СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для обучающихся 3 класса по адаптированой основной общеобразовательной программе начального общего образования с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для обучающихся 3 класса по адаптированой основной общеобразовательной программе начального общего образования с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)»

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Ступени»




СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

Вологина А.О.

«31» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом по ОГАОУ

«Центр образования «Ступени»

от 01.09.2023 №153




Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»

для обучающихся 3 класса по адаптированной основной

общеобразовательной программе начального общего образования

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

на 2023-2024 учебный год










Составитель: Новикова И.А

учитель начальных классов












Биробиджан, 2023г


Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • Учебный план ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2023 – 2024 учебный год.

  • Положение о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени»;

  • Авторская программа В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение, 2006.», «Русский язык», А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовской.

  • Программа составлена с учетом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центра образования «Ступени» начального общего образования.

Рабочая программа учебного предмета «русский язык» составлена на основе ФГОС НОО с учетом Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю и ориентирована на учебник Э. В. Якубовской, Я. В. Коршуновой «Русский язык». Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение».

Специфика программы

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младшего школьника при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения. Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Основными целями начального обучения русскому языку являются:

- формирование элементарных навыков грамотного письма;

- совершенствование знаний, умений, навыков, владения языком в разных сферах речевого общения;

- развитие последовательного и правильного изложения своих мыслей в устной и письменной форме;

    - коррекция нарушений психофизического развития с использованием специальных методов, приемов и средств обучения.

Задачи:

- обучать навыкам грамотного письма и культуры речи;

- заложить основы для овладения устной и письменной речи, основы формирования функционально грамотной личности;

- формировать основные орфографические и пунктуационные навыки

- развивать познавательную деятельность школьника, способствовать коррекции мышления, и умственному, речевому развитию;

- воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.

Воспитательный потенциал предмета «русский язык» реализуется через:

- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрация детям примера ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе);

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

- применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;

- выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.

    Планируемые образовательные результаты

Личностные результаты:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителя, товарищей, родителей и других людей;

- способность к оценке своей учебной деятельности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

- установка на здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия.

Коммуникативные:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнера;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные:

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- владеть рядом общих приемов решения задач.

Предметные результаты:

В результате освоения учебной программы обучающийся научится:

- различать звуки и буквы;

- характеризовать звуки русского языка: гласные; согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие и свистящие;

- пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках;

- различать предложение, словосочетание, слово;

- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

- применять правила правописания (в объеме содержания курса);

- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

- осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

- безошибочно списывать текст объемом 10-15 слов;

- писать под диктовку тексты объемом 10-15 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

- использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий;

- выражать собственное мнение и аргументировать его;

- самостоятельно озаглавливать текст.

В результате освоения учебной программы обучающийся получит возможность научиться:

- соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.;

- оценивать уместность использования слов в тексте;

- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;

- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах;

- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи.

Содержание учебного предмета Русский язык 3 класс

Предложение

Выделение предложения из текста. Предложение и его схема. Предложения-вопросы и предложения-ответы. Завершение начатого предложения. Различение набора слов и предложения. Порядок слов в предложении. Предложение. Закрепление знаний.

Звуки и буквы

Знакомство с алфавитом. Звуки гласные и согласные.

Гласные звуки и буквы

Ударение в словах. Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове. Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове. Деление слов на слоги. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога. Перенос части слова при письме.

Согласные звуки и буквы

Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными. Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я. Буква мягкий знак (ь) на конце слова. Буква мягкий знак (ь) в середине слова. Различение твёрдых и мягких согласных. Гласные после шипящих согласных Ш, Ж, Ч, Щ. Написание ЧА – ЩА в словах. Написание ЧУ – ЩУ в словах. Написание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Составление пар звонких и глухих согласных. Различение Б – П, В – Ф. Различение Д – Т, Г – К. Различение Ж – Ш, З – С. Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. Правила правописания в словах. Закрепление знаний. Слово.

Название предметов

Различие названий предметов по вопросам кто? что? Обобщающее название для группы однородных предметов. Выделение названий предмета из предложений. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и в кличках животных.

Название действий

Различение названий действий по вопросам что делает? что делают? Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что сделал? что сделала? Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали? Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали? Различение названий действий по вопросам что сделает? что сделают? Постановка вопросов к названиям действий. Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам.

Название признаков

Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Различение предметов по их признакам. Постановка вопросов к названиям признаков предмета. Выделение названий признаков предмета из предложения. Название предметов, действий и признаков.

Предлоги

Предлоги В, НА, С, ИЗ, У. Предлоги К, ПО со словами. Предлог ОТ со словами. Предлоги НАД, ПОД со словами. Предлог О со словами. ». Предлоги К, ПО, ОТ, НАД, ПОД, О со словами.

Предложение

Выделение предложения из текста. Предложение законченное и незаконченное. Распространённое предложение. Распространённое предложение. Слова в предложении. Порядок слов в предложении. Составление предложений.

Повторение

Слово. Правила правописания в слове. Названия предметов и признаков. Письмо по памяти. Название действий. Предложение.


Тематическое планирование


Тема раздела

Кол-во часов

1

Предложение.

9

2

Звуки и буквы.

2

3

Гласные звуки и буквы.

10

4

Согласные звуки и буквы.

28

5

Название предметов.

6

6

Название действий.

9

7

Название признаков.

10

8

Предлоги.

8

9

Предложение.

10

10

Повторение.

10


Итого

102















Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Тема

Кол-во часов

Сроки прохождения

план

факт

Повторение (9 часов)

1

2

Выделение предложения из текста.

2



3

Предложение и его схема.

1



4

Предложения-вопросы и предложения-ответы.

1



5

Завершение начатого предложения.

1



6

Различение набора слов и предложения.

1



7

Порядок слов в предложении. Письмо по памяти.

1



8

Контрольное списывание по теме «Предложение».

1



9

Работа над ошибками.

Предложение. Закрепление знаний.

1



Звуки и буквы (2 часа)

10

Знакомство с алфавитом.

1



11

Звуки гласные и согласные.

1



Гласные звуки и буквы (10 часов)

12

Ударение в словах.

1



13

14

Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове.

2



15

16

Деление слов на слоги.

Картинный диктант по теме «Гласные звуки и буквы»

2



17

18

Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога.

2




19

Контрольное списывание по теме «Гласные звуки и буквы».

1



20

21

Работа над ошибками. Перенос части слова при письме.

2



Согласные звуки и буквы (28 часов)

22

Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными.

1



23

24

Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я.


2



25

Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я. Письмо по памяти.

1



26

Буква мягкий знак (ь) на конце слова.

1



27

Буква мягкий знак (ь) в середине слова.

1



28

29

30


Различение твёрдых и мягких согласных.

Картинный диктант.

3



31

Диктант по теме «Согласные звуки и буквы».

1



32

Работа над ошибками.

Гласные после шипящих согласных Ш, Ж, Ч, Щ.

1



33

Написание ЧА – ЩА в словах.

1



34

Написание ЧУ – ЩУ в словах.

1



35

Написание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

1



36

Картинный диктант по теме «Написание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ».

1



37

38

Составление пар звонких и глухих согласных.

2



39

40

Различение Б – П, В – Ф. Письмо по памяти.

2



41

Различение Д – Т, Г – К.

1



42

Различение Ж – Ш, З – С.

1



43

Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова.

1



44

45

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

2



46

Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.

1



47

Контрольное списывание по теме «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова».

1



46

Работа над ошибками. Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.

1



48

49

Картинный диктант на тему «Правила правописания в словах».

Правила правописания в словах. Закрепление знаний.

2



Слово. Название предметов (6 часов)

50

Различие названий предметов по вопросам кто? что?

1



51

52

Обобщающее название для группы однородных предметов. Письмо по памяти.

2



53

Выделение названий предмета из предложений.

1



54

55

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и в кличках животных.

2



Название действий (9 часов)


56

Различение названий действий по вопросам что делает? что делают?

1



57

Контрольное списывание на тему «Название действий».

1



58

Работа над ошибками. Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что сделал? что сделала?

1



59

60

Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали?

Письмо по памяти.

1



61

Различение названий действий по вопросам что сделает? что сделают?

1



62

Постановка вопросов к названиям действий.

1



63

64

Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам.

Картинный диктант по теме «Название действий».

2



Название признаков (10 часов)

65

66

Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?

2



67

Различение предметов по их признакам. Письмо по памяти.

1



68

69

70

Постановка вопросов к названиям признаков предмета.

3



71

Выделение названий признаков предмета из предложения.

1



72

Диктант по теме «Название предметов».

1



73

74

Работа над ошибками.

Название предметов, действий и признаков.

1



Предлоги (8 часов)


75

Предлоги В, НА, С, ИЗ, У.

1



76

Предлоги К, ПО со словами.

1



77

Предлог ОТ со словами.

1



78

Контрольное списывание по теме «Предлоги».

1



79

Работа над ошибками. Предлоги НАД, ПОД со словами.

1



80

81

Предлог О со словами. Картинный диктант по теме «Предлоги».

2



82


Работа над ошибками. Предлоги К, ПО, ОТ, НАД, ПОД, О со словами.

1



Предложение (10 часов)

83

Выделение предложения из текста. Письмо по памяти.

1



84

85

Предложение законченное и незаконченное.

2



86

Распространённое предложение.

1



87

Контрольное списывание на тему «Предложение».

1



88

Работа над ошибками.

Распространённое предложение.

1



89

Слова в предложении. Письмо по памяти.

1



90

Порядок слов в предложении.

1



91

92

Составление предложений.

2



Повторение (10 часов)

93

Слово. Правила правописания в слове.

1



94

Названия предметов и признаков. Письмо по памяти.

1



95

Название действий.

1



96

97

Картинный диктант по теме «Повторение».

Предложение.

2



98

Диктант по теме «Повторение».




99

Работа над ошибками. Повторение и закрепление изученного материала.

1



100

101

Повторение и закрепление изученного материала.

1



102

Обобщение знаний по курсу русского языка 3 класса.

1




















Контрольно — измерительный материал

Весной.

Пришла весна. Сегодня хорошая погода. Солнышко сильно греет. Журчат ручьи. В саду весь день поют птицы. На деревьях листья. Вася и Коля по дороге идут в лес. Там ландыши. За мальчиками бежит собака Жулька. (35 слов)



























































Перечень учебно-методического обеспечения:


1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой Подготовительный, 1-4 классы. М.: «Просвещение» 2013 г.

2. А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская Русский язык. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2006 г.

3. А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская Читай, думай, пиши Рабочая тетрадь по русскому языку в 2 ч. М.: «Просвещение», 2008 г.