| Утверждаю: директор ГБОУ Уфимская школа-интернат №13 __________________А.М. Кириллова «___»_____________2021 г. |
Согласовано: заместитель директора по УВР ___________________З.Н. Дусеева «___»_____________2021 г. |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Человек и общество» по предмету «Обществознание»
для 8 а класса
учителя высшей квалификационной категории
Кирамановой Земфиры Байраковны
2021-2022 учебный год
Рассмотрено на заседании ШМО от__24__ ____________2021 г. протокол №____1___ Руководитель ШМО ___________________Н.А. Ибрагимова |
Пояснительная записка
Данная программа разработана основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и предназначена для реализации внеурочной деятельности обучающихся в 8 классе. Программа «Человек и общество» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников. Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художественного вкуса. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения - развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Особенность по отношению к ФГОС ООО. Образовательная программа внеурочной деятельности по предмету «обществознание» для обучающихся 8 класса основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это адаптированная программа, составленная на основе: «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки от 17.12.2010г. № 1897)», которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Учебный курс «Обществознание» входит в предметную область «Общественно-научные предметы».
Целью курса является: подготовка учащихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни.
Данная цель предполагает выполнение следующих задач:
- создать условия для социализации личности;
-сформировать научные представления, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой и политической культуры;
- содействовать воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;
- развивать умения ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;
- развивать личность в ответственный период социального взросления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитывать общероссийскую идентичность, гражданскую ответственность, уважение к социальным нормам; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- осваивать на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладевать умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формировать опыт применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.
Общая характеристика программы курса внеурочной деятельности
Настоящая программа предназначена для образования обучающихся с НОДА, достигших уровня развития, близкого к возрастной норме, но имеющих особенности психофизического развития, затрудняющие процесс овладения знаниями и нуждающихся в специальных условиях получения образования.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897;
Учебным планом ГБОУ «Уфимская коррекционная школа интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата на 2021-2022 уч. год.
Основой курса являются научные знания об обществе и человеке. Изучая общественную жизнь в её многогранности, курс объединяет комплекс следующих наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Специфичность курса в его интерактивности и комплексном изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания курса является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования целостного и ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс даёт возможность обучающимся идентифицировать себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. А также приобрести опыт социального и культурного взаимодействия.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:
Часы для программы внеурочной деятельности даны из школьного компонента- 34 часов из расчёта 1 час в неделю при 34 учебных неделях. Данная программа решает задачи расширения знаний учебного предмета, входящего в базисный учебный план в рамках ФГОС
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
– школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности;
–существенный вклад обществознания в гражданское становление личности;
–предмет содержит значительный потенциал для нравственного воспитания подросткового поколения;
–изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодежи.
Планируемые личностные, метапредметные, предметные результаты обучения и освоения содержания курса.
Результаты освоения программы по внеурочной деятельности
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
формирование знаний, понимание и принятие личностью ценностей, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
способность учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному мнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности.
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
формирование относительно целостного представления об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
овладение ключевыми понятиями базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
формирование знаний, умений и ценностных установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
сформировать умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
формирование знаний основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
Содержание тем внеурочной деятельности
«Человек и общество» учебного курса «Обществознание»
Раздел учебного курса | Кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности ученика | Формы контроля |
Общество и человек | 5 | Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Личность. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. | Практикум «Общество и человек» (задание на обращение к социальным реалиям) Правила написания эссе. | Устный и письменный опрос, тестирование, рассказ по плану, творческие задания. |
Духовная сфера общества | 4 | Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значимость. Религия. Религиозные организации, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность | Практическая работа «Духовная культура личности и общества» (выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений). | Устный и письменный опрос, тестирование, творческие задания. |
Социальная сфера | 5 | Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Семья как малая социальная группа. Отношения между поколениями. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальные ценности и нормы .Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. | Практикум «Социальная сфера жизни общества» выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. | Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания. |
Экономика | 6 | Экономика и ее роль в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен и торговля. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами. | Практикум «Экономика – наука и хозяйство» (задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух суждений) - | Беседа, ответы на вопросы индивидуальные задания. |
Политика | 4 | Власть. Политика, ее роль в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в жизни общества. Гражданское общество и правовое государство | Практикум «Сфера политики и социального управления» (выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений) | Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания. |
Право | 10 | Право и его роль в жизни общества. Норма права. Нормативно-правовой акт. Понятие правонарушений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство России. Органы государственной власти РФ. Правоохранительные органы. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизм реакции и защита прав и свобод человека и гражданина. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. | Практикум «Право» (выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений ) Практикум «Работа с нормативными документами» | Беседа, ответы на вопросы индивидуальные задания. |
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Человек и общество»
с указанием основных видов деятельности и форм организации 8 «а» класс (34 часов).
№ | Тема занятия | | | |
Виды деятельности | Форма организации | Кол-во часов |
| | |
1 | Личность. Деятельность и потребности | Познавательная деятельность | Познавательная беседа | 1 |
2 | Человек и его ближайшее окружение. Общение. | Познавательная деятельность | Беседа, викторина | 1 |
3 | Роли человека в малой группе. | Познавательная деятельность | Исследовательская практика | 1 |
4 | Межличностные отношения. | Познавательная деятельность | Исследовательская практика обучающихся | 1 |
5 | Наука в жизни современного общества | Познавательная деятельность | Дискуссия | 1 |
6 | Образование и его значимость. | Познавательная деятельность | Беседа | 1 |
7 | Религия. Религиозные организации, их роль в жизни современного общества. | Игровая деятельность | Ролевая игра | 1 |
8 | Мораль | Познавательная деятельность | Беседа | 1 |
9 | Гуманизм. Патриотизм, гражданственность | Познавательная деятельность | Дискуссия, диспут | 1 |
10 | Семья как малая социальная группа. Отношения между поколениями | Познавательная деятельность | Беседа, викторина. | 1 |
11 | Отклоняющееся поведение. | Интеллектуальная игра | Викторина, деловая игра | 1 |
12 | Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. | Познавательная деятельность | Викторина | 1 |
13 | Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. | Познавательная деятельность | Виртуальная экскурсия | 1 |
14 | Экономика и ее роль в жизни общества. | Игровая деятельность | Ролевая игра | 1 |
15 | Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация | Познавательная деятельность | Виртуальная экскурсия | 1 |
16 | Деньги. Функции и формы денег. | Игровая деятельность | Социально-моделирующая игра | 1 |
17 | Заработная плата и стимулирование труда | Познавательная деятельность | Исследовательская практика обучающихся | 1 |
18 | Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. | Игровая деятельность | Деловая игра | 1 |
19 | Налоги, уплачиваемые гражданами | Познавательная деятельность | Дискуссия | 1 |
20 | Понятие и признаки государства. | Познавательная деятельность | Беседа | 1 |
21 | Разделение властей | Игровая деятельность | Ролевая игра | 1 |
22 | Формы государства | Познавательная деятельность | Беседа | 1 |
23 | Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ | Познавательная деятельность | Дискуссия, диспут | 1 |
24 | Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. | Познавательная деятельность | Беседа, викторина. | 1 |
25 | Права ребенка и их защита. | Познавательная деятельность | Познавательная беседа | 1 |
26 | Особенности правового статуса несовершеннолетних | Познавательная деятельность | Беседа, викторина | 1 |
27 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | Познавательная деятельность | Исследовательская практика | 1 |
28 | Гражданские правоотношения. Право собственности. Права потребителей | Познавательная деятельность | Исследовательская практика обучающихся | 1 |
29 | Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей | Игровая деятельность | Деловая игра | 1 |
30 | Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних | Познавательная деятельность | Исследовательская практика обучающихся | 1 |
31 | Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан | Игровая деятельность | Деловая игра | 1 |
32 | Административные правонарушения, правонарушения и наказания | Познавательная деятельность | Дискуссия | 1 |
33 | Основные понятия и институты уголовного права. | Познавательная деятельность | Беседа | 1 |
34 | Уголовная ответственность несовершеннолетних | Игровая деятельность | Деловая игра | 1 |
| Итого: | | | 34 ч |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методический комплект
Список литературы, рекомендованный педагогу:
Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2016(стандарты второго поколения)
Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Средняя школа. 2-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2017.
Воронцов А.В., Соболева О.Б., Шевченко С.В. ЕГЭ по обществознанию 2018 пособие для подготовки. СПб, 2018.
Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2019
Обществознание. 8 класс: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов и др.; под ред. Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2019.
Список литературы, рекомендованной учащимся:
Школьный словарь по обществознанию 8-9кл. (10-11). Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Ю.А. Аверьянова., М. «Просвещение». 2018.
Обществознание. Итоговая аттестация. Типовые тестовые5 –задания. 8 кл.
Е. Н. Калачёва.М.: «Экзамен». 2019.
3. Тесты по обществознанию. 7 кл.: к учебнику под ред Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 8 кл.». ФГОС. С.В. Краюшкина. М. «Экзамен». 2019.
4. Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О.А.Котова, Т.Е.Лискова. - М.: Просвещение, 2019.
Дополнительная литература:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях РФ.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Учебно-методическое обеспечение.
Печатные пособия.
Демонстрационные таблицы:
-Государственные символы российской Федерации.
-Структура политической системы.
-Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации.
-Формы государства.
Информационно-коммуникативные средства.
Мультимедийное учебное пособие (2 CD) Обществознание 8-11 кл.
Технические средства обучения.
Мультимедийный компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Шкаф для хранения карт.
Ящик для хранения таблиц.