Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кадетская школа имени генерал-майора милиции В.А.Архипова»
города Чебоксары Чувашской Республики
Утверждаю
Директор МБОУ «Кадетская школа»
г. Чебоксары
_________ С.В.Иванова
Приказ № 95-О
«31» августа 2018 года
Рабочая программа учебного предмета
"Технология"
Уровень образования: основное общее образование
Классы: 7 класс
Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год
Программа разработана на основе авторской программы - Технология. Индустриальная технологии: 7 класс: учебник для учащихся образовательных организаций / А.Т.Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2018. – 176 с.: ил.
Учителя: Кузнецова Александра Ивановича
Принята
на заседании ШМО учителей
__________________________
МБОУ «Кадетская школа»
г. Чебоксары
Протокол № 1
31 августа 2018 г.
г. Чебоксары, 2018
Пояснительная записка
Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность (профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая) должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.
Предмет "Технология" является необходимым компонентом общего образования обучающихся. Его содержание предоставляет возможность войти в мир созданный людьми среды техники и технологий и является главной составляющей окружающей человека действительности.
На изучение предмета "Технология" в 7 классе отводится 68 учебных часа, по 2 часа в неделю с учетом общих требований ФГОС ООО изучение предмета технологии должно обеспечить:
- развитие творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов и сформированных универсальных учебных действий (УУД);
- совершенствование умений осуществлять учебно – исследовательскую и проектную деятельность;
- формирование представлений социальных и этических аспектах научно – технического прогресса;
- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами освоения обучающимися курса «Технология» являются:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики; проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
- планирование образовательной и профессиональной карьеры;
- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего практические работы, задания, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств.
Метапредметными результатами освоения курса «Технологии» является формирование универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных, регулятивны:
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно - трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
- проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
- виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость:
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- использование дополнительной информации и информационных технологий при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
- обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты курса «Технология» в системе основного общего образования являются:
- формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
- освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
- формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности;
- овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
- развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
- формирование профессионального самоопределения школьников в условиях рынка труда, гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
- применение в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук.
2. Содержание учебного предмета, курса
Конструкторская документация. Чертежи деталей и изделий из древесины. (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Конструкторская документация: схема, инструкция; Единая система конструкторской документации (ЕСКД); конструктивные элементы: фаска, галтель.
Практические работы
Выполнение чертежа детали из древесины
1.Рассмотрите предложенную учителем деталь и выполните её чертёж в рабочей тетради, соблюдая масштаб. Измерьте деталь линейкой, кронциркулем или штангенциркулем и обозначьте все нужные размеры на чертеже.
2. разработайте чертёж этой детали в рабочей тетради.
3. Выполните чертёж общего вида (сборочный чертёж) изделия, предложенного учителем, или изделия вашего творческого проекта.
Технологическая документация. Технологические карты изготовления деталей из древесины (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Технологическая документация, установ, Единая система технологической документации (ЕСТД).
Практические работы
Разработка технологической карты изготовления детали из древесины
1.Рассмотрите и прочитайте выданный учителем чертёж детали из древесины или эскиз детали из вашего творческого проекта.
2. Разработайте в рабочей тетради технологическую карту изготовления этой детали.
3. Определите, какие инструменты понадобятся для изготовления детали, и запишите их названия в рабочую тетрадь.
Заточка и настройка дереворежущих инструментов (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Заточной станок, шлифовальный (абразивный) круг, слесарь заточник.
Практические работы
Доводка лезвия ножа рубанка
1. Получите у учителя инструменты для доводки лезвия ножа рубанка. Проверьте остроту заточки лезвия на кусочке древесины.
2.Выполните доводку лезвия ножа рубанка на плоском мелкозернистом абразивном бруске.
3. Проконтролируйте остроту режущей кромки строганием заготовки.
Настройка рубанка
1. Разберите рубанок.
2. Установите заточенный нож рубанка в леток.
3. Настройте режущую кромку ножа на нужную высоту.
4. Проверьте правильность настройки с помощью линейки или штангенциркуля.
5. Предъявите настроенный рубанок учителю на проверку.
6. Выполните строгание настроенным рубанком.
Отклонения и допуски на размеры деталей (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Номинальный размер; наибольший допустимый размер, наименьший допустимый размер, предельное отклонение; допуск.
Практические работы
Расчёт отклонений и допусков на размеры вала и отверстия
1. Получите у учителя эскизы соединяемых деталей (вала и детали с отверстием).
2. Изучите указанные на эскизе размеры и их предельные отклонения.
3. Вычислите наибольший и наименьший допустимые размеры для вала и отверстия.
4. Подсчитайте допуски на размер вала и отверстия.
5. Определите, какой вид посадки (с зазором или с натягом) образует соединение вала с отверстием.
Столярные шиповые соединения (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Шиповое соединение, шип, проушина, гнездо.
Практические работы
Расчёт шиповых соединений деревянной рамки
1. Получите у учителя эскиз деревянной рамки, бруски которой соединяются одинарным шипом.
2. Рассчитайте толщину шипов и ушек.
3. Выполните эскиз шипового соединения в рабочей тетради, руководствуясь рисунком. Вместо обозначений S1, S2 и т. д. проставьте на эскизе действительные размеры соединения.
4. Вырежете и отстрогайте заготовки для рамки по размерам, указанным учителем.
Технология шипового соединения деталей (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Разметка, запиливание и выпиливание шипов и проушин; выдалбливание проушин и гнёзд; долото, стамеска; подгонка, склеивание и зачистка шипового соединения.
Практические работы
Изготовление изделий из древесины с шиповым соединением брусков
1. Подготовьте бруски для деревянной рамки, изготовленные на практической работе, или заготовки коробки, угольника, шкатулки, аптечки (см. Приложение), заготовки для своего проектного задания, где для изготовления изделия применяется шиповое соединение брусков.
2. Разметьте бруски, выпилите шипы и проушины.
3. Выдолбите проушины или гнёзда, зачистите их стамеской и напильником с крупной насечкой.
4. Просверлите, если необходимо, отверстия под шканты.
5. Смажьте соединения клеем и скрепите струбциной.
6. После высыхания клея (на следующем уроке) окончательно зачистите соединения.
Технология соединения деталей шкантами и шурупами и шурупами в нагель (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Нагель
Практические работы
Соединение деталей из древесины шкантами и шурупами в нагель
1. Подготовьте детали, изготовленные на предыдущих практических работах, или заготовки для своего проектного задания, если детали соединяются в изделие шкантами или шурупами в нагель.
2. Разметьте заготовки по чертежу и наметьте шилом центры отверстий под шканты.
3. Рассчитайте необходимый диаметр шкантов и подберите нужное количество из имеющихся в учебной мастерской.
4. Просверлите сквозные или глухие отверстия в соответствии с требованиями чертежа.
5. Смажьте шканты клеем и запрессуйте их в отверстия на необходимую глубину. Соедините детали на шкантах и скрепите их струбциной или в зажиме верстака.
6. По заданию учителя соедините детали шурупами в нагель (разметьте заготовки, просверлите отверстия, запрессуйте нагели, вкрутите шурупы).
Технология обработки наружных фасонных поверхностей деталей из древесины (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Фасонная поверхность, штихель.
Практические работы
1. По заданию учителя подготовьте заготовки для ручки отвёртки, толкушки, пестика, подвески, ручки напильника, деталей подсвечника, деталей столика, деталей киянки или детали из вашего творческого проекта.
2. Определите, какие инструменты понадобятся для изготовления детали.
3. Разметьте заготовки по чертежу.
4. Выточите деталь на токарном станке для обработки древесины.
5. Зачистите поверхности шлифовальной шкуркой.
6. Проконтролируйте качество полученного изделия с помощью шаблонов, кронциркуля, штангенциркуля.
7. Выполните отделку изделий.
Технология точения декоративных изделий, имеющих внутренние полости (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Растачивание, рейер, крючок, мейсель.
Практические работы
Точение декоративных изделий из древесины
1. По заданию учителя подготовьте заготовки для изделий, показанных на рисунках, в таблице, или детали вашего творческого проекта.
2. Определите, какие инструменты понадобятся для изготовления детали.
3. Выточите деталь на токарном станке для обработки древесины.
4. Зачистите поверхности шлифовальной шкуркой.
5. Проконтролируйте качество полученного изделия с помощью шаблонов и кронциркуля.
6. Выполните отделку изделий.
Классификация сталей. Термическая обработка сталей (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Углеродистая сталь, легированная сталь, инструментальная сталь, термическая обработка, термист.
Практические работы
Ознакомление с термической обработкой стали
Внимание! Пункты 2, 3, 5 выполняет учитель.
1. Закрепите в тисках образец из незакалённой стали (например, с содержанием углерода 0,42-0,5 %) и проведите по нему несколько раз напильником. Сделайте вывод об обрабатываемости незакалённой стали.
2. Выполните закалку образца. Для этого поместите образец в электрическую (муфельную) печь, нагретую до температуры 840 °С, и выдержите его 15-20 мин. Температуру нагрева образца определите по рисунку 40.
3. Опустите раскалённый образец в банку с водой.
4. Закрепите образец в тисках и попытайтесь обработать его напильником. Сделайте вывод об обрабатываемости закалённой стали.
5. Выполните отпуск образца. Для этого поместите образец в печь, нагретую до температуры 450...550°С, и выдержите 15-20 мин, после чего охладите в воде или на воздухе.
6. Опилите образец в тисках и сделайте вывод о его обрабатываемости после отпуска.
Чертежи деталей, изготовляемых на токарном и фрезерном станках (1ч.)
Основные теоретические сведения
Графическая документация, секущая плоскость, сечение, разрез, штриховка, тело вращения, фаска, резьба.
Практические работы
Выполнение чертежей деталей с точёными и фрезерованными поверхностями
1. Выполните чертёж зажима воротка, пробойника, кондуктора для сверления отверстий или других деталей, предложенных учителем. Если в состав вашего творческого проекта входят металлические детали с точёными или фрезерованными поверхностями, выполните чертёж этих деталей.
2. Рассмотрите гайки и болты, имеющиеся в школьных мастерских. Измерьте их штангенциркулем и выполните эскизы.
Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6
Основные теоретические сведения
Токарно-винторезный станок, механические передачи, станина передняя бабка, коробка скоростей, коробка подач, суппорт задняя бабка, пиноль, оператор автоматической линии.
Практические работы
Устройство токарно-винторезного станка ТВ-6
1. По заданию учителя определите передаточное отношение i зубчатой передачи, если известно число зубьев ведущего zx и ведомого 22 колёс; определите передаточное отношение i ремённой передачи, если известны диаметры ведущего Dx и ведомого D2 шкивов.
2. Ознакомьтесь с конструкцией станка ТВ-6 по рисунку.
3. Рассмотрите конструкцию токарного станка, имеющегося в школьной мастерской, и запишите в рабочую тетрадь названия его основных частей.
Виды и назначение токарных резцов (1 ч.)
Основные теоретические сведения
Токарные резцы, державка и режущая часть резца, слесарь-ремонтник.
Практические работы
Ознакомление с токарными резцами
1. Рассмотрите токарные резцы, имеющиеся в школьной мастерской.
2. Определите их виды и назначение. Результаты исследования запишите в таблицу.
3. Опишите в рабочей тетради один из резцов: для какого вида обработки и направления подачи он предназначен, какова конструкция его головки и форма сечения державки, каким способом он изготовлен.
Управление токарно-винторезным станком (2 ч.)
Основные теоретические сведения
Управление станком, наладка станка, трёхкулачковый патрон, поводковая планшайба, настройка станка, наладчик станков.
Практические работы
Управление токарно-винторезным станком ТВ-6
1. Проверьте соответствие станка вашему росту. Подберите подставку под ноги, чтобы ладонь руки, согнутой под углом 90°, находилась не ниже оси центров станка.
2. Проверьте вместе с учителем исправность заземляющего провода и защитных кожухов, закрывающих суппорт и патрон.
3. Установите по таблице с помощью рукояток на передней панели станка наименьшую частоту вращения шпинделя. Рукояткой задайте направление вращения шпинделя «Вперёд». Включите электродвигатель кнопкой «Пуск» и выключите кнопкой «Стоп». Задайте вращение шпинделя рукояткой 16 «Назад», включите и выключите станок. Повторите упражнение, устанавливая частоты вращения, указанные в таблице на передней панели станка.
4. Кнопкой включите реечную передачу. Вращая рукоятку, переместите поперечные салазки в крайнее заднее, а затем в крайнее переднее положение. Рукояткой установите верхние салазки в крайнее левое, а затем в крайнее правое положение.
5. Установите минимальную частоту вращения шпинделя, включите ходовой вал рукояткой и установите направление подачи «Влево» рукояткой. Рукояткой установите минимальную величину подачи по таблице на передней панели станка. Включите электродвигатель кнопкой «Вперёд» (шпиндель начнёт вращаться). Рукояткой включите и через одну-две секунды выключите механическую подачу.
6. Повторите упражнение при положении рукоятки «Вправо».
7. Установите другие величины подачи и повторите упражнение.
Приёмы работы на токарно-винторезном станке (4 ч.)
Основные теоретические сведения
Обработка наружных цилиндрических поверхностей, подрезание торца, обработка уступов, прорезание канавок, отрезание заготовок.
Практические работы
Обтачивание наружной цилиндрической поверхности заготовки на станке ТВ-6
Установите и закрепите заготовку в патроне, проходной резец - в резцедержателе.
Подведите резец к заготовке таким образом, чтобы его вершина находилась правее торца заготовки на 8...10 мм и на расстоянии 2...3 мм от её поверхности.
Включите вращение шпинделя и аккуратно подведите резец к заготовке до появления на её поверхности чуть заметной круговой риски. Переместите резец вправо на расстояние 8...10 мм от торца заготовки и выключите станок.
Придерживая левой рукой рукоятку поперечного перемещения суппорта, правой поверните кольцо лимба до совмещения его нулевого штриха с риской на неподвижной втулке.
Двумя руками поверните рукоятку поперечного перемещения суппорта на необходимое (предварительно подсчитанное вами) число делений лимба.
5. Включите вращение шпинделя. Обточите заготовку на длине 3...5 мм с ручной подачей суппорта. Отведите резец от заготовки, повернув рукоятку поперечной подачи против часовой стрелки на пол-оборота, и переместите его вправо в исходное положение.
6. Выключите станок и измерьте полученный диаметр заготовки штангенциркулем. Если диаметр больше требуемого, подсчитайте, на сколько делений нужно подать резец, чтобы получить требуемый диаметр. Включите станок и снимите стружку на пробном участке. Действия повторите до получения заданного размера.
7. При получении нужного диаметра обточите заготовку по всей длине с ручной или механической подачей резца. Отведите резец от обрабатываемой поверхности на себя и вправо в исходное положение.
Подрезание торца и сверление заготовки на станке ТВ-6
1. Установите и закрепите резец в резцедержателе.
2. Включите станок и подрежьте торец заготовки с помощью поперечной подачи резца. Выключите станок, снимите деталь, закрепите её в тисках и зачистите получившийся в центре торца уступ. Проверьте прямолинейность торца, приложив к нему линейку.
3. Установите деталь в трёхкулачковый патрон станка. Закрепите центровое сверло (или короткое сверло малого диаметра) в патроне, установленном в пиноли задней бабки. Включите станок и, вращая маховик задней бабки, просверлите (зацентруйте) торец на глубину 2...3 мм. Извлеките патрон из пиноли задней бабки.
4. Установите и закрепите спиральное сверло в пиноли задней бабки. Отметьте мелом на сверле требуемую глубину сверления. Включите вращение шпинделя и просверлите в заготовке отверстие на заданную глубину, вращая маховик задней бабки по часовой стрелке. Выведите сверло из отверстия и выключите станок.
5. Измерьте глубину просверлённого отверстия.
Технологическая документация для изготовления изделий на станках (2 ч.)
Основные теоретические сведения
Операционная карта, установ, переход, рабочий ход.
Практические работы
Разработка операционной (технологической) карты изготовления детали на токарном станке
1. Изучив таблицу, по заданию учителя составьте операционную (или технологическую) карту изготовления ручки воротка , пробойника, ручки кондуктора для сверления отверстий, других деталей или детали вашего творческого проекта, если она обрабатывается на токарном станке.
2. Сравните составленную карту с картами, разработанными одноклассниками. Проверьте, правильно ли указаны инструменты и режимы резания.
Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка (2ч.)
Основные теоретические сведения
Фрезерование, фреза.
Практические работы
Ознакомление с режущим инструментом для фрезерования и с устройством станка НГФ-ПОШ
1. Рассмотрите несколько различных фрез.
2. Определите их виды и назначение.
3. Осмотрите настольный горизонтально-фрезерный станок НГФ-ПОШ и назовите его основные части.
Рассмотрите упрощённую кинематическую схему станка НГФ-ПОШ и уясните, каким образом передаётся главное движение шпинделю.
Наладка и настройка станка НГФ-ПОШ
1. Пользуясь схемой, расположенной на коробке скоростей станка, установите рукоятками 4 и 5 минимальную частоту вращения шпинделя, включите и выключите станок. Проверьте работу станка, настроив его на максимальную частоту вращения шпинделя.
2. Переместите консоль вверх-вниз и стол по направляющим в продольном и поперечном направлениях.
3. Отсоедините серьгу от хобота и положите на стол станка. Установите на оправке цилиндрическую фрезу и зажимные втулки. Установите и закрепите серьгу.
4. Закрепите тиски в середине стола станка и установите в них размеченную заготовку зажима воротка или другой детали. Разметочная риска должна находиться на 2...3 мм выше поверхности губок тисков.
1. Установите нужное число оборотов и включите вращение шпинделя. Переместите консоль станка вверх до лёгкого касания заготовки фрезой. Отведите заготовку от фрезы маховиком продольной подачи. Выполните пробное фрезерование с минимальной подачей и глубиной резания, вращая маховик продольной подачи. Выключите станок.
2. Замерьте толщину t слоя металла, которую требуется снять фрезерованием. Подсчитайте необходимое число делений а лимба вертикальной подачи по формуле: а = t: 0,25 и поднимите маховиком вертикальной подачи консоль со столом на нужную высоту.
3. Включите станок и выполните фрезерование.
Выключите станок и измерьте полученный размер штангенциркулем.
Нарезание резьбы (2 ч.)
Основные теоретические сведения
Резьбовое соединение, болт, гайка, шпилька, винт, резьба - наружная и внутренняя, плашка, плашкодержатель, метчик, вороток.
Практические работы
Нарезание резьбы вручную и на токарно-винторезном станке
1. Получите у учителя заготовку - металлический стержень - и нарежьте на нём резьбу плашкой; проверьте качество нарезанной наружной резьбы.
2. Получите у учителя заготовку (металлическую или пластмассовую) с отверстием и нарежьте на ней резьбу метчиком; проверьте качество нарезанной внутренней резьбы.
Внимание! Последующие пункты практической работы выполнять только под контролем учителя.
3. Настройте токарно-винторезный станок на минимальную частоту вращения шпинделя.
4. Закрепите заготовку в трёхкулачковый патрон.
5. Закрепите требуемую плашку в плашкодержателе.
6. Переместите заднюю бабку к правому торцу заготовки и закрепите так, чтобы между пинолью и торцом заготовки можно было вставить плашкодержатель.
7. Установите плашку заборной частью на фаску заготовки и подожмите плашкодержатель пинолью задней бабки. Рукоятку плашкодержателя обоприте на планку, закреплённую в резцедержателе.
8. Включите станок. Вращая маховик задней бабки, подожмите пинолью плашкодержатель к вращающейся заготовке. Как только плашка начнёт навинчиваться на заготовку самостоятельно, вращение маховика следует прекратить.
9. Не доходя 3...4 мм до конца нарезаемого участка, выключите станок и отведите пиноль вправо. Перемещайте поперечные салазки на себя, пока рукоятка плашкодержателя не перестанет опираться на планку, закреплённую в резцедержателе. Вращением плашкодержателя вручную нарежьте резьбу до конца.
Художественная обработка древесины. Мозаика (2 ч.)
Основные теоретические сведения
Мозаика, инкрустация, интарсия, блочная мозаика, маркетри.
Практические работы
Подготовьте презентацию на тему «Мозаика».
Технология изготовления мозаичных наборов (2 ч.)
Основные теоретические сведения
Нож-пилка, притирочный молоток, циркуль-резак, облицовывание.
Практические работы
Изготовление мозаики из шпона
1. Получите у учителя задание на изготовление мозаичного набора.
2. Подготовьте рабочее место и инструменты для изготовления мозаичного набора.
3. Подготовьте рисунок и переведите его на фоновый шпон.
4. Вырежете элементы мозаики и наклейте их на основу.
5. Проверьте качество готового изделия.
6. На следующем уроке выполните отделку изделия лакированием. Не забудьте сфотографировать сделанное изделие и поместить фотографию в портфолио.
Мозаика с металлическим контуром (2 ч.)
Основные теоретические сведения
Мозаика с металлическим контуром, филигрань, скань.
Практические работы
Украшение мозаики филигранью
1. Подготовьте выполненный ранее мозаичный набор к контурному декорированию накладной филигранью.
2. Подготовьте медную или латунную проволоку (отожгите её, если это необходимо), сложите вдвое и скрутите как можно туже.
3. Уложите скрученную проволоку (филигрань) по всем контурам набора и приклейте или закрепите проволочными скобами.
4. Покройте всё изделие лаком.
Украшение мозаики врезанным металлическим контуром
1. В несложном мозаичном наборе, подготовленном ранее на уроках по художественной обработке древесины, прорежьте продольные канавки по контурам изображения, которые вы хотели бы подчеркнуть.
2. Нарежьте полоски металла и вколотите их в канавки.
3. Зачистите поверхность изделия и покройте лаком.
Тиснение по фольге (2ч.)
Основные теоретические сведения
Ручное тиснение по фольге, рабочая доска, рельеф, давилка, штампик, накатка.
Практические работы
Художественное тиснение по фольге
1. Изготовьте рабочую доску для тиснения по фольге и подготовьте необходимые инструменты.
2. Разработайте и выполните на бумаге рисунок будущего изделия. Продумайте заранее, какой рельеф будет иметь каждый участок рисунка.
3. Подготовьте фольгу для тиснения (вымойте, зачистите, распрямите).
4. Выполните тиснение по фольге.
Декоративные изделия из проволоки (ажурная скульптура из металла) (2ч.)
Основные теоретические сведения
Ажурная скульптура из металла.
Практические работы
Изготовление декоративного изделия из проволоки
1. Пофантазируйте и изобразите в рабочей тетради эскиз ажурной скульптуры из проволоки. Подумайте о практическом применении изделия.
2. Подготовьте инструменты для работы с проволокой. Рассчитайте, сколько проволоки вам понадобится для изготовления изделия.
3. Выполните элементы задуманной скульптуры с помощью правки, гибки и резки проволоки, соблюдая правила безопасной работы. Соедините элементы между собой.
4. Готовое изделие окрасьте или покройте лаком, если это необходимо.
Басма (2ч.)
Основные теоретические сведения
Басма, басменная доска, художники и мастера декоративно-прикладного искусства.
Практические работы
Изготовление басмы
1. Подготовьте к работе басменные матрицы, например с изображением эмблемы школы или класса, художественно оформленных накладок на замочную скважину и др.
2. Применяя описанные выше приёмы, изготовьте вручную или с помощью пресса изделия в технике басмы.
3. Продумайте и изобразите в рабочей тетради эскизы басмы, которую вы могли бы изготовить для украшения мебели и других изделий из древесины.
Просечной металл (2 ч.)
Основные теоретические сведения
Просечной металл, стамеска - сечка, слесарный лобзик.
Практические работы
Изготовление изделий в технике просечного металла
1. Продумайте, какое изделие вы хотели бы изготовить (брелок для ключей, эмблему-накладку на альбом, декоративные элементы на кожаные или текстильные изделия, накладку на замочную скважину и др.).
2. Подготовьте листовую заготовку из металла (меди, латуни, алюминия, стали) для работы.
3. Перенесите на заготовку с помощью копировальной бумаги контуры рисунка.
4. Рассмотрите разметку. Определите и наметьте места сверления отверстий.
5. Обработайте внутренние и наружные контуры соответствующими инструментами.
6. Зачистите изделие надфилями и шлифовальной шкуркой.
7. Покройте лаком изготовленное вами изделие.
Чеканка (2 ч.)
Основные теоретические сведения
Чеканка, чеканы: расходник, лощатник, бобошник; расходка с опусканием фона.
Практические работы
Изготовление металлических рельефов методом чеканки
1. Выберите изделие, которое вы хотели бы изготовить (номерной знак для квартиры, садового участка или рабочего места в учебной мастерской; элементы орнамента для декорирования стендов с учебными пособиями; металлические подкладки под крючки вешалки; декоративная пластинка на шкатулку и др.).
2. Выполните поиск подходящего рисунка в Интернете.
3. Нарисуйте окончательный вариант рисунка будущего чеканного рельефа.
4. Вырежите листовую металлическую заготовку нужного размера и выправьте её.
5. Перенесите рисунок на металлическую поверхность.
6. Выполните расходку (обводку контура рисунка) чеканом-расход-ником.
7.Опустите фон рисунка с помощью чекана-лощатника.
8. Выровняйте фон.
9. Окончательно доработайте рельеф.
Сфотографируйте изделие и поместите фотографию в портфолио.
Основы технологии малярных работ (2 ч.)
Основные теоретические сведения
Малярные работы, масляная и акриловая краска, эмаль, лак, растворитель, грунтовка; кисти: побелочные, филёночные; в лик; маляр.
Практические работы
Изучение технологии малярных работ
1. Рассмотрите имеющиеся в учебных мастерских инструменты для малярных работ (кисти, валики и др.). Запишите в рабочую тетрадь назначение каждого инструмента.
2. Придумайте и изобразите в рабочей тетради красками или фломастерами или разработайте с помощью компьютера вариант внутренней отделки помещения (мастерских, жилой комнаты, кухни).
3. Изготовьте трафарет в виде бордюра для нанесения какого-либо рисунка на поверхность стены. Проверьте правильность изготовления трафарета нанесением с его помощью рисунка на лист рабочей тетради.
4. Под руководством учителя примите участие в ремонтных малярных работах в школьных мастерских.
Основы технологии плиточных работ (2 ч.)
Основные теоретические сведения
Плитка: керамическая, пластмассовая; облицовка, настилка, затирка; плиточник.
Практические работы
Ознакомление с технологией плиточных работ
1. Изучите имеющиеся в учебных мастерских типы плиток для облицовки стен и настилки полов.
2. Определите, какой способ облицовки стен плиткой (шов в шов, вразбежку, по диагонали) применён в вашем доме или санитарно-бытовых помещениях вашей школы, и зарисуйте его в рабочей тетради.
3. Если в помещениях школы имеется участок стены, облицованный плиткой и требующий ремонта, подготовьте крепёжный раствор и выполните ремонтные работы под руководством учителя.
Этапы творческого проектирования. Проектирование изделий на предприятиях (2 ч.)
Основные теоретические сведения
Проектирование новых изделий: конструкторская и технологическая подготовка; стандарт, технический регламент.
Практические работы
Поиск темы проекта. Разработка технического задания
1. Выявите потребность в том или ином изделии для себя или своих близких. Выполните поиск вариантов этого изделия, используя необходимую информацию из печатных изданий, Интернета. Выберите изделие для своего творческого проекта.
2. Составьте техническое задание на изготовление изделия.
3. Проведите коллективный анализ возможностей изготовления предложенного вами изделия.
4. Ориентировочно подсчитайте под руководством учителя стоимость будущего изделия.
Проектирование новых изделий: конструкторская и технологическая подготовка; стандарт, технический регламент.
Творческий проект «Полезный для дома инструмент - отвёртка» (8 ч.)
Основные теоретические сведения
Творческий проект «Полезный для дома инструмент- отвёртка». Этапы проектирования, цель и задачи проектной деятельности.
Практические работы
Изготовление инструмента – отвёртка.
Презентация портфолио (4 ч.)
Основные теоретические сведения
Если у вас не было возможности поработать за компьютером, ваше портфолио - это альбом с фотографиями и рисунками изделий, изготовленных вами в течение года. Портфолио, созданное на компьютере, — это электронная презентация ваших достижений в виде слайдов, которые вы демонстрируете всему классу на последнем уроке.
Практические работы
Приступая к созданию презентации, продумайте её сценарий, ответив на следующие вопросы.
Из каких разделов будет состоять презентация?
Какие заголовки (названия) будут иметь слайды?
Какие изображения можно поместить на слайдах?
Какой краткий текст будет сопровождать слайды?
Запишите в тетради сценарий презентации.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Конструкторская документация. Чертежи деталей и изделий из древесины | 2 |
2 | Технологическая документация. Технологические карты изготовления деталей из древесины | 2 |
3 | Заточка и настройка дереворежущих инструментов | 2 |
4 | Отклонения и допуски на размеры деталей | 2 |
5 | Столярные шиповые соединения | 2 |
6 | Технология шипового соединения деталей | 2 |
7 | Технология соединения деталей шкантами и шурупами и шурупами в нагель | 2 |
8 | Технология обработки наружных фасонных поверхностей деталей из древесины | 2 |
9 | Технология точения декоративных изделий, имеющих внутренние полости | 2 |
10 | Классификация сталей. Термическая обработка сталей | 2 |
11 | Чертежи деталей, изготовляемых на токарном и фрезерном станках | 2 |
12 | Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6 | 2 |
13 | Виды и назначение токарных резцов | 1 |
14 | Управление токарно-винторезным станком | 1 |
15 | Приёмы работы на токарно-винторезном станке | 2 |
16 | Технологическая документация для изготовления изделий на станках | 2 |
17 | Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка | 2 |
18 | Нарезание резьбы | 2 |
19 | Художественная обработка древесины. Мозаика | 2 |
20 | Технология изготовления мозаичных наборов | 4 |
21 | Мозаика с металлическим контуром | 2 |
22 | Тиснение по фольге | 2 |
23 | Декоративные изделия из проволоки (ажурная скульптура из металла) | 4 |
24 | Басма | 2 |
25 | Просечной металл | 2 |
26 | Чеканка | 2 |
27 | Основы технологии малярных работ | 2 |
28 | Основы технологии плиточных работ | 2 |
29 | Этапы творческого проектирования. Проектирование изделий на предприятиях | 4 |
30 | Творческий проект «Полезный для дома инструмент - отвёртка» | 6 |
31 | Презентация портфолио | 2 |
16