Областное государственное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Ступени»
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _______________ФИО «_____»______ 20____г. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР _________ В.В. Неупокоева «_____»________ 20____г. | | УТВЕРЖДЕНА приказом по ОГАОУ «Центр образования «Ступени» от_______________№______ |
Рабочая программа
по учебному предмету
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
(1 вариант)
Класс: 4 Уровень общего образования: начальное общее образование Сроки реализации: 2021/2022 учебный год Общее количество часов: 33 | |
| Составила: Шупилова Ольга Васильевна учитель начальных классов |
Биробиджан, 2021г.
Пояснительная записка
Учебный курс "Мир природы и человека" является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.
С одной стороны, содержание предметного курса "Мир природы и человека" базируется на знакомых обучающимся объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1-4) в образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как "Естествознание" и "География", создать преемственную систему знаний между названными предметами.
Цель учебного курса «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Курс решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:
уточняет имеющиеся у обучающихся представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
формирует знания учащихся о природе своего края;
формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
Развитие внимание:
учить сосредотачиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности;
развивать наблюдательность;
учить ориентироваться в незнакомом материале;
распределять внимание (слушать и одновременно писать, рисовать и т.д.);
формировать быстрое переключение с одного вида занятий на другой;
развивать интеллектуальную активность;
развивать устойчивое внимание;
учить умению самостоятельно концентрировать внимание;
Развитие восприятия:
формировать восприятия величины объектов;
формировать восприятия формы объектов;
формировать восприятия цветов, цветовых оттенков;
формировать временные представления.
Развитие памяти:
развивать двигательную память;
развивать эмоциональную память;
развивать образную память;
развивать словесно-логическую память;
развивать смысловую память — механическую.
Развитие мышления:
выделять отдельные свойства предметов;
выделять признаки предметов;
учить сравнивать похожие, непохожие объекты;
учить устанавливать общие признаки объекта;
учить выделять главное;
учить устанавливать причинно – следственные зависимости.
Формирование пространственных отношений:
формировать понятия лево – право;
формировать пространственные отношения на плоскости (центр, верхний левый, правый, нижний левый, правый);
формировать способность удерживать инструкцию, навык самоконтроля;
научить ориентироваться в пространстве;
формировать понятия (около, над, под).
Развитие речи:
активизировать речь;
пополнять запас активного и пассивного словаря;
расширять запас общих представлений;
уточнять сведения об окружающем мире;
формировать связную речь
Основное внимание при изучении учебного курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.
Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих личностных умений и навыков:
осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении в окружающем мире;
способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах в организации обучения;
способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни, в окружающем мире;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;
осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.
Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению общеучебных навыков, таких как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.
Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на овладение коммуникативными навыками.
Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут быть минимальными и достаточными. Минимальным уровнем является формирование следующих умений:
правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
различать объекты живой и неживой природы;
выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы.
Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:
овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;
узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;
отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;
знание правил гигиены, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями.
Структура курса представлена следующими разделами:
Сезонные изменения:
растения и животные в разное время года;
одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.
Неживая природа.
Живая природа:
растения;
грибы;
животные;
человек.
Безопасное поведение:
предупреждение заболеваний и травм;
безопасное поведение в природе;
правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте;
телефоны первой помощи, звонок по телефону экстренных служб.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Специфика интеллектуального недоразвития учащихся специальной школы не даёт возможность закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
полисенсорности восприятия объектов;
практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно- познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем. Программа не строится по принципу планирования на четверть, в ней представлены блоки тем, последовательность изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в предметную область «Естествознание» и служит для изучения предметов естествоведческого характера «Природоведение», «Биология», «География».
Примерная рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 1 час в неделю.
Содержание учебного курса
Раздел | Часы | Содержание |
Сезонные изменения в природе | 9 | Обобщение полученных знаний о влиянии Солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев. Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман. Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года Дикие и домашние животные в разное время года. Труд людей города и села в разное время года |
Неживая природа | 4 | Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы |
Живая природа | |
Растения | 6 | Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля: рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений. |
Животные | 5 | Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц. Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними. Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем. Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека. Насекомые-вредители. |
Человек | 6 | Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга. Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество. |
Безопасное поведение | 3 | Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте. Правила безопасного использование учебных принадлежностей, Правила обращения с электричеством, газом (на кухне). Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на уроке |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
33 часа (1 час в неделю)
№№ | Тема урока | Кол-во часов | Сроки прохождения |
План | Факт |
Сезонные изменения в природе — 9 часов |
1 | Влияние Солнца на смену времен года. Признаки осени | 1 | | |
2 | Растения и животные осенью | 1 | | |
3 | Признаки зимы | 1 | | |
4 | Растения и животные зимой | 1 | | |
5 | Труд людей зимой | 1 | | |
6 | Растения и животные зимой | 1 | | |
7 | Труд людей осенью и весной | 1 | | |
8 | Растения и животные летом | 1 | | |
9 | Труд людей летом | 1 | | |
Неживая природа — 4 часа |
10 | Почва. Состав почвы | 1 | | |
11 | Обработка почвы. Правила обращения с садовым инструментом | 1 | | |
12 | Песок и глина | 1 | | |
13 | Рельеф. Горы, холмы, равнины, овраги | 1 | | |
Живая природа. Растения — 6 часов |
14 | Растения. Огород | 1 | | |
15 | Лес. Ориентировка в лесу | 1 | | |
16 | Сад. Растения культурные и дикорастущие | 1 | | |
17 | Лекарственные растения. Красная книга | 1 | | |
18 | Растения полей. Поле в разное время года | 1 | | |
19 | Парки | 1 | | |
Животные — 5 часов |
20 | Домашние животные: лошадь, корова | 1 | | |
21 | Свинья, овца. Правила ухода за домашними животными | 1 | | |
22 | Птицы. Польза и вред птиц. Водоплавающие птицы | 1 | | |
23 | Дикие и домашние животные | 1 | | |
24 | Насекомые. | 1 | | |
Человек — 6 часов |
25 | Человек. Мозг человека | 1 | | |
26 | Профилактика травм головного мозга | 1 | | |
27 | Режим дня. Часы | 1 | | |
28 | Профилактика переутомления | 1 | | |
29 | Загрязнение воздуха, воды, почвы | 1 | | |
30 | Заповедник. Зоопарк (по выбору) | 1 | | |
Безопасное поведение — 3 часа |
31 | Правила поведения в быту, в школе | 1 | | |
32 | ПДД. Дорога. Пешеходный переход | 1 | | |
33 | Транспорт. Мы – пассажиры | 1 | | |
Учебно-методический материал.
Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.
Кульневич, С.В. Нетрадиционные уроки в начальной школе / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Волгоград: Учитель, 2002.
Матвеева, Н.Б. Живой мир. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова. – М.: Просвещение, 2014.
Шербашина, Л.Д. Наш организм. Учебно-методическое пособие для учителей и учащихся начальных классов / Л.Д. Шербашина, Н.Н. Хасанова. – Майкоп, 2003.
Материально-техническое обеспечение: