СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Чтение» составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по чтению  ориентирована на обучающихся 5 класса  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Чтение» составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

  1. Планируемые результаты.

Рабочая программа учебного предмета «Чтение» составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1), муниципального общеобразовательного учреждения «Дмитриевская основная общеобразовательная школа».

Содержание предмета реализуется с помощью учебника: Малышева З.Ф.Чтение.5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ авт.-сост. З.Ф.Малышева. -М.: Просвещение, 2020.

Авторской программы под редакцией В.В. Воронковой., 7-е издание М: «Просвещение» 2013 г.; а также планируемых результатов изучения чтения в 5 классе.

Рабочая программа по чтению ориентирована на обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с учебным планом МОУ« Дмитриевская ООШ» программа курса «Чтение» 5 класса в 2020-2021 учебном году

Тематическое планирование рассчитано на 3 занятия в неделю,1,5 час в неделю, что составляет 102 ч занятий в год.

Изучение чтения в 5 классе на уровне основного общего образования направлено на:

  • Расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития;

  • Подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах;

Изучение чтения способствует формированию у обучающихся личностных и предметных результатов обучения.

Личностные результаты:

  1. Индивидуально-личностные качества

1) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

2) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

3) проявление готовности к самостоятельной жизни.


  1. Социальные (жизненные) компетенции:

1) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

2) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

3) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

4) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

3. Социально значимые ценностные установки:

1) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

5) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;


Предметные результаты

Минимальный уровень: осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами; пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;

участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.

Достаточный уровень:


чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

определение основной мысли текста после предварительного его анализа;

чтение текста молча с выполнением заданий учителя;

определение главных действующих лиц произведения;

элементарная оценка их поступков; чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

Речевая практика. Минимальный уровень:


формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;

ответы на вопросы; понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации; активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; высказывание своих просьб и желаний;

выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения; участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.


Промежуточная аттестация проводится в форме проверки техники чтения.


В результате изучения курса «Чтение» обучающийся 5 класса научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

В результате изучения курса «Чтение» обучающийся 5 класса получит возможность научиться:

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

  • высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

  • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).


2. Содержание учебного предмета.



1. Устное народное творчество.(11 ч)

Считалки, заклички – приговорки, потешки, пословицы и поговорки, загадки.

Народные сказки: «Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки», «Морозко», «Два Мороза», «Три дочери».

Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка».

2. Картины родной природы.( 6ч)

Русские писатели о природе: Г. Скребицкий «Июнь», «Сентябрь», «Добро пожаловать», «Декабрь», «Всяк по – своему», «Март», «От первых проталин до первой грозы», А. Платонов «Июльская гроза», И. Соколов – Микитов «Золотая осень», «Весна», В. Астафьев «Осенние грусти», А. Толстой «Весенние ручьи».

Стихи русских поэтов о природе: И. Суриков «Ярко светит солнце…», А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…», К. Бальмонт «Первый снег», «К зиме», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза», «Черемуха», А. Пушкин «Зимняя дорога», «Гонимы вешними лучами…», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», А. Блок «Ворона», Е. Серова «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом..», Я. Аким «Весна, весною, о весне».

3.Весна ( 15ч)

4. О друзьях – товарищах.( 9ч)

Ю. Яковлев «Колючка», «Рыцарь Вася».

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок из повести).

В. Медведев «Фосфорический мальчик».

Л. Воронкова «Дорогой подарок».

Я. Аким «Твой друг».

5. Басни И. Крылова.И. Крылов. «Ворона и лисица», «Щука и кот», «Квартет».(3ч)

6. Спешите делать добрые дела.(9ч)

Н. Хмелик «Будущий олимпиец».

О. Бондарчук «Слепой домик».

В. Осеева «Бабка».

А. Платонов «Сухой Хлеб».

В. Распутин «Люся», В. Брюсов «Труд».

Р. Рождественский «Огромное небо».

7.Картины родной природы. Зима. (8ч)

8. О животных.(11ч)

Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывок из повести «Детство Тёмы»).

А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты).

К. Паустовский «Кот Ворюга».

Б. Житков «Про обезьянку».

Э. Асадов «Дачники».

Ф. Абрамов «Из рассказов Алены Даниловны».

С. Михалков «Будь человеком».

9. Из прошлого нашего народа.(12 ч)

О. Тихомиров «На поле Куликовом».

С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года».

Н. Некрасов «И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

А. Куприн «Белый пудель» (отрывки).

Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью…».

Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата».

10. Из произведений зарубежных писателей.(18 ч)

В. Гюго «Гаврош» (отрывки).

М. Твен «Приключения Тома Сойера»(отрывок).

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывки).

Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок)


№ п/п

Разделы

Количество часов

1.

Устное народное творчество

11 ч

2.

Картины родной природы. Лето.

6 ч

3.

О друзьях-товарищах

9 ч

4.

Басни И. Крылова.

5

Спешите делать добро.

9 ч

6

Картины родной природы. Зима.

8 ч

7

Весна

15 ч

8

О животных.

11ч

9

Из прошлого нашего народа

12ч

10

Из произведений зарубежных писателей

18 ч


Итого

102 ч








Календарно-тематическое планирование



№п/п

урока

Тема урока

Дата

План

Факт



Устное народное творчество ( 11ч )



1

1

Считалки. Заклички-приговорки. Потешки.

01.09.20


2

2

Пословицы и поговорки.

03.09.20


3

3

Загадки. Конкурс загадок.

04.09.20


4

4

«Никита Кожемяка» (Русская сказка)

08.09


5

5

«Как наказали медведя» (Тофаларская сказка)

10.09


6

6

«Золотые руки» (Башкирская сказка)

11.09


7

7

«Морозко» (Русская сказка)

15.09


8

8

«Два Мороза» (Русская сказка)

17.09


9

9

«Три дочери» (Татарская сказка)

18.09


10

10

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

22.09


11

11

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка»

24.09




Картины родной природы. Лето. (6 ч)


12

1

Г. Скребицкий «Июнь». И. Суриков «Ярко солнце светит»

25.09


13

2.

А. Платонов «Июльская гроза». Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату».

29.09


14

3.

Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь».

01.10


15

4

По И. Соколову – Микитову

«Золотая осень». К. Бальмонт «Осень».

02.10


16

5

По Г. Скребицкому «Добро пожаловать».

06.10


17

6.

По В. Астафьеву «Осенние грусти». И. Бунин «Первый снег»

08.10


О друзьях-товарищах

(9 ч)

18-19

1,2

Ю. Яковлев «Колючка»

09.10,13.10


20

3

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»

15.10


21

4

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок)

16.10


22-23

5,6

В. Медведев «Фосфорический» мальчик»

20.10,22.10


24-25

7-8

Л. Воронкова «Дорогой подарок»

23.10,05.11


26

9

Я. Аким «Твой друг»

06.11


Басни И. Крылова.

( 3ч)

27

1

И. Крылов «Ворона и Лисица»

10.11


28

2

И. Крылов «Щука и Кот»

12.11


29

3

И. Крылов «Квартет»

13.11


Спешите делать добро.

(9ч)

30

1

Н. Хмелик «Будущий олимпиец»

17.11


31

2

О. Бондарчук «Слепой домик»

19.11


32-33

3-4

В. Осеева «Бабка»

20.11,24.11


34-35

5-6

А. Платонов «Сухой хлеб»

26.11,27.11


36

7

В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок»

01.12


37

8

В. Брюсов «Труд»

03.12


38

9

Р. Рождественский «Огромное небо»

04.12


Картины родной природы. Зима.(8ч)


39

1

Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

08.12



40

2

Г. Скребицкий «Декабрь»

10.12


41

3

К. Бальмонт «К зиме»

11.12


42

4

Г. Скребицкий «Всяк по-своему»

15.12,17.12


43

5

44

6

С. Есенин «Поёт зима – аукает…»

18.12


45

7

С. Есенин «Берёза»

22.12


46

8

А. Пушкин «Зимняя дорога»

24.12


Весна. (15 ч)

47

1

Г. Скребицкий «Март»

25.12


48

2

А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»

12.01


49

3

Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки)

14.01


50

4

Г. Скребицкий «Весна - красна»

15.01


51

5

Г. Скребицкий «Грачи прилетели»

19.01


52

6

Г. Скребицкий «Заветный кораблик»

21.01


53

7

Г. Скребицкий «В весеннем лесу»

22.01


54

8

А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты»)

26.01


55

9

А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»

28.01


56

10

А. Блок «Ворона»

29.01


57

11

Е. Серова «Подснежник»

02.02


58

12

И. Соколов – Микитов «Весна»

04.02


59

13

И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…»

05.02


60

14

С. Есенин «Черёмуха»

09.02


61

15

Я. Аким «Весна, Весною, о весне»

11.02


О животных.

(11 ч)

63-64

1,2


Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы»)

12.02,16.02


65-66

3,4

А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты»)

18.02,19.02


67

5

К. Паустовский «Кот Ворюга»

25.02


68,69,70

6,7,8

Б. Житков «Про обезьянку»

26.02,02.03,04.03


71

9

Э. Асадов «Дачники»

05.03


72

10

Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны»

09.03


73

11

С. Михалков «Будь человеком»


11.03


Из прошлого нашего народа.(12ч)

74,75

1,2

По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско»

12.03,16.03


76

3

По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода»

18.03


77

4

Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

19.03


78,79,80,

81

5,6,7,8

А. Куприн «Белый пудель» (отрывок)

30.03,01.04, 02.04

06.04



82,83,84

9,10,11

По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!»


08.04,09.04,13.04


85

12

Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата»


15.04


Из произведений зарубежных писателей. ( 18 ч

86,87,88

1,2,3

В.Гюго «Гаврош» (отрывки)


16.04,20.04,22.04,


11