СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 4 класс "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 4 класс "Школа России"»

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  • Примерной программы по русскому языку (Начальная школа);

  • Авторской программы «Русский язык» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого;

  • Учебно-методического комплекса «Школа России» (А.А.Плешакова.);

  • Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Гимназия №5» имени Л.В. Усыниной;

  • Учебного плана МБОУ «Гимназия №5» имени Л.В. Усыниной на 2021/2022 учебный год.

Цель  курса – открыть детям родной язык как предмет изучения,  воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление  к его изучению.


Задачи, решаемые при  изучении предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, языковой интуиции и «чувства языка»;

  • освоение первоначальных знаний о лексике,  фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка, умениями правильно писать и читать, участвовать  в диалоге,    составлять несложные монологические высказывания;

  • развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь);

  • активизация мыслительной, познавательно – языковой и коммуникативно – речевой деятельности учащихся;

  • пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь;

  • создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку;

  • закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма;

  • формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию, пробуждение интереса и стремления к его изучению.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ В 4 КЛАССЕ


Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирова­ния следующих общих личностных результатов:

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положи­тельного отношения к школе, к изучению русского языка, ориен­тация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчиво­го учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;

  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

  • восприятие русского языка как одной из основных националь­но-культурных ценностей российского народа, его значения в про­цессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь яв­ляется показателем индивидуальной культуры человека;

  • развитие способности к самооценке на основе наблюдения за соб­ственной речью;

  • осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлеж­ности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических цен­ностных ориентаций;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информацион­ной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

  • развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одно­классников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;

  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;

  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, свер­стниками в процессе выполнения совместной деятельности на уро­ке и вне урока;

  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятель­ности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;

  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся получит возможность для формирова­ния регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятель­ности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осущест­вления и ставить новые учебные задачи; проявлять познаватель­ную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в со­ответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструк­циям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебни­ка, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во вну­треннем плане;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, това­рищами, другими лицами;

  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и раз­вивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.



Познавательные

Обучающийся получит возможность для формирова­ния познавательных УУД:

  • уметь использовать язык с целью поиска необходимой инфор­мации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов би­блиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);

  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных за­дач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

  • использовать знаково-символические средства (в том числе моде­ли, схемы, таблицы) представления информации для создания мо­делей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;

  • овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извле­кать необходимую информацию из текста художественного или по­знавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соот­ветствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- сопровождение и графичес­кое сопровождение;

  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синте­за, обобщения, классификации по родовидовым признакам, уста­навливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рас­суждение, подводить факты языка под понятие на основе выделе­ния комплекса существенных признаков и их синтеза.


  • Коммуникативные

  • Обучающийся получит возможность для формирова­ния коммуникативных УУД:

  • уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;

  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различ­ные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

  • строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в со­вместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведе­ние и поведение окружающих;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументиро­вать свою точку зрения и оценку событий;

  • стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной дея­тельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной дея­тельности и сотрудничества с партнёром;

  • уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации обще­ния и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие язы­ковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последова­тельность выражения мысли и др.);

  • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для ре­шения коммуникативных и познавательных задач;

  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.


Общие предметные результаты освоения программы

Обучающийся получит возможность для формирова­ния следующих общих предметных результатов:

  • первоначальное представление о единстве и многообразии языко­вого и культурного пространства России, о языке как основе на­ционального самосознания;

  • осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федера­ции и языка межнационального общения;

  • представление о языке как основном средстве человеческого об­щения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому язы­ку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

  • понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собствен­ного уровня культуры;

  • овладение начальными представлениями о нормах русского язы­ка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах рече­вого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использова­ние этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;

  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и сред­ствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые сред­ства для решения коммуникативных задач;

  • освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме мате­риала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависи­мости между разными сторонами языка;

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами: нахо­дить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), кон­струировать из этих единиц единицы более высокого уровня (сло­ва, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти дей­ствия для решения познавательных, практических и коммуника­тивных задач (в объёме материала изучаемого курса);

  • овладение основами грамотного письма: основными орфографиче­скими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучае­мого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предло­женных текстов, умение проверять написанное.


Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Освоение данного раздела распределяется по всем раз­делам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где про­исходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

  • практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить раз­говор, привлечь внимание и др.);

  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуа­ции общения;

  • овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и быто­вого общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обра­щение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязы­ковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со зна­комыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описа­ние, повествование, рассуждение);

  • овладевать умениями работы с текстом: определять тему и глав­ную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написа­ния изложения учеником;

  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выбо­рочно передавать содержание повествовательного текста, предъяв­ленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и дру­гие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному ри­сунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или по­говорке, по воображению и др.);

  • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять до­пущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать качество записи: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произ­ведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и на­учного или делового, разговорного и научного или делового);

  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выра­зительности письменной речи; использовать в текстах синони­мы и антонимы;

  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработан­ным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изло­жений) и с назначением, задачами, условиями общения (для са­мостоятельно составленных текстов);

  • оформлять результаты исследовательской работы;

  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правиль­ность речи, улучшая содержание, построение предложений и вы­бор языковых средств.


ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА

Обучающийся научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные—безу­дарные; согласные твёрдые—мягкие, парные—непарные твёрдые— мягкие; согласные глухие—звонкие, парные—непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной ре­чи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объё­ме «Орфоэпического словаря» учебника);

  • пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правиль­ного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфо­эпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

  • различать звуки и буквы;

  • классифицировать слова с точки зрения их звукобуквенного со­става по самостоятельно определённым критериям;

  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средства­ми: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучае­мого курса).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять (устно и письменно) звукобуквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оце­нивать правильность проведения звукобуквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).


ЛЕКСИКА

Освоение данного раздела распределяется по всем раз­делам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

  • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

  • понимать этимологию мотивированных слов-названий;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • находить в художественном тексте слова, употреблённые в пе­реносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпи­теты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в устной и письмен­ной речи;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

  • работать с разными словарями;

  • приобретать опыт редактирования предложения (текста).


СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)

Обучающийся научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в слож­ных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием соглас­ных в корне;

  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выде­лять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;

  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать сло­ва к заданной модели;

  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставка­ми (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

  • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексическо­го значения слова;

  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные воз­можности суффиксов и приставок;

  • узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);

  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же сло­ва с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, исполь­зовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффик­сами (при изучении частей речи).


МОРФОЛОГИЯ

Обучающийся научится:

  • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по ча­стям речи;

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объ­ёме материала изучаемого курса);

  • пользоваться словами разных частей речи и их формами в соб­ственных речевых высказываниях;

  • выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;

  • определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;

  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прила­гательные по падежам;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в на­чальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

  • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамма­тические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем вре­мени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и чис­лам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единствен­ном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в на­чальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; исполь­зовать личные местоимения для устранения неоправданных повто­ров; правильно употреблять в речи личные местоимения;

  • иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;

  • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

  • понимать роль союзов и частицы не в речи;

  • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

  • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать ча­сти речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

  • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

  • склонять личные местоимения, соотносить личное местоиме­ние в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

  • различать родовые и личные окончания глагола;

  • наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

  • проводить полный морфологический разбор имён существитель­ных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебни­ке алгоритму, оценивать правильность проведения морфологиче­ского разбора;

  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числитель­ные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоиме­ниями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

  • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.


СИНТАКСИС

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависи­мым при помощи вопросов;

  • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, со­ответствующее схеме;

  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмо­циональной окраске (по интонации);

  • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предло­жения словосочетания;

  • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

  • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бес­союзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

  • находить в предложении обращение;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алго­ритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.


Работа с информацией.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

Обучающийся научится:

  • находить один (или более) независимый отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию;

  • находить один или более отрывков информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям;

  • работать с противоречивой информацией;

  • находить явно выраженную информацию в короткой части текста;

  • находить информацию из различных частей текста или текстов с целью определить намерения автора, следуя логическим и лингвистическим связям внутри отдельной части текста;

  • находить отдельные части явно выраженной информации на одной простой карте, или линейном графике, или столбчатой диаграмме, которая включает в себя небольшой по объему вербальный текст в несколько слов или фраз;

  • демонстрировать понимание явно выраженной структуры визуального изображения информации, например, таблицы или диаграммы (граф-дерева).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям;

  • находить и устанавливать возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой;

  • находить и устанавливать последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, часть которой может быть задана вне основного текста;

  • работать с известной, но противоречивой информацией;

  • работать с правдоподобной и/или достаточно объемной информацией;

  • находить информацию, используя особенности организации текста, если они имеются, и, следуя явно или неявно выраженным логическим связям, например, таким, как причинно-следственные связи в предложениях или отдельных частях текста;

  • следуя лингвистическим или тематическим связям различных частей текста, нередко имеющего ясно выраженную структуру изложения, находить неявно выраженную информацию;

  • находить отдельные части информации, просмотрев длинный, детализированный текст, который чаще всего не имеет подзаголовков или специального формата.


Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

Обучающийся научится:

  • в тексте распознать главную тему или авторские намерения в тексте на известную тему, когда требуемая информация;

  • определять основную идею текста, используя заголовки частей текста или выделяющие их обозначения;

  • определять главную мысль, понимать связи, формировать, применять простые категории;

  • интерпретировать информацию из различных частей текста или текстов с целью определить намерения автора, следуя

  • объединять две небольшие части информации из графика или таблицы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • объединять несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснять связи и истолковывать значения слов и смысл фраз;

  • сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации, принимая во внимание много критериев;

  • интерпретировать информацию, используя особенности организации текста, если они имеются, и, следуя явно или неявно выраженным логическим связям, например, таким, как причинно-следственные связи в предложениях или отдельных частях текста;

  • рассматривать информацию, данную в нескольких различных формах (вербальной, числовой, пространственно-визуальной), в их взаимосвязи и сделать на этой основе выводы;

  • использовать глубокие идеи, заложенные в тексте, для понимания и применения категорий в незнакомом контексте; истолковывать разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом;

  • работать с идеями, которые противоречат ожиданиям и сформулированы в негативном контексте;

  • следуя лингвистическим или тематическим связям различных частей текста, нередко имеющего ясно выраженную структуру изложения, интерпретировать неявно выраженную информацию;

  • сравнивать или обобщать отдельные части, просмотрев длинный, детализированный текст, который чаще всего не имеет подзаголовков или специального формата;

  • истолковывать значения нюансов языка либо демонстрировать полное понимание текста и всех его деталей;

  • выявлять связь отдельных частей текста с темой или основной мыслью, работая с противоречивыми текстами, структура изложения которых не очевидна или явно не обозначена;

  • устанавливать характер связи частей информации, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм и пр., которая может быть длинной и детализированной, иногда используя информацию, внешнюю по отношению к основной.


Работа с текстом: оценка информации.

Обучающийся научится:

  • устанавливать простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями;

  • делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями или объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях;

  • обобщать информацию из различных частей текста или текстов с целью определить намерения автора, следуя логическим и лингвистическим связям внутри отдельной части текста;

  • объединять две небольшие части информации из графика или таблицы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста;

  • основывать выводы на менее известных знаниях;

  • оценивать информацию, используя особенности организации текста, если они имеются, и, следуя явно или неявно выраженным логическим связям, например, таким, как причинно-следственные связи в предложениях или отдельных частях текста;

  • использовать академические и общеизвестные знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста;

  • следуя лингвистическим или тематическим связям различных частей текста, нередко имеющего ясно выраженную структуру изложения, оценивать неявно выраженную информацию или сделать выводы философского или метафизического характера;

  • обобщать отдельные части информации, просмотрев длинный, детализированный текст, который чаще всего не имеет подзаголовков или специального формата;

  • работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям, основываясь на глубоком понимании длинных или сложных текстов;

  • обнаруживать, что для полного понимания данного текста требуется использовать различные элементы этого же документа, например, сноски.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка в четвёртом классе дети научатся:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

  • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;

  • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

  • разбирать простое предложение с однородными членами;

  • ставить запятую между однородными членами в изученных случаях;

  • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки пре­пинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

  • писать обучающее изложение доступного текста;

  • списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы;

  • производить разбор слова по составу;

  • подбирать однокоренные слова;

  • распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, ме­стоимение, наречие, предлог, союз);

  • определять род, число, падеж имён существительных и имён прилагательных;

  • производить морфологический разбор доступных слов;

  • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

  • понимать влияние ударения на смысл слова;

  • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

  • понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове;

  • устанавливать связь слов в предложении по вопросам;

  • производить элементарный синтаксический разбор предложения;

  • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение).


Четвероклассники получат возможность научиться.

  • орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов), включающий изученные орфограммы за курс начальной школы;

  • проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

  • производить звуковой и звукобуквенный разбор слова;

  • производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

  • распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);

  • изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном и множественном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;

  • производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, па­деж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагатель­ных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и бу­дущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, чис­ло, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;

  • интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложения по цели высказывания и интонации;

  • вычленять в предложении основу и словосочетания;

  • производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с одно­родными членами;

  • определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;

  • определять тип текста;

  • писать изложение и сочинение (85—90 слов) повествовательного текста с элемента­ми описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.


Содержание материала

Планируемые результаты

Кол -во часов

1

Повторение

Язык и речь. Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст.Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).


Выпускник научится: Различать язык и речь.

Различать диалогическую и монологическую речь.

Называть слова русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др.

Составлять текст по рисунку с включением в него диалога. Называть признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста.

Составлять планы к данным текстам.

Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

Излагать содержание повествовательного текста. Создавать собственные тексты по предложенным темам с использованием разных типов речи

10 ч

2

Предложение Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Зна­ки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).

Составление предложений с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интона­ция перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без пере­числения), а, но. Интонация, знаки препинания при однород­ных членах с союзами и, а, но. Составление и запись пред­ложений с однородными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное пред­ложение и предложение с однородными членами.

Выпускник научится: Находить главные и второстепенные члены предложения.

Различать главные и второстепенные члены предложения Находить обращение в предложении.

Ставить знаки препинания в предложениях с обращениями Различать распространённые и нераспространённые предложения . Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв


6 ч

3

Слово и его лексическое значение Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразео­логизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связ­ной речи.

Состав слова. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописа­нии приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного ана­лиза с привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

Выпускник научится: Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Работать с толковым словарём учебника, находить в нём нужную информацию о слове.

Распознавать синонимы, антонимы, омонимы.

Называть изученные части речи, делить части речи на самостоятельные и служебные.

Находить в словах изученные орфограммы и выполнять проверку.

Выполнять звуко-буквенный анализ слова. Объяснять написание гласных и согласных букв в значимых частях слова.



Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

16 ч

4

Имя существительное

Склонение имен существительных (повторение). Разви­тие навыка в склонении имен существительных и в распо­знавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и уп­ражнение в распознавании имен существительных 2-го скло­нения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имен су­ществительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Озна­комление со способами проверки безударных падежных окон­чаний имен существительных (общее представление). Разви­тие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении па­дежных форм имен существительных с предлогом и без пред­лога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; рабо­тать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном чис­ле. Развитие навыка правописания окончаний имен существи­тельных во множественном числе. Формирование умений об­разовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; уро­жай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Выпускник научится: Изменять имена существительные по падежам Определять падеж, в котором употреблено имя существительное

Определять, относится ли имя существительное к 1-му ,2-му,3-му склонению.

Определять падежи имени существительного в единственном и множественном числе.

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

31 ч

5

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прила­гательных с именем существительным. Упражнение в рас­познавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и сред­него рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных в женском роде в един­ственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единствен­ном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во мно­жественном числе.

Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилага­тельных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Выпускник научится: Образовывать от имён существительных и от имён прилагательных однокоренные имена прилагательные при помощи суффиксов.

Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).

Понимать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

Ставить имена прилагательные в нужном падеже

Определять падеж имён прилагательных множественного числа.

Называть окончания имён прилагательных множественного числа.

Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме

Называть грамматические признаки имён

прилагательных.

Выполнять морфологический разбор имени прилагательного

25 ч

6

Местоимение

Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склоне­ние личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, ме­ня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном упот­реблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Выпускник научится: Понимать, что такое местоимение.

Распознавать местоимения среди других частей речи

Указывать грамматические признаки местоимений.

Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица

Составлять тексты с включением в них диалога.


7 ч

7

Глагол

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании гла­голов по общему лексическому значению, в изменении гла­голов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представле­ние). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и чис­лам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мяг­кого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единствен­ного числа после шипящих.

Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаго­лы-исключения. Правописание безударных личных оконча­ний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознава­ние возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что де­лать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных гла­голах неопределенной формы (общее представление).

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правопи­сание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Разви­тие умения правильно употреблять при глаголах имена су­ществительные в нужных падежах с предлогами и без пред­логов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любо­ваться закатом, смотреть на закат).

Выпускник научится: Объяснять роль глаголов в нашем языке.

Называть, что обозначают глаголы.

Называть вопросы, на которые отвечают глаголы.

Называть время, число глагола.

Объяснять роль глагола в предложении

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, что такое неопределённая форма глагола.

Называть глаголы в неопределённой форме.

Спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола по местоимению, по личному окончанию, по вопросу Понимать, что глаголы одного и тоже спряжения в форме настоящего времени имеют одинаковые ударные и безударные окончания в одном и том же лице и числе

Называть алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием.

Называть глаголы-исключения

Называть алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием.

Называть личные окончания глаголов I и II спряжений Называть глаголы-исключения

27 ч

8

Повторение изученного


Выпускник научится: Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания Излагать текст.

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания Находить все изученные части речи в тексте. Называть правила правописания слов на изученные темы

14ч








ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Наименование разделов

Всего

часов

Виды контрольных работ

1

Повторение

10

Диктант №1

Контрольное списывание №1


2

Предложение

6

Диктант №2

3

Слово в языке и речи

16

Диктант №3

4

Имя существительное

31

Диктант №4

5

Имя прилагательное

25

Диктант №5

6

Личные местоимения

7

Диктант №6

7

Глагол

27

Диктант №7

8

Повторение

14

Диктант №8

Контрольное списывание №2



Итого:

136 часов




Приложение


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата выполнения

план

Факт

Раздел 1. Повторение (10 ч)

1

Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.

1



2

Язык и речь Формулы вежливости.

1



3

Текст и его план.

1



4

Типы текстов. 

1



5

Предложение как единица речи.

1



6

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.




7

Диалог. Обращение.

1



8

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

1



9

Контрольный диктант по теме «Повторение»

1



10

Словосочетание. Контрольное списывание.

1



Раздел 2. Предложение (6 ч)

11

Однородные члены предложения (общее понятие)

1



12

Связь однородных членов  предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1



13

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1



14

Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

1



15

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.

1



16

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1



Раздел 3. Слово в языке и речи (16 часов)

17

Слово и его лексическое значение.

1



18

Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

1



19

Синонимы, антонимы, омонимы.

1



20

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.

1



21

Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Актуализация знаний по теме.

1



22

Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Развитие умения распознавать однокоренные слова.

1



23

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

1



24

Правописание приставок и суффиксов.

1



25

Разделительные твердый и мягкий знаки.

1



26

Обучающее изложение

1



27

Анализ изложения. Части речи.

Морфологические признаки частей речи.  

1



28

Склонение имен существительных и имен прилагательных.

1



29

Имя числительное. Глагол.

1



30

Наречие как часть речи.

1



31

Правописание наречий.

1



32

Контрольный диктант по теме «Части речи»

1



Раздел 4. Имя существительное (31 час)

33

Распознавание падежей имен существительных.

1



34

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных.

1



35

Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже.

1



36

Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложных падежах.

1



37

Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные

1



38

Три склонения имён существительных.

1-е склонение имён существительных.

1



39

Сочинение по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание)

1



40

2-е склонение имён существитель­ных.

1



41

Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.

1



42

3-е склонение имён существительных.

1



43

Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

1



44

Обучающее изложение.

1



45

Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения.Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных

1



46

Именительный и винительный падежи.

1



47

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже.

1



48

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных.

1



49

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже.

1



50

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.

1



51

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.

1



52

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже.

1



53

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

1



54

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»

1



55

Анализ контрольного диктанта. Повторение.

1



56

Склонение имен существительных во множественном числе.

1



57

Именительный падеж имен существительных множественного числа.

1



58

Родительный падеж множественного числа.

1



59

Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа.

1



60

Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа.

1



61

Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

1



62

Контрольный диктант за первое полугодие

1



63

Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа.

1



Раздел 5. Имя прилагательное (25 час)

64

Имя прилагательное как часть речи.

1



65

Род и число имён прилагательных.

1



66

Описание игрушки.

1



67

Склонение имен прилагательных.

1



68

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

1



69

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

1



70

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

1



71

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

1



72

Именительный, винительный, родительный падежи.

1



73

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

1



74

Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

1



75

Склонение имен прилагательных женского рода.

1



76

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.

1



77

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода.

1



78

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.

1



79

Изложение описательного текста.

1



80

Анализ изложения. Склонение имен прилагательных во множественном числе.

1



81

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

1



82

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа .

1



83

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа.

1



84

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.

1



85

Обобщение по теме «Имя прилагательное».

1



86

Обобщение по теме «Имя прилагательное».

1



87

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1



88

Анализ контрольного диктанта.

Повторение 

1



Раздел 6. Местоимение (7 часов)

89

Местоимение как часть речи. Личные местоимения.

1



90

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам.

1



91

Изменение личных местоимений 3-го  лица по падежам.

1



92

Изменение личных местоимений по падежам.

1



93

Обобщение по теме «Местоимение».

1



94

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

1



95

Анализ контрольного диктанта. Повторение.

1



Раздел 7. Глагол (27 часа)

96

Роль глаголов в языке.

1



97

Изменение глаголов по временам.

1



98

Неопределённая форма глагола.

1



99

Изменение глаголов по временам

1



100

Спряжение глаголов.

1



101

Спряжение глаголов.

1



102

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

1



103

Ι и ΙΙ спряжение глаголов настоящего времени

1



104

I и II спряжение глаголов в будущего времени.

1



105

Наши проекты. Ознакомление со словарями и сборниками пословиц и поговорок.

1



106

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

1



107

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

1



108

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

1



109

Возвратные глаголы.

1



110

Правописание -тся и –ться в возвратных глаголах.

1



111

Правописание -тся и –ться в возвратных глаголах.

1



112

Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок.

1



113

Правописание глаголов в прошедшем времени.

1



114

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

1



115

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

1



116

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1



117

Анализ контрольного диктанта. Повторение 

1



118

Обобщение по теме «Глагол».

1



119

Обобщение по теме «Глагол».

1



120

Изложение повествовательного текста.

1



121

Проверка знаний по теме «Глагол»

1



122

Анализ изложения, тестовой работы. Повторение.

1



Раздел 8. Повторение (14 часов)

123

Язык. Речь. Текст.

1



124

Предложение и словосочетание.

1



125

Предложение и словосочетание.

1



126

Лексическое значение слова.

1



127

Состав слова.

1



128

Части речи.

1



129

Части речи

1



130

Итоговый контрольный диктант

1



131

Анализ контрольного диктанта. Повторение 

1



132

Звуки и буквы.

1



133

Контрольное списывание

1



134-135

Резервные уроки.

1



136

Игра «По галактике Частей Речи».