СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа составлена на основе учебников Канакиной, Горецкого.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 3 «в» класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]: учебное издание – М.: Просвещение, 2010. – 400 с
Программа начального общего образования. Система «Система «Школа России»
Русский язык. Рабочие программы 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / В.П.Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др. - М.: Просвещение, 2014 г.;
В.П.Канакина. Русский язык. Учебник для общеобразовательных организаций.в 2ч./В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 7-е издание. – М.:Просвещение, 2016 г.
Рекомендации Министерства образования и науки Челябинской области (от 28.06.2018 г. №1213/6651 «Об особенностях организации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2018-2019 учебном году»
Учебный план МАОУ «СОШ №15» на 2018-2019 учебный год
ПОЛОЖЕНИЕ О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МАОУ «СОШ № 15» г. Троицка
Рабочая программа разработана с использованием информационного ресурса «Модельная региональная основная образовательная программа начального общего образования», учитывающая национальные, региональные и этнокультурные особенности Челябинской области. Для текущего и промежуточного контроля используются контрольно-измерительные материалы, представленные в МРООП НОО; входящие в УМК «Школа России».
Достижение предметных результатов обеспечивается преимущественно в урочной деятельности, основанной на комплексной реализации программ учебных предметов и программы формирования универсальных учебных действий. При проведении промежуточной аттестации и текущего контроля их успеваемостируководствуемся «Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся начального общего образования МАОУ «СОШ № 15».
При оценке предметных планируемых результатов используется уровневый подход: «обучающийся научится», «обучающийся получит возможность научиться». Результаты второго блока оцениваются в ходе мониторинговых неперсонифицированных процедур, но не выносятся на текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.
Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся фиксируются в рабочих программах учебных предметов в разделе «Календарно-тематическое планирование».
Сроки проведения оценочных процедур фиксируются в рабочих программах учебных предметов в разделе «Тематическое планирование».
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации обучающихся на уровне начального общего образования и проводится в конце учебного года по каждому изучаемому предмету. Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий на уровне не ниже базового, является основанием для перевода в следующий класс. Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.58), Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ «СОШ № 15», Положением о системе оценивания достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов в МАОУ «СОШ № 15».
Сроки проведения: апрель-май текущего учебного года.
Проведение промежуточной аттестации организовано в следующих формах:
-русский язык (диктант, стандартизированная контрольная работа);
-математика (стандартизированная контрольная работа);
-комплексная работа (работа с текстом);
Промежуточная аттестация по остальным учебным предметам образовательной программы проводится по результатам текущего контроля успеваемости по четвертям. Отметка выводится как среднее арифметическое, округлённое по законам математики до целого числа.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане образовательного учреждения в обязательной части на изучение предмета «Русский язык» в 3 классе отводится 170 часов, по 5 часов в неделю в соответствии с расписанием.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
интерес к познанию русского языка;
ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
понимание чувств одноклассников, учителей;
понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку;
представление о Челябинской области как о самобытной в этно-и социолингвистическом аспектах части Российской Федерации,
осознание роли языка и речи в жизни людей;
представление о культурном многообразии Челябинской области и о достижениях культуры в своем родном городе (селе), формирование уважительного отношения к истории и культуре народов, проживающих в области;
умение чувствовать красоту и выразительность речи, интерес к изучению русского языка;
интерес к самостоятельному созданию текстов с учетом личной ответственности за информационную деятельность, стремление к совершенствованию собственной речи;
чувство гордости за Южный Урал, его историю и людей, населяющих регион;
готовность к сохранению природного наследия Южного Урала, чувство любви к своей малой Родине.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; сопереживания другим людям;
следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
определять и формулировать цель деятельности, как с учителем, так и самостоятельно;
составлять план действий по решению проблем поискового и творческого характера, выполнению учебного проекта совместно с учителем;
работая по составленному плану, использовать справочную литературу, средства информационно-коммуникационных технологий;
соотносить результат своей деятельности с целью и вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;
на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
овладеет логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений отнесение к известным понятиям;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных
источников (словари, энциклопедии, справочники, сеть Интернет);
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания
объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать причинно-следственные связи;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
строить рассуждения.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
строить сообщения в устной и письменной форме;
находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
активно использовать речевые средства для решения коммуникативных познавательных задач;
строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать другое мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
контролировать действия партнера;
адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
высказывать, обосновывать и корректировать свою точку зрения;
слушать и понимать речь других;
задавать вопросы;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;
выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Обучающийся получит возможность:
строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
использовать речь для регуляции своего действия;
понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
использовать речь для планирования своей деятельности.
Предметные результаты
Развитие речи
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения (на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста);
применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо (выражать собственное мнение и аргументировать его);
понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
составлять план текста;
сочинять письма;
сочинять поздравительные открытки;
сочинять записки;
сочинять небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
знакомиться с жанрами объявления, письма;
строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка;
написание изложений на основе текстов, отражающих тематику национальных, региональных и этнокультурных особенностей.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записыватьтекст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms – сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач;
знакомство с фонетическими, лексическими и грамматическими особенностями языка жителей региона, соблюдение норм русского литературного языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи;
оценивать уместность использования слов в тексте;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов;
создание небольших письменных текстов, отражающих тематику национальных, региональных и этнокультурных особенностей.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
выделять нулевое окончание;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы);
распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж, имя собственное, отвечает на вопрос кто? или что? (одушевленные или неодушевленное); изменять имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы;
знакомство с грамматическими особенностями языка жителей региона.
Обучающийся получит возможность научиться:
производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
наблюдать за словообразованием частей речи;
замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но,частицу не при глаголах.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
устанавливать при помощи вопросов связь между словами всловосочетании и предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
выделять в предложении основу и словосочетания;
различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;
находить в предложении обращение (в начале, в середине,в конце);
опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания (в объеме содержания курса), а также:
сочетания жи – ши, ча-ща, чу – щув положении под ударением;
сочетания чк-чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
разделительный твёрдый знак (ъ);
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
разделительные Ъ и Ь;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
безударные родовые окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
раздельное написание предлогов с другими словами;
раздельное написание частицы не с глаголами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов:
изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
соединительныео и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки);
в) при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
г) при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах;
д) создание небольших письменных текстов, отражающих тематику национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области;
е) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
ё) подбирать примеры с определенной орфограммой.
4. Содержание учебного предмета
Язык и речь
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Текст, предложение, словосочетание
Текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Части текста. Типы текстов. Предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений в устной речи и на письме. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Восклицательные предложения. Упражнение в распознавании и в построении предложений, разных по цели высказывания и но интонации. Обращение (общее представление). Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов на виды). Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Упражнение в построении словосочетаний, в вычленении словосочетаний из предложения. Разбор предложения но членам предложения. Простое и сложное предложения (общее представление). Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. Обобщение знаний о предложении.
Слово в языке и речи
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Состав слова
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление).
Правописание безударных гласных в корне слова. Упражнение в правописании слов с проверяемыми (пчела, зимой, малыш, ленивый, смотреть) и не проверяемыми ударением безударными гласными (восток, герой, трамвай), с двумя безударными гласными (сторона, зеленеть, золотой).Слова с буквосочетаниями оро//ра(ворота — врата), ере//ре (берег — брег), оло//ла (золото — злато).Правописание глухих и звонких согласных в корне слова. Упражнение в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова (сугроб, чертёж) и перед согласным в корне (сказка, гибкий, просьба), с непроверяемым согласным в корне (вокзал, дождь).Правописание непроизносимых согласных в наиболее распространенных словах (солнце, сердце, здравствуй, местность). Правописание - сн в наиболее употребительных словах (опасный, прекрасный, вкусный). Упражнение в правописании слов с непроизносимым согласным звуком в корне.Сопоставление правил о правописании гласных и согласных в корне. Формирование умения проверять написание гласных и согласных разными способами: изменением формы слова (звезда — звёзды, варил — варит, гибкий — гибок, вкусный — вкусен, глаз — глаза) и подбором однокоренных слов (свистнул — свист, больной — боль, сливки — сливочки).Правописание приставок и суффиксов в слове. Правописание гласных и согласных в приставках в-, о-, об-, до-, за-, на-, над-, с-, от-, под-, по-, про-, пере-, в некоторых суффиксах -ек, -ик, -енък, -ок(общее представление). Развитие навыка правописания безударных гласных корня в словах с приставками (завязал, подкрепил, переписал, покраснел). Приставки и предлоги. Формирование умения отличать приставку от предлога. Упражнение в правописании предлогов и приставок. Правописание слов с двойными согласными. Упражнение в правописании слов с двойными согласными (ванна, аллея, телеграмма, рассказ, русский, длинный). Разделительный твердый (ъ) знак. Правописание слов с разделительным твердым (ъ) знаком (объявление, съезд, съёжился, предъюбилейный). Упражнение в правописании слов с разделительными твердым (ъ) и мягким (ь) знаками.
Части речи
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги).
Имя существительное.Понятие об имени существительном как части речи (его значение, вопросы). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных (единственное, множественное), изменение имен существительных по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа: единственного (молоко, творог), множественного (ножницы, шахматы).Род имен существительных (мужской, женский, средний). Упражнение в определении рода имен существительных. Наблюдение над именами существительными со значением оценки (невежа, плакса, забияка). Мягкий (ь) знак на конце существительных женского рода после шипящих (ночь, рожь) и его отсутствие у существительных мужского рода (врач, сторож). Упражнение в правописании имен существительных с шипящим звуком на конце.Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении). Ознакомление с признаками имен существительных, употребляемых в каждом из падежей (именительном, родительном, дательном, винительном, творительном, предложном). Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Начальная форма имени существительного. Роль имен существительных в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения).
Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном как части речи (значение, вопросы). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над употреблением имен прилагательных в описательном тексте (художественном и научном). Упражнение в распознавании и в правописании имен прилагательных. Общее представление о сложных именах прилагательных (светло-синий, ярко-красный) и их написании.Число имен прилагательных (единственное, множественное), изменение имен прилагательных по числам при сочетании с именем существительным.Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа (-ые, -ие).Изменение имен прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с именем существительным. Упражнение в определении рода и в изменении имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных (-ий, -ый, -ой, -ая, -яя, -ое, -ее).Общее представление об изменении имен прилагательных по падежам в зависимости от падежной формы имени существительного. Упражнение в определении падежа имен прилагательных. Начальная форма имени прилагательного.Роль имен прилагательных в предложении (второстепенный член предложения).
Местоимение.Личные местоимения (значение, вопросы). Роль местоимений в речи. Лицо и число личных местоимений. Наблюдение над употреблением местоимений в тексте. Роль местоимений в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения).
Глагол.Понятие о глаголе как части речи (значение, вопросы). Начальная (неопределенная) форма глагола. Роль глаголов в речи. Число глаголов (единственное, множественное), изменение глаголов по числам.Времена глагола (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам. Упражнение в определении времени глаголов и в изменении глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.Частица не. Правописание глаголов с частицей не. Роль глаголов в предложении (сказуемое).
Повторение изученного за год
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
5.Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на своение каждой темы
Содержание учебного предмета | Тема раздела, количество часов |
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. | Язык и речь (2 ч.) |
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные) Знаки препинания в конце предложений. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании. | Текст, предложение, словосочетание (14ч.) |
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника. Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление). Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов. | Слово в языке и речи (19ч.) |
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ. | Состав слова (44 ч.) |
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). | Части речи (1 ч.) |
Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). | Имя существительное (30ч.) |
Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. | Имя прилагательное (19ч.) |
Местоимение как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Личные местоимения. Изменение личных местоимений по родам. | Личные местоимения (5 ч.) |
Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении. | Глагол (23ч.) |
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. | Итоговое повторение (13ч.) |
ИТОГО: | 170 ч. |
6.Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | кол-во часов | дата проведения | реализация НРЭО | формы текущего контроля | корректировка |
План/ факт | План/ факт | |||||
| Языкиречь (2 ч.) | |||||
1. | Наша речь. Виды речи. Речь, её назначение. | 1 | 3 | | | |
2. | Язык, его значение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения | 1 | 4 | | | |
| Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч.) | |||||
3. | Текст. Типы текстов. | 1 | 5 | | | |
4. | Предложение. | 1 | 6 | | | |
5. | Виды предложений по цели высказывания | 1 | 7 | «В родном краю. Русский язык» 3 класс | | |
6. | Виды предложений по интонации | 1 | 10 | | | |
7. | Предложение с обращением | 1 | 11 | | | |
8. | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | 12 | | | |
9. | Входной диктант. | 1 | 13 | | Диктант | |
10-12. | Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения | 3 | 14, 17,18 | | Графическая работа | |
13. | Простое и сложное предложение | 1 | 19 | | | |
14. | Простое и сложное предложение | 1 | 20 | | | |
15. | Что такое словосочетание? | 1 | 21 | | | |
16. | Связь слов в словосочетании | 1 | 24 | | | |
| Слово в языке и речи (19 ч.) | |||||
17. | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | 1 | 25 | | | |
18. | Синонимы и антонимы. | 1 | 26 | | | |
19. | Омонимы. | 1 | 27 | | | |
20. | Слово и словосочетание. | 1 | 28 | | | |
21. | Фразеологизмы. | 1 | | | | |
22. | Части речи. | 1 | | | | |
23. | Имя существительное | 1 | | | | |
24. | Имя прилагательное. | 1 | | | | |
25. | Глагол. | 1 | | | | |
26. | Имя числительное. | 1 | | | | |
27 -29. | Однокоренные слова. | 3 | | | | |
30. | Звуки и буквы. Гласные звуки | 1 | | | | |
31. | Звуки и буквы. Согласные звуки | 1 | | | | |
32. | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | 1 | | | | |
33. | Развитие речи. Подробное изложение | 1 | | | Изложение | |
34. | Работа над ошибками. Закрепление изученного по теме: «Слово в языке и речи». | 1 | | | | |
35. | Контрольный диктант за 1 четверть | 1 | | | Диктант | |
| Состав слова (44 ч.) | |||||
36. | Что такое корень слова? | 1 | | | | |
37. | Как найти корень слова? | 1 | | | | |
38. | Сложные слова | 1 | | | | |
39. | Что такое окончание? | 1 | | | | |
40. | Как найти в слове окончание? | 1 | | | Самостоятельная работа | |
41. | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | 1 | 6.11 | | | |
42. | Значения приставок | 1 | 7 | | | |
43. | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 | 8 | | | |
44. | Значения суффиксов | 1 | 9 | | | |
45. | Проект «Семья слов» | 1 | 12 | | | |
46, 47 | Что такое основа слова? | 2 | 13,14 | | | |
48. | Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» | 1 | 15 | | Сочинение | |
49. | Работа над ошибками. Изменяемые и неизменяемые слова | 1 | 16 | | | |
50. | Разбор слова по составу | 1 | | | Графическая работа | |
51. | Проверочная работа по теме «Состав слова» | 1 | | | Проверочная работа | |
52. | Обобщение знаний о составе слова. | 1 | | | | |
53. | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | 1 | | | | |
54. | Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 | | | | |
55-57. | Подбор проверочных слов к словам с безударной гласной | 3 | | | | |
58. | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне | 1 | | | | |
59. | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | 1 | | | Самостоятельная работа | |
60, 61 | Проверка слов с парными согласными в корне | 2 | | | Грамматический разбор (фонетический) | |
62. | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | 1 | | «В родном краю. Русский язык» 3 класс | | |
63. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 1 | | | | |
64, 65. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 2 | | | Самостоятельная работа | |
66, 67 | Правописание слов с удвоенными согласными | 2 | | | Самостоятельная работа | |
68. | Контрольный диктант за 2 четверть | 1 | | | Диктант | |
69. | Контрольное списывание. | 1 | | | Контрольное списывание | |
70. | Правописание суффиксов и приставок | 1 | | | | |
71. | Правописание безударных или парных согласных в приставках или суффиксах | 1 | | | | |
72. | Упражнение в правильном написании слов с приставками и суффиксами | 1 | | | | |
73, 74. | Правописание приставок и предлогов | 2 | | | | |
75, 76 | Правописание слов с разделительным твердым знаком | 2 | | | | |
77, 78 | Разделительный твердый и мягкий знаки | 2 | | | Самостоятельная работа | |
79. | Повторение. Проектная задача «Составляем орфографический словарь» | 1 | | | | |
| ЧАСТИ РЕЧИ (78 ч.) | |||||
80. | Части речи | 1 | | | | |
| Имя существительное (30 ч.) | |||||
81, 82 | Имя существительное и его роль в речи | 2 | | | | |
83, 84 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 2 | | | | |
85. | Устаревшие слова в русском языке | 1 | | | | |
86. | Проект «Тайна имени» | 1 | | Знакомство с этимологией имен коренных жителей Урала | | |
87. | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | | «В родном краю. Русский язык» 3 класс | Речевая ситуация | |
88, 89 | Число имён существительных | 2 | | | | |
90, 91 | Род имён существительных | 2 | | | | |
92, 93 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих | 2 | | «В родном краю. Русский язык» 3 класс | Самостоятельная работа | |
94. | Проверочная работа по теме: «Имя существительное» | 1 | | | Проверочная работа | |
95. | Склонение имён существительных | 1 | | | | |
96, 97 | Падеж имён существительных | 2 | | | | |
98. | Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 1 | | | Сочинение | |
99. | Анализ сочинений. Именительный падеж | 1 | | | | |
100. | Родительный падеж | 1 | | | | |
101. | Дательный падеж | 1 | | | | |
102, 103 | Винительный падеж | 2 | | «В родном краю. Русский язык» 3 класс | Самостоятельная работа | |
104. | Творительный падеж | 1 | | | | |
105. | Предложный падеж | 1 | | | | |
106- 108 | Падежи имен существительных | 3 | | | | |
109. | Падежи имен существительных | 1 | | | Самостоятельная работа | |
110. | Проект «“Зимняя” страничка» | 1 | | | | |
| Имя прилагательное (19 ч.) | |||||
111, 112 | Значение и употребление имён прилагательных в речи | 2 | | | | |
113. | Роль прилагательных в тексте. | 1 | | | | |
114, 115 | Текст - описание | 2 | | | | |
116. | Род имён прилагательных | 1 | | | | |
117, 118 | Изменение имён прилагательных по родам | 2 | | «В родном краю. Русский язык» 3 класс | | |
119, 120 | Число имён прилагательных | 2 | | | | |
121, 122 | Изменение имён прилагательных по падежам | 2 | | | | |
123. | Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного | 1 | | | | |
124, 125 | Морфологический разбор имени прилагательного | 2 | | | Грамматический разбор | |
126. | Сочинение. Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками» | 1 | | | Сочинение | |
127. | Анализ сочинений. Значение и употребление имен прилагательных в речи | 1 | | | Самостоятельная работа | |
128. | Контрольный диктант за 3 четверть | 1 | | | Диктант | |
129. | Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 | | | | |
| Местоимение (5 ч.) | |||||
130. | Личные местоимения. | 1 | | | | |
131. | Изменение личных местоимений по родам | 1 | | | | |
132. | Род местоимений 3-го лица единственного числа | 1 | | | | |
133. | Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам | 1 | | | | |
134. | Развитие речи. Изложение | 1 | | Написание письма другу о родном городе | Изложение | |
| Глагол (23 ч.) | |||||
135. | Что обозначает глагол? | 1 | | | | |
136. | Значение и употребление глаголов в речи | 1 | | | | |
137. | Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы | 1 | | | | |
138. | Составление текста по сюжетным рисункам | 1 | | | | |
139,140 | Неопределённая форма глагола. | 2 | | | | |
141. | Распознание глаголов в неопределенной форме | 1 | | | | |
142, 143 | Число глаголов | 2 | | | | |
144. | Изменение глаголов по числам | 1 | | | | |
145. | Времена глаголов | 1 | | | | |
146. | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов | 1 | | | | |
147. | Изменение глаголов по временам. | 1 | | | Грамматический разбор | |
148. | Упражнение в написании глаголов по временам | 1 | | «В родном краю. Русский язык» 3 класс | | |
149. | Развитие речи. Выборочное подробное изложение | 1 | | | Изложение | |
150. | Род глаголов в прошедшем времени. | 1 | | | | |
151. | Родовые окончания глаголов (- а, - о) | 1 | | | | |
152. | Правописание частицы не с глаголами | 1 | | «В родном краю. Русский язык» 3 класс | | |
153,154 | Раздельное написание частицы не с глаголами | 2 | | | | |
155,156 | Морфологический разбор глагола | 2 | | | | |
157. | Проверочная работа по теме: «Глагол» | 1 | | | Проверочная работа | |
| Повторение (13 ч.) | |||||
158, 159 | Обобщение и систематизация изученного о частях речи | 2 | | | | |
160. | Стандартизированная контрольная работа | 1 | | «В родном краю. Русский язык» 3 класс | Стандартизиро ванная контрольная работа | |
161, 162 | Обобщение изученного о слове, предложении | 2 | | «В родном краю. Русский язык» 3 класс | Грамматический разбор | |
163. | Правописание окончаний имен прилагательных | 1 | | | | |
164. | Правописание приставок и предлогов | 1 | | | | |
165. | Правописание безударных гласных. Словарный диктант | 1 | | | Словарный диктант | |
166. | Правописание значимых частей слов | 1 | | | | |
167. | Итоговый контрольный диктант | 1 | | | Диктант | |
168. | Контрольное списывание | 1 | | | Контрольное списывание | |
169. | Работа над ошибками. Однокоренные слова | 1 | | | | |
170. | Обобщение изученного. КВН «Знатоки русского языка» | 1 | | | | |
7.Описание контрольно-измерительных материалов
Для текущего и промежуточного контроля используются контрольно-измерительные материалы, представленные в МРООП НОО; входящие в УМК «Школа России».
(Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Проверочные работы. 3 класс. -М.: Просвещение, 2018.)