СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Человек и общество» по предмету «Обществознание» 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности «Человек и общество» ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее НОДА) адресована всем заинтересованным сторонам и направлена на удовлетворение потребностей в качественном образовании на основе совместного согласования позиций по решению актуальных образовательных проблем: обучающихся 11 класса; родителям для информирования о целях, содержании, организации, предполагаемых результатах деятельности школы по достижению каждым обучающимся образовательных результатов, определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности; педагогам для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности; администрации для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения обучающимися основной образовательной программы, принятия управленческих решений, регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Человек и общество» по предмету «Обществознание» 11 класс»



Утверждаю:

директор ГБОУ Уфимская школа-интернат №13

__________________А.М. Кириллова

«___»_____________2023 г.

Согласовано:

заместитель директора по УВР

___________________З.Н. Дусеева

«___»_____________2023 г.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата


Рабочая программа


внеурочной деятельности «Человек и общество» по предмету «Обществознание»

для 11 а класса

учителя высшей квалификационной категории

Кирамановой Земфиры Байраковны

2023-2024 учебный год


Рассмотрено на заседании ШМО

от__23__августа 2023 г.

протокол №____1___

Руководитель ШМО

___________________Н.А. Ибрагимова



Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности «Человек и общество» ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее НОДА) адресована всем заинтересованным сторонам и направлена на удовлетворение потребностей в качественном образовании на основе совместного согласования позиций по решению актуальных образовательных проблем: обучающихся 11 класса; родителям для информирования о целях, содержании, организации, предполагаемых результатах деятельности школы по достижению каждым обучающимся образовательных результатов, определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности; педагогам для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности; администрации для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения обучающимися основной образовательной программы, принятия управленческих решений, регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса.

Особенность по отношению к ФГОС СОО. Образовательная программа по внеурочной деятельности «Человек и общество» для обучающихся 11 класса основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это адаптированная программа, составленная на основе: «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки от 17.12.2010 г. № 1897)», которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Настоящая программа предназначена для образования обучающихся с НОДА, достигших уровня развития, близкого к возрастной норме, но имеющих особенности психофизического развития, затрудняющие процесс овладения знаниями и нуждающихся в специальных условиях получения образования. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Человек и общество» разработана и адресована для обучающихся 11 класса ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Целью курса является: подготовка учащихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни.

Данная цель предполагает выполнение следующих задач:

 - создать условия для социализации личности;

-сформировать научные представления, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой и  политической  культуры;

- содействовать воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;

- развивать умения ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;

- развивать личность в ответственный период социального взросления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитывать общероссийскую идентичность, гражданскую ответственность, уважение к социальным нормам; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- осваивать на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладевать умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формировать опыт применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.


Общая характеристика программы курса внеурочной деятельности


Настоящая программа предназначена для образования обучающихся с НОДА, достигших уровня развития, близкого к возрастной норме, но имеющих особенности психофизического развития, затрудняющие процесс овладения знаниями и нуждающихся в специальных условиях получения образования.

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897;

  • Учебным планом ГБОУ «Уфимская коррекционная школа интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата на 2023-2024 уч. год.


Основой курса «Человек и общество» являются научные знания об обществе и человеке. Изучая общественную жизнь в её многогранности, курс объединяет комплекс следующих наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Специфичность курса в его интерактивности и комплексном изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания курса является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования целостного и ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс даёт возможность обучающимся идентифицировать себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. А также приобрести опыт социального и культурного взаимодействия.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:

Часы для программы внеурочной деятельности даны из школьного компонента- 34 часов из расчёта 1 час в неделю при 34 учебных неделях.  Данная программа решает задачи расширения знаний учебного предмета, входящего в базисный учебный план в рамках ФГОС

Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета

– школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности;

–существенный вклад обществознания в гражданское становление личности;

–предмет содержит значительный потенциал для нравственного воспитания подросткового поколения;

–изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодежи.


Планируемые личностные, метапредметные, предметные результаты обучения и освоения содержания курса.

Результаты освоения программы по внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;

  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  5. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  6. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  7. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  8. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. формирование знаний, понимание и принятие личностью ценностей, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  6. использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  7. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

  8. способность учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному мнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности.

  9. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  10. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  11. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  1. формирование относительно целостного представления об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  2. овладение ключевыми понятиями базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

  3. формирование знаний, умений и ценностных установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  4. сформировать умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

  5. формирование знаний основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  6. приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

  7. понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

  8. понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

  9. понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
    коммуникативной;

  10. понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  11. понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  12. умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;














Содержание тем внеурочной деятельности

«Человек и общество» учебного курса «Обществознание»


Раздел учебного курса

Кол-во часов

Элементы содержания

Характеристика основных видов деятельности ученика

Формы контроля

Из истории прав человека.


3

Теория о происхождении прав человека. Понятие прав человека. Исследования в области прав человека. Конституция моей страны.


Проведение анкетирования «Какие права человека вы знаете?». Подготовка к выставке плакатов «Ваши права дети». Ролевая игра «Общественный договор». Познавательная беседа.

Устный и письменный опрос.

Семейное право

3

Правоотношения родителей и детей. Права ребенка в семье.


Просмотр и обсуждение видеофильма «Неблагополучная семья». Мини-проект по моделированию семьи. Социальная акция «Семья». Интеллектуальный марафон.

Беседа, ответы на вопросы

индивидуальные задания.

Я – потребитель.


2

Право на информацию, безопасность и качество. Нарушение прав потребителя.


Наблюдение за работой в точках обслуживания населения. Выставка фоторабот по итогам наблюдения. Отработка навыков и умений устной защиты исследования.

Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания.


Трудовое право

4

Трудоустройство несовершеннолетних. Длительность работы и отдыха. Оплата труда. Трудовая дисциплина. Трудовые споры.

Заполнение образца трудового договора. Ролевая игра «Трудовой договор». Разработка обращений к компетентным специалистам.

Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания.

Копилка знаний о правах призывников.

5

Конституционный долг – защита Отечества. Основные правила воинского учета. Обязанности и права призывников

Решение практических задач. Подготовка и участие в предметной неделе.

Беседа, ответы на вопросы

индивидуальные задания.

Образование

4

Право на образование. Права и обязанности учащихся. Направления развития современного образования.

Деловая игра «Конфликт с учителем». Социальная акция «Учитель, перед именем твоим». Составление плана исследования. Стили и виды оформления исследования. Экскурсия.

Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания.


Береги свое здоровье.


3

Обязательное медицинское страхование. Виды медицинских учреждений. Формы оказания медицинской помощи.


Сбор материала по праву на мед.обслуживание. Способы обжалования неправомерных действий врача. Составление портфолио исследовательского проекта. Интеллектуальный марафон.

Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания.


Уголовное право

4

Задержание гражданина милиционером. Осуществление привода. Проведение допроса.


Интервьюирование нарушителей. Выпуск стенгазеты. Конкурс сочинений «Моя милиция меня бережет». Подготовка к защите исследования.

Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания.


В зале суда.


3

Обращение в суд. Участники судебного процесса. Основные этапы рассмотрения дела в суде.

Отработка навыков подачи искового заявления в суд. Деловая игра «Судебный процесс».


Устный и письменный опрос, тестирование, записи в рабочих тетрадях, заполнение таблицы, рассказ по плану, творческие задания.

Обобщение и систематизация знаний

3

Проведение анкетирования «Какие права человека вы знаете. Отработка навыков подачи искового заявления в суд. Составление резюме

Работа по документам, беседа, решение проблемных задач

Беседа, ответы на вопросы

индивидуальные задания.



Тематическое планирование  внеурочной деятельности «Человек и общество»

с указанием основных видов деятельности и форм организации 11 «а» класс (34 часов).



п/п

Дата

Тема занятий

Виды деятельности

Форма организации

Кол-во часов

1


Из истории прав человека. Конституция моей страны. Декларация моих прав и свобод

Познавательная деятельность

Познавательная беседа

3

2


Семейное право. В моей семье. Мой дом – моя крепость. Права ребенка в семье.

Интеллектуальная игра

Деловая игра

3

3


Я – потребитель (Право на информацию, безопасность и качество). Нарушение прав потребителя.

Познавательная деятельность

Беседа, викторина

2

4


Трудовое право. В мире профессий. Трудовая дисциплина.

Познавательная деятельность

Экскурсия

4

5


Копилка знаний о правах призывников. Основные правила воинского учета.

Познавательная деятельность

Исследовательская практика обучающихся

5

6


Право на образование. Мое образование. Самообразование.

Познавательная деятельность

Экскурсия

4

7


Береги свое здоровье. Обязательное медицинское страхование. Виды медицинских учреждений.

Интеллектуальная игра

Деловая игра

3

8


Уголовное право. Контакты с полицией (Задержание гражданина полицией) Осуществление привода. Проведение допроса.

Познавательная деятельность

Экскурсия

4

9


Участники судебного процесса. Основные этапы рассмотрения дела в суде.

Познавательная деятельность

Дидактический материал.

3

10


Обобщение и систематизация полученных знаний

Познавательная деятельность

Деловая игра

3


Всего 34ч.








Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплект

• Обществознание, 10 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Матвеев А.И. и другие; под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Обществознание, 10 класс/ Котова О.А., Лискова Т.Е., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Обществознание, 11 класс/ Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебниковой А.Ю. и другие; под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Обществознание, 11 класс/ Котова О.А., Лискова Т.Е., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Право, 10-11 классы/ Никитин А.Ф., Никитина Т.И., Акчурин Т.Ф., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Экономика (в 2 книгах), 10-11 классы/ Липсиц И.В., Савицкая Е.В., Общество с ограниченной ответственностью Издательство «ВИТА-ПРЕСС»
• Экономика, 10-11 классы/ Автономов В.С., Общество с ограниченной ответственностью Издательство «ВИТА-ПРЕСС»
• Экономика, 10-11 классы/ Грязнова А.Г., Будович Ю.И., Буевич А.П., Думная Н.Н., Ефимова О.Н., Карамова О.В., Колодняя Г.В., Королева И.В., Лебедев К.Н., Медведева М.Б., Миронова Н.С., Нуреев P.M., Пивоварова М.А., Юданов А.Ю.; под редакцией Грязновой А.Г., Думной Н.Н. и Мироновой Н.С., Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Интеллект - Центр»
• Экономика, 10-11 классы/ Грязнова А.Г., Думная Н.Н., Карамова О.В., Пивоварова М.А., Касьянова А.К., Колодняя Г.В., Юданов А.Ю., Успенский В.А., Муравьева А.В., Тарасенко С.В., Будович Ю.И., Медведева М.Б., Кулакова Т.Ю.; под редакцией Грязновой А.Г., Думной Н.Н., Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Интеллект-Центр»
• Экономика, 10-11 классы/ Киреев А., Общество с ограниченной ответственностью Издательство «ВИТА-ПРЕСС»
• Экономика, 10-11 классы/ Королёва Г.Э., Бурмистрова Т.В., Общество с ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»‌​


Дополнительная литература:

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс РФ.

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Печатные пособия.

Демонстрационные таблицы:

-Государственные символы российской Федерации.

-Структура политической системы.

-Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации.

-Формы государства.