СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Примерной программы по русскому языку (Начальная школа);
Авторской программы «Русский язык» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого;
Учебно-методического комплекса «Школа России» (А.А.Плешакова.);
Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Гимназия №5» имени Л.В. Усыниной;
Учебного плана МБОУ «Гимназия №5» имени Л.В. Усыниной на 2021/2022 учебный год.
Цель курса – открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.
Задачи, решаемые при изучении предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, языковой интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка, умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь);
активизация мыслительной, познавательно – языковой и коммуникативно – речевой деятельности учащихся;
пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь;
создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку;
закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма;
формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию, пробуждение интереса и стремления к его изучению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ В 4 КЛАССЕ
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- сопровождение и графическое сопровождение;
осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные
Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:
уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Общие предметные результаты освоения программы
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:
первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);
овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);
письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать качество записи: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
оформлять результаты исследовательской работы;
редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА
Обучающийся научится:
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные—безударные; согласные твёрдые—мягкие, парные—непарные твёрдые— мягкие; согласные глухие—звонкие, парные—непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря» учебника);
пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
различать звуки и буквы;
классифицировать слова с точки зрения их звукобуквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять (устно и письменно) звукобуквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звукобуквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).
ЛЕКСИКА
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
понимать этимологию мотивированных слов-названий;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
работать с разными словарями;
приобретать опыт редактирования предложения (текста).
СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)
Обучающийся научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);
разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
МОРФОЛОГИЯ
Обучающийся научится:
определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);
пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;
определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;
различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
понимать роль союзов и частицы не в речи;
подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
различать родовые и личные окончания глагола;
наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
СИНТАКСИС
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
находить в предложении обращение;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Работа с информацией.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Обучающийся научится:
находить один (или более) независимый отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию;
находить один или более отрывков информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям;
работать с противоречивой информацией;
находить явно выраженную информацию в короткой части текста;
находить информацию из различных частей текста или текстов с целью определить намерения автора, следуя логическим и лингвистическим связям внутри отдельной части текста;
находить отдельные части явно выраженной информации на одной простой карте, или линейном графике, или столбчатой диаграмме, которая включает в себя небольшой по объему вербальный текст в несколько слов или фраз;
демонстрировать понимание явно выраженной структуры визуального изображения информации, например, таблицы или диаграммы (граф-дерева).
Обучающийся получит возможность научиться:
находить и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям;
находить и устанавливать возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой;
находить и устанавливать последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, часть которой может быть задана вне основного текста;
работать с известной, но противоречивой информацией;
работать с правдоподобной и/или достаточно объемной информацией;
находить информацию, используя особенности организации текста, если они имеются, и, следуя явно или неявно выраженным логическим связям, например, таким, как причинно-следственные связи в предложениях или отдельных частях текста;
следуя лингвистическим или тематическим связям различных частей текста, нередко имеющего ясно выраженную структуру изложения, находить неявно выраженную информацию;
находить отдельные части информации, просмотрев длинный, детализированный текст, который чаще всего не имеет подзаголовков или специального формата.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
Обучающийся научится:
в тексте распознать главную тему или авторские намерения в тексте на известную тему, когда требуемая информация;
определять основную идею текста, используя заголовки частей текста или выделяющие их обозначения;
определять главную мысль, понимать связи, формировать, применять простые категории;
интерпретировать информацию из различных частей текста или текстов с целью определить намерения автора, следуя
объединять две небольшие части информации из графика или таблицы.
Обучающийся получит возможность научиться:
объединять несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснять связи и истолковывать значения слов и смысл фраз;
сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации, принимая во внимание много критериев;
интерпретировать информацию, используя особенности организации текста, если они имеются, и, следуя явно или неявно выраженным логическим связям, например, таким, как причинно-следственные связи в предложениях или отдельных частях текста;
рассматривать информацию, данную в нескольких различных формах (вербальной, числовой, пространственно-визуальной), в их взаимосвязи и сделать на этой основе выводы;
использовать глубокие идеи, заложенные в тексте, для понимания и применения категорий в незнакомом контексте; истолковывать разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом;
работать с идеями, которые противоречат ожиданиям и сформулированы в негативном контексте;
следуя лингвистическим или тематическим связям различных частей текста, нередко имеющего ясно выраженную структуру изложения, интерпретировать неявно выраженную информацию;
сравнивать или обобщать отдельные части, просмотрев длинный, детализированный текст, который чаще всего не имеет подзаголовков или специального формата;
истолковывать значения нюансов языка либо демонстрировать полное понимание текста и всех его деталей;
выявлять связь отдельных частей текста с темой или основной мыслью, работая с противоречивыми текстами, структура изложения которых не очевидна или явно не обозначена;
устанавливать характер связи частей информации, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм и пр., которая может быть длинной и детализированной, иногда используя информацию, внешнюю по отношению к основной.
Работа с текстом: оценка информации.
Обучающийся научится:
устанавливать простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями;
делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями или объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях;
обобщать информацию из различных частей текста или текстов с целью определить намерения автора, следуя логическим и лингвистическим связям внутри отдельной части текста;
объединять две небольшие части информации из графика или таблицы.
Обучающийся получит возможность научиться:
делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста;
основывать выводы на менее известных знаниях;
оценивать информацию, используя особенности организации текста, если они имеются, и, следуя явно или неявно выраженным логическим связям, например, таким, как причинно-следственные связи в предложениях или отдельных частях текста;
использовать академические и общеизвестные знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста;
следуя лингвистическим или тематическим связям различных частей текста, нередко имеющего ясно выраженную структуру изложения, оценивать неявно выраженную информацию или сделать выводы философского или метафизического характера;
обобщать отдельные части информации, просмотрев длинный, детализированный текст, который чаще всего не имеет подзаголовков или специального формата;
работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям, основываясь на глубоком понимании длинных или сложных текстов;
обнаруживать, что для полного понимания данного текста требуется использовать различные элементы этого же документа, например, сноски.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка в четвёртом классе дети научатся:
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
разбирать простое предложение с однородными членами;
ставить запятую между однородными членами в изученных случаях;
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
писать обучающее изложение доступного текста;
списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы;
производить разбор слова по составу;
подбирать однокоренные слова;
распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз);
определять род, число, падеж имён существительных и имён прилагательных;
производить морфологический разбор доступных слов;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове;
устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
производить элементарный синтаксический разбор предложения;
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение).
Четвероклассники получат возможность научиться.
орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов), включающий изученные орфограммы за курс начальной школы;
проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
производить звуковой и звукобуквенный разбор слова;
производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном и множественном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;
интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
вычленять в предложении основу и словосочетания;
производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
определять тип текста;
писать изложение и сочинение (85—90 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
№ | Содержание материала | Планируемые результаты | Кол -во часов |
1 | Повторение Язык и речь. Наша речь и наш язык. Формулы вежливости. Текст.Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
| Выпускник научится: Различать язык и речь. Различать диалогическую и монологическую речь. Называть слова русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др. Составлять текст по рисунку с включением в него диалога. Называть признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. Составлять планы к данным текстам. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Излагать содержание повествовательного текста. Создавать собственные тексты по предложенным темам с использованием разных типов речи | 10 ч |
2 | Предложение Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения. Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами. | Выпускник научится: Находить главные и второстепенные члены предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения Находить обращение в предложении. Ставить знаки препинания в предложениях с обращениями Различать распространённые и нераспространённые предложения . Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв
| 6 ч |
3 | Слово и его лексическое значение Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника. Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи. Состав слова. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел. | Выпускник научится: Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Работать с толковым словарём учебника, находить в нём нужную информацию о слове. Распознавать синонимы, антонимы, омонимы. Называть изученные части речи, делить части речи на самостоятельные и служебные. Находить в словах изученные орфограммы и выполнять проверку. Выполнять звуко-буквенный анализ слова. Объяснять написание гласных и согласных букв в значимых частях слова.
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | 16 ч |
4 | Имя существительное Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке). Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи. | Выпускник научится: Изменять имена существительные по падежам Определять падеж, в котором употреблено имя существительное Определять, относится ли имя существительное к 1-му ,2-му,3-му склонению. Определять падежи имени существительного в единственном и множественном числе. Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | 31 ч |
5 | Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний. Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление). Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов. | Выпускник научится: Образовывать от имён существительных и от имён прилагательных однокоренные имена прилагательные при помощи суффиксов. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Понимать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Ставить имена прилагательные в нужном падеже Определять падеж имён прилагательных множественного числа. Называть окончания имён прилагательных множественного числа. Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме Называть грамматические признаки имён прилагательных. Выполнять морфологический разбор имени прилагательного | 25 ч |
6 | Местоимение Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте. | Выпускник научится: Понимать, что такое местоимение. Распознавать местоимения среди других частей речи Указывать грамматические признаки местоимений. Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица Составлять тексты с включением в них диалога.
| 7 ч |
7 | Глагол Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих. Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление). Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал) Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат). | Выпускник научится: Объяснять роль глаголов в нашем языке. Называть, что обозначают глаголы. Называть вопросы, на которые отвечают глаголы. Называть время, число глагола. Объяснять роль глагола в предложении Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, что такое неопределённая форма глагола. Называть глаголы в неопределённой форме. Спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола по местоимению, по личному окончанию, по вопросу Понимать, что глаголы одного и тоже спряжения в форме настоящего времени имеют одинаковые ударные и безударные окончания в одном и том же лице и числе Называть алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Называть глаголы-исключения Называть алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Называть личные окончания глаголов I и II спряжений Называть глаголы-исключения | 27 ч |
8 | Повторение изученного | Выпускник научится: Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания Излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания Находить все изученные части речи в тексте. Называть правила правописания слов на изученные темы | 14ч |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов | Всего часов | Виды контрольных работ |
1 | Повторение | 10 | Диктант №1 Контрольное списывание №1 |
2 | Предложение | 6 | Диктант №2 |
3 | Слово в языке и речи | 16 | Диктант №3 |
4 | Имя существительное | 31 | Диктант №4 |
5 | Имя прилагательное | 25 | Диктант №5 |
6 | Личные местоимения | 7 | Диктант №6 |
7 | Глагол | 27 | Диктант №7 |
8 | Повторение | 14 | Диктант №8 Контрольное списывание №2
|
| Итого: | 136 часов | |
Приложение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата выполнения | |
план | Факт | |||
Раздел 1. Повторение (10 ч) | ||||
1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. | 1 |
|
|
2 | Язык и речь Формулы вежливости. | 1 |
|
|
3 | Текст и его план. | 1 |
|
|
4 | Типы текстов. | 1 |
|
|
5 | Предложение как единица речи. | 1 |
|
|
6 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. |
|
|
|
7 | Диалог. Обращение. | 1 |
|
|
8 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 |
|
|
9 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | 1 |
|
|
10 | Словосочетание. Контрольное списывание. | 1 |
|
|
Раздел 2. Предложение (6 ч) | ||||
11 | Однородные члены предложения (общее понятие) | 1 |
|
|
12 | Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 |
|
|
13 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 |
|
|
14 | Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» | 1 |
|
|
15 | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. | 1 |
|
|
16 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 |
|
|
Раздел 3. Слово в языке и речи (16 часов) | ||||
17 | Слово и его лексическое значение. | 1 |
|
|
18 | Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. | 1 |
|
|
19 | Синонимы, антонимы, омонимы. | 1 |
|
|
20 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. | 1 |
|
|
21 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Актуализация знаний по теме. | 1 |
|
|
22 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Развитие умения распознавать однокоренные слова. | 1 |
|
|
23 | Правописание гласных и согласных в корнях слов. | 1 |
|
|
24 | Правописание приставок и суффиксов. | 1 |
|
|
25 | Разделительные твердый и мягкий знаки. | 1 |
|
|
26 | Обучающее изложение | 1 |
|
|
27 | Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи. | 1 |
|
|
28 | Склонение имен существительных и имен прилагательных. | 1 |
|
|
29 | Имя числительное. Глагол. | 1 |
|
|
30 | Наречие как часть речи. | 1 |
|
|
31 | Правописание наречий. | 1 |
|
|
32 | Контрольный диктант по теме «Части речи» | 1 |
|
|
Раздел 4. Имя существительное (31 час) | ||||
33 | Распознавание падежей имен существительных. | 1 |
|
|
34 | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных. | 1 |
|
|
35 | Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже. | 1 |
|
|
36 | Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложных падежах. | 1 |
|
|
37 | Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные | 1 |
|
|
38 | Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных. | 1 |
|
|
39 | Сочинение по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание) | 1 |
|
|
40 | 2-е склонение имён существительных. | 1 |
|
|
41 | Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. | 1 |
|
|
42 | 3-е склонение имён существительных. | 1 |
|
|
43 | Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения. | 1 |
|
|
44 | Обучающее изложение. | 1 |
|
|
45 | Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения.Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных | 1 |
|
|
46 | Именительный и винительный падежи. | 1 |
|
|
47 | Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже. | 1 |
|
|
48 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных. | 1 |
|
|
49 | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже. | 1 |
|
|
50 | Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах. | 1 |
|
|
51 | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. | 1 |
|
|
52 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. | 1 |
|
|
53 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | 1 |
|
|
54 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» | 1 |
|
|
55 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 |
|
|
56 | Склонение имен существительных во множественном числе. | 1 |
|
|
57 | Именительный падеж имен существительных множественного числа. | 1 |
|
|
58 | Родительный падеж множественного числа. | 1 |
|
|
59 | Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа. | 1 |
|
|
60 | Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа. | 1 |
|
|
61 | Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. | 1 |
|
|
62 | Контрольный диктант за первое полугодие | 1 |
|
|
63 | Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа. | 1 |
|
|
Раздел 5. Имя прилагательное (25 час) | ||||
64 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 |
|
|
65 | Род и число имён прилагательных. | 1 |
|
|
66 | Описание игрушки. | 1 |
|
|
67 | Склонение имен прилагательных. | 1 |
|
|
68 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | 1 |
|
|
69 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. | 1 |
|
|
70 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. | 1 |
|
|
71 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | 1 |
|
|
72 | Именительный, винительный, родительный падежи. | 1 |
|
|
73 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | 1 |
|
|
74 | Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 |
|
|
75 | Склонение имен прилагательных женского рода. | 1 |
|
|
76 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. | 1 |
|
|
77 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. | 1 |
|
|
78 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. | 1 |
|
|
79 | Изложение описательного текста. | 1 |
|
|
80 | Анализ изложения. Склонение имен прилагательных во множественном числе. | 1 |
|
|
81 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | 1 |
|
|
82 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа . | 1 |
|
|
83 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. | 1 |
|
|
84 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. | 1 |
|
|
85 | Обобщение по теме «Имя прилагательное». | 1 |
|
|
86 | Обобщение по теме «Имя прилагательное». | 1 |
|
|
87 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 |
|
|
88 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 1 |
|
|
Раздел 6. Местоимение (7 часов) | ||||
89 | Местоимение как часть речи. Личные местоимения. | 1 |
|
|
90 | Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. | 1 |
|
|
91 | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. | 1 |
|
|
92 | Изменение личных местоимений по падежам. | 1 |
|
|
93 | Обобщение по теме «Местоимение». | 1 |
|
|
94 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 |
|
|
95 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 |
|
|
Раздел 7. Глагол (27 часа) | ||||
96 | Роль глаголов в языке. | 1 |
|
|
97 | Изменение глаголов по временам. | 1 |
|
|
98 | Неопределённая форма глагола. | 1 |
|
|
99 | Изменение глаголов по временам | 1 |
|
|
100 | Спряжение глаголов. | 1 |
|
|
101 | Спряжение глаголов. | 1 |
|
|
102 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. | 1 |
|
|
103 | Ι и ΙΙ спряжение глаголов настоящего времени | 1 |
|
|
104 | I и II спряжение глаголов в будущего времени. | 1 |
|
|
105 | Наши проекты. Ознакомление со словарями и сборниками пословиц и поговорок. | 1 |
|
|
106 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. | 1 |
|
|
107 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. | 1 |
|
|
108 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. | 1 |
|
|
109 | Возвратные глаголы. | 1 |
|
|
110 | Правописание -тся и –ться в возвратных глаголах. | 1 |
|
|
111 | Правописание -тся и –ться в возвратных глаголах. | 1 |
|
|
112 | Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок. | 1 |
|
|
113 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | 1 |
|
|
114 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. | 1 |
|
|
115 | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. | 1 |
|
|
116 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 |
|
|
117 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 1 |
|
|
118 | Обобщение по теме «Глагол». | 1 |
|
|
119 | Обобщение по теме «Глагол». | 1 |
|
|
120 | Изложение повествовательного текста. | 1 |
|
|
121 | Проверка знаний по теме «Глагол» | 1 |
|
|
122 | Анализ изложения, тестовой работы. Повторение. | 1 |
|
|
Раздел 8. Повторение (14 часов) | ||||
123 | Язык. Речь. Текст. | 1 |
|
|
124 | Предложение и словосочетание. | 1 |
|
|
125 | Предложение и словосочетание. | 1 |
|
|
126 | Лексическое значение слова. | 1 |
|
|
127 | Состав слова. | 1 |
|
|
128 | Части речи. | 1 |
|
|
129 | Части речи | 1 |
|
|
130 | Итоговый контрольный диктант | 1 |
|
|
131 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 1 |
|
|
132 | Звуки и буквы. | 1 |
|
|
133 | Контрольное списывание | 1 |
|
|
134-135 | Резервные уроки. | 1 |
|
|
136 | Игра «По галактике Частей Речи». |
|
|
|