СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета  «Мир природы и человека» для обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) 4 класс соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4 класс»

1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» для обучающихся 4 класса составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Положения о рабочей программе, учебного плана ОГБОУ Центр ППМС «Развитие».

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальными нарушениями и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Мир природы и человека. 4 класс.  Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч./[Н. Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова и др.] М.: Просвещение 2018

Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

«Мир природы и человека» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

- уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;

- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

- вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

- формирует знания обучающихся о природе своего края;

- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

  1. Общая характеристика учебного предмета «Мир природы и человека»

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

- полисенсорности восприятия объектов;

- практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуаль-ными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естествен-ных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

- накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

- закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

- постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об ок­ру­жа­ю­щем мире: жи­вой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, вза­имосвязях человека и об­ще­ства с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к ис­поль­зованию знаний о живой и не­живой при­роде, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и само­сто­я­тель­ной ор­ганизации безопас­ной жи­зни в конкретных условиях.

Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.

  1. Место учебного предмета «Мир природы и человека» в учебном плане.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов. 2 часа в неделю (34 учебные недели) 4 класс.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные:

- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении;

- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

- владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации;

- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Коммуникативные:

- умение вступать в контакт и работать в группах;

- умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

- умение обращаться за помощью и принимать помощь;

- умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательно к ним относиться, сопереживать им, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- умение договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Предметные:

- правильно называть изученные объекты и явления;

- различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия, различать культурные и дикорастущие цветковые растения;

- правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту;

- различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;

- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;

- определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека.

5. Содержание учебного предмета «Мир природы и человека»

4 класс

Сезонные изменения в неживой природе

Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев.

Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.

Растения и животные в разное время года.

Сад, огород, поле, лес в разное время года.

Дикие и домашние животные в разное время года.

Труд людей города и села в разное время года.

Неживая природа

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.

Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.

Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.

Живая природа Растения

Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду.

Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана.

Парк (сквер). Создание человеком парков.

Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

Животные

Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных.

Птицы. Разнообразие птиц. Птицы - друзья сада; охрана птиц.

Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека.

Насекомые-вредители.

Человек

Голова и мозг человека.

Профилактика травматизма головного мозга.

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.

Безопасное поведение

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.

Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Правила безопасного использование учебных принадлежностей, Правила обращения с электричеством, газом (на кухне).

Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

При необходимости в течение учебного года учитель может вносить в программу коррективы: изменять последовательность уроков внутри темы, переносить сроки контрольных работ и др., имея на это объективные причины

  1. Тематическое планирование

п. п

Название раздела

Кол-во

часов

1

Сезонные изменения в природе

17

2

Неживая природа

9

3

Живая природа

42

4

Растения

11

5

Животные

14

6

Человек

10

7

Безопасное поведение

5

8

Повторение

2


Итого

68


  1. Материально- техническое обеспечение

УЧЕБНИКИ

Мир природы и человека. 4 класс.  Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч./ [Н. Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова и др.] М.: Просвещение 2018

Мир природы и человека. 4 класс. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. Программы./ [Н. Б. Матвеева,

М.А. Попова и др.] М.: Просвещение 2019

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

Матвеева Н.Б. Мир природы и человека. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы / Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова. –М. : Просвещение, 2016.

Екжанова Е.А., Сиребелева Е.А. Программы. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. М.: Просвещение

Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. –М.: Просвещение, Гаврикова М.Ю. Коррекционно – развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). М.: Владос,

Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. Психолого- педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. Ростов –на- Дону, Феникс.

Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии М.: Владос.

Печатные пособия.

Папка «Таблицы и опорные схемы по ознакомлению с окружающим миром, природоведению»,

Папки «Времена года»: лето, осень, зима, весна.

Таблицы по окружающему миру большого формата: «Животный мир», «Овощи», «Деревья, кустарники, травы», «Дикие и домашние животные и птицы», «Насекомые», «Съедобные и несъедобные ягоды и грибы», «Зерновые культуры», «Редкие и исчезающие виды земноводных и пресмыкающихся».

Предметные картинки, сюжетные картинки.

Фотографии и рисунки по темам.

Технические средства.

Персональный компьютер, принтер, сканер.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, предметы ухода за растениями.

Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения.

Натуральные объекты.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения).

Коллекции горных пород и минералов.

Коллекции для начальной школы: «Шерсть», «Шёлк», «Хлопок».

Коллекции плодов и семян.

Наглядное пособие «Шишки». Натуральные живые объекты (комнатные растения).