СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для учащихся 2 класса учащихся с интеллектуальным недоразвитием (3 вариант)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" для обучающихся 2 класса (III вариант)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для учащихся 2 класса учащихся с интеллектуальным недоразвитием (3 вариант)»

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени»



РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

_______________ФИО


«_____»__________ 20____г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

_______________________ФИО

«_____»__________ 20____г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом по ОГАОУ

«Центр образования «Ступени»

от_______________№____






Рабочая программа

учебного предмета «Окружающий мир»

для учащихся 2 класса

учащихся с интеллектуальным недоразвитием (3 вариант)





Составитель: Шупилова О.В.,

учитель начальных классов

























Биробиджан, 2019 год

Пояснительная записка

2 класс


Основная цель реализации рабочей программы «Окружающий мир» заключается в коррекции и формировании у учащихся с интеллектуальным недоразвитием 2 класса комплекса представлений и умений, обеспечивающих адекватное возрасту и социальной ситуации жизни ребенка понимание и безопасное взаимодействие с объектами и явлениями окружающего мира, подготовку к дальнейшему обучению в рамках образовательных областей «естествознание» и «обществознание» в коррекционной школе VIII вида.

Реализация цели предполагает организацию комплексного воздействия, направленного на решение следующих задач:

  1. Формирование интереса к объектам и явлениям окружающего мира, к учебным занятиям.

  2. Формирование умений:

- выделять интересующий (учебный) объект или явление;

- наблюдать, взаимодействовать с объектом или явлением с целью накопления представлений о нем;

- описывать признаки изучаемого объекта или явления, указывая на основные из них;

- делать выводы на основе наблюдения и практических действий;

использовать полученные результаты в дальнейшей деятельности.

  1. Коррекция и формирование комплекса взаимосвязанных представлений об объектах и явлениях природного и социального мира, а также простейших взаимосвязях между ними.

  2. Формирование умений адекватно взаимодействовать с предметами и явлениями природного и социального мира при решении учебно-бытовых задач.

  3. Формирование умений в устной форме описывать объект или явление, сообщать о событиях, обращаться за помощью, предлагать помощь.

  4. Формирование умения организовывать совместную деятельность и ситуативное общение при взаимодействии с изучаемыми объектами и явлениями природного и социального мира.

Реализация поставленных задач обучения на уроках окружающего мира является результатом обучения. Степень полноты реализации задач в отношении каждого ребенка есть его достижения. Поэтому критерии оценки степени реализации поставленных задач являются критериями оценки достижений ребенка. В качестве таких критериев могут быть приняты:

  1. Наличие интереса к содержанию занятий, процессу и результату своей деятельности на занятиях.

  2. Владение комплексом представлений об объектах изучения и взаимосвязях между ними.

  3. Владение практическими умениями взаимодействовать с объектами изучения в учебно-бытовых ситуациях.

  4. Проявление активности и самостоятельности в работе на уроке, в применении сформированных знаний и умений при решении новых учебных и учебно-бытовых задач.

При разработке рабочей программы использованы следующие документы:

  1. Учебный план школы

  2. СанПиН 2.4.2.2821-10. Требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

  3. Программа курса «Окружающий мир» (Кудрина С.В., М:Владос, 2010), рекомендованной УМО по направлением педагогического образования Министерства образования и науки РФ, 2010, Региональным экспертным советом Комитета по образованию Санкт - Петербурга (№ 04-5522/08 от 09.12.2008), кафедрой олигофренопедагогики факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена. Программа использована без изменений в структуре и содержании.

Рабочая программа рассчитана на 64 часа, в том числе на экскурсии – 12 часов, на проектные игровые задания – 1 часа, проектные практико-ориентированные задания – 12, проектные творческие задания – 1 часа.

При отборе содержания курса «Окружающий мир» учтены современные научные знания и требования жизни общества; особенности познавательной, эмоционально-волевой сфер и учебной деятельности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием.

Структура курса представлена следующими разделами: «природа» (неживая природа и живая природа) и «общество» (человек, ближайшее окружение, дальнее окружение, рукотворные предметы (вещи)). Разделы «временные представления» и «безопасное поведение» (в том числе и гигиена) рассматриваются как интегративные, обеспечивающие взаимосвязь всего содержания, его практическую направленность и возможность формирования умений.

Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации периода предварительного ознакомления с объектами изучения. В этот период дети взаимодействуют в условиях специально организованного, целенаправленного восприятия с объектом будущего изучения, «сталкиваются» с ним в жизни, выделяют его из общего фона других предметов или получают готовые сведения о нем. Прочность же усвоения в значительной мере зависит от качества и количества повторений и обобщений изучаемого материала. Исходя из сказанного, все содержание программы условно можно разделить на блоки: ознакомительный, учебный, закрепления.

Ознакомительный блок объединяет темы, в ходе изучения которых формируются начальные представления или даются готовые сведения. На их базе в дальнейшем строится более глубокое изучение учебного объекта. Наряду с объектами, предлагающимися для последующего более детального изучения, в этот блок объединены объекты, углубленное изучение которых не предусмотрено в рамках данного курса, но которые необходимы ребенку для понимания происходящих явлений его жизни. Представления о таких объектах обеспечивают преемственность между содержанием предшествующих и последующих учебных дисциплин и способствуют расширению кругозора ребенка.

Обучающий блок составляет основную часть занятий курса, где объединены темы, полно раскрываемые в рамках курса «Окружающий мир». Он представлен либо отдельными уроками, либо группами занятий по одной теме.

Блок закрепления многолик: он реализуется через этапы учебных занятий, отдельные уроки («Повторение»), и целые интегративные темы («Временные представления» и «Безопасное поведение»).

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план:

  • полисенсорное восприятие объектов;

  • практическое взаимодействие детей со всеми учебными объектами, по возможности в реальном виде и в реальных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

  • накопление представлений и сведений об объектах через взаимодействие с различными источниками знаний (речью учителя, экскурсовода, родителей, приглашенных специалистов (врачами и т.д.), средствами массовой информации, печатными источниками знаний, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения имитированных проблемных ситуаций и т.п.

  • закрепления представлений и накопление опыта взаимодействия с объектами изучения через игру.

Приоритетными подходами в обучении являются практикоориентированный подход, календарный и краеведческий подходы, личностно-ориентированный подход в обучении.

Перспективными методами признаны практические, игровые и наглядные методы обучения в обязательном сопровождении словесных методов обучения.

В качестве ведущих форм организации процесса обучения выделены уроки-практикумы, учебные прогулки и ознакомительные экскурсии, предметные уроки и игровые занятия, уроки с использованием ИКТ, проектная работа.

С учетом особенностей школьников с интеллектуальным недоразвитием на каждом уроке контроль знаний происходит в процессе итоговой беседы или выполнения практического задания. Также детям предлагаются игровые и графические тесты, а также итоговые соревновательные игры.











СОДЕРЖАНИЕ

Содержание данной рабочей программы соответствует целям и задачам образовательной программы ОГАОУ «Центр образования «Ступени». Также полностью соответствует авторской программы курса «Окружающий мир» С.В.Кудриной (М:Владос, 2010). Программа рекомендована к изданию и использованию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитета по образованию Санкт - Петербурга (№ 04-5522/08 от 09.12.2008), а также кафедрой олигофренопедагогики факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена


Временные представления

Расширение представлений о временах года, формируемых в первом классе, через ознакомление с названиями и основными признаками осенних, зимних, весенних месяцев (на примере личных наблюдений и опытов), углубление представлений о лете как времени года:

Сентябрь. Основные приметы месяца: похолодание, прохладный осенний ветер, смена окраски листьев, начало листопада, последняя гроза, отлет птиц, наступление спячки у змей, ящериц, лягушек, исчезновение насекомых, созревание урожая, сбор грибов и ягод, осенняя одежда людей.

Октябрь. Основные приметы месяца: пасмурная дождливая погода, влажный ветер, листопад, отмирание трав, отлет птиц, заготовка зверями и птицами запасов на зиму, осенние работы в городе или в деревне (подготовка помещений в зиме (постоянное протапливание), уборка листьев, работы в саду и в огороде и т.п.)

Ноябрь. Основные приметы месяца: пасмурная погода, холодные дожди, резкое похолодание, холодный пронизывающий ветер, наступление первых заморозков, первый лед на лужах, первый снег, окончание сокодвижения ( «засыпание») у лиственных деревьев и кустарников, смена осенней одежды на зимнюю, утепление жилых помещений.

Декабрь. Основные приметы месяца: установление снежного покрова и льда на водоемах, мороз, низкое, холодное солнце, самый темный месяц года (самый короткий день и длинная ночь в году), откачевывание птиц ближе к жилью человека, уборка снега, организация катков, горок).

Январь. Основные приметы месяца: ярче светит солнце, увеличивается день, больше солнечных дней, крепчает мороз, морозный ветер, «рисунки» на стеклах, иней, следы зверей и птиц на снегу, появление наста; уборка снега, зимние забавы детей (катание на лыжах, санях, коньках, постройки из снега, игра в снежки

Февраль. Основные приметы месяца: самый холодный месяц года, метели, снегопады, морозы, иней, гололед, самый голодный период года для птиц и зверей, подкормка птиц в городе, животных за городом.

Март. Основные приметы месяца: дневное потепление, ночные морозы, яркое солнце, голубое небо, появление проталин вокруг стволов деревьев, начало сокодвижения («просыпание») у деревьев и кустарников, почернение снега, появление закраин по берегам рек, набухание почек на раннецветущих кустах, появление сосулек, метели, откачевывание птиц от жилья человека.

Апрель. Основные приметы месяца: потепление, яркое теплое солнце, мокрый ветер, сход снежного покрова, вскрытие рек, ледоход, сосульки, капель, ручьи, зацветание первоцветов (верба, ракита, орешник, ольха, мать-и-мачеха, ветреница) прилет птиц (грачей), гнездование птиц, переход на весеннюю одежду, весенние работы в саду, уборка улиц, парков, домов, игры с ручейками.

Май. Основные приметы месяца: установление теплой весенней погоды, теплый сильный ветер, первая гроза, распускание листьев, прилет, гнездование, выкармливание птенцов у разных птиц, весенние работы в саду, уборка улиц, парков, домов.

Лето. Название и порядок следование летних месяцев. Основные признаки времени года: установившаяся теплая погода, горячее большое высокое солнце, теплые дожди, радуга, грозы, цветение и плодоношение растений, гнездование птиц, активность насекомых, выращивание потомства у зверей (ежи, зайца, лоси и т.д.), смена одежды на летнюю, летние развлечения (загорание, купание, игры с мячом, с воздушным змеев, катание на велосипедах и т.п.).

Мир природы

Неживая природа

Вода - жидкость. Вода не пахнет, не имеет вкуса, прозрачна. Значение воды для жизни растений.

Песок, глина, камни. Узнавание объектов по внешнему виду. Свойства (сыпучесть, пластичность, твердость). Использование камней, глины, песка в продуктивной деятельности.

Почва в природе (ознакомление с внешним видом, элементарное определение механического состава почвы, значение почвы для роста растений).

Вода, почва, песок, глина, камни в природе. Первичное ознакомление с местом воды, почвы, изученных полезных ископаемых в природе.


Живая природа

Человек

Тело человека, внешнее строение. Покровы тела: кожа, ногти, волосы. гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание).

Здоровье человека – в здоровом образе жизни (первичное ознакомление): гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, ряба), личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом

Животные

Звери. Корова, коза. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Пища (чем кормятся сами животные, чем кормят их люди). Взаимодействие с человеком: значение для человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Корова и коза - домашние животные: живут только с человеком, самостоятельно жить не могут, нуждаются в заботе человека, полезны для человека.

Лиса, белка. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Место обитания, основная пища. Лиса и белка – дикие животные: живут в природе, самостоятельно добывают пищу, роль в природе (лиса питается мышами, белка делает запасы, участвует в распространении растений), нуждаются в охране.

Птицы. Курица. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Пища (чем кормится сама, чем кормят люди). Взаимодействие с человеком: значение для человека (для чего содержат птицу), забота и уход. Курица – домашняя птица: живет только с человеком, самостоятельно жить не может, нуждается в заботе человека, полезна для человека.

Снегирь, дятел. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Место обитания. Роль в природе: снегирь – перелетная птица, питается семенами, дятел – оседлая птица, «лесной доктор». Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек).

Дифференциация диких и домашних животных на основании следующих признаков: место обитания, возможность самостоятельной жизни без помощи человека, уход за домашними и охрана диких животных.

Насекомые. Шмель. Бабочка. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Место обитания. Роль в природе: опыление растений. Первичное ознакомление с другими насекомыми.

Растения

Помидор, огурец. Внешний вид, место произрастания, использование. Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу (вымыть, почистить, подать на тарелке). Значение овощей для жизни человека (здоровое питание).

Апельсин, лимон. Внешний вид, жизненная форма растения (дерево), место произрастания, использование. Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу (вымыть, подать в вазе или на тарелочке). Значение фруктов в жизни людей (профилактика авитаминозов, здоровое питание, лечение простудных заболеваний).

Дифференциация овощей и фруктов на основании следующих признаков: место произрастания (сад, огород), жизненная форма растений (дерево, травянистое растение), особенности использования в пищу (для сладких блюд, для первых и вторых блюд).

Смородина красная, черная, белая; малина садовая, лесная. Внешний вид, жизненная форма растения (куст), место произрастания, использование. Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу (вымыть, подать в вазочке). Значение ягод в жизни людей (здоровое питание, лечение простудных заболеваний).

Герань, монстера. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход (полив, протирание листочков, опрыскивание, рыхление почвы).

Мать – и - мачеха. Название. Жизненная форма (травянистое растение, первоцвет). Внешнее строение (корень, стебель, лист, цветок, плод). Значение в природе (пища первых насекомых).

Береза. Узнавание. Называние. Внешнее строение (корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод). Жизненная форма (дерево).

Черемуха. Узнавание. Называние. Внешнее строение (корень, стебель (стволы), лист). Жизненная форма (куст).

Мероприятия по охране природы доступные детям (культура наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, подкормка птиц, ознакомление с видами помощи диким животным и т.п.).


Мир людей

Человек – член общества

Я - ученик. Деятельность на различных уроках (учебных или игровых занятиях, уроках и во внеурочное время). Правила поведения ученика в школе. Подготовка портфеля, своего внешнего вида к школе.

Профессии людей работающих в школе. Названия профессий. Основные выполняемые обязанности. Правила общения с учителями-предметниками, работниками столовой, медпункта, нянечками и работниками гардероба. Участие в совместном труде.

Ближайшее окружение

Семья. Бабушки и дедушки. Родители. Место работы родителей. Дети. Дружеские отношения братьев и сестер. Дни рождения членов семьи. Фамилии, имена членов семьи. Соседи. Друзья.

Квартира своя, соседей. Дом, внешний вид, количество этажей, свой этаж. Домашний адрес

Школа. Адрес школы, ее внешний вид, пришкольная территория. Нахождение своего класса, туалетной комнаты, столовой, музыкального и спортивного залов, медкабинета.

Дальнее окружение

Учреждения. Книжный магазин. Обувной магазин. Аптека. Назначение учреждения. Устройство (здание, отделы, вывески, витрины, ценники, пропускные системы). Основные профессии людей, работающих в учреждении. Особенности организации взаимодействия посетителей с сотрудниками учреждения (покупатель – продавец-консультант, кассир - покупатель).

Транспорт

Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы. автобусы) Общественный транспорт на примере автобуса и троллейбуса. Правила поведения в общественном транспорте (покупка билета или предъявление карточки, культура поведения на остановках и в транспорте).

Торжественные даты

День учителя, Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 марта, День Победы. Неделя детской книги. Элементарные представления о современном значении праздника. Традиции празднования (в школе, в семье).

Населенные пункты, страна

Наша страна. Название. Флаг, Герб, Гимн России.

Вещи (рукотворные предметы)

Личные вещи ребенка. Мыло, полотенце, зубная щетка, паста, расческа, носовой платок – личные гигиенические принадлежности.

Учебные вещи. Инструменты для труда и рисования. Хранение, правила пользования на уроке. Уход и хранение учебных принадлежностей. Подготовка к учебному дню (сбор портфеля). Ориентировка на парте.

Одежда. Школьная форма или одежда ее заменяющая для мальчика и девочки (по выбору школы): платье, юбка, брюки, пиджак, блузка, рубашка. Назначение, соответствие стиля одежды ее назначению. Обеспечение чистоты одежды и аккуратности внешнего вида (переодевание в домашнюю одежду. Чистка одежды щеткой, аккуратное ношение одежды, контроль за своим внешним видом у зеркала.

Обувь для мальчика и девочки. Покупка обуви. Уход за обувью (мытье, просушка, сухая чистка, чистка с кремом).

Посуда. Приборы для первого и второго блюда, чая. Сервировка стола к обеду, к чаю.

Бытовые приборы. Телефон, стиральная машина, плита, утюг, пылесос. Называние. Назначение. Первичное ознакомление с энергопитанием приборов. Основное правило пользования: бытовыми приборами пользуются только взрослые.


Безопасное поведение


Предупреждение заболеваний и травм. Действия в случае раны, занозы. Обращение за помощью к учителю. Описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит), поведение при оказании медицинской помощи.

Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека при контакте с домашним животным (не дразнить, чужих животных не трогать, не бежать, не махать руками). Правила поведения человека с диким животным в зоопарке (не дразнить, не кормить и не гладить, не подходить близко к клеткам в природе (кормить птиц, белочек из кормушки).

Правила поведение в лесу (без взрослых не ходить в лес, не шуметь, не трогать и не пробовать незнакомые растения и грибы, не рвать цветы и не ломать ветки, а наблюдать, слушать, вдыхать аромат цветов, зарисовывать).

Правила поведения на воде (купаться в сопровождении взрослых, далеко в воду не заходить, долго не купаться, в воду заходить спокойно, не прыгать).

Безопасное поведение в обществе. Правила поведения с незнакомыми людьми (никуда с незнакомыми людьми не ходить, вежливо отказываться от угощения и игрушек, стараться скорее вернуться к сопровождающему взрослому).

Правила безопасного поведения в общественном транспорте (спокойно ждать транспорт на остановке, сходить и заходить в транспорт, внимательно смотря под ноги, не бежать, не шуметь и не возиться в салоне транспортного средства, по возможности сидеть при движении или держаться за поручни).


Повторение


Требования к уровню подготовки обучающихся


  1. Заинтересован процессом занятия. Любит выполнять различные задания на этом уроке. Любуется своими работами. Старается активно отвечать. Пробует задавать вопросы по содержанию.

  2. Узнает, называет и может описать или составить повествовательный рассказ из 2-3 предложений об изученных объектах по данному плану. Относит изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное). Отличает сходные объекты (дикие и домашние животные, фрукты и овощи) и может объяснить свое решение.

  3. Умеет вести себя в изученных проблемных ситуациях (переход улицы по пешеходному переходу, встреча с незнакомым человеком, поведение при получении травмы и т.д.). Умеет чистить зубы, расчесывать волосы, мыть лицо и шею. Умеет мыть фрукты и овощи. Умеет угощать друзей, гостей на празднике. Умеет чистить одежду щеткой, хранить ее на вешалке, контролировать свой внешний вид с помощью зеркала, чистить кожаную обувь, мыть посуду после еды. Умеет ухаживать за цветами (поливать опрыскивать, протирать листья). Умеет вести себя в отношении домашних животных и животных на улице. Умеет описывать сезонные изменения в каждом времени года, объясняет выбор одежды для экскурсии.

  4. Предложение выполнить задание самостоятельно принимает охотно и старается выполнить инструкцию. При необходимости обращается за помощью к учителю.

  5. При выполнении нетипичного задания, требующего применения сформированных знаний в новой ситуации, охотно выполняет задания при помощи учителя.


Литература и средства обучения

Основная литература

  1. Дроздова А.В., Зуевич Е.Л., Козлова Л.В., Кудрина С.В. Преемственность формирования социально значимых представлений дошкольников и младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.// Сборник материалов международной конференции "Ребенок в современном мире"-СПб: Изд. Астерион, 2006

  2. Елисеева О.С., Козлова Л.В., Кудрина С.В., Ульянова М.Н.Формирование представлений об окружающем мире как элемент профилактики неадекватного поведения школьников с интеллектуальным недоразвитием.- Саратов, Изд-во ПИ СГУ, 2008

  3. Козлова Л.В., Кудрина С.В. Своеобразие организации и проведения экскурсий в коррекционной школе VIII вида X Царскосельские чтения. Международная научно-практическая конференция. Том VII – СПб, ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2006

  4. Козлова Л.В., Кондратьева Ю.О., Кудрина С.В., Морозова Л.Г. Организация урочных и внеклассных занятий в коррекционной школе.- СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008 Рекомендация УМО

  5. Кудрина С.В. Программно-методическое обеспечение к урокам «Окружающий мир» в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.-М:ВЛАДОС, 2010

  6. Кудрина С.В. Изучение природы на специальных уроках в коррекционной школе VIII вида - СПб:ЛОИРО, 2011

  7. Кудрина С.В. Работа с календарем природы и труда в младших классах школы VIII вида. (Методические рекомендации.) Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Москва, МО РФ, Изд.дом «Новый учебник», 2002.

  8. Кудрина С.В. Использование условно-соревновательной игры в процессе изучения представлений школьников с интеллектуальным недоразвитием об окружающем мире. // Материалы региональной научно-практической конференции «Психология образования-2005» -Саратов : Научная книга, 2005

  9. Кудрина С.В. Основные тенденции формирования представлений о социальном и природном окружении учащихся с интеллектуальным недоразвитием. // Сборник материалов международной конференции "Ребенок в современном мире" - СПб: Изд. Астерион, 2006

  10. Кудрина С.В. Особенности знаний об окружающем мире учащихся 1-5 классов с интеллектуальным недоразвитием.// Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - СПб: Изд-во РГПУ 2003

  11. Кудрина С.В. Формы организации обучения естествознанию учащихся с интеллектуальным недоразвитием. // Современные подходы к изучению, обучению и воспитанию детей с проблемами в развитии (Материалы всерос. научно-прак. конференции),.- Саранск: Изд-во Мордовского ПИ, 2003

  12. Кудрина С.В., Козлова Л.В. Изобразительная деятельность как средство формирования знаний об окружающем мире младших школьников с интеллектуальным недоразвитием Ребенок с особыми образовательными потребностями в мире искусства // Материалы XV международной конференции «Ребенок в современном мире. Искусство и дети»- СПб: Изд-во Политехнического университета2008

  13. Кудрина С.В. Козлова Л.В. Некоторые результаты экспериментального формирования представлений об окружающем мире у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием // Материалы XIV международной конференции «Ребенок в современном мире. Образование и детство» - СПБ: Изд-во Политехнического университета, 2007

  14. Кудрина С.В. Пути модернизации содержания образования в коррекционной школе VIII вида Материалы международной научной конференции «Современной общество и специальной образование» Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007

  15. Постовская В.А. Предметные уроки и экскурсии в 1-4 классах вспомогательной школы.- М., 1962.

Дополнительная литература

  1. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой.- М.,1978

  2. Виноградова Н.Ф., Ивченкова Г.Г., Потапова И.В. Окружающий мир в 3-4 классах четырехлетней начальной школе.- М: Просвещение, 1999

  3. Груздева Н.В. Окружающий мир глазами детей. Материалы для специалиста образовательного учреждения.- СПб:КАРО, 2004

  4. Иванова И.Ю., Кондратьева Ю.О., Кудрина С.В. Социализация школьников с интеллектуальным недоразвитием через образовательное пространство коррекционной школы-интерната.// Материалы XIV международной конференции «Ребенок в современном мире. Образование и детство» СПБ Изд-во Политехнического университета , 2007

  5. Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития.- М: Владос, 2004

  6. Кудрина С.В. Практическая направленность обучения естествознанию школьников с интеллектуальным недоразвитием Актуальные проблемы образования детей с нарушениями развития.// Сб. научных трудов.- Саратов, Изд-во Саратовского университета, 2004

  7. Кудрина С.В. Особенности организации практической работы на уроках естествознания в школе VIII вида.// Психолого-педагогическая поддержка развития лиц с проблемами интеллектуального развития: теоретические и прикладные проблемы. - Архангельск: Изд-во СГМУ, 2004

  8. Кудрина С.В. Учебная деятельность младшего школьника. Диагностика и формирование. (Материалы для специалиста образовательного учреждения.) СПб: КАРО,2004. Рекомендация УМО

  9. Кудрина С.В. Специфика структуры и художественного оформления мультимедийных учебных материалов по естествознанию в коррекционной школе VIII вида Ребенок с особыми образовательными потребностями в мире искусства // Материалы XV международной конференции «Ребенок в современном мире. Искусство и дети»- СПб: Изд-во Политехнического университета2008

  10. Тайнев В.А. Учебные деловые игры: методология и практика проведения М: Владос, 2005

  11. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития.- М.: Просвещение, 1990.

  12. Яболокова Г.Ф. Пути совершенствования обучения детей-олигофренов на уроках естествознания // Дефектология. 1980. №2. С.49-53.

  13. Ягодинская К.П. Исаенко Л.А. Методика преподавания естествознания во вспомогательной школе. - М.1946

Перечень средств обучения

Кудрина С.В. Наша жизнь.- СПб: КАРО, 2004

Кудрина С.В. Оглянись вокруг.- СПб: КАРО, 2005

Кудрина С.В. Как мы живем .- СПб: КАРО, 2005

Кудрина С.В. Круглый год .- СПб: КАРО, 2004

Шевченко С.Г. Предметы вокруг нас. Рабочая тетрадь в 2-х частях.

Шевченко С.Г. Природа и мы. Рабочая тетрадь.


Календарно-тематическое планирование

2 класс

№№

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

1

Собираемся в школу.

1

Итоговая беседа

2

Школа. Адрес школы.

1

Итоговая беседа

3

Я в классе.

1

Итоговая беседа

4

Профессии людей, работающих в школе

1

Итоговая беседа

5

Огурец. Предметный урок.

1

Итоговая беседа

6

Помидор. Предметный урок.

1

Итоговая беседа

7

Сентябрь. Ознакомительная экскурсия.

1

Прак. задание

8

Апельсин. Постановка опыта: Выращивание апельсина из косточки. Урок-практикум.

1


9

Лимон. Предметный урок.

1

Итоговая беседа

10

Овощи и фрукты.

1

Итоговая беседа

11

Смородина. Предметный урок.

1

Итоговая беседа

12

Малина. Предметный урок.

1

Итоговая беседа

13

Почва.

1

Итоговая беседа

14

Камни, песок и глина. Урок-практикум.

1


15

Октябрь. Ознакомительная экскурсия.

1

Практ. задние

16

Охрана здоровья и безопасное поведение Переход улицы по пешеходному переходу. Практическое занятие.

1

Тест

17

Дом. Квартира. Домашний адрес.

1

Итоговая беседа

18

Семья.

1

Итоговая беседа

19

Ноябрь. Ознакомительная экскурсия.

1

Итоговая беседа

20

Посуда. Помощь по уходу за посудой. Урок-практикум.

1

Итоговая беседа

21

Бытовые приборы

1

Итоговая беседа

22

Тело человека. Кожа, ногти, волосы. Уход. Урок-практикум.

1

Практ. задание

23

Тело человека. Зубы. Уход за зубами. Урок-практикум.

1

Практ. задание

24

Здоровье человека.

1

Итоговая беседа

25

Одежда мальчика и девочки. Уход за одеждой. Урок-практикум .

1

Практ. задание

26

Обувь мальчика и девочки. Обувной магазин.

1

Итоговая беседа

27

Обувь. Уход за обувью. Урок-практикум.

1

Практ. задание

28

Декабрь. Ознакомительная экскурсия.

1

Итоговая беседа

29

Охрана здоровья и безопасное поведение. (Что делать, если встречаешь незнакомого человека).

1

Итоговая беседа

30

Новогодняя елка.

1

Тест

31

Рождество.

1

Итоговая беседа

32

Январь. Ознакомительная экскурсия.

1

Практ. задание

33

Транспорт. Ознакомительная экскурсия.

1

Практ. задание

34

Общественный транспорт Автобус, троллейбус.

1

Итоговая беседа

35

Едем в автобусе. Игра.

1


36

Лиса.

1

Итоговая беседа

37

Белка.

1

Итоговая беседа

38

Дятел.

1

Итоговая беседа

39

Снегирь. Изготовление кормушки. Урок-практикум.

1


40

23 февраля – день защитника Отечества. Флаг, Герб, Гимн России.

1

Итоговая беседа

41

Февраль. Ознакомительная экскурсия.

1

Практ. задание

42

Коза.

1

Итоговая беседа

43

Корова.

1

Итоговая беседа

44

Курица.

1

Итоговая беседа

45

Дикие и домашние животные.

1

Итоговая беседа

46

Герань. Уход за комнатными растениями. Урок-практикум.

1

Практ. задание

47

Монстера. Предметный урок.

1

Итоговая беседа

48

Март. Ознакомительная экскурсия.

1

Итоговая беседа

49

Охрана здоровья и безопасное поведение (Что делать если получил травму: рана, заноза). Аптека.

1

Итоговая беседа

50

Неделя детской книги. Книжный магазин. Ознакомительная экскурсия.

1

Тест

51

Распускание листьев .

1

Итоговая беседа

52

Вода. Урок-практикум.

1


53

Апрель. Ознакомительная экскурсия.

1

Практ. задание

54

Мать-и-мачеха. Предметный урок.

1

Итоговая беседа

55

Береза. Предметный урок

1

Итоговая беседа

56

Черемуха. Предметный урок.

1

Итоговая беседа

57

Шмель. Предметный урок.

1

Итоговая беседа

58

Бабочка. Предметный урок.

1

Итоговая беседа

59

Май. Ознакомительная экскурсия

1

Практ. задание

60

День Победы.

1

Итоговая беседа

61

Родной край. Ознакомительная экскурсия.

1

Практ. задание

62

Повторение.

1

Тест

63

Лето.

1

Итоговая беседа

64

Охрана здоровья и безопасное поведение (Поведение на воде, в лесу).

1

Итоговая беседа