СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому родному языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

=

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по русскому родному языку

для учащихся 4-б класса

на  2021-2022 учебный год

Составлена по УМК «Школа России»

к учебнику О.М.Александровой, Л.А.Вербицкой. Русский родной язык.

 

 

                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                        Разработала:Пашкова Галина Николаевна

  учитель начальных классов

                                                                                                                                                                                            

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому родному языку»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа»

Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия





Рассмотрено на заседании

МО учителей начальных классов

Протокол № ____ от __________2021г.

Руководитель МО _______ /Болькина Т.П./


Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________________ /Назимкина Е.Н./

«____» ________________2021г.



«Утверждаю»

Директор МБОУ « Большеигнатовская СОШ» ________________________ /А.И.Горбунова/

Приказ № ______ от ___________2021 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому родному языку

для учащихся 4-б класса

на 2021-2022 учебный год

Составлена по УМК «Школа России»

к учебнику О.М.Александровой, Л.А.Вербицкой. Русский родной язык.



Разработала:

Пашкова Галина Николаевна

учитель начальных классов




2021 г.


                                                                                                         

                                                                                                 

                                                                                                           

                                                                            Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» для 1-4 классов общеобразовательной школы разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями на 31 декабря 2015 года).

Постановление Главного государственного Санитарного врача РФ от28 сентября 2021 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(далее – СП 2.4.3648-20).


- Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа и др.

Автор/Авторский коллектив

Название учебника

Класс

Издательство, год выпуска

О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая

Русский родной язык

4

М.: «Просвещение», 2020г.


Основные задачи реализации содержания предмета «Родной язык (русский)»:

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

Целями изучения родного русского языка в начальной школе являются:

 создание на практике условий для развития речевых умений и интереса к говорению на родном русском языке;

 расширение языкового образовательного пространства учащихся начальных классов;

 развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

 пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь;

 воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного

средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

 осознание эстетической ценности родного языка развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);



 развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Задачи:

 развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

 овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и повествования небольшого объема;

 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

4-й класс

Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения и качества:

 эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

 эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться совершенствованию собственной речи;

 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

 интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

 интерес к изучению языка;

 осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

 самостоятельно формулировать тему и цели урока;

 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

 вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

 пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

 извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

 пользоваться словарями, справочниками;

 осуществлять анализ и синтез;

 устанавливать причинно-следственные связи;

 строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД: 

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

 высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 задавать вопросы.

3-й класс

Предметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является сформированность следующих умений:

 воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

 производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

 видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам;

 правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

 находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

 распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;

 определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

 разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;

читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план,

 письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.

4-й класс

Предметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является сформированность следующих умений:

 произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

 производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

 правильно писать слова с изученными орфограммами;

 видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

 находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

 пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

 различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

 ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но),оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

 производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

 разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

 писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметные результаты

произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

- производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

- правильно писать слова с изученными орфограммами;

- видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически

обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

- производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

- создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

В результате изучения курса « Родной русский язык» выпускник начальной школы научится:

называть:

 Изученные части речи;

 Значимые части речи;

Различать и сравнивать:

 Буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;

 Имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

 Предлог и приставку;

 Корень, приставку, суффикс, окончание;

 Главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;

Приводить примеры:

Простого двусоставного предложения;

 Кратко характеризовать:

 Виды предложений по цели высказывания и интонации;

Решать практические учебные задачи:

 Выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены в простом предложении;

 Пользоваться словарями;

 Использовать алфавит при работе со словарем;

 писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:

 прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

 звонкие и глухие согласные в корнях;

 непроизносимые согласные;

 сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чн,чк;

 удвоенные согласные;

 безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, непроверяемые ударением;

 разделительный мягкий и твердый знаки; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

 не с глаголами;

 безударные падежные окончания имен существительных; безударные падежные окончания имен прилагательных;

 правописание безударных личных окончаний глаголов;

 словарные слова, определенные орфограммой;

 знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.

 отвечать на вопросы к тексту;

 делить текст на смысловые части и составлять простой план.

 понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

 осознать значимость чтения для личного развития, формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;

 сформировать потребность в систематическом чтении;

 понимать роль чтения, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

 достичь необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладеть

техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

 уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по образцу;

-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;

-быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи.

Содержание учебного предмета «Родной русский язык »


4 класс

Раздел 1.    Русский язык: прошлое и  настоящее  (13 часов)     

Наша речь и наш язык.  Не стыдно не знать, стыдно не учиться.  Вся семья вместе, так и душа на месте. Красна сказка складом,  а песня-ладом.  Язык языку весть подает.  Русские традиционные эпитеты.  Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. Слова, называющие родственные отношения. Проект: «Откуда это слово появилось в русском языке».  

Раздел 2. Язык в действии (7  часов)                                                                                                         

 Трудно ли образовывать формы глагола?  Можно ли об одном и том же сказать по-разному? Как и когда появились знаки препинания? Проект «В мире пунктуационных знаков»

 Раздел 3. Секреты речи и текста (14 часов)

Научный стиль речи. Разговорный стиль речи. Деловой стиль речи. Художественный стиль.  Публицистический стиль речи.  Тексты разных стилей речи. Создаём статью в газету «Что значит для меня родной язык». Обобщение. Урок-тренинг «Узнай стиль речи»

                         

                                                    

                                                                 



 

                                                           








Календарно-тематическое планирование 4 класс


п/п

Тема урока


Количество часов


Дата проведения


По плану

Фактически

Раздел 1.    Русский язык: прошлое и  настоящее  (13 часов)     

1.

Наша речь и наш язык. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

1



2-3.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

2





4-5

Красна сказка складом, а песня - ладом.

2





6-7

Язык языку весть подает.

2





8.

Русские традиционные эпитеты.

1



9-10.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.

2





11.

Русские слова в языках других народов.

1



12

Слова, называющие родственные отношения.

1



13.

Проект: «Откуда это слово появилось в русском языке».

1



Раздел 2. Язык в действии (7  часов)       

14-15

Трудно ли образовывать формы глагола?

2





16-17

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

2





18

Как и когда появились знаки препинания?

1



19-20

Проект «В мире пунктуационных знаков».

2





Раздел 3. Секреты речи и текста (14 часов)

21-22

Научный стиль речи.

2





23-24

Разговорный стиль речи.

2





25-26

Деловой стиль речи.

2





27-28

Художественный стиль.

2





29-30

Публицистический стиль речи.

2





31

Тексты разных стилей речи.

1



32

Итоговая контрольная работа.

1



33

Создаём статью в газету «Что значит для меня родной язык».

1



34

Обобщение. Урок-тренинг «Узнай стиль речи».

1