Государственное областное бюджетное
Профессиональное образовательное учреждение
« Усманский многопрофильный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГОБПОУ « Усманский
педагогический колледж»
_______________Небогин А.В.
«____» ________________ 20___г.
рабочая ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
04. Методическое обеспечение образовательного процесса
2016 г.
Рабочая программа ПМ 04 «Методическое обеспечение образовательного процесса» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Организация-разработчик: ГОБПОУ « Усманский многопрофильный колледж»
Разработчик:
Клинкова С.П., преподаватель психолого- педагогических дисциплин высшей квалификационной категории.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании предметно- цикловой комиссии педагогики и психологии
Протокол №__________ от « » _______2016 г.
Председатель предметно- цикловой комиссии_______________________ (Минаева О.В.)
Роспись ФИО
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 8 |
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 15 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 17 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
44.02.02 Преподавание в начальных классах в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Методическое обеспечение образовательного процесса и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенности класса/группы и отдельных обучающихся.
2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников по специальностям: 050146 Преподавание в начальных классах, 050148 Педагогика дополнительного образования и др.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- анализа учебно-методических комплектов, разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе образовательных стандартов начального общего образования, примерных программ начального общего образования с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся;
- участия в создании предметно-развивающей среды в кабинете;
- изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования, подготовки и презентации отчетов, рефератов, докладов;
- оформления портфолио педагогических достижений;
- презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
- участия в исследовательской и проектной деятельности;
уметь:
- анализировать образовательные стандарты, примерные программы начального общего образования, вариативные (авторские) программы и учебники по предметам начальной школы;
- определять цели и задачи, планировать обучение и воспитание младших школьников;
- осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
- определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
- адаптировать имеющиеся методические разработки;
- сравнивать эффективность применяемых методов начального общего образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста обучающихся;
- создавать в кабинете предметно-развивающую среду;
- готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
- с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области начального общего образования;
- использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;
- оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
- определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;
знать:
- теоретические основы методической деятельности учителя начальных классов;
- теоретические основы, методику планирования в начальном образовании, требования к оформлению соответствующей документации;
- особенности современных подходов и педагогических технологий в области начального общего образования;
- концептуальные основы и содержание примерных программ начального общего образования;
- концептуальные основы и содержание вариативных программ начального общего образования;
- педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды в кабинете;
- источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;
- логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;
- основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 360 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 180 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 120 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 60 часов; производственной практики – 180 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности(ВПД) Методическое обеспечение образовательного процесса, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 4.1. | Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. |
ПК 4.2. | Создавать в кабинете предметно-развивающую среду. |
ПК 4.3. | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ПК 4.4. | Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
ПК 4.5. | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
ОК 10. | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. |
ОК 11. | Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. |
ОК 12. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности),** часов |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 4.1. ПК 4.2. | Раздел 1 Создание учебно-методического обеспечения образовательного процесса | 50 | 30 | 10 | 20 | 20 | | - | |
ПК 4.3. ПК 4.4. | Раздел 2 Систематизация и оценка педагогического опыта и образовательных технологий. | 52 | 32 | 10 | 20 | - | |
ПК 4.5. | Раздел 3. Осуществление исследовательской и проектной деятельности в области начального образования | 58 | 38 | 10 | 20 | - | |
| Производственная практика (по профилю специальности | 180 | | 180 |
| Всего: | 360 | 100 | 30 | 20 | 60 | - | - | 180 |
* Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
** Производственная практика (по профилю специальности) может проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Создание учебно-методического обеспечения образовательного процесса | | 50 | |
МДК 04.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов. | | 30 | |
Тема 1.1. Учебно-методический комплекс предмета. | Содержание | 14 10 | |
1. | Комплексное учебно-методическое обеспечение предмета. Структура УМК. | 3 |
2. | Нормативная и программно-планирующая документация в структуре УМК. |
3. | Карта обеспеченности предмета учебно-методической литературой. | |
4. | Средства обучения. Средства контроля. | |
| | |
Лабораторные работы | 2 | |
1. | Анализ соответствия предложенных УМК по предметам начальной школы нормативным требованиям ФГОС. | |
Практические занятия | 2 | |
1. | Составление комплекта методического обеспечения урока или занятия по предложенной теме. | |
Тема 1.2. Создание предметно-развивающей среды и разработка учебно-методических материалов. | Содержание | 16 10 | |
1. | Учебная программа предмета. Рабочая программа предмета. | 3 |
2. | Календарно-тематическое планирование. |
3. | Технологическая карта учебной темы. | |
4. | Предметно-развивающая среда учебного кабинета. | |
5. | Оборудование и организация работы учебного кабинета. | |
6. | Оптимальные условия для качественного проведения образовательного процесса на базе учебного кабинета. | |
Лабораторные работы | 2 | |
1. | Составление календарно-тематического планирования. | |
Практические занятия | 4 | |
1. | Составление технологической карты на предложенную учебную тему. | |
| 2. | Отбор и подготовка методических и дидактических средств обучения в учебном кабинете. | | |
Самостоятельная работа при изучении раздела 1: выполнение домашних заданий, подготовка рефератов, докладов, сообщений; Индивидуальное проектное задание на тему «Инновационный подход при создании предметно-развивающей среды в системе начального общего образования». Исследовательская работа на тему «Вариативные УМК начального общего образования: практика применения в школах Усманского района». Ознакомление с нормативными документами. Составление таблиц для систематизации учебного материала. Составление плана работы кабинета начальных классов. Составление паспорта учебного кабинета. | 20 | |
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Перечень оборудования кабинета Методический комплект «входного», текущего, итогового контроля Учебно-наглядные пособия Технические средства обучения | |
Раздел 2. Систематизация и оценка педагогического опыта и образовательных технологий | | 52 | |
МДК 04.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов. | | 32 | |
Тема 2.1. Образовательные технологии в области начального общего образования | Содержание 1. Педагогические технологии. Понятие педагогической технологии. Основные качества современной педагогической технологии. Научные основы педагогической технологии 2. Виды педагогических технологий. Педагогика сотрудничества. Игровые технологии. Проблемное обучение. Новые информационные технологии обучения. | 10 8 | 3 |
| Практические занятия | 2 | |
| 1.Разработка и защита фрагмента урока с использованием одной из образовательных технологий по любому предмету, изучаемому в начальной школе. | | |
Тема 2.2. Систематизация и оценка педагогического опыта | Содержание Обобщение, представление и распространение педагогического опыта 1.Роль передового педагогического опыта в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении. 2.Выявление и внедрение педагогического опыта. 3. Понятие и признаки педагогического творчества. 4. Сущность, признаки, критерии актуального педагогического опыта 5. Система работы педагога по обобщению собственного опыта | 12 8 | 3 |
| Лабораторные работы | 2 | |
| 1. Отработка технологии целостного описания педагогического опыта | | |
| Практические занятия | 2 | |
| 1. Реферат как форма представления актуального педагогического опыта | | |
Тема 2.3. Создание и презентация педагогических разработок. | Содержание 1 Подготовка и составление отчетов, рефератов, конспектов. 2. Технология составления портфолио педагога. 3. Электронные презентации, мультимедийные презентационные технологии. | 10 6 | 3 |
| Лабораторные работы | 2 | |
| 1. Анализ представленного реферата. | | |
| 2 Анализ представленного отчета. | | |
| 3. Анализ портфолио. | | |
| Практические занятия Разработка электронной презентации | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении раздела 2. Работа со словарями, справочниками, методической литературой Аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, и др. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре Совместная деятельность учителя и методиста по обобщению педагогического опыта Составление памятки учителю «Как обобщать свой опыт» Направления, результаты, план самообразования педагога. | 20 | |
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Формы повышения квалификации учителей начальных классов. Самообразование, самовоспитание, саморазвитие как компоненты становления педагогического мастерства учителя начальных классов. Мотивация педагогической деятельности. Педагогическое мастерство. Создание воспитательной системы школы. Носители содержания образования. Технология взаимодействия учителя начальных классов и ученика. Современные образовательные технологии: практика применения в школах Липецкой области. Характеристика вариативных программ начального общего образования. Планирование урока в системе развивающего обучения Л.В. Занкова и системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова. Технологии компьютерного обучения в начальной школе. Система методических материалов в работе учителя начальных классов. | | |
Раздел 3. Осуществление исследовательской и проектной деятельности в области начального образования | | 58 | |
МДК 04.01Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов | | 38 | |
Тема 3.1. Методологические основы психолого-педагогического исследования | Содержание 1. Методологические основы психолого-педагогического исследования 2.Понятие о методах психолого-педагогического исследования как совокупности приемов и операций, направленных на изучение психолого-педагогических проблем учебно-воспитательного характера. 3.Классификация методов исследования и многообразие их видов: наблюдение, анкетирование, создание преднамеренных ситуаций, тестирование, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, изучение теоретической литературы и др. | 10 10 | 3 |
| Практическое занятие: | - | |
Тема 3.2 Категориально-понятийный аппарат и структура исследования. | Содержание 1. Состав компонентов методологического характера исследования: тема, план, объект, предмет, проблема, цель, задачи, гипотеза. Характеристика каждого из структурных компонентов. 2.Содержательное разнообразие видов исследовательских работ: работы теоретического, практического, опытно-экспериментального характера. 3. Опытно-экспериментальная работа как наиболее сложный вид исследования. Принципы, правила, примерные этапы проведения опытно-экспериментальной работы. | 15 9 | 3 |
| Практические занятия: Формулировка темы и составление плана собственного исследования. Содержательные особенности категориально-понятийного аппарата применительно к теме исследования каждого студента. Использование элементов педагогического эксперимента в собственном исследовании. | 6 | |
Тема 3.3 Технология работы с информационными источниками. | Содержание Библиотечный каталог (алфавитный, систематический). Электронный каталог. Картотеки: персоналий, журнальных статей, тематическая, нормативно-правовых документов в образовании. Особенности работы с научной литературой по теме исследования (монографии, сборники, энциклопедические словари, журнальные статьи, авторефераты). Правила введения авторов в текст работы, цитирование, оформление сносок. | 6 4 | 3 |
| Практическое занятие: Работа с библиотечным каталогом. Составление списка литературы по теме собственного исследования. Использование Интернет-ресурсов при работе над темой исследования. | 2 | |
Тема 3.4 Требования к оформлению и к защите курсовой и выпускной квалификационной работы. | Содержание Требования к оформлению титульного листа и плана ВКР. Виды планов в зависимости от характера проведенного исследования. Оформление списка литературы. Количество использованной литературы для курсовой работы и ВКР. Возможные варианты защиты курсовой работы и ВКР. Место ВКР в итоговой государственной аттестации студентов. | 7 5 | 3 |
Практическое занятие: Анализ особенностей оформления ранее выполненных курсовых работ и ВКР. | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении раздела 3. Создание пакета диагностических методик по проблеме исследования Составление каталога по теме исследования Составление научно-понятийного аппарата исследования | 20 | |
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Разработка текста анкеты по проблеме исследования Составление вопросов для интервьюирования Графическое представление результатов исследования | | |
Примерная тематика курсовых работ (проектов) Проблема сотрудничества учителя и учащихся на уроках в начальной школе. Развитие творческих способностей школьников в познавательной деятельности. Воспитание у младших школьников интереса к учению. Проблемные ситуации как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках. Причины неуспеваемости младших школьников и пути их предупреждения. Пути формирования положительных мотивов учения у младших школьников. Воспитание образовательной культуры личности младшего школьника. Проблема индивидуализации воспитания и обучения младших школьников. Опыт обучения и воспитания педагогов-новаторов (на выбор С.Н. Лысенкова, П.М. Эрдниев, В.Ф. Шаталов, В.А. Сухомлинский, В.А. Караковский, Н.М. Таланчук, О.С.Газман, Е.В. Бондаревская) Дидактическая игра как фактор развития мотивационной сферы младшего школьника. | 20 | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту) | 20 | |
Производственная практика по профилю специальности Практика по внеклассной работе. Виды профессиональной деятельности: -осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами начальной школы; - организация внеклассной работы как способ развития интересов, склонностей, удовлетворения запросов и потребностей детей; - планирование образовательно-воспитательной работы (уроки, внеклассные мероприятия) на основе изучения и анализа образовательных программ, учебных пособий, дидактических материалов, учебно-методической литературы; -изучение современного состояния воспитательной работы в различных типах школ, передового и нетрадиционного опыта; - знакомство с организацией воспитательного процесса в классе, с работой учителей и воспитателей (изучение методического фонда класса, школы, технических средств и наглядных пособий); - наблюдение и анализ внеклассных и воспитательных занятий; - анализ методической деятельности учителя; - участие в создании методической продукции (разработка тематических планов); - разработка и изготовление наглядных пособий к внеклассным занятиям; -диагностика уровня развития личности и коллектива учащихся; -оформление портфолио педагогических достижений; -оформление результатов изучения педагогического опыта и диагностических методик в методических разработках. Пробные уроки и внеклассные занятия Виды профессиональной деятельности: - анализ учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начальной школы, разработки предложений по его совершенствованию; - определение цели и задач, планированием проведение уроков по всем учебным предметам начальной школы; - проведение диагностики и оценка учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся; - составление педагогической характеристики обучающегося; - применение приемов страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений; - наблюдение, анализ и самоанализ уроков, обсуждение отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработка предложений по их совершенствованию и коррекции; - ведение учебной документации. | 180 | |
Всего | 360 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета педагогики и психологии, лаборатории информатики и информационно-коммуникационных технологий; библиотеки с читальным зал с выходом в сеть Интернет.
Оборудование учебного кабинета:
рабочие места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-методических материалов;
программное обеспечение профессионального назначения;
методические рекомендации и разработки;
наглядные пособия (схемы, таблицы)
Технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон.
4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Дуранов М.Е. Исследовательский подход к профессиональной педагогической деятельности. — Челябинск, 2010.
Ратанова И.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. — М., 20011.
СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии. М., 2012
Скаткин М.Н. Методология и методы педагогических исследований. — М., 2011.
Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогических исследований. — М., 2011.
Дополнительные источники:
Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике.— М., 2013.
Боровик С.С. Курсовые и выпускные квалификационные работы. — М., 2011.
Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. Азбука студента. — М., 2010.
Дереклеева Н.И. Классный руководитель. — М., 2011.
Подготовка студента-исследователя в системе вузовского образования / Под ред. В.И. Ядэшко и др. — М., 2013.
Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. — Л., 2012.
Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. — М., 2010.
Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов. — М., 2010.
Федотов В.В. Техника и организация умственного труда. — М., 2011.
Отечественные журналы:
Научно-методический журнал «Методист»: электронная версия. Форма доступа: http://metodist.apkpro.ru/content/section/8/82/.
Научно-методический журнал «Начальная школа»
Научно-теоретический журнал «Педагогика»
Электронный журнал «Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты». Форма доступа: http://rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/index.htm
Интернет - ресурсы:
mon.gov.ru
wwwfiro.ru
I-EDU.ru
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Данный модуль осваивается параллельно с модулем Преподавание по программам начального общего образования.
Производственная практика проводится концентрированно и рассредоточено на базе общеобразовательных учреждений.
Данный модуль осваивается после изучения тем: Методы психологического исследования, Методы педагогического исследования, общепрофессиональных дисциплин Психология, Педагогика.
- Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого курса (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла. Прохождение стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду. ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 4.5.Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования. | - обоснованный выбор учебно-методического комплекта с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся - соответствие выбранного УМК, разработанных учебно-методических материалов образовательным стандартам - соответствие целей, структуры, содержания разработанных учебно-методических материалов требованиям ФГОС - демонстрация навыков создания оптимальных условий для организации образовательного процесса в кабинете - обоснованный выбор оборудования, наглядного материала, методического обеспечения учебного кабинета - соблюдение требований СанПиН-ов, охраны труда и здоровья участников образовательного процесса при организации образовательной деятельности - демонстрация грамотности и последовательности в планировании работы учебного кабинета - обоснованный выбор мер по сохранности материальных ценностей учебного кабинета, ведение их учета в установленном порядке -соблюдение последовательности в сравнении эффективности применяемых методов и технологий начального общего образования - выбор наиболее эффективных образовательных методов и образовательных технологий с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся - убедительность аргументации в оценке педагогического опыта - обоснование оценки эффективности образовательных технологий - демонстрация навыков работы с профессиональной литературой - обоснование структуры и содержания самоанализа - определение путей самосовершенствования педагогического мастерства - соблюдение логики подготовки к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию - демонстрация навыков оформления документации в соответствии с требованиями - обоснование определения целей и задач исследовательской и проектной деятельности - демонстрация навыков планирования исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования - целесообразное использование методов и методики педагогического исследования и проектирования - проявление самостоятельности в организации исследовательской и проектной работы - демонстрация навыков оформления результатов исследовательской и проектной работы -соблюдение последовательности организации опытно-экспериментальной работы | Защита результатов лабораторных и практических занятий. Практическое задание (по демонстрации умения). Наблюдение и экспертная оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практикам Собеседование. Тестирование. Анализ ситуации. Анализ педагогического опыта из практики педагогов-новаторов, педагогов-участников конкурса «Учитель года» и др. Презентация педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений Практическое задание (по демонстрации умения). Защита проекта. Практическое задание (по демонстрации умения). Защита проекта. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | -проявление профессиональной активности - демонстрация понимания значимости методической деятельности педагога: - творческий и инициативный подход к самостоятельной работе | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью учащихся в процессе освоения образовательной программы. Собеседование Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью учащихся в процессе освоения образовательной программы. Опрос. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью учащихся в процессе освоения образовательной программы. модуля. Анкетирование. Интервьюирование. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью учащихся в процессе освоения образовательной программы. Тестирование. Наблюдение и экспертная оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практикам. Практические задания, ИКТ-проекты Решение педагогических задач.. Наблюдение и анализ профессиональной деятельности студента. Анализ проблемных ситуаций. наблюдение и Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью учащихся в процессе освоения образовательной программы. Портфолио профессиональной деятельности студента Наблюдение за профессиональной деятельностью в ходе производственной практики Тестирование на проверку знаний правил и норм по охране труда и технике безопасности при организации учебно-воспитательного процесса. Собеседование. Защита проекта. Тестирование на знание нормативно-правовой документации. Собеседование. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области методической деятельности -демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач - аргументация оценки эффективности методов решения профессиональных задач |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | - демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность - прогнозирование рисков - принятие грамотных решений в нестандартных ситуациях - убедительность в оценке рисков решений в нестандартных ситуациях |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку и информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития - представление анализа информации в логической последовательности - доказательность, убедительность оценки информации |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности - использование различных источников поиска информации; |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения - свободный выбор технологии групповой работы в команде - согласованность действий членов команды - оптимальное время выполнения задания |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса | - грамотное обоснование постановки цели деятельности - обоснованный выбор методов для решения задач по мотивации деятельности обучающихся - демонстрация навыков организации и контроля учебной деятельности обучающихся - проявление ответственности за качество выполняемой работы |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня - проявление самостоятельности, грамотности в определении задач, организации самообразования и повышения квалификации |
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. | - проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности - анализ инноваций педагогической деятельности - четкость и обоснованность предложений по использованию современных технологий в профессиональной деятельности |
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей | - соблюдение техники безопасности - представление обоснованных предложений по содержанию работы по профилактике травматизма - отсутствие НС с обучающимися и воспитанниками |
ОК11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих | - демонстрация грамотности в использовании нормативно-правовых документов в профессиональной деятельности |
ОК.12.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | - демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности |
*
4