Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
| УТВЕРЖДЕНА |
| |
| приказом директора ГПОУ ЯНАО |
| «Надымский профессиональный колледж» |
| от 21.06.2019 г. № 42-од |
ПРОГРАММА
ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
по специальности среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Надым, 2020
Программа производственной (преддипломной) практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по специальности
Дошкольное образование
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)
Составитель:
Говорова Луиза Рамисовна, преподаватель профессиональных дисциплин
РАССМОТРЕНА
на заседании УМО преподавателей
гуманитарного цикла
Протокол № 9
от «14» июня 2019 г.
Председатель УМО:
_____________ (Е.Е. Тен)
ОДОБРЕНА
Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»
Протокол № 8
от «19» июня 2019 г.
Председатель НМС:
_____________ (Е.В. Головань)
Программа производственной (преддипломной) практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по специальности
Дошкольное образование
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж»
Разработчик:
Говорова Луиза Рамисовна, преподаватель специальных дисциплин
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ | 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ | 18 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ | 24 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ | 27 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ | 38 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ
Область применения программы:
Рабочая программа производственной (преддипломной) практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование.
Область применения программы производственной (преддипломной) практики при реализации ППССЗ по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Воспитатель детей дошкольного возраста готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
Организация различных видов деятельности и общения детей.
Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.
Методическое обеспечение образовательного процесса.
Цель и задачи производственной (преддипломной) практики
С целью овладения основными видами профессиональной деятельности студент в ходе преддипломной (производственной) практики должен:
Вид профессиональной деятельности: Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития: иметь практический опыт:
планирования режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников;
организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья;
организации и проведения утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливающих процедур, физкультурных досугов и праздников в соответствии с возрастом детей;
организации и проведения наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательном учреждении;
взаимодействия с медицинским персоналом образовательного учреждения по вопросам здоровья детей;
диагностики результатов физического воспитания и развития;
наблюдения и анализа мероприятий по физическому воспитанию;
разработки предложений по коррекции процесса физического воспитания;
уметь:
определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста;
планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей в соответствии с возрастом и режимом работы образовательного учреждения;
организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательного учреждения, определять способы введения ребенка в условия образовательного учреждения;
создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна в соответствии с возрастом;
проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм;
проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;
использовать спортивный инвентарь и оборудование в ходе образовательного процесса;
показывать детям физические упражнения, ритмические движения под музыку;
определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребенка в период пребывания в образовательном учреждении;
определять способы педагогической поддержки воспитанников;
анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), мероприятий двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) в условиях образовательного учреждения;
знать:
теоретические основы и методику планирования мероприятий по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста;
особенности планирования режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) и мероприятий двигательного режима (утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников);
теоретические основы режима дня;
методику организации и проведения умывания, одевания, питания, сна в соответствии с возрастом;
теоретические основы двигательной активности;
основы развития психофизических качеств и формирования двигательных действий;
методы, формы и средства физического воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима;
особенности детского травматизма и его профилактику;
требования к организации безопасной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения;
требования к хранению спортивного инвентаря и оборудования, методику их использования;
наиболее распространенные детские болезни и их профилактику;
особенности поведения ребенка при психологическом благополучии или неблагополучии;
основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей;
особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения;
теоретические основы и методику работы воспитателя по физическому воспитанию;
методику проведения диагностики физического развития детей.
Вид профессиональной деятельности: Организация различных видов деятельности и общения детей:
иметь практический опыт:
планирования различных видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной) и общения детей;
организации и проведения творческих игр (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских) и игр с правилами (подвижные и дидактические);
организации различных видов трудовой деятельности дошкольников;
организации общения дошкольников в повседневной жизни и различных видах деятельности;
организации различных видов продуктивной деятельности дошкольников;
организации и проведения развлечений;
участия в подготовке и проведении праздников в образовательном учреждении;
наблюдения и анализа игровой, трудовой, продуктивной деятельности и общения детей, организации и проведения праздников и развлечений;
наблюдения за формированием игровых, трудовых умений, развитием творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников;
оценки продуктов детской деятельности;
разработки предложений по коррекции организации различных видов деятельности и общения детей; уметь:
определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой, трудовой, продуктивной деятельностью детей;
определять педагогические условия организации общения детей;
играть с детьми и стимулировать самостоятельную игровую деятельность детей;
использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой;
организовывать посильный труд дошкольников с учетом возраста и вида трудовой деятельности (хозяйственно-бытовой, по самообслуживанию, в природе, ручной труд);
ухаживать за растениями и животными;
общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;
руководить продуктивными видами деятельности с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей группы;
оценивать продукты детской деятельности;
изготавливать поделки из различных материалов;
рисовать, лепить, конструировать;
организовывать детский досуг;
осуществлять показ приемов работы с атрибутами разных видов театров;
петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать;
анализировать проведение игры и проектировать ее изменения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы;
анализировать приемы организации и руководства посильным трудом дошкольников и продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование) с учетом возраста и психофизического развития детей;
анализировать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию общения, принимать решения по их коррекции;
анализировать подготовку и проведение праздников и развлечений;
знать:
теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей;
сущность и своеобразие игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста;
содержание и способы организации и проведения игровой деятельности дошкольников;
сущность и своеобразие трудовой деятельности дошкольников;
содержание и способы организации трудовой деятельности дошкольников;
способы ухода за растениями и животными;
психологические особенности общения детей раннего и дошкольного возраста;
основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения\
конфликтов;
сущность и своеобразие продуктивной деятельности дошкольников;
содержание и способы организации продуктивной деятельности дошкольников;
технологии художественной обработки материалов;
основы изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования;
особенности планирования продуктивной деятельности дошкольников вне занятий;
теоретические и методические основы организации и проведения праздников и развлечений для дошкольников;
виды театров, средства выразительности в театральной деятельности;
теоретические основы руководства различными видами деятельности и общением детей;
способы диагностики результатов игровой, трудовой, продуктивной деятельности детей.
Вид профессиональной деятельности: Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования: иметь практический опыт:
определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;
составления конспектов занятий с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;
организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы;
организации и проведения наблюдений за явлениями живой и неживой природы, общественными явлениями, транспортом и т.п.;
организации и проведения экскурсий для ознакомления детей с окружающим миром;
организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
составления психолого-педагогической характеристики ребенка;
наблюдения и анализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений) в разных возрастных группах;
обсуждения отдельных занятий, экскурсий, наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработки предложений по их коррекции;
осуществления самоанализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений);
оформления документации;
уметь:
определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста;
формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями;
оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия поставленной цели;
использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;
составлять программу работы с одаренными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребенка;
определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
выразительно читать литературные тексты;
отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики;
анализировать занятия, наблюдения, экскурсии;
осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, наблюдений и экскурсий;
знать:
основы организации обучения дошкольников;
особенности психических познавательных процессов и учебно- познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;
теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;
особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах;
приемы работы с одаренными детьми;
способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
элементы музыкальной грамоты, музыкальный репертуар по программе дошкольного образования, детскую художественную литературу;
требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;
диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников;
требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка;
педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений;
виды документации, требования к ее оформлению;
особенности и методику речевого развития детей;
развитие элементарных математических и естественнонаучных представлений.
Вид профессиональной деятельности: Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения:
иметь практический опыт:
планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими);
наблюдения за детьми и обсуждения с родителями достижений и трудностей в развитии ребенка;
определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
взаимодействия с администрацией образовательного учреждения, воспитателями, музыкальным работником, руководителем физического воспитания, медицинским работником и другими сотрудниками;
руководства работой помощника воспитателя;
уметь:
планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими);
изучать особенности семейного воспитания дошкольников, взаимоотношения родителей и детей в семье;
формулировать цели и задачи работы с семьей;
организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские собрания, посещение детей на дому, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
консультировать родителей по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка;
анализировать процесс и результаты работы с родителями;
взаимодействовать с работниками дошкольного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников;
руководить работой помощника воспитателя;
знать:
основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;
сущность и своеобразие процесса социализации дошкольников;
основы планирования работы с родителями;
задачи и содержание семейного воспитания;
особенности современной семьи, ее функция;
содержание и формы работы с семьей;
особенности проведения индивидуальной работы с семьей;
методы и приемы оказания педагогической помощи семье;
методы изучения особенностей семейного воспитания;
должностные обязанности помощника воспитателя;
формы, методы и приемы взаимодействия и организации профессионального общения с сотрудниками образовательного учреждения, работающими с группой.
Вид профессиональной деятельности: Методическое обеспечение образовательного процесса:
иметь практический опыт:
анализа и разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе примерных и вариативных;
участия в создании предметно-развивающей среды;
изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам дошкольного образования;
оформления портфолио педагогических достижений;
презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
участия в исследовательской и проектной деятельности;
уметь:
анализировать примерные и вариативные программы дошкольного образования;
определять цели и задачи, содержание, формы, методы и средства при планировании дошкольного образования воспитанников;
осуществлять планирование с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников;
определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
сравнивать эффективность применяемых методов дошкольного образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста воспитанников;
адаптировать и применять имеющиеся методические разработки;
создавать в группе предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту, целям и задачам дошкольного образования;
готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области дошкольного образования;
использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;
оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;
знать:
теоретические основы методической работы воспитателя детей дошкольного возраста;
концептуальные основы и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;
теоретические основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовании;
методику планирования и разработки рабочей программы, требования к оформлению соответствующей документации;
особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования;
педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды;
источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;
логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;
основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования.
Количество недель (часов), отводимое на освоение программы преддипломной (производственной) практики:
Общий объем времени на проведение производственной (преддипломной) практики определяется ФГОС СПО в объеме 144 часов (4 недель).
Преддипломная (производственная) практика проводится непрерывно после освоения учебной практики и производственной (по профилю специальности) практики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ
Результатом освоения программы преддипломной (производственной) практики является овладение студентом видами профессиональной деятельности:
Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие, Организация различных видов деятельности и общения детей, Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения, Методическое обеспечение образовательного процесса, Обучение детей дошкольного возраста иностранному языку, Использование информационных технологий в дошкольном учреждении, в том числе общими компетенциями:
Код | Наименование результатов |
ОК 01 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 02 | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 03 | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 04 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 05 | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 06 | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК 07 | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 08 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 09 | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
ОК 10 | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. |
ОК 11 | Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих |
Результаты освоения видов профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
Организация различных видов деятельности и общения детей.
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание. ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
ПК 3.4. Анализировать занятия.
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.
ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.
ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.
ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении.
ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.
ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
Методическое обеспечение образовательного процесса.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ
Вид профессиональной деятельности | ОК | ПК | Виды работ |
Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие | ОК 1 - 12 | ПК 1.1-1.4 | Планирование работы по физическому воспитанию и развитию детей в соответствии с возрастом и режимом работы образовательного учреждения. Организация и проведение режимных процессов: утренней гимнастики, гимнастики после сна, умывания, одевания, питания, сна. Формирование культурно-гигиенических навыков. Проведение физкультурного занятия. Проведение подвижных игр. Организация самостоятельной двигательной деятельности детей. |
Организация различных видов деятельности и общения детей | ОК 1 - 12 | ПК 2.1-2.7 | Планирование и организация игровой деятельности и общения детей в первую и во вторую половину дня: проведение творческих игр и игр с правилами. Планирование и организация различных видов трудовой деятельности дошкольников. Планирование и проведение различных видов продуктивной деятельности дошкольников: художественной (рисование, лепка или аппликация), самостоятельной художественной, игровой, индивидуальной работы; проведение оценки продуктов детской деятельности. Участие в подготовке и проведении праздников в образовательном учреждении; подготовка сценария детского досуга. Проведение музыкальных игр. Организация общения детей в досуговой и кружковой деятельности во вторую половину дня. |
Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования | ОК 1 - 12 | ПК 3.1-3.5 | Организация и проведение интегрированных занятий по познавательному развитию дошкольников. Организация и проведение интегрированных занятий по нравственно- эстетическому развитию дошкольников. Организация и проведение комплексных занятий по развитию речи (звуковая культура и связная речь). Организация и проведение самостоятельной художественно–речевой деятельности детей с созданием |
| | | познавательной речевой среды. Организация различных форм работы по математическому и экономическому развитию детей. Организация различных форм работы по экологическому образованию (рассматривание живого объекта, игры, индивидуальная работа). |
Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения | ОК 1 - 12 | ПК 4.1-4.5 | Планирование работы с родителями (лицами, их заменяющими): определение целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком; разработка и проведение консультаций для родителей. Разработка и проведение родительского собрания. Взаимодействие с сотрудниками в различных формах работы, руководство работой младшего воспитателя. |
Методическое обеспечение образовательного процесса | ОК 1 - 12 | ПК 5.1-5.5 | Анализ предметно-развивающей среды конкретной возрастной группы базового ДОУ. Разработка и применение презентаций, педагогических разработок. Самоанализ педагогической деятельности по результатам преддипломной практики. Составление отчета о прохождении преддипломной практики (оформление и представление методического материала). |
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ
Требования к документации, необходимой для проведения производственной (преддипломной) практики
В образовательном учреждении предусматривается следующая основная документация по производственной (преддипломной) практике:
«Надымский профессиональныйколледж»;
Рабочая программа производственной (преддипломной) практики;
контрольная карточка студента по допуску к производственной (преддипломной) практике;
график консультаций по подготовке к ПДП;
план-задание на производственную (преддипломную) практику;
запрос о направлении на ПДП;
направление на практику;
приказ о направлении на производственную (преддипломную) практику;
Договор с организацией на организацию и проведение практики;
аттестационный лист, содержащий сведения об уровне освоения обучающимся профессиональных компетенций;
характеристика на обучающегося по освоению профессиональных компетенций в период прохождения производственной (преддипломной) практики.
По результатам практики обучающимся составляется отчетная документация, которая утверждается образовательной организацией, отражает состояние выполнения работ по видам профессиональной деятельности: календарно-тематическое планирование, конспекты занятий и различных видов деятельности детей, методические разработки, аттестационный лист, дневник практики.
Отчетная документация включает приложения, свидетельствующие о закреплении знаний, умений, приобретении практического опыта, формировании общих и профессиональных компетенций: графические, аудио-, фото-, видео-, материалы, наглядные образцы изделий, подтверждающие практический опыт, полученный на практике.
Требования к учебно-методическому и материально-техническому обеспечению практики
Реализация программы производственной (преддипломной) практики предполагает наличие баз практики в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся, а также имеющих оборудованные рабочие места, которые удовлетворяют требованиям действующих Государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН.
С руководителями баз практики заключаются договоры, студенты направляются для прохождения практики согласно графику организации учебного процесса и при наличии направлений от учебного заведения.
Оборудование и техническое оснащение базы производственной (преддипломной) практики
рабочее место студента-практиканта;
ФГОС ДО и Примерная основная образовательная программа ДО;
нормативные требования СанПин;
УМК для реализации Примерной основной образовательной программы ДО;
комплект учебно-методической документации;
проекты календарно-тематического планирования;
дидактические материалы;
методические разработки;
методические плакаты;
наглядные пособия;
учебные пособия;
научно-популярная и художественная литература;
методические пособия, рекомендации и журналы;
соответствующая методическая литература;
справочная литература, словари;
мультимедийное оборудование: мультимедиа проектор; интерактивная доска;
экран;
демонстрационное оборудование.
Информационное обеспечение производственной (преддипломной) практики
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – [Текст]/ А.Г. Арушанова,
«Мозаика-Синтез»: - 2004, 200 с.
Белошистая, А.В. Обучение математике в ДОУ [Текст]: методическое пособие
/ А.В. Белошистая. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 320 с.
Белошистая, А.В. Современные программы математического образования дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005. – 256 с.
Белошистая, А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 3-4 лет [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений: В 2 кн. Кн. 1: Конспекты занятий. Методические рекомендации. Программы / А.В. Белошистая. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 120 с.
Беляковская, Н.Н. Учим ребенка говорить :здоровьесозидающие технологии [Текст]: методические рекомендации / Н.Н. Беляковская, Л. Н. Засорина, Н. Ш. Макарова. - М.: Сфера, 2009. - 128 с.
Болотина, Л.Р. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы [Текст]: методическое пособие / Л.Р. Болотина, Н.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2005.
- 144 с.
Буре, Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Р. С. Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 136 с.
Головачева А.В. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников /[Текст]/ А.В. Головачева, М.М. Ушакова. – Н.Новгород: Экоцентр
«Дронт», 2009. – 48 с.
Горюнова, Т.М. Развитие детей раннего возраста [Текст]: Анализ программ дошкольного образования / Т.М. Горюнова. - М.: Сфера, 2009. - 128 с.
Детство [Текст]: программа развития и воспитания детей в дет. саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина ; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб.: Детство-пресс, 2005. - 244 с.
Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие / науч. ред. Н.В. Серебрякова. - СПб.: КАРО, 2005. - 64 с.
Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. - 56 с.
Иванова А.И., Сезонные наблюдения в детском саду. Методическое пособие / А.И. Иванова, В.Я. Михайленко. – М.: ТЦ Сфера, 2010. - 80 с.
Иванова, Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ [Текст]: методическое пособие. / Н. В. Иванова, Е.Ю. Бардинова, А.М. Калинина. - М.: Сфера, 2008. - 128 с.
Кислова Н.М. Работа с детьми в летний период / Н.М. Кислова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. - 144 с.
Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст]: программа : учебно-методическое пособие / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Детство-пресс, 2010. - 304 с.
Комарова, Т.С. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 144 с.
Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений, специальных методических и ресурсных центров, работников органов управления образованием / Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 128 с.
Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие / Н.А. Короткова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 208 с.
Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: практическое пособие. / С.В. Крюкова. - 3- изд., стереотип. - М.: Генезис, 2005. - 208 с
Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3 - 7 лет [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 147 с.
Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.В. Куцакова // Искусство ПС. - 2008. - № 2. - С. 21-23.
Мартынова Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий [Текст]/ Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград, – 2012. – 333 с.
Маханева, М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ [Текст]: организационно-методический аспект / М.Д. Маханева. - М.: Сфера, 2005. - 57 с.
Микляева, Н.В. Теория воспитания дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М. : Академия, 2010. - 208 с.
Микляева, Н.В. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду [Текст]: методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ / Н. В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.П. Слободяник. - М. : Сфера, 2008. - 128 с.
Микляева, Н.В. Современные системы дошкольного образования за рубежом: сравнительный анализ [Текст] / Н.В. Микляева // Детский сад от А до Я. – 2008. –№2. – С. 68-80.
Микляева, Н.В. Авторские методики и программы ДОУ [Текст]: технология разработки и описания / Н.В. Микляева. - М.: Сфера, 2011. – 128 с.
Микляева, Н.В. Экспресс-диагностика развития детей [Текст]: материалы для тематического контроля / Н.В. Микляева, Л. П. Гладких. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. –104 с.
Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - 3-е изд., испр. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96 с.
Младший дошкольник в детском саду: как работать по программе
«Детство» [Текст]: учебно-методическое пособие / Т. И. Бабаева [и др.]; сост., науч. ред.: Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. - СПб. : Детство-пресс, 2010. – 288 с.
Николаева С.Н. Календарно-тематический план по обучению детей подготовительной группы по программе [Текст]/ С.Н. Николаева,- Юный эколог, 2011, - 32 с.
Новикова, В.П. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, смекалистого, неповторимого, коммуникативного, активного: в мире познания [Текст]: программно-методическое пособие для педагогов дошкольного учреждения / В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. - М.: ВЛАДОС. – 2008. – 223 с.
Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников: для работы с детьми 5 - 7 лет [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / И.М. Новикова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 96 с.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., «Мозаика-синтез», 2011. – 205 с.
Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст]: пособие для работников ДОУ / О.В. Солодянкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.
Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ. Методическое пособие / О.А. Соломенникова. – М.: Айрис пресс, 2010. – 224 с.
Степанова, О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов [Текст]: справочное пособие. - М.: Сфера, 2008. - 128 с.
Стожарова, М.Ю. Предшкольное образование: модели и реальность [Текст]: учебное пособие для вузов по специальностям (050703) «Дошкольная педагогика и психология» и (050707) «Педагогика и методика дошкольного образования». - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 221 с.
Сушкова, И.В. Социально-личностное развитие [Текст]: анализ программ дошкольного образования / И.В. Сушкова. - М.: Сфера, 2008. - 128 с.
Теплюк, С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / С.Н. Теплюк. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 144 с.
Терпугова, Е.А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие для педагогов / Е.А. Терпугова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 254 с.
Урмина, И.А. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]: программно- методическое обеспечение / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. - 320 с.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста[Текст]/ О.С. Ушакова. – М.-Владос,2010.– 235 с.
Ушакова О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М., «Сфера», 2009 [Текст]/ О.С. Ушакова. – 300 с.
Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст]/ О.С. Ушакова. – М., «Сфера», 2008.– 208 с.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Тропинки. Развитие речи детей 4-5 лет. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения [Текст]/ О.С. Ушакова.- М., «Вентана-Граф», 2007.– 199 с.
Интернет-ресурсы
http://sdo-journal.ru/
http://www.doshped.ru/
http://www.detskiysad.ru/ped/doshkol.html
http://doshvozrast.ru/
http://school.edu.ru/catalog.asp?
http://www.prosv.ru/umk/doshkolka/
Требования к руководителям производственной (преддипломной) практики от образовательного учреждения и организации
Руководство производственной (преддипломной) практикой осуществляют руководители практики от ГПОУ ЯНАО «Надымского профессионального колледжа» и от образовательной организации.
Руководители практики должны иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей видам профессиональной деятельности (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Требования к руководителям производственной (преддипломной) практики от образовательного учреждения:
разрабатывает тематику заданий для студентов;
проводит консультации со студентами перед направлением их на практику с разъяснением целей, задач и содержания практики;
проверяет ход прохождения практики студентами, выезжая в организации, участвующие в проведении практики;
оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими заданий и сборе материалов к выпускной квалификационной работе;
контролирует условия проведения практики организациями, в том числе требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с правилами и нормами, в том числе отраслевыми;
совместно с организациями, участвующими в проведении практики, организует процедуру оценки общих и профессиональных компетенций студента, освоенных им в ходе прохождения практики;
совместно с организациями, участвующими в проведении практики, принимает зачет по практике и экзамен по профессиональному модулю.
Требования к руководителям практики от организации:
заключают договоры на организацию и проведение практики;
согласовывают программу практики, планируемые результаты практики, задание на практику;
предоставляют рабочие места практикантам, назначают руководителей практики от организации, определяют наставников;
участвуют в организации и проведении зачета по практике и экзамена квалификационного по профессиональному модулю;
участвуют в организации и оценке результатов освоения общих и профессиональных компетенций, полученных в период прохождения практики;
участвуют в формировании оценочного материала для оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных студентами в период прохождения практики;
обеспечивают безопасные условия прохождения практики студентами, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;
проводят инструктаж студентов по ознакомлению с требованиями охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в организации.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
(ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ
Контроль и оценка результатов освоения программы производственной (преддипломной) практики осуществляется руководителем в форме экзамена по завершению практики.
Вид профессиональной деятельности | Результаты (ОК) | Результаты (ПК) | Формы, методы контроля и оценки результатов обучения |
Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие | ОК 1 - 12 | ПК 1.1-1.4 | Оценка планирования работы по физическому воспитанию и развитию детей в соответствии с возрастом и режимом работы образовательного учреждения. Оценка планирования режимных процессов: утренней гимнастики, гимнастики после сна, умывания, одевания, питания, сна. Оценка планирования работы по формированию культурно- гигиенических навыков. Оценка конспекта проведенного физкультурного занятия. Оценка планирования проведения подвижных игр и наличия дидактического материала. |
Организация различных видов деятельности и общения детей | ОК 1 - 12 | ПК 2.1-2.7 | Оценка планирования и организации игровой деятельности и общения детей в первой и во второй половине дня. Оценка планирования и организации различных видов трудовой деятельности дошкольников. Оценка планирования и проведения различных видов продуктивной деятельности дошкольников. Оценка разработки сценария детского досуга. Оценка планирования и проведения музыкальных игр и наличия дидактического материала. |
Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования | ОК 1 - 12 | ПК 3.1-3.5 | Оценка конспектов проведенных интегрированных занятий по познавательному развитию дошкольников. Оценка конспектов проведенных интегрированных занятий по нравственно-эстетическому развитию дошкольников. Оценка конспектов проведенных комплексных занятий по развитию |
| | | речи (звуковая культура и связная речь). Оценка планирования работы по созданию познавательной речевой среды в самостоятельной художественно–речевой деятельности детей. Оценка планирования и организации различных форм работы по математическому и экономическому развитию детей. Оценка планирования и организации различных форм работы по экологическому образованию (рассматривание живого объекта, игры, индивидуальная работа). |
Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения | ОК 1 - 12 | ПК 4.1-4.5 | Оценка планирования работы с родителями. Оценка методических материалов для проведения различных форм работы с родителями (макеты уголка для родителей, буклеты, методические рекомендации для индивидуальных консультаций). 2. Оценка разработки проведенного родительского собрания. |
Методическое обеспечение образовательного процесса | ОК 1 - 12 | ПК 5.1-5.5 | Оценка анализа предметно-развивающей среды конкретной возрастной группы базового ДОУ. Оценка составления отчета о прохождении преддипломной практики: самоанализа педагогической деятельности по результатам преддипломной практики; представленных материалов, использованных в ходе преддипломной практики (презентаций, методических разработок, наглядных пособий, игрового материала). |
4