СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Технология" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета "Технология" 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Технология" 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кадетская школа имени генерал-майора милиции В.А.Архипова»

города Чебоксары Чувашской Республики



Утверждаю

Директор МБОУ «Кадетская школа»
г. Чебоксары

_________ С.В.Иванова

Приказ № 95-О

«31» августа 2018 года








Рабочая программа учебного предмета

"Технология"


Уровень образования: основное общее образование


Классы: 5 класс


Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год


Программа разработана на основе авторской программы  - Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищено, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 192 с.: ил.


Учителя: Кузнецова Александра Ивановича




Принята

на заседании ШМО учителей

__________________________

МБОУ «Кадетская школа»

г. Чебоксары

Протокол № 1

31 августа 2018 г.






г. Чебоксары, 2018

Пояснительная записка


Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность (профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая) должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.

Предмет "Технология" является необходимым компонентом общего образования обучающихся. Его содержание предоставляет возможность войти в мир созданный людьми среды техники и технологий и является главной составляющей окружающей человека действительности.

На изучение предмета "Технология" в 5 классе отводится 68 учебных часа, по 2 часа в неделю с учетом общих требований ФГОС ООО изучение предмета технологии должно обеспечить:

- развитие творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов и сформированных универсальных учебных действий (УУД);

- совершенствование умений осуществлять учебно – исследовательскую и проектную деятельность;

- формирование представлений социальных и этических аспектах научно – технического прогресса;

- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.


Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Личностными результатами освоения обучающимися курса «Технология» являются:

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики; проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

- планирование образовательной и профессиональной карьеры;

- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего практические работы, задания, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств.


Метапредметными результатами освоения курса «Технологии» является формирование универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных, регулятивны:

- алгоритмизированное планирование процесса познавательно - трудовой деятельности;

- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

- проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

- виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;

- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость:

- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

- использование дополнительной информации и информационных технологий при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

- диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

- обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.


Предметные результаты курса «Технология» в системе основного общего образования являются:

- формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;

- освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;

- формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

- становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности;

- овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;

- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;

- развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

- формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;

- формирование профессионального самоопределения школьников в условиях рынка труда, гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

- применение в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук.


2. Содержание учебного предмета, курса


Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Древесина, лиственные и хвойные породы, строение древе­сины (кора, сердцевина, годичные кольца), текстура; пиломатериалы (доски, брусья, бруски, горбыль), элементы пи­ломатериалов (пласть, ребро, торец, кромка); древесные материалы (шпон, фанера).

Практические работы

Распознавание древесины и древесных материалов

1. Получи у учителя образцы древесины, изучи их текстуру, определи цвет, запах, твёрдость. Запиши в таблицу в рабо­чей тетради изученные свойства древесины.

2. Проведи такой опыт: вдавливая в поверхность каждого образца шило (не вращая его), определи, какие породы твёрдые, а какие - мягкие.

3. Рассмотри имеющиеся в учебных мастерских пиломате­риалы, определи их название, найди их основные элементы.

4. Изучи образцы древесных материалов: ДСП, ДВП, шпона, фанеры. Определи количество слоев в образце фанеры и измерь линейкой его толщину.


Графическое изображение деталей и изделий (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Графическая документация (эскиз, технический рисунок, чертёж); виды: главный, слева, сверху; линии чертежа (основная, размерная, выносная, штриховая, штрихпунктирная); масштаб, инженер-конструктор.

Практические работы

Чтение чертежа. Выполнение эскиза

или технического рисунка детали из древесины

1.Прочитай выданный учителем чертёж. Запиши в рабочую тетрадь название детали, материал, из которого она изго­товлена, масштаб изображения, количество видов на чер­теже.

2. Рассмотри предложенную учителем деталь и выполни её эскиз или технический рисунок (в зависимости от задания) в рабочей тетради, соблюдая масштаб. Измерь деталь ли­нейкой и нанеси все нужные размеры на эскиз или рисунок.

3. Если изделие из твоего творческого проекта содержит деталь из древесины, разработай эскиз этой детали в рабо­чей тетради.


Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Столярный верстак (крышка, задний и передний зажимы, вы­движная опора, отверстия (гнёзда), клинья, лоток), столяр.

Практические работы

Организация рабочего места для столярных работ

1.Ознакомься со столярным верстаком в учебной мастер­ской, найди зажимы, гнёзда, лоток.

2.Определи, соответствует ли верстак твоему росту.

3. Закрепи заготовку с помощью заднего зажима, как пока­зано на рисунке 15.

4.Закрепи длинномерную заготовку с помощью переднего зажима, расположив её на выдвижной опоре.


Последовательность изготовления деталей из древесины (1 ч.)

Основные теоретические сведения

Производственный процесс, технологический процесс, тех-нологическая операция, технологическая карта, технолог.

Практические работы

Разработка последовательности изготовления детали из древесины

1. Рассмотри выданный учителем чертёж детали из древе­сины или эскиз детали из своего творческого проекта.

2. Запиши в рабочую тетрадь последовательность изготов­ления этой детали.

3. Определи, какие инструменты понадобятся для изготовле­ния детали, и запиши их названия в рабочую тетрадь.


Разметка заготовок из древесины (2ч.)

Основные теоретические сведения

Разметка, угольник, рейсмус, базовая пласть, базовая кромка, припуск, шаблон.

Практические работы

Разметка заготовок из древесины

1. Рассмотри инструменты для разметки, ознакомься с кон­струкцией рейсмуса.

2. Рассмотри выданный учителем чертёж детали из древе­сины или эскиз детали твоего творческого проекта.

3. Выполни на выбранной заготовке разметку одной из де­талей: деталей «основание» и «карандашница» детали домика для птиц, заготов­ки для разделочной доски «рыбка», настольной полки или детали твоего проектного изделия.


Пиление заготовок из древесины (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Ножовка, пиление (поперечное, продольное), разводка зубьев, стусло, станочник-распиловщик.

Практические работы

Пиление заготовок из древесины

1. Рассмотри пилы, имеющиеся в учебной мастерской. Определи, для какого вида пиления они предназначены; какие пилы имеют мелкие зубья, а какие — крупные.

2. Распили предварительно размеченные заготовки (по ука­занию учителя): деталей «основание», «карандаш­ница» и домика для птиц заготов­ку для разделочной доски «рыбка»; деталей приспособления для пиления, настольной пол­ки, полочки для цветов или детали твоего проектного изделия.

3. Проверь размеры выпиленных заготовок.


Строгание заготовок из древесины (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Строгание, шерхебель, рубанок.

Практические работы

Строгание заготовок из древесины

1. Рассмотри строгальные инструменты, имеющиеся в учеб ной мастерской. Запиши в рабочую тетрадь названия час­тей, из которых они состоят.

2. Проверь правильность установки ножа на шерхебеле и рубанке.

3. Получи заготовку у учителя или подготовь заготовку дета­ли твоего проектного изделия. Правильно и надёжно закре­пи её на верстаке.

4. Прострогай предварительно размеченные заготовки: дета­лей «основание» и «карандашница», детали домика для птиц, приспособления для пиления, настольной полки, полоч­ки для цветов или детали твоего проектного изделия.

5. Проверь размеры выпиленных заготовок.


Сверление отверстий в деталях из древесины (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Сверление, отверстия (сквозные, глухие), свёрла (спиральное, центровое), коловорот, дрель, струбцина, станочник-сверловщик.

Практические работы

Сверление заготовок из древесины

1. Рассмотри различные свёрла и запиши в рабочую тет­радь их типы, диаметр и назначение основных частей.

2. Изучи устройство коловорота и ручной дрели, которые имеются в учебной мастерской. Запиши в рабочую тетрадь названия частей, из которых они состоят.

3. Получи заготовку у учителя или подготовь заготовку дета­ли твоего проектного изделия. Разметь центры будущих отвер­стий. Надёжно закрепи заготовку на верстаке.

4. Подбери сверло нужного диаметра, установи его в патро­не и проверь правильность установки.

5. Просверли предварительно размеченные заготовки: дета­лей «карандашница», разделочная доска «рыб­ка», детали настольной полки, по­лочки для цветов или детали твоего проектного изделия.

6. Проверь размеры просверленных отверстий.


Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Сборка, гвозди, клещи, плотник.

Практические работы

Соединение деталей из древесины гвоздями

1.Распределите обязанности в группе. Рассмотрите различ­ные гвозди и запишите в рабочую тетрадь их типы, длину, диаметр, назначение.

2. Рассмотрите имеющиеся в учебной мастерской инструмен­ты для соединения деталей с помощью гвоздей. Запишите в рабочую тетрадь названия частей, из которых они состоят.

3.Получите у учителя заготовку, разметьте места располо­жения гвоздей и шилом сделайте углубления в этих местах. Разметьте детали своего проектного изделия, если они со­единяются гвоздями.

4. Подберите гвозди нужного диаметра.

5. Соедините гвоздями детали изделий: домик для птиц, подставка-решётка, подставка для ручек и карандашей, полочка для цветов или детали своего проектного изделия.

6. Проверьте качество соединения на гвоздях.


Соединение деталей из древесины шурупами и саморезами (2ч.)

Основные теоретические сведения

Шуруп, саморез, столяр-сборщик.

Практические работы

Соединение деталей из древесины с помощью шурупов (саморезов)

1. Распределите обязанности в группе. Рассмотрите различ­ные крепёжные элементы и запишите в рабочую тетрадь их названия, типы головки, длину и диаметр.

2. Получите у учителя детали, разметьте на них места распо­ложения шурупов (саморезов) и шилом сделайте углубления в этих местах. Если детали проектного изделия соединяются с помощью шурупов, выполните разметку этих деталей.

3. Подберите шурупы (саморезы) нужного диаметра.

4. Подготовьте дрель и свёрла необходимого диаметра.

5. Просверлите сквозные отверстия в присоединяемой де­тали и глухие - в основной детали.

6. Соедините шурупами (саморезами) детали изделий: до­мик для птиц -, настольная полка для учебников -, подставка для ручек и карандашей -, настольная полочка для лазерных дисков, полочка для цветов - или детали своего проектного изделия.

7. Проверьте качество полученного соединения.


Соединение деталей из древесины клеем. (1 ч.)

Основные теоретические сведения

Клей (натуральный, синтетический).

Практические работы

Соединение деталей из древесины с помощью клея

1. Рассмотри изображения изделий: приспособление для пиления, подставка для ручек и карандашей, настольная полочка для дисков, полочка для цветов; определи места склеивания деталей. Опре­дели необходимость соединения на клею деталей своего проектного изделия.

2. Подготовь рабочее место для склеивания деталей, клей, кисть, струбцину.

3. Очисти склеиваемые поверхности от пыли и нанеси клей.

4. Соедини детали изделия и сожми их в зажиме столярного верстака или в струбцине.

5. После затвердевания клея проверь качество полученного соединения и зачисти изделие.


Зачистка поверхностей деталей из древесины ( 1 ч.)

Основные теоретические сведения

Напильник, рашпиль, шлифовальная шкурка (крупнозерни­стая, мелкозернистая), шлифовальная колодка.

Практические работы

Зачистка деталей из древесины

1. Распределите обязанности в группе. Рассмотрите имею­щиеся в учебной мастерской напильники и рашпили, опиши­те их в рабочей тетради.

2. Рассмотрите и опишите имеющиеся образцы шлифоваль­ной шкурки.

3. Подготовьте рабочее место для зачистки детали.

4. Зачистите напильником и шлифовальной шкуркой детали изделий: приспособление для пиления, под­ставка-решётка, подставка для ручек и каран­дашей, настольная полочка для дисков, полочка для цветов или детали своего проектного изделия.

5. Очистите поверхности от опилок и шлифовальной пыли.

6. Проверьте качество зачистки изделия.


Отделка изделий из древесины (1 ч.)

Основные теоретические сведения

Отделка, тонирование, морилка, лакирование, лак, лакиров­щик.

Практические работы

Отделка изделий из древесины

1.Распределите обязанности в группе. Подготовьте рабочее место для тонирования и лакирования деталей, а также морилку, лак, тампоны, кисти.

2.Рассмотрите изготовленное вами изделие (например, разделочную доску «рыбка», настольную полку для учебни­ков, полку для дисков, подставку для ручек и карандашей, полку для цветов и др.) или изделие, выданное учителем; определите необходимость тонирования поверхностей.

3.Очистите поверхности от пыли и нанесите морилку необ­ходимого тона, дайте поверхностям просохнуть.

4. Выполните лакирование поверхностей изделия.

5.Если на поверхности изделия после лакирования появи­лось много ворсинок, выполните его зачистку.

6.Нанесите второй слой лака.

7.Проверьте качество полученного изделия.


Выпиливание лобзиком (1ч.)

Основные теоретические сведения

Лобзик, пилка, выпиловочный столик.

Практические работы

Выпиливание изделий из древесины лобзиком

1. Подготовь выпиловочный столик, лобзик с закреплённой пилкой, рисунок, копировальную бумагу, карандаш, ручную дрель или шило, напильник, надфили.

2. Выбери заготовку из фанеры для изделия: модель само­лёта, подвеска для отрывного календаря (см. При­ложение), игра «Набрось кольцо на нос» (см. Приложение) или другого задуманного тобой из­делия; зачисти поверхность мелкозернистой шкуркой.

3. Закрепи рисунок с копировальной бумагой на поверхно­сти заготовки из фанеры и скопируй его.

4. Просверли отверстия во внутренних контурах скопиро­ванного рисунка.

5. Выпили внутренние и наружные контуры.

6. Зачисти все поверхности.

7.Раскрась рисунок, если это необходимо.

8. Выполни отделку поверхностей изделия


Выжигание по дереву. (2ч.)

Основные теоретические сведения

Выжигание, электровыжигатель.

Практические работы

Отделка изделий из древесины выжиганием

1. Подготовь рабочее место для выжигания, а также рису­нок, копировальную бумагу, карандаш, электровыжигатель, лак, кисти.

2. Рассмотри изделия: разделочную доску «рыбка», подвеску для отрывного календаря, полочку для лазерных дисков, подставку для ручек и карандашей, полочку для цветов или изготовленное вами изделие; определите место расположе­ния рисунка для выжигания.

3. Зачисти поверхность мелкозернистой шкуркой.

4. Закрепи рисунок с копировальной бумагой на поверхно­сти изделия и обведи его контуры карандашом или шарико­вой ручкой без пасты (чтобы не загрязнить рисунок).

5. По скопированному рисунку выполни выжигание.

6.Зачисти вторично поверхность мелкозернистой шкуркой.

7.Раскрась рисунок, если это необходимо.

8. Выполни лакирование поверхностей изделия.


Понятие о машине и механизме (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Машина, технологические машины, информационные ма­шины, механизмы, соединения деталей (подвижные, непо­движные), детали (простые, сложные), машинист, води­тель, наладчик, оператор ЭВМ.

Практические работы

Ознакомление с машинами, механизмами, соединениями, деталями

1. Ознакомьтесь с машинами, имеющимися в школьной учебной мастерской. Запишите в рабочую тетрадь их назва­ния, определите, к какому классу они относятся.

2. Ознакомьтесь с механизмами, имеющимися в мастерской. Запишите в рабочую тетрадь их названия и назначение.

3. Запишите в рабочую тетрадь примеры подвижных и непо­движных соединений, кроме указанных в таблице 4.

4. Найдите в машинах и механизмах, имеющихся в мастер­ской, простые и сложные детали.


Рабочее место для ручной обработки металлов (1ч.)

Основные теоретические сведения

Слесарная обработка, слесарный верстак, слесарные тис­ки, слесарь.

Практические работы

Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков

1. Ознакомься с устройством слесарного (универсальж верстака, имеющегося в школьной учебной мастерен Найди основание, крышку, защитную сетку, тиски.

2. Изучи устройство слесарных тисков и заполни табл в рабочей тетради.

3. Определи, соответствует ли верстак твоему росту.

4. Потренируйся закреплять металлические заготовки из тонколистового металла и проволоки в тисках. При освобо­ждении зажатой в тисках заготовки придерживай её рукой, чтобы она не упала.


Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Металлы, прокатка, кровельная сталь, жесть, фольга, про волока; искусственные материалы, пластмассы.

Практические работы

Ознакомление с образцами тонколистового металла, проволоки и пластмасс

1. Рассмотрите предложенные учителем образцы тонколи­стового металла, проволоки и искусственных материалов.

2. Определите цвет образца и название металла или сплава.

3. Измерьте толщину образца металла и проволоки.

4. Проведите такой опыт: согните стальную и медную прово­локу одинакового диаметра. Сделайте выводы.

5. Запишите результаты наблюдений в таблицу. Напишите, где применяется материал образцов.

6. Рассмотрите и исследуйте предложенные учителем образ­цы пластмасс (полиэтилен, органическое стекло, гетинакс, пенопласт). Запишите результаты исследования в таблицу.


Графические изображения деталей из металла и искусственных материалов (1 ч.)

Основные теоретические сведения

R - обзначение радиуса, развертка.

Практические работы

Чтение чертежа. Графическое изображение изделий из тонколистового металла и проволоки

1. Прочитай выданный учителем чертёж или чертёж детали изделия из твоего творческого проекта. Запиши в рабочую тетрадь название детали, материал, из которого она изготовлена, масштаб изображения, количество видов на чертеже.

2. Выполни эскизы изделий из листового металла и проволоки, изображённых на рисунке, или другие, предложные учителем.

3. Начерти развёртку коробки.

4. По чертежу выполните технический рисунок изделия.


Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов (1 ч.)

Основные теоретические сведения

Технологическая карта.

Практические работы

Разработка технологии изготовления деталей з металлов и искусственных материалов

1. Прочитай выданный учителем чертёж детали из тонколистового металла, проволоки, пластмассы или чертёж детали з своего творческого проекта.

2. Запиши в рабочую тетрадь технологическую последовательность изготовления данной детали. Сравни свои записи.

3. Определи, какие инструменты понадобятся для изготовления данной детали, и запиши их названия в рабочую тетрадь.


Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Правка, киянка, правильная плита.

Практические работы

Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки

1. Подготовь тонколистовую или проволочную заготовку одного из изделий,. заготовку, выданную учителем или заготовку для твоего проектного изделия. Выбери подходя­щий способ правки.

2. Выполни правку заготовок из тонколистового металла и проволоки, соблюдая правила безопасной работы.

3. Проверь, правильно ли выправлены заготовки.


Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы (1ч.)

Основные теоретические сведения

Слесарный угольник, чертилка, разметочный циркуль, кер­нер, базовая линия, слесарь-разметчик, слесарь-инструмен­тальщик.


Практические работы

Разметка заготовок из металла и искусственных материалов

1. Распределите обязанности в группе. Рассмотрите инстру­менты для разметки, ознакомьтесь с конструкцией разме­точного циркуля. Запишите в рабочую тетрадь названия раз­меточных инструментов и их назначение.

2.Рассмотрите выданный учителем чертёж детали из тонко­листового металла, проволоки, пластмассы или чертёж дета­ли своего проектного изделия, изготовляемого из того же материала.

3.Выполните разметку на выбранной заготовке одной из деталей: подвеска, крючок, чертилка, корпус хозяйственного совка, номерок, подставка для книг или разметку детали своего проектного изделия.


Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов (1 ч.)

Основные теоретические сведения

Слесарные ножницы, кусачки, резчик.

Практические работы

Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов

1. Распределите обязанности в группе. Рассмотрите инструменты для резания заготовок из листового металла, проволоки, пластмассы и подготовьте рабочее место для резания.

2. Разрежьте размеченные ранее заготовки для хозяйственного совка, подставки под паяльник, воздушного винта, номерка для двери квартиры или детали своего проектного изделия.

3. Рассчитайте длину и отрежьте кусок проволоки для чертилки, отвёртки, проволочного кольца диаметром 140 мм для воздушного винта, подставки для книг, и др.


Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Гибка, оправка, плоскогубцы, круглогубцы, штамповщик.

Практические работы

Гибка заготовок из листового металла и проволоки

1. Подготовь рабочее место для гибки заготовок, выбери необходимые инструменты и оправки.

2. Согни по заданию учителя заготовку одного из изделий, а также заготовку детали своего творческого проекта.

3. Проверь правильность гибки по чертежу детали.


Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов (1 ч.)

Основные теоретические сведения

Бородок (пробойник), электродрель.


Практические работы

Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов

1. Распределите обязанности в группе. Подготовьте рабочее место для пробивания и сверления отверстий в заготовках, выберите необходимые инструменты.

2. Получите заготовку у учителя или подготовьте заготовку детали своего проектного изделия. Разметьте центры буду­щих отверстий. Надёжно закрепите заготовку в тисках или на верстаке.

3. Подберите бородок или сверло нужного диаметра. Установите сверло в патроне и проверьте правильность установки.

4. Пробейте отверстия бородком или просверлите размеченные заготовки.

5. Проверьте размеры полученных отверстий.


Устройство настольного сверлильного станка (1 ч.)

Основные теоретические сведения

Сверлильный станок, станина, электродвигатель, шпин­дель, патрон, машинные тиски, ручные тиски.

Практические работы

Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка, сверление отверстий на станке

1. Ознакомься с устройством сверлильной станка.

2. Запиши в рабочую тетрадь основные характеристик станка.

3. Осмотри станок в мастерской и ознакомься с его основными частями. Запиши в рабочую тетрадь названия основных частей.

4. Получи заготовку у учителя или подготовь заготовку детали твоего проектного изделия. Разметь центры будущих отверстие Надёжно закрепи заготовку в машинных или ручных тисках.

5. Подбери сверло нужного диаметра. Установи сверло в патроне и проверь правильность его установки.

6. Просверли размеченные заготовки.

7. Проверь качество сверления по чертежу.


Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов (1ч.)

Основные теоретические сведения

Заклёпка, поддержка, натяжка, обжимка, фальцевый шов, жестянщик.

Практические работы

Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов

1. Распределите обязанности в группе. Изучите технологию получения заклёпочного соединения.

2. Просверлите отверстия под заклёпки в деталях изделия «крючок для вешалки», или другого изделия, предложенного учителем.

3. Подготовьте необходимые инструменты и заклёпки. Со­едините детали крючка с помощью заклёпок. Проверьте ка­чество соединения на заклёпках.

4. Изучите технологию получения фальцевого шва.

5. На отрезках жести потренируйтесь соединять детали фальцевым швом.

6. Соедините боковые стенки металлической коробки, детского ведёрка или другого изде­лия, предложенного учителем, с помощью фальцевого шва. Проверьте качество соединения.

7. Если в вашем творческом проекте предусмотрено соеди­нение деталей из тонколистового металла, проволоки или пластмассы, выполните эти соединения.


Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмассы (1ч.)

Основные теоретические сведения

Окрашивание, метод распыления.

Практические работы

Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов

1.Распределите обязанности в группе. Подготовьте рабочее место для окрашивания или лакирования деталей, а также краску или эмаль, лак, кисти.

2. Зачистите поверхности сделанных ранее изделий, обра­ботайте раствором для обезжиривания (под наблюдением учителя), дайте поверхностям просохнуть.

3. Выполните окраску или лакирование поверхностей из­делия.

4. Если необходимо, нанесите после высыхания второй слой краски или лака.

5. Проверьте качество полученного изделия.



Интерьер жилого помещения (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Интерьер, требования, предъявляемые к интерьеру (эрго­номические, санитарно -гигиенические, эстетические), зоны жилого помещения.

Практические работы

  1. Что нужно сделать, чтобы соблюдались требования, предъ­являемые к интерьеру жилого помещения?

  2. Какие зоны оборудованы в твоей квартире (доме)?


Эстетика и экология жилища (1 ч.)

Основные теоретические сведения

Экология жилища, микроклимат, климатические приборы кондиционер.

Практические работы

Разработка технологии изготовления полезных для дома вещей (из древесины или металла)

1. Разбейтесь на группы. Разработайте технологический процесс изготовления из древесины вешалки для одежды, и запишите его в рабочую тетрадь. Выберите заготовку, разметьте и приступите к её обработке.

2. Разработайте технологический процесс изготовления из проволоки вешалки для одежды, и запишите его в рабочую тетрадь. Выберите необ­ходимые инструменты, проволоку и приступите к изготовле­нию вешалки.


Технологии ухода за жилым помещением, одеждой, обувью (1 ч.)

Основные теоретические сведения

Линолеум, ламинат, паркетная доска, ковролин, пятновы­водитель, крем для обуви.

Практические работы

Изготовление полезных для дома вещей (из древесины или металла)

Завершите начатый на предыдущем уроке проект по изго­товлению вешалки (плечиков) для одежды.

1. Вешалка из древесины - выпилить заго­товку, прострогать, зачистить; изготовить крючок, соединить на клею, покрыть изделие лаком.

2. Вешалка из проволоки - согнуть заготов­ку, зачистить, окрасить светлой эмалью.

3. Опробуйте и оцените изготовленные изделия и работу над проектом в целом.


Творческий проект (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Творческий проект.

Практические работы

1.Что называют творческим проектом?

2. Какое изделие ты планируешь выбрать в качестве творческого проекта?

3.Какими достоинствами будет обладать твоё проектное изделие?

4. К каким источникам информации ты обратишься при в ре темы проекта?

Этапы выполнения проекта (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный), защита (презентация) проекта.

Практические работы

1. Из каких этапов состоит работа над творческим проектом?

2. Для чего выполняют оценку стоимости материалов для изделия?

3. Как ты думаешь, что должно содержаться в обосновании темы проекта?

4. Каким образом оценивают достоинства и недостатки раз­личных вариантов проектного изделия?

5. Что нужно подготовить к защите проекта?

6. Как компьютер может помочь тебе при подготовке к пре­зентации проекта?


Работа над проектом (7 ч.)

Основные теоретические сведения

Творческий проект «Домик для птиц». Этапы проектирования, цель и задачи проектной деятельности.

Практические работы

Изготовление дверной ручки


Защита проекта (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Защите проекта

Практические работы

Контроль качества изготовления изделия и соответствие размеров чертежу.


3.Тематическое планирование

п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

2

2

Графическое изображение деталей и изделий

2

3

Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины

2

4

Последовательность изготовления деталей из древесины

1

5

Разметка заготовок из древесины

2

6

Пиление заготовок из древесины

2

7

Строгание заготовок из древесины

2

8

Сверление отверстий в деталях из древесины

2

9

Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей

2

10

Соединение деталей из древесины шурупами и саморезами

2

11

Соединение деталей из древесины клеем.

2

12

Зачистка поверхностей деталей из древесины

1

13

Отделка изделий из древесины

1

14

Выпиливание лобзиком

1

15

Выжигание по дереву

4

16

Понятие о машине и механизме

2

17

Рабочее место для ручной обработки металлов

1

18

Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы

1

19

Графические изображения деталей из металла и искусственных материалов

2

20

Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов

2

21

Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки

2

22

Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы

2

23

Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов

2

24

Зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы

2

25

Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки

2

26

Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов

2

27

Устройство настольного сверлильного станка

2

28

Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов

1

29

Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмассы

1

30

Интерьер жилого помещения

1

31

Эстетика и экология жилища

1

32

Технологии ухода за жилым помещением, одеждой, обувью

1

33

Творческий проект

2

34

Этапы выполнения проекта

2

35

Работа над проектом

7

36

Защита проекта

2


14