СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс, УМК Л. Ф. Климановой, «Перспектива»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной, УМК «Перспектива».

Программа разработана в соответствии с ООП НОО и  Учебным планом МАОУ  НОШ №53 .

На изучение литературного чтения в начальной школе отводится всего 375 ч.

В 4 классе на предмет «Литературное чтение» отводится 102 часа, в том числе,  вариативная часть представлена внутрипредметным модулем «Литературное краеведение» - 20 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс, УМК Л. Ф. Климановой, «Перспектива»»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной, УМК «Перспектива».

Программа разработана в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ №53 .

На изучение литературного чтения в начальной школе отводится всего 375 ч.

В 4 классе на предмет «Литературное чтение» отводится 102 часа, в том числе, вариативная часть представлена внутрипредметным модулем «Литературное краеведение» - 20 часов.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты

1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты

  1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

  1. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

  2. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

  3. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

  4. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.

  5. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

  6. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.


Предметные результаты


Ученик научится:

  • читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 90 слов в минуту;

  • читать про себя произведения различных жанров;

  • читать текст выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;

  • отличать особенности произведений различных жанров: сказки (элементы чудесного, волшебные предметы, волшебные события), стихотворения, басни;

  • будут знать наизусть 10-12 стихотворений;

  • выражать своё отношение к прочитанному, как к произведению словесного искусства;

  • находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;

  • находить метафоры и сравнения на примере загадки;

  • различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии их авторов;

  • пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;

  • соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;

  • составлять план, озаглавливать текст;

  • различать художественный и научно-познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям;

  • пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;

  • находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;

  • соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;

  • находить в произведениях слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;

  • пользоваться ориентировочно-справочным аппаратом учебника (оглавление, вопросы, задания, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);

  • выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на фамилию автора, заглавие и тематику книг;

  • определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие.

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • осознанно воспринимать и оценивать специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступкам героев;

  • работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту);

  • работать со словарями: находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.

В области коммуникативных учебных действий:

  • работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

  • выполнять работу по цепочке;

• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

• использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться проверять выполненную работу, используя словари, художественную литературу, а также самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы

Ученик получит возможность научиться:

  • строить проект: определять его цель, план, результат, его связь с решением жизненно важных проблем ,представлять результаты.

  • собирать информацию в справочной литературе, интернет-источниках, видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

  • использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

  • проверять выполненную работу, используя словари, художественную литературу, а также самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы

Основные требования к предметным результатам обучающихся с ОВЗ по адаптированной программе


Учащиеся должны знать:

• 10—12 писателей (поэтов) и их произведения для детей;

• детские периодические издания;

• професии людей, занятых литературным трудом (писатель, поэт, драматург, журналист, корреспондент, режиссер, актер, редактор);

• наизусть 10-12 стихотворений (в том числе о разных временах года).

Учащиеся должны уметь:

• читать вслух сознательно, правильно, выразительно и достаточно бегло, с соблюдением норм орфоэпии текст в темпе 70—80 слов в минуту;

• осознанно читать про себя текст любого объема и жанра;

• передавать при чтении различными выразительными средствами, громкость, тон, мелодика, паузы, логические ударения) отношение к прочитанному, к событиям, поступкам героев, фактам — по заданию учителя и по личной инициативе;

• давать подробный, выборочный и краткий пересказ прочитанного;

• воспроизводить содержание текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения, с заменой диалога повествованием;

• понимать эмоциональное состояние персонажей, отзываться эмоционально на содержание прочитанного;

• выбирать героев произведений в качестве образца для подражания, рассуждать на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»;

• замечать особенности речи действующих лиц, определять свое отношение к событиям и персонажам;

• различать в тексте, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности (сравнения, эпитеты, метафоры, фразеологические обороты — употребления терминов);

• составлять творческие рассказы или описывать (устно) эпизоды с изменением лица рассказчика, от имени одного из героев с вымышленным вставным или заключительным эпизодом, сказочные тексты;

• практически различать жанры художественных произведений, (стихотворение, басня, сказка, рассказ) и произведения народного творчества (сказки, пословицы, песенки, загадки); отличать книгу художественную, научную, учебную; связный текст от набора предложений;

• слушать учителя и одноклассников при чтении художественных произведений, замечать ошибки свои и одноклассников в процессе чтения;

• делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и текста в целом;

• ориентироваться в книге (титульный лист, оглавление, предисловие, иллюстрации, абзац, красная строка), пользоваться оглавлением и сносками



  1. Содержание учебного предмета

Основные задачи реализации содержания: формирование читательской деятельности, интереса к самостоятельному чтению, осознания его важности для саморазвития; пропедевтика литературоведческих понятий; развитие коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч.)

Вводный урок по курсу литературного чтения. Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника

Книги в мировой культуре (4 ч.)

Расширение читательского кругозора. Учить рассуждать о роли книги в мировой культуре, представлять свои рассказы по этой теме в группе

Знакомство с «Повестью временных лет» летописца Нестора. Понимание необходимости знания истории, исторических произведений. Знакомство с отрывком из очерка «Как я учился» М. Горького. Роль чтения в жизни человека. Составление текста о своей домашней библиотеке. История создания книги. Анализ прочитанного текста. Самостоятельное составление краткой аннотации Знакомство с текстом о древних книгах. Что такое синквейн. Умение составлять синквейн о прочитанном произведении Правила выбора книги в библиотеке. Правила посещения библиотеки. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги. Развитие художественно-творческих способностей. Умение создавать собственный текст на основе художественного произведения. Проверка умения работать с учебной книгой

Истоки литературного творчества (12 ч.)

Знакомство с новым разделом. Прогнозирование содержания раздела Знакомство с пословицами разных народов. Объяснение смысла пословиц. Письменный анализ одной из пословиц. Понимание исторического текста. Обогащение знаний о былинах. Работа над содержанием былин. Нахождение аналогий с реальными историческими событиями. Знакомство с текстом былины «Исцеление Ильи Муромца». Понимание исторического текста Знакомство с поэтическим текстом былины «Ильины три поездочки». Знакомство с прозаическим вариантом текста былины. Работа над содержанием былины. Составление синквейна об Илье Муромце Обогащение знаний о былинах. Составление рассказа о былинном герое по картине Знакомство с мифом Древней Греции. Прогнозирование его содержания. Умение находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Обобщение знаний о видах народных сказок, сказках о животных. Развитие умения проводить обобщения, делать выводы. Знакомство со сказками и притчами народов мира. Понимание поступков героев.

О Родине, о подвигах, о славе (10 ч.)

Знакомство с понятиями поступок, подвиг. Объяснение смысла пословиц о Родине Знакомство с произведениями о Родине. Сравнение произведений о Родине. Умение прогнозировать содержание произведений Знакомство с фотографией как источником получения информации. Воспитание патриотизма, чувства гордос-ти за свою Родину. Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию Сравнение произведений разных жанров

Жить по совести, любя друг друга (10 ч.)

Знакомство с новым разделом. Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, положительных качеств личности Продолжение работы по произведению А. Толстого. Деление текста на части, выделение главного. Расширить знаний детей о творчестве А.П. Гайдара. Уметь анализировать поступки героев. Воспитание интереса к возрождению тимуровского движения. Составление рассказа на за-данную тему.

Учить добру, коллективизму. Умение использовать пословицы в тексте, составлять план. Совершенствование творческих способностей учащихся. Упражнять в словесном рисовании

Знакомство с творчеством И. Пивоваровой. Уметь прогнозировать содержание произведения, составлять рассказ о героях, выражая свое отношение к ним. Многообразие детской литературы. Воспитание обучающихся на поступках героев – их сверстников.

Литературная сказка (18 ч.)

Знакомство с писателями – собирателями народных сказок. Жизнь и творчество авторов литературных сказок Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», «гордость» и «зависть» и показать, каким эмоциональным состоянием они соответствуют. Развивать чувство доброты, стимулировать желание оказать помощь Познакомить детей с творчеством Ш.Перро Различать положительных и отрицательных героев сказки. Выделять особенности сказки. Формирование основ читательской самостоятельности. Знакомство с творчеством И. Токмаковой. Характеризовать поступки героев.

Великие русские писатели (27 ч.)

Формулирование темы урока на основе ключевых слов, составлять план урока. Продолжить знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина Проявлять интерес к творчеству А.С. Пушкина, его биографии.

Видеть скрытый смысл, заключенный в сказках. Различие положительных и отрицательных героев. Характеристика главных героев, оценка их поступков .Прививать любовь к природе. Понимание стихов поэта. Учить определять основную мысль сочинения. Писать сочинение по личным впечатлениям.

Знакомство с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова. Учить сравнивать произведения литературы и живописи. Прививать любовь к русской поэзии. Объяснить, что такое песнь. Дать представление как выглядела Москва в те времена. Сравнение песни с былиной.

Продолжить знакомство с Отечественной войной 1812 года. Определить, какими чувствами проникнуто произведение .Расширить знания детей о поэте, его жизни и творчестве. Учить видеть прекрасное в окружении. Знакомство с жизнью и творчеством И.А. Бунина. Учить чувствовать поэтический мир.



Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого. Обсуждение вопросов, связанных с гуманным отношением к военнопленным. Помочь осознать, что война влечет за собой невосполнимые потери

Содержание внутрипредметного модуля «Литературное краеведение»

Цель модуля: углубление процесса восприятия художественного произведения; поддержка и развитие интереса к чтению; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами, знакомство с творчеством Калининградских поэтов и писателей.

Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» представлен в разделах:

1.Поэтическая тетрадь

Выразительное чтение; заучивание наизусть стихотворных текстов Калининградских поэтов: Прибрежной, Л. ,СамусевичА.Г., Сергеевой В. 


2.Погружение в историю

Подготовка рефератов, докладов, исследовательских работ на основе и по мотивам литературных произведений, различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием); анализ и интерпретация произведений Калининградских авторов: Серкова, И.С.,Шевцовой В. , Тихоновой Т., Сечко, Л. В., .В. Соловьева «Длинный день», «Сказки вокруг нас», «У привидения день рождения».


3.Рассказы о животных

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием); анализ и интерпретация произведений; составление планов и написание отзывов о произведениях; написание изложений с элементами сочинения; написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно – тематического содержания. Анализ произведений Калининградских авторов: Мотковой И. В., Шевцовой В. Е. ,Кудрявцевой З. М., Сергеевой В., Гусевой-Рыбниковой Е. А.

Тихоновой Т. Б. , Стручковой В. Е. 


4.Мир сказок и приключений

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием); анализ и интерпретация произведений; составление планов и написание отзывов о произведениях Калининградских авторов: Прибрежной Л., Колембет, Л. В.,Кудрявцевой З.М., Гусевой-Рыбниковой Е. А. 







3. Тематическое планирование


Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

1.

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названий разделов учебника, какие произведения будут изучаться


2.

Книги в мировой культуре

4

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация. Рассуждать о роли книги в мировой культуре. Читать вслух и про себя. Группировать высказывания по темам. Составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами. Участвовать в работе группе; отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений


3.

Истоки литературного творчества

12

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться .Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы. Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Читать вслух и про себя. Объяснять смысл пословиц. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов. Группировать пословицы и поговорки по темам. Составлять на основе пословицы письменный ответ на вопрос, какие ценности переданы в народной мудрости.


4.

О Родине, о подвигах, о славе

10

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл понятий: поступок, подвиг, объяснять значение этих понятий. Объяснять смысл пословиц. Строить высказывание на тему «Что для меня значит Родина». Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать произведения литературы и живописи. Читать вслух и про себя. Находить в научно-познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. Рассказывать о картине, об изображенном на ней событии. Называть особенности исторической песни. Определять ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

5.

Жить по совести, любя друг друга

10

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. Читать вслух и про себя.

Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. Характеризовать героев рассказа; называть их качества. Объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. Составлять текст по аналогии с данным. Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях. Соотносить содержание текста и пословицу. Определять тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг. Выявлять особенности юмористического текста. Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка


6.

Литературная сказка

18

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Определять тему и название выставки книг. Писать отзыв на книгу. Представлять книгу в группе; давать ей оценку. Выявлять особенности литературной сказки. Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки.  Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой. Выявлять особенности поэтического текста сказки. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Составлять аннотацию на книгу. Составлять каталог на определенную тему. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения


7.

Великие русские писатели

27

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться.

 Объяснять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности – олицетворение, эпитет, метафора, сравнение. Называть изученные произведения А.С. Пушкина.

 Читать вслух и про себя.

Выбирать стихи для выразительного чтения. Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме. Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». Сравнивать сюжет на-родной и сюжет литературной сказок.

Характеризовать героев сказки; называть качества их характера. 

Определять нравственный смысл сказочного текста.

Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке.

Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке.

Сравнивать литературные сказки. Сравнивать произведения живописи и литературы.

 Находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора.

Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.

Составлять рассказ по картине; представлять его в группе.

Выявлять особенности исторической песни. Читать по ролям.

Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов.

Готовить экскурсию по материалам содержания раздела.

Пересказывать тексты подробно и кратко. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.

Распределять роли.

Инсценировать  произведение.


8.

Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение»

20

Определять тему и название выставки книг. Писать отзыв на книгу. Представлять книгу в группе; давать ей оценку. Выявлять особенности литературной сказки. Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки.  Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро.



Итого

102




4.Формы контроля знаний:

входной контроль

самоконтроль — при введении нового материала,

взаимоконтроль — в процессе его отработки,

тематический контроль

промежуточный контроль, включающий административные контрольные работы за четверти,

итоговый контроль(годовая промежуточная аттестация)


5. Учебно - методическое обеспечение


Для учащихся

Для учителя

Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М. В. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2-х частях

Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 4 класс


Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М. В. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2-х частях

Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 4 класс

Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 4 класс

Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Уроки чтения. 4 класс

Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы, 1-4 класс

Полозова Т. Д. Как сформировать читательскую активность

Чутко Н. Г. Формирование познавательной активности младшего школьника. Книга для учителя


6. Список литературы


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство «Просвещение»

  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях.
    Издательство «Просвещение»

  3. Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». Издательство «Просвещение»

  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство «Просвещение»

  6. Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.

  7. Ковалева Г. С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях