СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Человек и общество» по предмету «Обществознание» 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и предназначена для реализации внеурочной деятельности обучающихся в 8 классе. Программа «Человек и общество» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников. Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художественного вкуса. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения - развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Человек и общество» по предмету «Обществознание» 8 класс»



Утверждаю:

директор ГБОУ Уфимская школа-интернат №13

__________________А.М. Кириллова

«___»_____________2021 г.

Согласовано:

заместитель директора по УВР

___________________З.Н. Дусеева

«___»_____________2021 г.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата


Рабочая программа


внеурочной деятельности «Человек и общество» по предмету «Обществознание»

для 8 а класса

учителя высшей квалификационной категории

Кирамановой Земфиры Байраковны

2021-2022 учебный год


Рассмотрено на заседании ШМО

от__24__ ____________2021 г.

протокол №____1___

Руководитель ШМО

___________________Н.А. Ибрагимова



Пояснительная записка


Данная программа разработана основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и предназначена для реализации внеурочной деятельности обучающихся в 8 классе. Программа «Человек и общество» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников. Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художественного вкуса. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения - развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Особенность по отношению к ФГОС ООО. Образовательная программа внеурочной деятельности по предмету «обществознание» для обучающихся 8 класса основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это адаптированная программа, составленная на основе: «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки от 17.12.2010г. № 1897)», которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Учебный курс «Обществознание» входит в предметную область «Общественно-научные предметы».

Целью курса является: подготовка учащихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни.

Данная цель предполагает выполнение следующих задач:

 - создать условия для социализации личности;

-сформировать научные представления, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой и  политической  культуры;

- содействовать воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;

- развивать умения ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;

- развивать личность в ответственный период социального взросления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитывать общероссийскую идентичность, гражданскую ответственность, уважение к социальным нормам; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- осваивать на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладевать умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формировать опыт применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.


Общая характеристика программы курса внеурочной деятельности


Настоящая программа предназначена для образования обучающихся с НОДА, достигших уровня развития, близкого к возрастной норме, но имеющих особенности психофизического развития, затрудняющие процесс овладения знаниями и нуждающихся в специальных условиях получения образования.

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897;

  • Учебным планом ГБОУ «Уфимская коррекционная школа интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата на 2021-2022 уч. год.


Основой курса являются научные знания об обществе и человеке. Изучая общественную жизнь в её многогранности, курс объединяет комплекс следующих наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Специфичность курса в его интерактивности и комплексном изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания курса является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования целостного и ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс даёт возможность обучающимся идентифицировать себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. А также приобрести опыт социального и культурного взаимодействия.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:

Часы для программы внеурочной деятельности даны из школьного компонента- 34 часов из расчёта 1 час в неделю при 34 учебных неделях.  Данная программа решает задачи расширения знаний учебного предмета, входящего в базисный учебный план в рамках ФГОС

Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета

– школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности;

–существенный вклад обществознания в гражданское становление личности;

–предмет содержит значительный потенциал для нравственного воспитания подросткового поколения;

–изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодежи.


Планируемые личностные, метапредметные, предметные результаты обучения и освоения содержания курса.

Результаты освоения программы по внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;

  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  5. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  6. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  7. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  8. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. формирование знаний, понимание и принятие личностью ценностей, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  6. использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  7. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

  8. способность учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному мнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности.

  9. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  10. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  11. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  1. формирование относительно целостного представления об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  2. овладение ключевыми понятиями базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

  3. формирование знаний, умений и ценностных установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  4. сформировать умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

  5. формирование знаний основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  6. приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

  7. понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

  8. понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

  9. понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
    коммуникативной;

  10. понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  11. понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  12. умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;








Содержание тем внеурочной деятельности

«Человек и общество» учебного курса «Обществознание»


Раздел учебного курса

Кол-во часов

Элементы содержания

Характеристика основных видов деятельности ученика

Формы контроля

Общество и человек

5

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития.

Личность. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер.

Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Практикум «Общество и человек» (задание на обращение к социальным реалиям) Правила написания эссе.


Устный и письменный опрос, тестирование, рассказ по плану, творческие задания.


Духовная сфера общества

4

Сфера духовной культуры и ее особенности.

Наука в жизни современного общества.

Образование и его значимость.

Религия. Религиозные организации, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

Практическая работа «Духовная культура личности и общества» (выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений).

Устный и письменный опрос, тестирование, творческие задания.

Социальная сфера

5

Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Семья как малая социальная группа. Отношения между поколениями. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальные ценности и нормы .Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.


Практикум «Социальная сфера жизни общества» выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений.

Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания.

Экономика

6

Экономика и ее роль в жизни общества. 

Товары и услуги. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен и торговля. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Практикум «Экономика – наука и хозяйство» (задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух суждений) -

Беседа, ответы на вопросы

индивидуальные задания.

Политика

4

Власть. Политика, ее роль в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум.

Политические партии и движения, их роль в жизни общества. Гражданское общество и правовое государство

Практикум «Сфера политики и социального управления» (выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений)

Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания.

Право

10

Право и его роль в жизни общества. Норма права. Нормативно-правовой акт. Понятие правонарушений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ.

Федеративное устройство России. Органы государственной власти РФ. Правоохранительные органы. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизм реакции и защита прав и свобод человека и гражданина.

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.

Практикум «Право» (выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений )

Практикум «Работа с нормативными документами»

Беседа, ответы на вопросы

индивидуальные задания.



Тематическое планирование  внеурочной деятельности «Человек и общество»

с указанием основных видов деятельности и форм организации 8 «а» класс (34 часов).






Тема занятия




Виды деятельности

Форма организации

Кол-во часов




1

Личность. Деятельность и потребности

Познавательная деятельность

Познавательная беседа

1

2

Человек и его ближайшее окружение. Общение.

Познавательная деятельность

Беседа, викторина

1

3

Роли человека в малой группе.

Познавательная деятельность

Исследовательская практика

1

4

Межличностные отношения.

Познавательная деятельность

Исследовательская практика обучающихся

1

5

Наука в жизни современного общества

Познавательная деятельность

Дискуссия

1

6

Образование и его значимость.

Познавательная деятельность

Беседа

1

7

Религия. Религиозные организации, их роль в жизни современного общества.

Игровая деятельность

Ролевая игра

1

8

Мораль

Познавательная деятельность

Беседа

1

9

Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

Познавательная деятельность

Дискуссия, диспут

1

10

Семья как малая социальная группа. Отношения между поколениями

Познавательная деятельность

Беседа, викторина.

1

11

Отклоняющееся поведение.

Интеллектуальная игра

Викторина, деловая игра

1

12

Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.

Познавательная деятельность

Викторина

1

13

Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Познавательная деятельность

Виртуальная экскурсия

1

14

Экономика и ее роль в жизни общества. 

Игровая деятельность

Ролевая игра

1

15

Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация

Познавательная деятельность

Виртуальная экскурсия

1

16

Деньги. Функции и формы денег.

Игровая деятельность

Социально-моделирующая игра

1

17

Заработная плата и стимулирование труда

Познавательная деятельность

Исследовательская практика обучающихся

1

18

Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы.

Игровая деятельность

Деловая игра

1

19

Налоги, уплачиваемые гражданами

Познавательная деятельность

Дискуссия

1

20

Понятие и признаки государства.

Познавательная деятельность

Беседа

1

21

Разделение властей

Игровая деятельность

Ролевая игра

1

22

Формы государства

Познавательная деятельность

Беседа

1

23

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ

Познавательная деятельность

Дискуссия, диспут

1

24

Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии.

Познавательная деятельность

Беседа, викторина.

1

25

Права ребенка и их защита.

Познавательная деятельность

Познавательная беседа

1

26

Особенности правового статуса несовершеннолетних

Познавательная деятельность

Беседа, викторина

1

27

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

Познавательная деятельность

Исследовательская практика

1

28

Гражданские правоотношения. Право собственности. Права потребителей

Познавательная деятельность

Исследовательская практика обучающихся

1

29

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей

Игровая деятельность

Деловая игра

1

30

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних

Познавательная деятельность

Исследовательская практика обучающихся

1

31

Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан

Игровая деятельность

Деловая игра

1

32

Административные правонарушения, правонарушения и наказания

Познавательная деятельность

Дискуссия

1

33

Основные понятия и институты уголовного права.


Познавательная деятельность

Беседа

1

34

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Игровая деятельность

Деловая игра

1


Итого:



34 ч



Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплект

Список литературы, рекомендованный педагогу:

  1. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2016(стандарты второго поколения)

  2. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Средняя школа. 2-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2017.

  3. Воронцов А.В., Соболева О.Б., Шевченко С.В. ЕГЭ по обществознанию 2018 пособие для подготовки. СПб, 2018.

  4. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2019

  5. Обществознание. 8 класс: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов и др.; под ред. Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2019.


Список литературы, рекомендованной учащимся:

  1. Школьный словарь по обществознанию 8-9кл. (10-11). Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Ю.А. Аверьянова., М. «Просвещение». 2018.

  2. Обществознание. Итоговая аттестация. Типовые тестовые5 –задания. 8 кл.

Е. Н. Калачёва.М.: «Экзамен». 2019.

3. Тесты по обществознанию. 7 кл.: к учебнику под ред Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 8 кл.». ФГОС. С.В. Краюшкина. М. «Экзамен». 2019.

4. Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О.А.Котова, Т.Е.Лискова. - М.: Просвещение, 2019.

Дополнительная литература:

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс РФ.

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Печатные пособия.

Демонстрационные таблицы:

-Государственные символы российской Федерации.

-Структура политической системы.

-Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации.

-Формы государства.

  1. Информационно-коммуникативные средства.

Мультимедийное учебное пособие (2 CD) Обществознание 8-11 кл.

  1. Технические средства обучения.

Мультимедийный компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный.

  1. Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

Шкаф для хранения карт.

Ящик для хранения таблиц.