Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной, УМК «Перспектива».
Программа разработана в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ №53 .
На изучение литературного чтения в начальной школе отводится всего 375 ч.
В 4 классе на предмет «Литературное чтение» отводится 102 часа, в том числе, вариативная часть представлена внутрипредметным модулем «Литературное краеведение» - 20 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
Ученик научится:
читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 90 слов в минуту;
читать про себя произведения различных жанров;
читать текст выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;
отличать особенности произведений различных жанров: сказки (элементы чудесного, волшебные предметы, волшебные события), стихотворения, басни;
будут знать наизусть 10-12 стихотворений;
выражать своё отношение к прочитанному, как к произведению словесного искусства;
находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;
находить метафоры и сравнения на примере загадки;
различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии их авторов;
пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;
соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
составлять план, озаглавливать текст;
различать художественный и научно-познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям;
пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;
находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;
соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;
находить в произведениях слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;
пользоваться ориентировочно-справочным аппаратом учебника (оглавление, вопросы, задания, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);
выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на фамилию автора, заглавие и тематику книг;
определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие.
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
осознанно воспринимать и оценивать специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступкам героев;
работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту);
работать со словарями: находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
В области коммуникативных учебных действий:
работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке;
• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
• использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться проверять выполненную работу, используя словари, художественную литературу, а также самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы
Ученик получит возможность научиться:
строить проект: определять его цель, план, результат, его связь с решением жизненно важных проблем ,представлять результаты.
собирать информацию в справочной литературе, интернет-источниках, видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
проверять выполненную работу, используя словари, художественную литературу, а также самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы
Основные требования к предметным результатам обучающихся с ОВЗ по адаптированной программе
Учащиеся должны знать:
• 10—12 писателей (поэтов) и их произведения для детей;
• детские периодические издания;
• професии людей, занятых литературным трудом (писатель, поэт, драматург, журналист, корреспондент, режиссер, актер, редактор);
• наизусть 10-12 стихотворений (в том числе о разных временах года).
Учащиеся должны уметь:
• читать вслух сознательно, правильно, выразительно и достаточно бегло, с соблюдением норм орфоэпии текст в темпе 70—80 слов в минуту;
• осознанно читать про себя текст любого объема и жанра;
• передавать при чтении различными выразительными средствами, громкость, тон, мелодика, паузы, логические ударения) отношение к прочитанному, к событиям, поступкам героев, фактам — по заданию учителя и по личной инициативе;
• давать подробный, выборочный и краткий пересказ прочитанного;
• воспроизводить содержание текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения, с заменой диалога повествованием;
• понимать эмоциональное состояние персонажей, отзываться эмоционально на содержание прочитанного;
• выбирать героев произведений в качестве образца для подражания, рассуждать на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»;
• замечать особенности речи действующих лиц, определять свое отношение к событиям и персонажам;
• различать в тексте, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности (сравнения, эпитеты, метафоры, фразеологические обороты — употребления терминов);
• составлять творческие рассказы или описывать (устно) эпизоды с изменением лица рассказчика, от имени одного из героев с вымышленным вставным или заключительным эпизодом, сказочные тексты;
• практически различать жанры художественных произведений, (стихотворение, басня, сказка, рассказ) и произведения народного творчества (сказки, пословицы, песенки, загадки); отличать книгу художественную, научную, учебную; связный текст от набора предложений;
• слушать учителя и одноклассников при чтении художественных произведений, замечать ошибки свои и одноклассников в процессе чтения;
• делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и текста в целом;
• ориентироваться в книге (титульный лист, оглавление, предисловие, иллюстрации, абзац, красная строка), пользоваться оглавлением и сносками
Содержание учебного предмета
Основные задачи реализации содержания: формирование читательской деятельности, интереса к самостоятельному чтению, осознания его важности для саморазвития; пропедевтика литературоведческих понятий; развитие коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч.)
Вводный урок по курсу литературного чтения. Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника
Книги в мировой культуре (4 ч.)
Расширение читательского кругозора. Учить рассуждать о роли книги в мировой культуре, представлять свои рассказы по этой теме в группе
Знакомство с «Повестью временных лет» летописца Нестора. Понимание необходимости знания истории, исторических произведений. Знакомство с отрывком из очерка «Как я учился» М. Горького. Роль чтения в жизни человека. Составление текста о своей домашней библиотеке. История создания книги. Анализ прочитанного текста. Самостоятельное составление краткой аннотации Знакомство с текстом о древних книгах. Что такое синквейн. Умение составлять синквейн о прочитанном произведении Правила выбора книги в библиотеке. Правила посещения библиотеки. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги. Развитие художественно-творческих способностей. Умение создавать собственный текст на основе художественного произведения. Проверка умения работать с учебной книгой
Истоки литературного творчества (12 ч.)
Знакомство с новым разделом. Прогнозирование содержания раздела Знакомство с пословицами разных народов. Объяснение смысла пословиц. Письменный анализ одной из пословиц. Понимание исторического текста. Обогащение знаний о былинах. Работа над содержанием былин. Нахождение аналогий с реальными историческими событиями. Знакомство с текстом былины «Исцеление Ильи Муромца». Понимание исторического текста Знакомство с поэтическим текстом былины «Ильины три поездочки». Знакомство с прозаическим вариантом текста былины. Работа над содержанием былины. Составление синквейна об Илье Муромце Обогащение знаний о былинах. Составление рассказа о былинном герое по картине Знакомство с мифом Древней Греции. Прогнозирование его содержания. Умение находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Обобщение знаний о видах народных сказок, сказках о животных. Развитие умения проводить обобщения, делать выводы. Знакомство со сказками и притчами народов мира. Понимание поступков героев.
О Родине, о подвигах, о славе (10 ч.)
Знакомство с понятиями поступок, подвиг. Объяснение смысла пословиц о Родине Знакомство с произведениями о Родине. Сравнение произведений о Родине. Умение прогнозировать содержание произведений Знакомство с фотографией как источником получения информации. Воспитание патриотизма, чувства гордос-ти за свою Родину. Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию Сравнение произведений разных жанров
Жить по совести, любя друг друга (10 ч.)
Знакомство с новым разделом. Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, положительных качеств личности Продолжение работы по произведению А. Толстого. Деление текста на части, выделение главного. Расширить знаний детей о творчестве А.П. Гайдара. Уметь анализировать поступки героев. Воспитание интереса к возрождению тимуровского движения. Составление рассказа на за-данную тему.
Учить добру, коллективизму. Умение использовать пословицы в тексте, составлять план. Совершенствование творческих способностей учащихся. Упражнять в словесном рисовании
Знакомство с творчеством И. Пивоваровой. Уметь прогнозировать содержание произведения, составлять рассказ о героях, выражая свое отношение к ним. Многообразие детской литературы. Воспитание обучающихся на поступках героев – их сверстников.
Литературная сказка (18 ч.)
Знакомство с писателями – собирателями народных сказок. Жизнь и творчество авторов литературных сказок Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», «гордость» и «зависть» и показать, каким эмоциональным состоянием они соответствуют. Развивать чувство доброты, стимулировать желание оказать помощь Познакомить детей с творчеством Ш.Перро Различать положительных и отрицательных героев сказки. Выделять особенности сказки. Формирование основ читательской самостоятельности. Знакомство с творчеством И. Токмаковой. Характеризовать поступки героев.
Великие русские писатели (27 ч.)
Формулирование темы урока на основе ключевых слов, составлять план урока. Продолжить знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина Проявлять интерес к творчеству А.С. Пушкина, его биографии.
Видеть скрытый смысл, заключенный в сказках. Различие положительных и отрицательных героев. Характеристика главных героев, оценка их поступков .Прививать любовь к природе. Понимание стихов поэта. Учить определять основную мысль сочинения. Писать сочинение по личным впечатлениям.
Знакомство с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова. Учить сравнивать произведения литературы и живописи. Прививать любовь к русской поэзии. Объяснить, что такое песнь. Дать представление как выглядела Москва в те времена. Сравнение песни с былиной.
Продолжить знакомство с Отечественной войной 1812 года. Определить, какими чувствами проникнуто произведение .Расширить знания детей о поэте, его жизни и творчестве. Учить видеть прекрасное в окружении. Знакомство с жизнью и творчеством И.А. Бунина. Учить чувствовать поэтический мир.
Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого. Обсуждение вопросов, связанных с гуманным отношением к военнопленным. Помочь осознать, что война влечет за собой невосполнимые потери
Содержание внутрипредметного модуля «Литературное краеведение»
Цель модуля: углубление процесса восприятия художественного произведения; поддержка и развитие интереса к чтению; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами, знакомство с творчеством Калининградских поэтов и писателей.
Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» представлен в разделах:
1.Поэтическая тетрадь
Выразительное чтение; заучивание наизусть стихотворных текстов Калининградских поэтов: Прибрежной, Л. ,СамусевичА.Г., Сергеевой В.
2.Погружение в историю
Подготовка рефератов, докладов, исследовательских работ на основе и по мотивам литературных произведений, различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием); анализ и интерпретация произведений Калининградских авторов: Серкова, И.С.,Шевцовой В. , Тихоновой Т., Сечко, Л. В., .В. Соловьева «Длинный день», «Сказки вокруг нас», «У привидения день рождения».
3.Рассказы о животных
Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием); анализ и интерпретация произведений; составление планов и написание отзывов о произведениях; написание изложений с элементами сочинения; написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно – тематического содержания. Анализ произведений Калининградских авторов: Мотковой И. В., Шевцовой В. Е. ,Кудрявцевой З. М., Сергеевой В., Гусевой-Рыбниковой Е. А.
Тихоновой Т. Б. , Стручковой В. Е.
4.Мир сказок и приключений
Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием); анализ и интерпретация произведений; составление планов и написание отзывов о произведениях Калининградских авторов: Прибрежной Л., Колембет, Л. В.,Кудрявцевой З.М., Гусевой-Рыбниковой Е. А.
3. Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности |
1. | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названий разделов учебника, какие произведения будут изучаться |
2. | Книги в мировой культуре | 4 | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация. Рассуждать о роли книги в мировой культуре. Читать вслух и про себя. Группировать высказывания по темам. Составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами. Участвовать в работе группе; отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений |
3. | Истоки литературного творчества | 12 | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться .Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы. Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Читать вслух и про себя. Объяснять смысл пословиц. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов. Группировать пословицы и поговорки по темам. Составлять на основе пословицы письменный ответ на вопрос, какие ценности переданы в народной мудрости. |
4. | О Родине, о подвигах, о славе | 10 | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл понятий: поступок, подвиг, объяснять значение этих понятий. Объяснять смысл пословиц. Строить высказывание на тему «Что для меня значит Родина». Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать произведения литературы и живописи. Читать вслух и про себя. Находить в научно-познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. Рассказывать о картине, об изображенном на ней событии. Называть особенности исторической песни. Определять ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. |
5. | Жить по совести, любя друг друга | 10 | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. Читать вслух и про себя. Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. Характеризовать героев рассказа; называть их качества. Объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. Составлять текст по аналогии с данным. Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях. Соотносить содержание текста и пословицу. Определять тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг. Выявлять особенности юмористического текста. Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка |
6. | Литературная сказка | 18 | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Определять тему и название выставки книг. Писать отзыв на книгу. Представлять книгу в группе; давать ей оценку. Выявлять особенности литературной сказки. Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой. Выявлять особенности поэтического текста сказки. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Составлять аннотацию на книгу. Составлять каталог на определенную тему. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
7. | Великие русские писатели | 27 | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться. Объяснять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности – олицетворение, эпитет, метафора, сравнение. Называть изученные произведения А.С. Пушкина. Читать вслух и про себя. Выбирать стихи для выразительного чтения. Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме. Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». Сравнивать сюжет на-родной и сюжет литературной сказок. Характеризовать героев сказки; называть качества их характера. Определять нравственный смысл сказочного текста. Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке. Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке. Сравнивать литературные сказки. Сравнивать произведения живописи и литературы. Находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Составлять рассказ по картине; представлять его в группе. Выявлять особенности исторической песни. Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов. Готовить экскурсию по материалам содержания раздела. Пересказывать тексты подробно и кратко. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. |
8. | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» | 20 | Определять тему и название выставки книг. Писать отзыв на книгу. Представлять книгу в группе; давать ей оценку. Выявлять особенности литературной сказки. Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. |
| Итого | 102 | |
4.Формы контроля знаний:
входной контроль
самоконтроль — при введении нового материала,
взаимоконтроль — в процессе его отработки,
тематический контроль
промежуточный контроль, включающий административные контрольные работы за четверти,
итоговый контроль(годовая промежуточная аттестация)
5. Учебно - методическое обеспечение
Для учащихся | Для учителя |
Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М. В. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2-х частях Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 4 класс | Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М. В. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2-х частях Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 4 класс Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 4 класс Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Уроки чтения. 4 класс Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы, 1-4 класс Полозова Т. Д. Как сформировать читательскую активность Чутко Н. Г. Формирование познавательной активности младшего школьника. Книга для учителя |
6. Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство «Просвещение»
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях.
Издательство «Просвещение»
Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». Издательство «Просвещение»
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство «Просвещение»
Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
Ковалева Г. С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях