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;
– выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; – различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
– применять правила правописания (в объеме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
–безошибочно списывать текст объемом 80–85 слов;
– писать под диктовку тексты объемом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
– проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
– осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
– подбирать примеры с определенной орфограммой; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
– по заданной теме, предложенному заголовку составлять текст (повествование, описание, рассуждение), самостоятельно озаглавливать текст;
– анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; – составлять план текста;
– сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
– создавать тексты по предложенному заголовку, теме, плану, рисунку;
– подробно или выборочно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; – написать изложение по прочитанному тексту в 75-80 слов;
– написать сочинение на заданную тему из 15-20 предложений;
– произвести проверку и корректировку написанных текстов, оценивать правильность выполнения учебной задачи
Содержание курса « Удмуртский (родной) язык »
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, прочитанных литературных произведений, сюжетных картин, серий картин и т. п.). Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Специфические звуки удмуртского языка.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Ударение в удмуртских словах. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Функция букв е, ё, ю, я. Буквы е, ё, ю, я – показатели мягкости согласных д, з, л, н, с, т. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующих согласных звуков [д], [з], [л], [н], [с], [т].
Знакомство с удмуртским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Правильная постановка ударения в удмуртских словах (чаще на последний слог). Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; обозначение мягкости согласных д, з, л, н, с, т буквами е, ё, ю, я, и;
правильное написание слов с аффрикатами њ, љ, џ; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков. Определение звуков [б], [в],
[г], [ж], [љ], [к], [м], [п], [р], [ф], [х], [ц], [џ], [ш], являющихся всегда твёрдыми. Определение звуков [њ`], [ч`], [й`], являющихся всегда мягкими. Различение аффрикат [љ], [њ`], [џ]. Определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков [д-д`], [з-з`], [л-л`], [н-н`], [с-с`], [т-т]`. Различение звонких и глухих звуков. Определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков [б-п], [вф], [г-к], [ж-ш[, [з-с], [д-т], [њ`-ч`], [љ-џ]. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение. Словообразующая функция ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного удмуртского языка.
Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Способы обозначения на письме мягкости согласных звуков буквами ь, е, ё, ю, я, и. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Способы обозначения на письме твёрдости согласных звуков буквами ћ, э. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа кыз, кызь, пќзьы; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я (емыш, лемлет, югыт, люгы); в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание удмуртского алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Представление об однозначных и многозначных словах, синонимах и антонимах. Наблюдение за использованием в речи многозначных слов, синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами корня, приставки, суффиксов (словообразовательных, словоизменительных).
Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Выделение имён собственных и нарицательных. Различение имён существительных одушевлённых и недушевлённых по вопросам «кто?» (кин?, кинъёс?) и «что?» (ма? мар? маос?). Изменение существительных по числам. Единственное и множественное число. Образование множественного числа существительных. Изменение существительных по падежам. Различение падежей и их вопросов. Определение падежных суффиксов. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное (по вопросам и падежным суффиксам). Определение принадлежности имен существительных к простому и притяжательному склонению. Образование имён существительных. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Признаки прилагательного, значение и употребление в речи. Употребление прилагательных с существительными.
Образование прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения я (мон), ты (тон), он, она, оно (со), мы (ми), вы (тћ), они (соос), значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Признаки глагола, значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Отрицательные формы глаголов, их образование. Изменение глаголов по числам. Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по временам. Настоящее, прошедшее, будущее время глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем, прошедшем и будущем времени (спряжение). I и II спряжение глаголов, способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение).
Образование глаголов. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Признаки, значение и употребление в речи. Виды наречия.
Числительное. Признаки, значение и употребление в речи. Количественные и порядковые числительные. Простые и составные числительные, правописание простых и составных числительных.
Послелог. Знакомство с наиболее употребительными послелогами (послелоги, обозначающие место происхождения действия: улын, вылын, азьын, берын, сьќрын, куспын, шорын и др.) Употребление послелогов с существительными и местоимениями, их правописание. Функция послелогов: связь слов в предложении, образование падежных форм имен существительных и местоимений.
Союз. Союзы и (но), а (нош), или (яке, оло), потому что (малы ке шуоно), их роль в речи.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные (ивортись), вопросительные (юан) и побудительные (отён); по интонации: восклицательные (кеськон) и невосклицательные (кеськонтэм).
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами. Однородные члены предложения. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и (но), а (нош), или (яке, оло). Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Сложное предложение (общее представление). Образование сложных предложений. Различение простых и сложных предложений. Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания:
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; буквы ь, и, е, ё, ю, я после мягких согласных [д`] [з`] [л`] [н`] [с`] [т`]; буква е после твёрдых согласных;
мягкий знак (ь) после мягких согласных перед гласными о, ы (льомпу, сьод, тодьы, пќоьы); буквы о, э после твёрдых согласных [д] [з] [л] [н] [с] [т]; буквы з, ч, ж;
сочетания ча – ча, чо – чо, чу – чу;
разделительные ъ и ь; слова с двойными согласными; суффиксы -ос, -ёс, обозначающие множественное число существительных; падежные суффиксы существительных;
письмо послелогов с существительными и местоимениями;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами; личные суффиксы глаголов; написание сложных слов; написание составных числительных; запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность).
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Наблюдение за признаками текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста как отражение главной мысли или темы текста. Последовательность предложений в тексте. Части текста. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста.
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности и структура. Знакомство с жанрами письма, поздравления, объявления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения с элементами описания; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Дата | Примечание |
| План | Факт | |
| Знакомство с прописью. Гигиенические требования. Раскрашивание, обведение. Ориентировка на листе. Знакомство с разлиновкой прописи. Обведение фигур по образцу. | | | |
| Письмо длинных и коротких наклонных линий с закруглением вверху и внизу. Письмо элементов письменных букв А, Л, л, м, я | | | |
| Звуковой анализ. Письмо овалов и полуовалов. Знакомство с алгоритмом соединения овала с наклонными линиями. | | | |
| Звуковой анализ. Письмо элементов письменных букв у, в, д, з, | | | |
| Письмо заглавных и строчных букв А, а, У, у, О, о. | | | |
| Письмо заглавных и строчных букв Ы, ы, И,и. | | | |
| Письмо заглавных и строчных букв Н, н,М,м. | | | |
| Письмо заглавной и строчной буквы И, и (твёрдой и). | | | |
| Письмо заглавных и строчных букв Л,л,Р, р. | | | |
| Письмо заглавных и строчных букв Д,д,Т,т. | | | |
| Письмо заглавных и строчных букв З,з,С, с. | | | |
| Письмо заглавных и строчных букв Э, э,О,о. | | | |
| Письмо заглавных и строчных букв Г, г,К,к. | | | |
| Письмо заглавных и строчных букв В,в,Ф,ф. | | | |
| Письмо заглавных и строчных букв Ж, ж,Ш,ш. | | | |
| Письмо заглавной и строчной буквы Й, й. Упражнения в чтении и письме слов и предложений с изученными буквами. | | | |
| Письмо заглавных и строчных букв Е, е, Ё, ё. | | | |
| Письмо заглавных и строчных букв Ю, ю, Я, я. | | | |
| Письмо буквы ь. | | | |
| Письмо заглавной и строчной буквы З, з. Упражнения в письме слов и предложений с изученными буквами. | | | |
| Письмо заглавной и строчной буквы Ч, ч. | | | |
| Письмо заглавной и строчной буквы Ж, ж, | | | |
| Письмо буквы ъ. Письмо слов с разделительным ь и ъ знаком | | | |
| Письмо заглавных и строчных букв Ц, ц, Х, х, Щ, щ. | | | |
| Закрепление изученных букв. Алфавит. | | | |
| Введение в учебный предмет «Родной язык». Речь, предложение. | | | |
| Знаки препинания в конце предложения. | | | |
| Слово. Слова, обозначающие предметы, действия предметов, признаки предметов. | | | |
| Собственные и нарицательные имена | | | |
| Контрольное списывание «Миши». | | | Приложение |
| Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы. | | | |
| Контрольный диктант «Чипей». | | | Приложение |
| Работа над ошибками. Слог . Мягкие и твёрдые согласные. Обозначение мягкости согласных. | | | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
№п/п | Тема урока | Дата | Примечание |
План | Факт |
1 | Устная и письменная речь. | 04.09 | | |
2 | Диалог и монолог. Вежливые слова. | 11.09 | | |
3 | Заглавие текста. Части текста. | 18.09 | | |
4 | Текст и его тема. Идея текста. Входная контрольная работа. | 25.09 | | Приложение |
5 | Интонация. Знаки препинания в конце предложения. | 02.10 | | Приложение |
6 | Слово. Общее понятие. Изложение. | 09.10 | | Упр.60 |
7 | Синонимы, антонимы. Контрольное списывание. | 16.10 | | |
8 | Строение слова Повторение. | 23.10 | | |
9 | Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. Звук и буква О. | 06.11 | | |
10 | Согласные звуки и буквы. | 13.11 | | |
11 | Звук и буква Ж. Звук и буква З | 20.11 | | |
12 | Звук и буква Ч. Повторение. Слог. | 27.11 | | |
13 | Перенос слов. Ударение. Сочинение. | 04.12 | | Упр.141 |
14 | Контрольный диктант по теме «Слово». Работа над ошибками. | 11.12 | | Приложение |
15 | Звонкие и глухие согласные. | 18.12 | | |
16 | Парные глухие и звонкие согласные в конце предложения. | 25.12 | | |
17 | Твердые и мягкие согласные. | 15.01 | | |
18 | Обозначение мягкости согласных д, з, л, н, с, т. Обозначение мягкости согласных д, з, л, н, с, т с помощью ь. | 22.01 | | |
19 | Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова. | 29.01 | | |
20 | Обозначение мягких и твердых согласных д,з,л,н,с,т. | 05.02 | | |
21 | Обозначение твердости согласных с помощью буквы и и э | 12.02 | | |
22 | Буква е после твердых согласных. | 19.02 | | |
23 | Слова с буквами [з], ч. | 26.02 | | |
24 | Обозначение звука й с гласными буквами. Разделительный ъ и ь знаки. Перенос слов с одной строки на другую. Слова с удвоенными согласными. | 05.03 | | |
25 | Звуки и буквы буквы ф, х,ц,щ. Правописание слов с звуком [сь] Алфавит. | 12.03 | | |
26 | Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы» Работа над ошибками. | 19.03 | | |
27 | Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные существительные. | 26.03 | | Приложение |
28 | Множественное и единственное число существительных. Большая буква в собственных именах существительных | 09.04 | | |
29 | Контрольное списывание. | 16.04 | | Приложение |
30 | Глагол. Изменение глаголов по числам. Сочинение по картине. | 23.04 | | Упр.149 |
31 | Имя прилагательное. | 30.04 | | |
32 | Контрольный диктант «Тулыс» по теме «Части речи». | 07.05 | | Приложение |
33 | Закрепление пройденных тем | 14.05 | | |
34 | Наши проекты | 21.05 | | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№п/п | Тема урока | Дата | Примечание |
План | Факт |
1 | Текст и его тема. Идея текста. Заглавие текста. | 04.09 | | |
2 | Текст-повествование. | 11.09 | | |
3 | Входной контрольный диктант «Сизьыл» | 18.09 | | Приложение |
4 | Части текста. План текста. | 25.09 | | |
5 | Текст-описание. Текст-рассуждение | 02.10 | | |
6 | Сочинение по плану. Обобщение по разделу. | 09.10 | | |
7 | Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения. | 16.10 | | |
8 | Главные и второстепенные члены предложения. Контрольное списывание «Толалтэ пи потто». | 23.10 | | |
9 | Главные и второстепенные члены предложения. | 06.11 | | Приложение |
10 | Распространённые и нераспространенные предложения. Однородные члены предложения. | 13.11 | | |
11 | Сочинение-описание по плану. Обобщение по разделу. | 20.11 | | |
12 | Однокоренные слова. Корень слова. | 27.11 | | |
13 | Суффикс – словообразующая часть слова.Суффиксы -о, -ё, -тэм, -ся, -сь, -ны, -ёс, -ос, -чи и др.. | 04.12 | | |
14 | Приставки. Разбор слова по составу. | 11.12 | | |
15 | Сложные слова. Изложение по плану. | 18.12 | | Упр.125 |
16 | Контрольный диктант «Буран» по теме «Предложение». | 25.12 | | Приложение |
17 | Работа над ошибками. Имя существительное. Собственные имена существительные. | 15.01 | | |
18 | Изменение имен существительных по числам. | 22.01 | | |
19 | Изменение имен существительных по падежам. | 29.01 | | |
20 | Изменение имен существительных по падежам в единственном и во множественном числе. Контрольное списывание «Тылобурдо каръёс». | 05.01 | | Приложение |
21 | Контрольный диктант «Мынам Шарике» по теме «Имя существительное» | 12.02 | | Приложение |
22 | Работа над ошибками. Послелог. Обобщение по разделу. | 19.02 | | |
23 | Местоимение. Изменение местоимений по падежам. | 26.02 | | |
24 | Обобщение по разделу. | 05.03 | | |
25 | Имя прилагательное | 12.03 | | |
26 | Связь прилагательного с существительным | 19.03 | | |
27 | Образование имён прилагательных с помощью суффиксов. | 26.03 | | |
28 | Значение прилагательного в предложении. Обобщение по разделу. | 09.04 | | |
29 | Глагол. Изменение глаголов по числам. | 16.04. | | |
30 31 | Изменение глаголов по временам. | 23.04. 30.04 | | |
32 | Роль глагола в образовании предложения. | 07.05 | | |
33 | Образование глаголов с помощью суффиксов. Обобщение по разделу. | 14.05 | | |
34 | Итоговый контрольный диктант «Шунды» по теме «Части речи». | 21.05 | | Приложение |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Дата | Примечание |
план | факт | |
1 | Удмуртский язык - родной язык. Диалог и монолог. | 04.09 | | |
2 | Устная и письменная речь. | 11.09 | | |
3 | Текст. Художественный и научный текст. | 18.09 | | |
4 | Входной контрольный диктант. | 25.09 | | КР №1 |
5 | Слово. Звуки и буквы. | 02.10 | | |
6 | Части слова. Перенос слова. | 09.10 | | |
7 | Правила письма. | 13.10 | | |
8 | Словосочетание. | 23.10 | | |
9 | Предложение. Главные члены предложения. | 06.11 | | |
10 | Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство. | 13.11 | | |
11 | Предложения с однородными членами. | 20.11 | | |
12 | Однородные члены с союзами но, нош, оло, яке. | 27.11 | | |
13 | Сложные предложения. | 04.12 | | |
14 | Сложные предложения с союзами. | 11.12 | | |
15 | Диктант № 2 «Камшур» | 18.12 | | КР №2 |
16 | Р/р Проект: «Составим текст-друг друга удивим». Составить текст повествование, описание, рассуждение. | 25.12 | | РР с.100 |
17 | Понятие о частях речи. Существительное. | 15.01 | | |
18 | Формы образования существительных. | 22.01 | | |
19 | Понятие о склонении имен существительных. Склонение существительных в единственном и множественном числах. | 29.01 | | |
20 | Ниман и адзон падежи | 05.02 | | |
21 | Возьматон,люкон и сетон падежи | 12.02 | | |
22 | Лэсьтон,кельтон и луонъя падежи. Морфологический разбор существительных. | 19.02 | | |
23 | Местоимение. Склонение местоимений. | 26.02 | | |
24 | Личные местоимения в предложении. | 05.03 | | |
25 | Имя прилагательное. Связь имен прилагательных с существительными. | 12.03 | | |
26 | Морфологический разбор имен прилагательных. Р/р Сочинение- описание про птиц. | 19.03 | | РР с.80 |
27 | Диктант № 3 «Льомпу вайын» | 26.03 | | КР №3 |
28 | Глагол. Не с глаголами. | 09.04 | | |
29 | Неопределенная и личная форма глаголов. | 16.04 | | |
30 | Изменение глаголов по лицам и числам. | 23.04 | | |
31 | Спряжение глаголов. Морфологический разбор глаголов. | 30.04 | | |
32 | Понятие о наречии. Как определить наречие. Контрольное списывание «Нюлэскын вазь чукна». | 07.05 | | КР №4 |
33 | Понятие о числительном. Простые и составные числительные. Связь числительного с существительным. | 14.05 | | |
34 | Итоговый контрольный диктант «Шулдыр гурт». | 21.05 | | КР №5 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Байкузина Н. С., Парамонова Л. Н. Букварь: Ньыль классъем начальной школалы учебник. – 3-тӥ изд., тупатъямын / Суредазы М. Вахрин, Н. Исаева, В. Мустаев. – Ижевск: Удмуртия, 2011. – 128 б.
2. Байтерякова Ю. Т. Удмурт кыл. 1-тӥ класслы учебник. – 2-тӥ изд. – Ижевск: Удмуртия, 2019. – 64 б.
3. Байтерякова Ю. Т. Удмурт кыл. 2-тӥ класслы учебник. Кык люкетэн. 1-тӥ люкетэз. – 2-тӥ изд. / Суредаз Н. Прозорова. – Ижевск: Удмуртия, 2019. – 96 б.
4. Байтерякова Ю.Т. Удмурт кыл. 2-тӥ класслы учебник. Кык люкетэн. 2-тӥ люкетэз. – 2-тӥ изд. / Суредаз Н. Прозорова. – Ижевск: Удмуртия, 2019. – 96 б.
5. Байтерякова Ю. Т. Удмурт кыл. 3-тӥ класслы учебник. Кык люкетэн. 1-тӥ люкетэз. – 2-тӥ изд. / Суредазы Г. Иванова но А. Андрюшкин. – Ижевск: Удмуртия, 2019. – 96 б.
6. Байтерякова Ю. Т. Удмурт кыл. 3-тӥ класслы учебник. Кык люкетэн. 1-тӥ люкетэз. – 2-тӥ изд. / Суредазы Г. Иванова но А. Андрюшкин. – Ижевск: Удмуртия, 2019. – 96 б.
7. Байтерякова Ю. Т. Удмурт кыл. 4-тӥ класслы учебник. Кык люкетэн. 1-тӥ люкетэз. – Ижевск: Удмуртия, 2021. – 112 б.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Байтерякова Ю. Т., Боталова Н. П., Тимирзянова И. Ф. «Удмурт кыл» но «Литературной лыдӟиськон» предметъёсъя дышетскон ужъемышъёсты дунъян сӧзнэт. 1–4-тӥ классъёс: Методикая пособие. – Ижевск: Удмуртия, 2020. – 144 б.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Интерактивный курс по обучению удмуртскому языку «Удмуртский язык для младшего школьного возраста» // URL: https://udmkyl.ru/onlinecourses (дата обращения: 25.05.2022).
Национальная библиотека Удмуртской Республики // URL: https://unatlib.ru/ (дата обращения: 25.05.2022).
Национальный корпус удмуртского языка //URL: http://udmcorpus.udman.ru/home (дата обращения: 25.05.2022).