МКОУ Зональная СОШ Зонального района Алтайского края
«СОГЛАСОВАНО» | | «УТВЕРЖДЕНА» |
Протокол заседания Школьного методобъединения | | Директор МКОУ Зональной СОШ Зонального района Алтайского края |
от « » августа 2019г. №1 | | ___________________ А.К.Штраух |
Руководитель | | Приказ № |
______________/_________/ | | « » августа 2019г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
для 2 класса начального общего образования
на 2019- 2020 учебный год.
Количество часов: 70
Учитель: Гущина Л.А.
Программа разработана на основе рабочей программы Плешакова А.А. Окружающий мир. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы - М. :Просвещение, 2019; учебника "Окружающий мир" А.А Плешакова ( в 2 частях), М. Просвещение, 2012.
с. Зональное
2019 г.
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая учебная программа по окружающему миру для 2-го класса разработана и составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями)
Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 18.12.2012 №1060, от 31.12.2015 №1576)
Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 31 марта 2014 года № 253 (с изменениями и дополнениями).
Основной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом директора МКОУ Зональной СОШ от 31.08.2017 №48/2
Учебного плана МКОУ Зональной СОШ на 2018/2019 учебный год, утвержденного приказом директора МКОУ Зональной СОШ
Календарного учебного графика МКОУ Зональной СОШ на 2018/2019 учебный год, утвержденного приказом директора МКОУ Зональной СОШ
Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, утвержденного приказом директора от 31.08.2016 № 38/9
Окружающий мир. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ А.А. Плешаков - М.: Просвещение, 2019-214с.
УМК по учебному предмету «Окружающий мир» образовательной системы «Школа России» включает
Окружающий мир. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ А.А. Плешаков - М.: Просвещение, 2019-214с.
Окружающий мир.2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / А.А.Плешаков.-2-е изд.-М.:Просвещение,2011.
Плешаков А.А. «Окружающий мир.2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2 / А.А.Плешаков.-2-е изд.-М.:Просвещение,2011.
Окружающий мир. Методические рекомендации. 2 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений А.А. Плешаков –М.:Просвещение, 2019.
Содержание рабочей программы и логика его изучения не отличаются от содержания авторской программы. Рабочая программа предусматривает реализацию практической части авторской программы в полном объеме.
Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане:
В соответствии с УМК «Окружающий мир» Плешакова А.А.. во 2 классе на учебный предмет «Окружающий мир» отводится 2 часа. Курс рассчитан на 276 часов, в том числе во 2 классе 70 часов (35 учебных недель).
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
4) формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.
РАЗДЕЛ 2 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
| Где мы живём? | 4 |
| Природа | 20 |
| Жизнь города и села | 10 |
| Здоровье и безопасность | 9 |
| Общение | 7 |
| Путешествия | 18 |
| Резервные уроки. | 4 |
| Всего: | 70 часов |
РАЗДЕЛ 3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата (по плану) | Дата (факт.) |
РАЗДЕЛ «ГДЕ МЫ ЖИВЁМ?» ( 4 ч) |
1. | Родная страна | 1 | 04.09 | |
2. | Город и село. Проект «Родной город (село)». | 1 | 09.09 | |
3. | Природа и рукотворный мир | 1 | 11.09 | |
4. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» | 1 | 16.09 | |
РАЗДЕЛ «ПРИРОДА» (20 ч) |
5. | Неживая и живая природа | 1 | 18.09 | |
6. | Явления природы | 1 | 23.09 | |
7. | Что такое погода | 1 | 25.09 | |
8. | В гости к осени (экскурсия) | 1 | 30.09 | |
9. | В гости к осени (урок) | 1 | 02.10 | |
10. | Звёздное небо | 1 | 07.10 | |
11. | Заглянем в кладовые земли | 1 | 9.10 | |
12. | Про воздух | 1 | 14.10 | |
13. | Про воду | 1 | 16.10 | |
14. | Какие бывают растения | 1 | 21.10 | |
15. | Какие бывают животные | 1 | 23.10 | |
16. | Невидимые нити | 1 | 06.11 | |
17. | Дикорастущие и культурные растения | 1 | 11.11 | |
18. | Дикие и домашние животные | 1 | 13.11 | |
19. | Комнатные растения | 1 | 18.11 | |
20. | Животные живого уголка | 1 | 20.11 | |
21. | Про кошек и собак | 1 | 25.11 | |
22. | Красная книга | 1 | 27.11 | |
23. | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» | 1 | 02.12 | |
24. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 | 04.12 | |
РАЗДЕЛ « ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА» (10 ч) |
25. | Что такое экономика | 1 | 09.12 | |
26. | Из чего что сделано | 1 | 11.12 | |
27. | Как построить дом | 1 | 16.12 | |
28. | Какой бывает транспорт | 1 | 18.12 | |
29. | Культура и образование | 1 | 23.12 | |
30. | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 | 25.12 | |
31. | В гости к зиме (экскурсия) | 1 | 13.01 | |
32. | В гости к зиме (урок) | 1 | 15.01 | |
33. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 1 | 20.01 | |
34. | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём всё под защиту», «Профессии» | 1 | 22.01 | |
РАЗДЕЛ «ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ» (9 ч) |
35. | Строение тела человека | 1 | 27.01 | |
36. | Если хочешь быть здоров | 1 | 29.01 | |
37. | Берегись автомобиля! | 1 | 03.02 | |
38. | Школа пешехода | 1 | 05.02 | |
39. | Домашние опасности | 1 | 10.02 | |
40. | Пожар | 1 | 12.02 | |
41. | На воде и в лесу | 1 | 17.02 | |
42. | Опасные незнакомцы | 1 | 19.02 | |
43. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 | 26.02 | |
РАЗДЕЛ «ОБЩЕНИЕ» (7 ч) |
44. | Наша дружная семья | 1 | 02.03 | |
45. | Проект «Родословная» | 1 | 04.03 | |
46. | В школе | 1 | 11.03 | |
47. | Правила вежливости | 1 | 16.03 | |
48. | Ты и твои друзья | 1 | 18.03 | |
49. | Мы зрители и пассажиры | 1 | 30.03 | |
50. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 1 | 01.04 | |
РАЗДЕЛ «ПУТЕШЕСТВИЯ» (18 ч) |
51. | Посмотри вокруг | 1 | 06.04 | |
52. 53. | Ориентирование на местности | 2 | 08.04 | |
54. | Формы земной поверхности | 1 | 13.04 | |
55. | Водные богатства | 1 | 15.04 | |
56. | В гости к весне (экскурсия) | 1 | 20.04 | |
57. | В гости к весне (урок) | 1 | 22.04 | |
58. | Россия на карте | 1 | 27.04 | |
59. | Проект «Города России» | 1 | 29.04 | |
60. | Путешествие по Москве | 1 | 04.05 | |
61. | Московский Кремль | 1 | 06.05 | |
62. | Город на Неве | 1 | 13.05 | |
63. | Путешествие по планете | 1 | 18.05 | |
64. | Путешествие по материкам | 1 | 20.05 | |
65. | Страны мира. Проект «Страны мира» Впереди лето. | 1 | 25.05 | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 | 27.05 | |
67-80 | Резервные уроки. | 4 | | |
РАЗДЕЛ 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ПРЕДМЕТНЫЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ) ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
— находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
— называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
— различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
— приводить примеры народов России;
— сравнивать город и село, городской и сельский дома;
— различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
— оценивать отношение людей к окружающему миру;
— различать объекты и явления неживой и живой природы;
— находить связи в природе, между природой и человеком;
— проводить наблюдения и ставить опыты;
— измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
— определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
— сравнивать объекты природы, делить их на группы;
— ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
— находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
— соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
— различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
— прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
— узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
— различать виды транспорта;
— приводить примеры учреждений культуры и образования;
— определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
— различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
— правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
— соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
— различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
— соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
— правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
— оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
— приводить примеры семейных традиций;
— соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
— различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
— ориентироваться на местности разными способами;
— различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
— различать водоёмы, узнавать их по описанию;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Обучающийся научится:
— понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
— сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
— выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
— планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
— планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
— фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим
успехам/неуспехам;
— оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
— соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
— контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Обучающийся научится:
— понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
— находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
— использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
— понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
— анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
— классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
— сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
— осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
— устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
— строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
— проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
— моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Обучающийся научится:
— включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
— формулировать ответы на вопросы;
— слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
— договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
— высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
— поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
— признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
— употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
— понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
— строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
— готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
— составлять небольшие рассказы на заданную тему.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
— более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
— представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
— представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
— овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
— понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
— познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
— представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
— эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
— этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия,
взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
— способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
— установка на безопасный, здоровый образ на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
— бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовных ценностей.
РАЗДЕЛ 5. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
Дата | Содержание изменений | Нормативный акт, закрепляющий изменения | Примечание |
| | | |