МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАХТЁРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА СЕЛА ЗОЛОТАРЁВКА»
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета протокол от «31» августа 2021г. № 1 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________В.А. Кучмий «___» сентября 2021 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ______________ И. А. Чех приказ от «31» августа 2021 г. № 133 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Информатика и ИКТ»
(уровень среднего общего образования)
Базовый уровень
10-11 классы
2021-2022 учебный год
Составитель программы:
Д.С. Чех
г. Шахтёрск, 2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов в 2021/2022 учебном году разработано на основе программы: «Примерная рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ». 10-11 классы (базовый уровень) / сост. Семенова О.И., Тюрикова О.Д., Корнев М.Н., Шилова Ю.В., Глухова М.В., Зоненко Т.В., Конюшок Т.В. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». - Донецк: Истоки, 2021. – 85 с.» и рассчитано на изучение в 10-11 классах общеобразовательных организаций базовый вариант - общий объем 140 учебных часов, в том числе:
класс – 70 учебных часа (2 часа в неделю),
класс – 70 учебных часа (2 часа в неделю).
Согласно примерному учебному плану среднего общего образования в 2021/2022 учебном году количество учебных недель составляет 34.
Примерное календарно-тематическое планирование рассчитано на использование учебных пособий:
Семакин И. Г. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса /И.Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 264 с.
Семакин И. Г. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса /И.Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 224 с.
Приоритетными направлениями изучения в курсе «Информатика и ИКТ» на базовом уровне в старших классах выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая часть курса направлена на совершенствование обучающимися навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации обучающихся, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Выполнение обучающимися практических заданий на компьютере является важной составляющей урока информатики и ИКТ. Их цель может быть разной: формирование положительной мотивации и актуализация знаний; формирование умений, навыков и способностей; текущее оценивание учебных достижений учеников и т.п. Содержание всех практических работ должно быть подобрано так, чтобы продолжительность их выполнения соответствовала санитарно-гигиеническим нормам относительно продолжительности непрерывной работы за компьютером обучающихся этой возрастной категории.
Обязательными условиями обучения является наличие компьютерного класса и установленного программного обеспечения (ориентировочный перечень программ приведен ниже). Компьютерная техника должна использоваться на каждом уроке.
При изучении предмета каждый урок проводится с использованием компьютеров и должен быть обеспечен доступ каждого обучающегося к отдельному компьютеру, поэтому на каждом уроке классы делятся на подгруппы так, чтобы каждый обучающийся был обеспечен индивидуальным рабочим местом за компьютером, но не менее чем 8 обучающихся в подгруппе.
Желательным условием является наличие в школе скоростного канала подключения к Интернету (от 1 Мб). Если такого канала не существует, нужно организовать работу с имитационным программным обеспечением.
Каждый урок предмета «Информатика и ИКТ» должен содержать учебную практическую часть.
Цели обучения
Цель обучения предмету «Информатика и ИКТ» на базовом и углубленном уровнях среднего общего образования – обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, готового к работе в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагает поддержку профильных учебных предметов.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у обучающихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространёнными прикладными пакетами;
освоить основные приёмы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего полного образования.
Предметные результаты освоения образовательной программы предмета «Информатика и ИКТ» на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным предметом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Рассматривается 3 варианта курса:
(базовый) вариант рассчитан на примерный учебный план среднего общего образования для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики объёмом 140 учебных часов за два года обучения (70 часов + 70 часов, 2 часа в неделю);
При использовании базового варианта изучения предмета обучающиеся имеют возможность изучать дополнительные разделы углубленного курса самостоятельно под руководством учителя.
Содержание Примерной рабочей программы по предмету «Информатика и ИКТ» осваивается как в рамках отдельного школьного предмета с таким названием, так и в межпредметной проектной деятельности.
Ориентировочный перечень программного обеспечения, необходимого для успешного обучения по программе курса
Операционная система. | Windows, Linux |
Файловый менеджер | Проводник |
Растровый редактор | Paint, Paint.Net, Gimp |
3D-редактор | Blender - бесплатный 3D-редактор, Компас 3D LT V12 |
Простой текстовый редактор | Блокнот |
Мультимедиа проигрыватель | Windows Media, MS Producer,Movie Maker |
Программа для записи звука | Звукозапись |
Почтовый клиент | Outlook Express |
Веб-браузер | Internet Explorer, Opera, Chrome |
Антивирусная программа | Avast, Avira |
Программа-архиватор | WinRar |
Клавиатурный тренажер | Stamina |
Офисные приложения | Microsoft Office 2007-2010, Microsoft Word, OO Writer, PowerPoint, OO Impress, Microsoft Excel, OO Calc, Microsoft Access, OO Base, MS Publisher |
Средство для обработки аудио- и видеоданных и разработки мультимедийных презентаций | MS Producer, Movie Maker |
Система программирования | Free Pascal 2.4-2.6, MinGW Studio 2.05, Code Blocks 10.05, Python IDLE 3.2.3, Wing IDE 4.1.7 (или более поздних версий) |
Компиляторы и/или интерпретаторы языков программирования Pascal, С++, Python | Free Pascal 2.6.0-9, GNU C 4.7.2, GNU C++ 4.7.2 и интерпретатор Python 3.2.3 (или более поздних версий) |
*
Если в перечне указано несколько программ одного типа, то это означает, что можно использовать любую из них, по выбору учителя. Планируемые РЕЗУЛЬТАТы ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА и ИКТ»
В результате изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации;
строить логическое выражение по заданной таблице истинности;
находить оптимальный путь во взвешенном графе;
определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);
использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;
аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;
создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств;
применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;
переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;
строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах;
понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных;
использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы;
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу;
применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных;
классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
понимать общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений; создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
Распределение учебных часов на изучение тем программы по курсу «Информатика и ИКТ» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Базовый вариант (2 часа в неделю)
10 класс
№ | Тема | Количество часов | Количество практических работ |
Введение. Информация | 18 | |
1. | Введение. Структура информатики. Информация | 1 | |
2. | Представление информации | 3 | 1 |
3. | Измерение информации | 4 | 1 |
4. | Представление чисел в компьютере | 4 | 1 |
5. | Логические основы компьютеров | 2 | |
6. | Представление текста, изображения и звука в компьютере | 4 | 2 |
Информационные процессы | 17 | |
7. | Процессы хранения и передачи информации | 2 | |
8. | Обработка информации и алгоритмы | 4 | 1 |
9. | Автоматическая обработка информации | 4 | 1 |
10. | Информационные процессы в компьютере | 3 | |
11. | Базовая система ввода/вывода. Оценка параметров компьютера | 2 | |
12. | Проект: «Выбор конфигурации компьютера». Проект: «Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации» | 2 | |
Алгоритмизация и программирование | 33 | |
13. | Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование | 2 | |
14. | Программирование линейных алгоритмов | 2 | 1 |
15. | Логические величины и выражения, программирование ветвлений | 4 | 1 |
16. | Программирование циклов | 4 | 1 |
17. | Подпрограммы | 4 | 1 |
18. | Работа с массивами | 6 | 1 |
19. | Работа с символьной информацией | 4 | 1 |
20. | Организация ввода-вывода с использованием файлов | 3 | |
21. | Комбинированный тип данных | 4 | |
| Резерв часа: | 2 | |
Всего: | 70 | 13 |
11 класс
№ | Тема | Количество часов | Количество практических работ |
Информационные системы и базы данных | 22 | |
1. | Системный анализ | 4 | 1 |
2. | Проект: «Проектные задания по системологии» | 2 | |
3. | Базы данных | 14 | 5 |
4. | Проект: «Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных» | 2 | |
Информационно-коммуникационные технологии | 11 | |
5. | Компьютерные сети. Организация и услуги Интернет | 4 | 2 |
6. | Основы сайтостроения | 5 | 2 |
7. | Проект: «Разработка сайта» | 2 | |
Информационное моделирование | 16 | |
8. | Компьютерное информационное моделирование | 2 | |
9. | Моделирование зависимостей между величинами | 2 | |
10. | Модели статистического прогнозирования | 3 | 1 |
11. | Моделирование корреляционных зависимостей | 3 | 1 |
12. | Модели оптимального планирования | 3 | 1 |
13. | Проект: «Получение регрессионных зависимостей». Проект: «Корреляционные зависимости». Проект: «Оптимальное планирование» | 3 | |
Использование программных систем и сервисов | 10 | |
14. | Подготовка текстов и демонстрационных материалов | 2 | |
15. | Работа с аудиовизуальными данными | 2 | |
16. | Автоматизированное проектирование | 1 | |
17. | 3D-моделирование | 4 | |
18. | Системы искусственного интеллекта и машинное обучение | 1 | |
Социальная информатика | 8 | |
19. | Информационное общество | 1 | |
20. | Информационное право и безопасность | 1 | |
21. | Нормативные правовые документы Донецкой Народной Республики о регулировании отношений в информационном пространстве. | 2 | |
22. | Проект: «Подготовка реферата по социальной информатике» | 4 | |
Резерв часа: | 3 | |
Всего: | 70 | 13 |
Календарно-тематическое планирование
Базовый уровень
10 класс
(70 часов учебного времени; 2 часа в неделю)
№ | Дата | Тема урока | Домашнее задание | Учебные достижения обучающихся |
| план | факт | | | |
Введение. Информация (18 часов) |
Тема 1. Введение. Структура информатики. Информация (1 час) |
| | | Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Введение в информатику | Прочитать Введение с. 5-10, Учить § 1 с. 11-14 | Обучающиеся должны знать: в чём состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах; из каких частей состоит предметная область информатики; три философские концепции информации; понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации. Обучающиеся должны уметь: соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН. |
Тема 2. Представление информации (3 часа) |
| | | Структура информации | Учить § 2 с. 15-20 | Обучающиеся должны знать: что такое язык представления информации; какие бывают языки; понятия «кодирование» и «декодирование» информации; примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо; понятия «шифрование», «дешифрование». Обучающиеся должны уметь: использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов; находить оптимальный путь во взвешенном графе; Обучающийся получит возможность научиться: строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано. |
| | | Представление информации | Учить § 2 с. 15-20 |
| | | Преобразование информации на основе формальных правил. Практическая работа № 1. Кодирование информации | Учить § 2 с. 15-20 |
Тема 3. Измерение информации (4 часа) |
| | | Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации | Учить § 3 | Обучающиеся должны знать: сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации; определение бита с алфавитной точки зрения; связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов); связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб; сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации; определение бита с позиции содержания сообщения. Обучающиеся должны уметь: решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной точки зрения (в приближении равной вероятности символов); решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении); выполнять пересчет количества информации в разные единицы. |
| | | Содержательный подход к измерению информации | Учить § 4 |
| | | Практическая работа № 2. Измерение информации | Повторить § 3-4 |
| | | Пересчет количества информации в разные единицы | |
Тематическое оценивание по темам «Введение. Структура информатики. Информация», «Представление информации», «Измерение информации» |
Тема 4. Представление чисел в компьютере (4 часа) |
| | | Представление чисел в компьютере | Учить § 5 | Обучающиеся должны знать: основные принципы представления данных в памяти компьютера; представление целых чисел; диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком; принципы представления вещественных чисел. Обучающиеся должны уметь: получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера; определять по внутреннему коду значение числа. Обучающийся получит возможность научиться: переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. |
| | | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | Учить § 5 |
| | | Компьютерное представление целых и вещественных чисел | Учить § 5 |
| | | Практическая работа № 3. Представление чисел | Повторить § 5 |
Тема 5. Логические основы компьютеров (2 часа) |
| | | Логические операции | | Обучающиеся должны знать: основные логические операции и законы; понятие таблиц истинности и правила их формирования; основные логические элементы компьютера и правила их использования. Обучающиеся должны уметь: строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать задачи на использование логических операций и таблиц истинности. Обучающийся получит возможность научиться: выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики. |
| | | Построение логического выражения | |
Тема 6. Представление текста, изображения и звука в компьютере (4 часа) |
| | | Представление текстовой информации в компьютере. Практическая работа № 4. Представление текстов. Сжатие текстов | Учить § 6 с. 43-45 | Обучающиеся должны знать: способы кодирования текста в компьютере; способы представление изображения; цветовые модели; в чем различие растровой и векторной графики; способы дискретного (цифрового) представление звука. Обучающиеся должны уметь: вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета; определять информационный объем графических данных; вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи. |
| | | Представление изображений в памяти компьютера | Учить § 6 с. 45-49 |
| | | Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики. Представление звуковой информации | Учить § 6 с. 49-51 |
| | | Понятие о методах сжатия данных. Практическая работа № 5. Представление изображений и звука | |
Тематическое оценивание по темам «Представление чисел в компьютере», «Представление текста, изображения и звука в компьютере» |
Информационные процессы (17 часов) |
Тема 7. Процессы хранения и передачи информации (2 часа) |
| | | Хранение и передача информации | Учить § 7 | Обучающиеся должны знать: историю развития носителей информации; современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики; модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи; основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность; понятие «шум» и способы защиты от шума. Обучающиеся должны уметь: сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам; рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи. |
| | | Передача информации. Организация хранения и обработки данных | Учить § 8 |
Тема 8. Обработка информации и алгоритмы (4 часа) |
| | | Обработка информации | Учить § 9 с 64-66 | Обучающиеся должны знать: основные типы задач обработки информации; понятие исполнителя обработки информации; понятие алгоритма обработки информации. Обучающиеся должны уметь: |
| | | Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации | Учить § 9 с 67-68 |
| | | Составление алгоритма управления работой исполнителя | Повторить § 9 |
| | | Практическая работа № 6. Составление алгоритма управления работой исполнителя | |
Тема 9. Автоматическая обработка информации (4 часа) |
| | | Автоматизированная обработка данных | Учить § 10 | Обучающиеся должны знать: что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов; определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной; устройство и систему команд алгоритмической машины Поста. Обучающиеся должны уметь: |
| | | «Алгоритмические машины» в теории алгоритмов. | Учить § 10 |
| | | Составление алгоритмов для управления машиной Поста | Повторить § 10 |
| | | Практическая работа № 7. Автоматическая обработка данных | |
Тема 10. Информационные процессы в компьютере (3 часа) |
| | | Информационные процессы в компьютере | Учить § 11 | Обучающиеся должны знать: понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; этапы истории развития ЭВМ; что такое неймановская архитектура ЭВМ; для чего используются периферийные процессоры (контроллеры); архитектуру персонального компьютера; основные принципы архитектуры суперкомпьютеров. Обучающиеся должны уметь: аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами; использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Обучающийся получит возможность научиться: |
| | | Этапы истории развития ЭВМ. Классификация и назначения аппаратных средств. Различные виды ПО и их назначение | Учить § 11 |
| | | Прикладные компьютерные программы | |
Тема 11. Базовая система ввода/вывода. Оценка параметров компьютера (2 часа) |
| | | Процедура первоначальной загрузки компьютера | Учить справочный материал Работы 2.4 с. 225-228 | Обучающиеся должны знать: процедуру первоначальной загрузки компьютера; назначение BIOS; основные приемы настройки BIOS. Обучающиеся должны уметь: определить тип и версию BIOS; установить порядок загрузки компьютера; использовать служебные программы и утилиты и с их помощь определять характеристики компьютера, производить тестирование устройств. |
| | | Средства тестирования компьютера | Учить справочный материал Работы 2.4 с. 228 |
Тема 12. Проект (2 часа) |
| | | Работа над проектом «Выбор конфигурации компьютера» | Учить справочный материал Работы 2.3 | Обучающиеся должны знать: технические характеристики устройств персонального компьютера; номенклатуру и символику; принципы комплектации ПК; Обучающиеся должны уметь: подобрать комплектующие устройства для ПК, предназначенного для решения определенного круга задач; использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. |
| | | Работа над проектом «Инсталляция и деинсталляция программных средств» | |
Тематическое оценивание по темам «Процессы хранения и передачи информации», «Обработка информации и алгоритмы», «Автоматическая обработка информации», «Информационные процессы в компьютере», «Базовая система ввода/вывода. Оценка параметров компьютера» |
Алгоритмизация и программирование (33 часа) |
Тема 13. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование (2 часа) |
| | | Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование | Учить § 12 | Обучающиеся должны знать: этапы решения задачи на компьютере; что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя; какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов; система команд компьютера; классификация структур алгоритмов; основные принципы структурного программирования. Обучающиеся должны уметь: описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке; выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц. |
| | | Основные принципы структурного программирования | Учить § 13 |
Тема 14. Программирование линейных алгоритмов (2 часа) |
| | | Структура программы на Паскале. Элементы языка Паскаль и типы данных | Учить § 14-16 | Обучающиеся должны знать: систему типов данных в Паскале; операторы ввода и вывода; правила записи арифметических выражений на Паскале; оператор присваивания; структуру программы на Паскале. Обучающиеся должны уметь: |
| | | Оператор присваивания Операторы ввода и вывода. Практическая работа № 8. Программирование линейных алгоритмов | Учить § 17 |
Тема 15. Логические величины и выражения, программирование ветвлений (4 часа) |
| | | Логические величины, операции, выражения | Учить § 18 | Обучающиеся должны знать: логический тип данных, логические величины, логические операции; правила записи и вычисления логических выражений; условный оператор IF; оператор выбора select case. Обучающиеся должны уметь: |
| | | Условный оператор IF | Учить § 19 |
| | | Оператор выбора select case | Учить § 19 |
| | | Практическая работа № 9. Решение задач с использованием условного оператора и оператора select case | Учить § 20 |
Тема 16. Программирование циклов (4 часа) |
| | | Циклические алгоритмы. Цикл с предусловием и с постусловием | Учить § 21 | Обучающиеся должны знать: различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием; различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом; операторы цикла while и repeat-until; оператор цикла с параметром for; порядок выполнения вложенных циклов. Обучающиеся должны уметь: программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром; программировать итерационные циклы; программировать вложенные циклы. Обучающийся получит возможность научиться: понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти). |
| | | Операторы цикла while и repeat – until. Оператор цикла с параметром for | Учить § 21 |
| | | Цикл с заданным числом повторений. Итерационный цикл | Учить § 22 |
| | | Порядок выполнения вложенных циклов. Практическая работа № 10. Решение задач с использованием операторов цикла | Учить § 22 |
Тематическое оценивание по темам «Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование», «Программирование линейных алгоритмов», «Логические величины и выражения, программирование ветвлений», «Программирование циклов» |
Тема 17. Подпрограммы (4 часа) |
| | | Правила описания и использования подпрограмм-функций | Учить § 23 | Обучающиеся должны знать понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы; правила описания и использования подпрограмм-функций; правила описания и использования подпрограмм-процедур. Обучающиеся должны уметь: выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы; описывать функции и процедуры на Паскале; записывать в программах обращения к функциям и процедурам. |
| | | Подпрограммы-процедуры | Учить § 23 |
| | | Практическая работа № 11. Решение задач с использованием процедур и функций | |
| | | Решение задач с использованием процедур и функций | |
Тема 18. Работа с массивами (6 часов) |
| | | Массивы | Учить § 24 | Обучающиеся должны знать правила описания массивов на Паскале; правила организации ввода и вывода значений массива; правила программной обработки массивов. Обучающиеся должны уметь: составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива и др.; читать и понимать несложные программы. |
| | | Программная обработка массивов | Учить § 26 |
| | | Программная обработка массивов | |
| | | Сортировка массива | Учить § 26 |
| | | Практическая работа № 12. Решение задач на обработку массивов | |
| | | Решение задач на обработку массивов. | |
Тематическое оценивание по темам «Подпрограммы», «Работа с массивами» |
Тема 19. Работа с символьной информацией (4 часа) |
| | | Символьный и строковый типы данных | Учить § 27 | Обучающиеся должны знать: правила описания символьных величин и символьных строк; основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией. Обучающиеся должны уметь: |
| | | Решение задач с использованием символьных величин и строк символов | Учить § 28 |
| | | Практическая работа № 13. Решение задач с использованием символьных величин и строк символов | |
| | | Решение задач с использованием символьных величин и строк символов | |
Тема 20. Организация ввода-вывода с использованием файлов (3 часа) |
| | | Работа с файлами. Организация ввода-вывода с использованием файлов | Учить § 25 | Обучающиеся должны знать: понятие файла, текстовый тип данных. Обучающиеся должны уметь: пользоваться средствами обработки файлов; решать задачи с использованием файлового ввода-вывода данных. |
| | | Решение задач с использованием ввода-вывода из файлов | |
| | | Решение задач с использованием ввода-вывода из файлов | |
Тема 21. Комбинированный тип данных (4 часа) |
| | | Комбинированный тип данных. Описание, применение | Учить § 29 | Обучающиеся должны знать: понятие комбинированного типа данных; правила описания данных комбинированного типа. Обучающиеся должны уметь: описывать данные комбинированного типа; решать задачи с использованием комбинированного типа данных. |
| | | Операции над записями | Учить § 29 |
| | | Решение задач с использованием комбинированного типа данных | |
| | | Решение задач с использованием комбинированного типа данных и текстовых файлов | |
Тематическое оценивание по темам «Работа с символьной информацией», «Организация ввода-вывода с использованием файлов», «Комбинированный тип данных» |
69; 70. | | | Резерв часа (2 часа) | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Базовый вариант
11 класс
(67 часов + 3 часа резервного учебного времени; 2 часа в неделю)
№ | Дата | Тема урока | Домашнее задание | Учебные достижения обучающихся |
| план | факт | | | |
Информационные системы и базы данных (22 часа) |
Тема 1. Системный анализ (4 часа) |
1. | | | Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Понятие системы. Структура системы. Системный подход | §1 | Обучающиеся должны знать: основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема; основные свойства систем: целесообразность, целостность; что такое «системный подход» в науке и практике; чем отличаются естественные и искусственные системы; какие типы связей действуют в системах; роль информационных процессов в системах; состав и структуру систем управления; классификацию информационных систем. Обучающиеся должны уметь: приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.); анализировать состав и структуру систем; различать связи материальные и информационные. |
2. | | | Системный анализ. Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы | §3 |
3. | | | Классификация информационных процессов. Управление системой как информационный процесс | §4 |
4. | | | Практическая работа № 1. Модели систем | §2 |
Тема 2. Проект (2 часа) |
5. | | | Работа над проектными заданиями по системологии | стр. 166-167 | Обучающиеся должны уметь: проводить системный анализ предметной области; анализировать состав и структуру систем; построить структурную модель. |
6. | | | Работа над проектными заданиями по системологии | стр. 166-167 |
Тематическое оценивание по теме «Системный анализ» |
Тема 3. Базы данных (14 часов) |
7. | | | База данных – основа информационной системы. Виды моделей БД | §5 | Обучающиеся должны знать: что такое база данных (БД); основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ; определение и назначение СУБД; основы организации многотабличной БД; что такое схема БД; что такое целостность данных; этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД; структуру команды запроса на выборку данных из БД; организацию запроса на выборку в многотабличной БД; основные логические операции, используемые в запросах; правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов. Обучающиеся должны уметь: создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД; реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов; реализовывать запросы со сложными условиями выборки; создавать формы и отчёты; выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов. Обучающийся получит возможность научиться: выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов. |
8. | | | Системы управления базами данных. Реляционная модель данных | §5 |
9. | | | Многотабличные базы данных. Схема БД. Связанные таблицы. Целостность данных | §6 |
10. | | | Этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД | §7 |
11. | | | Практическая работа № 2. Создание базы данных с помощью СУБД | Стр. 173-176 |
12. | | | Запросы как приложения информационной системы | §8 |
13. | | | Понятие запроса. Создание запросов на выборку данных | §8 |
14. | | | Практическая работа № 3. Реализация простых запросов с помощью конструктора | Стр. 178-182 |
15. | | | Основные логические операции, используемые в запросах | §9 |
16. | | | Правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов | §9 |
17. | | | Практическая работа № 4. Работа с формой | Стр. 182-186 |
18. | | | Практическая работа № 5. Реализация сложных запросов | Стр. 186-188 |
19. | | | Создание отчётов | §9 |
20. | | | Практическая работа № 6. Создание отчётов | стр. 182-186 |
Тема 4. Проект (2 часа) |
21. | | | Проект. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных | стр. 176-192 | |
22. | | | Проект. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных | стр. 176-192 |
Тематическое оценивание по теме «Базы данных» |
Информационно-коммуникационные технологии (11 часов) |
Тема 5. Компьютерные сети. Организация и услуги интернет (4 часа) |
23. | | | Интернет как информационная система. Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры. Аппаратные компоненты компьютерных сетей | §10, §11 стр. 193-195 | Обучающиеся должны знать: назначение коммуникационных служб Интернета; назначение информационных служб Интернета; что такое прикладные протоколы; основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес; что такое поисковый каталог: организация, назначение; что такое поисковый указатель: организация, назначение; назначение геолокационных сервисов реального времени; возможности облачных версий прикладных программных систем; направления развития Интернета: мобильность, облачные технологии, виртуализация, социальные сервисы, доступность; что такое технология «Интернета вещей». Обучающиеся должны уметь: работать с электронной почтой; извлекать данные из файловых архивов; осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей; сохранять информацию с загруженных web-страниц; использовать облачные версии прикладных программных систем.сохранять информацию с загруженных web-страниц; использовать облачные версии прикладных программных систем. |
24. | | | Информационные сервисы сети Интернет. Практическая работа № 7. Работа с электронной почтой | §10, §11 стр. 195-201 |
25. | | | Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Практическая работа № 8. Работа с поисковыми системами, сохранение информации с Web-страниц | §12 |
26. | | | Другие виды деятельности в сети Интернет. Сервисы Интернета. Геолокационные сервисы реального времени. | |
Тема 6. Основы сайтостроения (5 часов) |
27. | | | Web-сайт – гиперструктура данных. Инструментальные средства создания Web-сайтов | §13 | Обучающиеся должны знать: какие существуют средства для создания web-страниц; в чём состоит проектирование web-сайта; понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений; что значит опубликовать web-сайт. Обучающиеся должны уметь: |
28. | | | Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Язык гипертекстовой разметки | §13, 14 |
29. | | | Проектирование Web-сайта. Размещение Web-сайта на сервере. Создание таблиц и списков на странице | §14 |
30. | | | Практическая работа № 9. Создание Web-страницы | §15 |
31. | | | Практическая работа № 10. Создание Web-сайта с помощью редактора сайтов | §15 |
Тема 7. Проект (2 часа) |
32. | | | Проект. Разработка сайта | Стр. 201-209 | Обучающиеся должны уметь: Обучающийся получит возможность научиться: понимать общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений; создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения информационной безопасности. |
33. | | | Проект. Разработка сайта | Стр. 201-209 |
Тематическое оценивание по темам «Компьютерные сети. Организация и услуги интернет», «Основы сайтостроения» |
Информационное моделирование (16 часов) |
Тема 8. Компьютерное информационное моделирование (2 часа) |
34. | | | Информационное моделирование. Информационные модели. Виды моделей. Формы представления моделей. Объекты. Этапы построения моделей | §16 | Обучающиеся должны знать: понятие модели; понятие информационной модели; этапы построения компьютерной информационной модели. Обучающиеся должны уметь: использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов. Обучающийся получит возможность научиться: разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу. |
35. | | | Формализация как важнейший этап моделирования. Компьютерное моделирование и его виды. Структурирование данных | §16 |
Тема 9. Моделирование зависимостей между величинами (2 часа) |
36. | | | Математическая модель. Величины и зависимости между ними. Табличные и графические модели | §17 | Обучающиеся должны знать: понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины; что такое математическая модель; формы представления зависимостей между величинами. Обучающиеся должны уметь: |
37. | | | Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами | §17 |
Тема 10. Модели статистического прогнозирования (3 часа) |
38. | | | Модели статистического прогнозирования | §18 | Обучающиеся должны знать: для решения, каких практических задач используется статистика; что такое регрессионная модель; как происходит прогнозирование по регрессионной модели. Обучающиеся должны уметь: используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов; осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели. |
39. | | | Регрессионная модель. Практическая работа № 11 (1 часть). Получение регрессионных моделей в табличном процессоре | §18 Стр. 209-211 |
40. | | | Практическая работа № 11 (2 часть). Прогнозирование в табличном процессоре | Стр. 211-212 |
Тематическое оценивание по темам «Компьютерное информационное моделирование», «Моделирование зависимостей между величинами», «Модели статистического прогнозирования» |
Тема 11. Моделирование корреляционных зависимостей (3 часа) |
41. | | | Корреляционное моделирование. Корреляционная зависимость | §19 | Обучающиеся должны знать: что такое корреляционная зависимость; что такое коэффициент корреляции; какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа. Обучающиеся должны уметь: |
42. | | | Корреляционный анализ. Коэффициент корреляции. Практическая работа № 12. Расчёт корреляционных зависимостей в табличном процессоре | §19 Стр. 213-215 |
43. | | | Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике | §19 |
Тема 12. Модели оптимального планирования (3 часа) |
44. | | | Модели оптимального планирования. Стратегическая цель планирования | §20 | Обучающиеся должны знать: что такое оптимальное планирование; что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов; что такое стратегическая цель планирования, какие условия для нее могут быть поставлены; в чём состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана; какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования. Обучающиеся должны уметь: решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора. |
45. | | | Задача линейного программирования для нахождения оптимального плана | §20 |
46. | | | Возможности табличного процессора для решения задачи линейного программирования. Практическая работа № 13. Решение задачи оптимального планирования в табличном процессоре | §20 Стр. 216-220 |
Тема 13. Проект (3 часа) |
47. | | | Проектное задание на получение регрессионных зависимостей | стр. 213 | Обучающиеся должны уметь: использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации. |
48. | | | Проектное задание по теме «Корреляционные зависимости» | стр. 215-216 |
49. | | | Проектное задание по теме «Оптимальное планирование» | стр. 220-223 |
Тематическое оценивание по темам «Моделирование корреляционных зависимостей», «Модели оптимального планирования» |
Использование программных систем и сервисов (10 часов) |
Тема 14. Подготовка текстов и демонстрационных материалов (2 часа) |
50. | | | Знакомство с компьютерной вёрсткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста. Программы синтеза и распознавания устной речи | | Обучающиеся должны уметь: создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств. |
51. | | | Средства поиска и автозамены. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Стандарты библиографических описаний. Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы | |
Тема 15. Работа с аудиовизуальными данными (2 часа) |
52. | | | Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств. Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений | | Обучающиеся должны знать: Обучающиеся должны уметь: создавать и преобразовывать аудиовизуальные объекты; вводить изображения с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.); обрабатывать изображения и звук с использованием интернет- и мобильных приложений; использовать мультимедийные онлайн-сервисы для разработки презентаций проектных работ. |
53. | | | Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети | |
Тема 16. Автоматизированное проектирование (1 час) |
54. | | | Представление о системах автоматизированного проектирования. Создание чертежей типовых деталей и объектов | | Обучающиеся должны знать: |
Тема 17. 3D-моделирование (4 часа) |
55. | | | Принципы построения и редактирования трехмерных моделей | | Обучающиеся должны знать: пользовательский интерфейс используемого программного средства; условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; основные принципы работы с 3D-объектами; технику редактирования 3D-объектов; аддитивные технологии. Обучающиеся должны уметь: Обучающийся получит возможность научиться: создавать собственную 3D-сцену; создавать и применять материалы и текстуры; использовать источники света в сцене. |
56. | | | Сеточные модели. Материалы | |
57. | | | Моделирование источников освещения. Камеры | |
58. | | | Аддитивные технологии (3D-принтеры) | |
Тема 18. Системы искусственного интеллекта и машинное обучение (1 час) |
59. | | | Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания. Искусственный интеллект | | Обучающиеся должны знать: |
Тематическое оценивание по темам раздела «Использование программных систем и сервисов» |
Социальная информатика (8 часов) |
Тема 19. Информационное общество (1 час) |
60. | | | Информационная цивилизация. Информационное общество. Информационные ресурсы общества. Информационные услуги. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы | §21, §22 | Обучающиеся должны знать: что такое информационные ресурсы общества; из чего складывается рынок информационных ресурсов; что относится к информационным услугам; в чём состоят основные черты информационного общества; причины информационного кризиса и пути его преодоления; какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества. |
Тема 20. Информационное право и безопасность (1 час) |
61. | | | Информационная культура. Социальные сети. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. АИС | | Обучающиеся должны уметь: основные законодательные акты в информационной сфере; суть Доктрины информационной безопасности. Обучающиеся должны уметь: соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности; использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ; критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет. |
Тема 21. Нормативные правовые документы Донецкой Народной Республики о регулировании отношений в информационном пространстве (2 часа) |
62. | | | Информационная безопасность. Основные законодательные акты в информационной сфере | §23, §24 | Обучающиеся должны знать: Обучающиеся должны уметь: анализировать нормативные правовые документы; анализировать и обобщать информацию; форматировать электронные документы в соответствии с требованиями законодательства Донецкой Народной Республики. |
63. | | | Законы ДНР. Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения | §23, §24 |
Тема 22. Подготовка реферата по социальной информатике (4 часа) |
64. | | | Работа над рефератом по выбранной теме | | |
65. | | | Поиск информации, графического оформления | |
66. | | | Написание основной части реферата | |
67. | | | Оформление документа согласно требованиям. Защита | |
Тематическое оценивание по темам раздела «Социальная информатика» |
Резерв часа (3 часа) |
9