| Утверждаю: директор ГБОУ Уфимская школа-интернат №13 __________________А.М. Кириллова «___»_____________2023 г. |
Согласовано: заместитель директора по УВР ___________________З.Н. Дусеева «___»_____________2023 г. |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Человек и общество» по предмету «Обществознание»
для 11 а класса
учителя высшей квалификационной категории
Кирамановой Земфиры Байраковны
2023-2024 учебный год
Рассмотрено на заседании ШМО от__23__августа 2023 г. протокол №____1___ Руководитель ШМО ___________________Н.А. Ибрагимова |
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности «Человек и общество» ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее НОДА) адресована всем заинтересованным сторонам и направлена на удовлетворение потребностей в качественном образовании на основе совместного согласования позиций по решению актуальных образовательных проблем: обучающихся 11 класса; родителям для информирования о целях, содержании, организации, предполагаемых результатах деятельности школы по достижению каждым обучающимся образовательных результатов, определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности; педагогам для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности; администрации для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения обучающимися основной образовательной программы, принятия управленческих решений, регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса.
Особенность по отношению к ФГОС СОО. Образовательная программа по внеурочной деятельности «Человек и общество» для обучающихся 11 класса основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это адаптированная программа, составленная на основе: «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки от 17.12.2010 г. № 1897)», которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Настоящая программа предназначена для образования обучающихся с НОДА, достигших уровня развития, близкого к возрастной норме, но имеющих особенности психофизического развития, затрудняющие процесс овладения знаниями и нуждающихся в специальных условиях получения образования. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Человек и общество» разработана и адресована для обучающихся 11 класса ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Целью курса является: подготовка учащихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни.
Данная цель предполагает выполнение следующих задач:
- создать условия для социализации личности;
-сформировать научные представления, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой и политической культуры;
- содействовать воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;
- развивать умения ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;
- развивать личность в ответственный период социального взросления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитывать общероссийскую идентичность, гражданскую ответственность, уважение к социальным нормам; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- осваивать на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладевать умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формировать опыт применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.
Общая характеристика программы курса внеурочной деятельности
Настоящая программа предназначена для образования обучающихся с НОДА, достигших уровня развития, близкого к возрастной норме, но имеющих особенности психофизического развития, затрудняющие процесс овладения знаниями и нуждающихся в специальных условиях получения образования.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897;
Учебным планом ГБОУ «Уфимская коррекционная школа интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата на 2023-2024 уч. год.
Основой курса «Человек и общество» являются научные знания об обществе и человеке. Изучая общественную жизнь в её многогранности, курс объединяет комплекс следующих наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Специфичность курса в его интерактивности и комплексном изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания курса является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования целостного и ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс даёт возможность обучающимся идентифицировать себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. А также приобрести опыт социального и культурного взаимодействия.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:
Часы для программы внеурочной деятельности даны из школьного компонента- 34 часов из расчёта 1 час в неделю при 34 учебных неделях. Данная программа решает задачи расширения знаний учебного предмета, входящего в базисный учебный план в рамках ФГОС
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
– школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности;
–существенный вклад обществознания в гражданское становление личности;
–предмет содержит значительный потенциал для нравственного воспитания подросткового поколения;
–изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодежи.
Планируемые личностные, метапредметные, предметные результаты обучения и освоения содержания курса.
Результаты освоения программы по внеурочной деятельности
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
формирование знаний, понимание и принятие личностью ценностей, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
способность учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному мнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности.
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
формирование относительно целостного представления об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
овладение ключевыми понятиями базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
формирование знаний, умений и ценностных установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
сформировать умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
формирование знаний основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
Содержание тем внеурочной деятельности
«Человек и общество» учебного курса «Обществознание»
Раздел учебного курса | Кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности ученика | Формы контроля |
Из истории прав человека. | 3 | Теория о происхождении прав человека. Понятие прав человека. Исследования в области прав человека. Конституция моей страны. | Проведение анкетирования «Какие права человека вы знаете?». Подготовка к выставке плакатов «Ваши права дети». Ролевая игра «Общественный договор». Познавательная беседа. | Устный и письменный опрос. |
Семейное право | 3 | Правоотношения родителей и детей. Права ребенка в семье. | Просмотр и обсуждение видеофильма «Неблагополучная семья». Мини-проект по моделированию семьи. Социальная акция «Семья». Интеллектуальный марафон. | Беседа, ответы на вопросы индивидуальные задания. |
Я – потребитель. | 2 | Право на информацию, безопасность и качество. Нарушение прав потребителя. | Наблюдение за работой в точках обслуживания населения. Выставка фоторабот по итогам наблюдения. Отработка навыков и умений устной защиты исследования. | Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания. |
Трудовое право | 4 | Трудоустройство несовершеннолетних. Длительность работы и отдыха. Оплата труда. Трудовая дисциплина. Трудовые споры. | Заполнение образца трудового договора. Ролевая игра «Трудовой договор». Разработка обращений к компетентным специалистам. | Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания. |
Копилка знаний о правах призывников. | 5 | Конституционный долг – защита Отечества. Основные правила воинского учета. Обязанности и права призывников | Решение практических задач. Подготовка и участие в предметной неделе. | Беседа, ответы на вопросы индивидуальные задания. |
Образование | 4 | Право на образование. Права и обязанности учащихся. Направления развития современного образования. | Деловая игра «Конфликт с учителем». Социальная акция «Учитель, перед именем твоим». Составление плана исследования. Стили и виды оформления исследования. Экскурсия. | Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания. |
Береги свое здоровье. | 3 | Обязательное медицинское страхование. Виды медицинских учреждений. Формы оказания медицинской помощи. | Сбор материала по праву на мед.обслуживание. Способы обжалования неправомерных действий врача. Составление портфолио исследовательского проекта. Интеллектуальный марафон. | Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания. |
Уголовное право | 4 | Задержание гражданина милиционером. Осуществление привода. Проведение допроса. | Интервьюирование нарушителей. Выпуск стенгазеты. Конкурс сочинений «Моя милиция меня бережет». Подготовка к защите исследования. | Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания. |
В зале суда. | 3 | Обращение в суд. Участники судебного процесса. Основные этапы рассмотрения дела в суде. | Отработка навыков подачи искового заявления в суд. Деловая игра «Судебный процесс». | Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания. |
Обобщение и систематизация знаний | 3 | Проведение анкетирования «Какие права человека вы знаете. Отработка навыков подачи искового заявления в суд. Составление резюме | Работа по документам, беседа, решение проблемных задач | Беседа, ответы на вопросы индивидуальные задания. |
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Человек и общество»
с указанием основных видов деятельности и форм организации 11 «а» класс (34 часов).
№ п/п | Дата | Тема занятий | Виды деятельности | Форма организации | Кол-во часов |
1 | | Из истории прав человека. Конституция моей страны. Декларация моих прав и свобод | Познавательная деятельность | Познавательная беседа | 3 |
2 | | Семейное право. В моей семье. Мой дом – моя крепость. Права ребенка в семье. | Интеллектуальная игра | Деловая игра | 3 |
3 | | Я – потребитель (Право на информацию, безопасность и качество). Нарушение прав потребителя. | Познавательная деятельность | Беседа, викторина | 2 |
4 | | Трудовое право. В мире профессий. Трудовая дисциплина. | Познавательная деятельность | Экскурсия | 4 |
5 | | Копилка знаний о правах призывников. Основные правила воинского учета. | Познавательная деятельность | Исследовательская практика обучающихся | 5 |
6 | | Право на образование. Мое образование. Самообразование. | Познавательная деятельность | Экскурсия | 4 |
7 | | Береги свое здоровье. Обязательное медицинское страхование. Виды медицинских учреждений. | Интеллектуальная игра | Деловая игра | 3 |
8 | | Уголовное право. Контакты с полицией (Задержание гражданина полицией) Осуществление привода. Проведение допроса. | Познавательная деятельность | Экскурсия | 4 |
9 | | Участники судебного процесса. Основные этапы рассмотрения дела в суде. | Познавательная деятельность | Дидактический материал. | 3 |
10 | | Обобщение и систематизация полученных знаний | Познавательная деятельность | Деловая игра | 3 |
| Всего 34ч. | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методический комплект
• Обществознание, 10 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Матвеев А.И. и другие; под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Обществознание, 10 класс/ Котова О.А., Лискова Т.Е., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Обществознание, 11 класс/ Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебниковой А.Ю. и другие; под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Обществознание, 11 класс/ Котова О.А., Лискова Т.Е., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Право, 10-11 классы/ Никитин А.Ф., Никитина Т.И., Акчурин Т.Ф., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Экономика (в 2 книгах), 10-11 классы/ Липсиц И.В., Савицкая Е.В., Общество с ограниченной ответственностью Издательство «ВИТА-ПРЕСС»
• Экономика, 10-11 классы/ Автономов В.С., Общество с ограниченной ответственностью Издательство «ВИТА-ПРЕСС»
• Экономика, 10-11 классы/ Грязнова А.Г., Будович Ю.И., Буевич А.П., Думная Н.Н., Ефимова О.Н., Карамова О.В., Колодняя Г.В., Королева И.В., Лебедев К.Н., Медведева М.Б., Миронова Н.С., Нуреев P.M., Пивоварова М.А., Юданов А.Ю.; под редакцией Грязновой А.Г., Думной Н.Н. и Мироновой Н.С., Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Интеллект - Центр»
• Экономика, 10-11 классы/ Грязнова А.Г., Думная Н.Н., Карамова О.В., Пивоварова М.А., Касьянова А.К., Колодняя Г.В., Юданов А.Ю., Успенский В.А., Муравьева А.В., Тарасенко С.В., Будович Ю.И., Медведева М.Б., Кулакова Т.Ю.; под редакцией Грязновой А.Г., Думной Н.Н., Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Интеллект-Центр»
• Экономика, 10-11 классы/ Киреев А., Общество с ограниченной ответственностью Издательство «ВИТА-ПРЕСС»
• Экономика, 10-11 классы/ Королёва Г.Э., Бурмистрова Т.В., Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Дополнительная литература:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях РФ.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Учебно-методическое обеспечение.
Печатные пособия.
Демонстрационные таблицы:
-Государственные символы российской Федерации.
-Структура политической системы.
-Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации.
-Формы государства.