Бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Алтай
«Республиканская гимназия имени В.К. Плакаса»
Рассмотрена на заседании кафедры математики и информатики Протокол № _____ «__»_______. ________ | Согласована «___»______ Зам.директора по УВР______________ . | Утверждена приказом БОУ РА «РГ им. В.К.Плакаса» № ______ «___»_______ |
Рабочая программа
по гимназическому курсу (Информатика)
Классы: 8
Срок реализации программы : 1 года
Пояснительная записка
Основная цель программы – формирование у учащихся навыков операционного и логического стиля мышления, представления о приемах и методах программирования через составление алгоритмов и программ.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
образовательные:
способствовать формированию учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыслительной деятельности, освоению рациональных способов её осуществления на основе учета индивидуальных особенностей учащихся;
способствовать формированию активного, самостоятельного, креативного мышления;
научить основным приемам и методам программирования.
развивающие:
развивать психические познавательные процессы: мышление, восприятие, память, воображение у учащихся;
развивать представление учащихся о практическом значении информатики.
воспитательные:
воспитывать культуру алгоритмического мышления;
воспитывать у учащихся усидчивость, терпение, трудолюбие.
Общая характеристика учебного курса
Актуальность данной образовательной программы состоит в том, современные профессии становятся все более интеллектоёмкими, требующими развитого логического мышления. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу. Алгоритмическое мышление является необходимой частью научного взгляда на мир. В то же время оно включает и некоторые общие мыслительные навыки, способствует формированию научного мировоззрения, стиля жизни современного человека.
В системе Python используется школьный алгоритмический язык с русской лексикой и встроенными исполнителями. При вводе программы Python осуществляет постоянный полный контроль ее правильности, сообщая на полях программы обо всех обнаруженных ошибках. При выполнении программы в пошаговом режиме Python выводит на поля результаты операций присваивания и значения логических выражений.
Новизна программы основана на раннем изучении азов алгоритмизации и программирования. Программа предполагает раннее знакомство учащихся с основными понятиями, используемыми в языках программирования высокого уровня. Большинство заданий встречаются в разных темах для того, чтобы показать возможности решения одной и той же задачи или проблемы различными средствами, обеспечивающими достижение требуемого результата, что в итоге приведет к способности выбирать оптимальное решение данной задачи или проблемы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного курса
В результате изучения элективного курса получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся.
В основном формируются и получат развитие метапредметные результаты, такие как:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетентности).
Вместе с тем вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как:
формирование ответственного отношения к учению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности.
формирование способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивации к целенаправленной познавательной деятельности с целью приобретения профессиональных навыков в ИТ-сфере;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает:
умение использовать термины понятий «алгоритм», «данные», «программа» через призму практического опыта в ходе создания программных кодов; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в среде Паскаль и в среде Python;
практические навыки создания линейных алгоритмов управления исполнителями;
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Тематическое планирование
8 класс
№ п/п | Тема | Кол-во |
1 | Техника безопасность. Введение | 1 |
2 | Алгоритмы | 9 |
3 | Язык программирования Python | 11 |
4 | Разработка игр | 13 |
5 | Итого | 34 |
4