Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
иностранных языков № 4» г.Курчатова
УТВЕРЖДАЮ
Директор Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным
изучением иностранных языков № 4» г. Курчатова
Приказ №_____________
от «___»__________20____г.
_______________________/Т.М. Буровникова /
РАССМОТРЕНО
На МО учителей математики
Протокол № ________
От «____»___________20___г.
Руководитель
_________________/Т.А. Пыхтина /
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Робототехника»
Уровень образования основное общее
Направление внеурочной деятельности общеинтеллектуальное
Рабочая программа разработана на методическом объединении учителей математики
Курчатов
2024 г.
1. Пояснительная записка
Актуальность программы «Робототехника» состоит в том, что она направлена на овладение знаниями в области компьютерной трехмерной графики конструирования и технологий на основе методов активизации творческого воображения, и тем самым способствует развитию конструкторских, изобретательских, научно-технических компетентностей и нацеливает детей на осознанный выбор необходимых обществу профессий, как инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик, дизайнер и т.д.
Работа с 3D графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не, только профессиональные художники и дизайнеры.
Цель курса внеурочной деятельности: формирование у обучающихся умений и навыков создания и редактирования простейших 3D-моделей, для знакомства с технологиями 3D-печати.
Задачи программы:
изучение возможностей 3D-редакторов Blender и Autodesk 123D Design;
получение навыков построения 3D-фигур различными способами;
получение навыков редактирования 3D-фигур с помощью различных инструментов, входящих в состав 3D-редакторов Blender и Autodesk 123D Design.
Программа предназначена для обучающихся 7 классов, рассчитана на 34 часа и изучается по 1 часу в неделю. Курс базируется на дисциплинах «Изобразительное искусство», «Геометрия», «Информатика и ИКТ». Курс служит средством предпрофильной подготовки в области информатики и ИКТ.
Место учебного курса в учебном плане
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Робототехника» - 34 ч. (один час в неделю в 7 классе)
Содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля
1. Введение. Цели и задачи курса. Безопасная работа в компьютерном классе (1 час)
Назначение курса. Формы организации и проведения занятий. Техника безопасности при работе в компьютерном классе.
2. Основы проектирования графических объектов (2 часа)
Компьютерное проектирование. Графическое моделирование. Геометрическое моделирование. Компьютерная графика как способ визуализации процесса моделирования объекта. Связь курса с дисциплиной «Изобразительное искусство».
Компьютерная графика. Ее эволюция, типы, области применения.
3. Методы моделирования на плоскости (3 часа)
Программа Blender как инструмент для создания двумерных объектов. Связь с дисциплиной «Черчение».
Пользовательский интерфейс программы Blender. Вектор. Основные приемы создания векторов с использованием команд построения круга, отрезка, прямоугольника, подобных объектов, зеркально отображенных объектов. Базовые команды редактирования чертежа: удаления объектов, обрезки объектов по границе, сопряжения.
4. Редактирование двумерных объектов (2 часа)
Стили редактирования в Blender. Набор средств редактирования: удаление примитивов по одному или группами, перемещение и поворот изображения или его элементов, восстановление случайно стертых фрагментов, копирование объектов и изменение их свойств.
5. Принципы работы системы трехмерного моделирования (4 часа)
Место автоматизированных систем трехмерного моделирования в процессе проектирования. Пользовательский интерфейс Blender. Основные приемы работы с файлами, окнами проекций, командными панелями. Установка единиц измерения. Средства настройки привязок. Создание объектов-примитивов.
Рельеф. Построение простейших трехмерных объектов.
6. Особенности трехмерного моделирования средствами Blender (11 часов)
Приемы редактирования объектов на уровне граней, ребер, вершин. Использование стандартных преобразований: перемещения, поворота, масштабирования. Создание модели по эскизу. Преобразование объекта-примитива в редактируемую сетку.
Комбинирование рельефов. Растр. Вырождение поверхностей. Плетение. Текстуры. 3D-сканирование. Обработка рельефа.
7. Выполнение индивидуальных и коллективных проектов (11 часов)
Работа над проектом в группе. Распределение задач по исполнителям. Проект из отдельных частей. Индивидуальная и групповая коррекция. Защита проектов. Оценка роста компетентности обучающихся по результатам выполнения заданий, участия в семинарах, реализации проектов индивидуально и в группе, защиты проектов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля
Личностные результаты
- в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
- в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
- в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
- в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
- в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
- в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
- в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
- в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
- в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений; создание письменных сообщений; создание графических объектов; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Образовательные:
приемы и навыки создания и редактирования чертежа с помощью инструментов 3D- использовать понятия и термины компьютерного 3D-проектирования;
основные навыки построения простейших чертежей в среде 3Dмоделирования;
основные среды;
печатание с помощью 3D-принтера базовые элементы и по чертежам готовые модели;
приобретение навыков работы в среде 3D-моделирования и освоить основные приемы выполнения проектов трехмерного моделирования;
освоение элементов технологии проектирования в 3D-системах и применять их при реализации исследовательских и творческих проектов.
4. Тематического планирования с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, возможности использования по этой теме ЭОРИ и ЦОР
7 класс
№ п/п | Тема/раздел | Количество академических часов, отводимых на освоение темы | Электронные (цифровые) учебно-методические материалы | Форма реализации воспитательного потенциала темы | Форма проведения занятий |
1. | Введение. Цели и задачи курса. Безопасная работа в компьютерном классе | 1 | https://infourok.ru/osnovy-3-d-grafiki-4771540.html?ysclid=lnbzzd8be1347174208 | Использование воспитательных возможностей содержания темы через подбор соответствующих методов | Беседа, презентация |
2. | Основы проектирования графических объектов | 2 | https://infourok.ru/osnovy-3-d-grafiki-4771540.html?ysclid=lnbzzd8be1347174208 | Использование воспитательных возможностей содержания темы через подбор соответствующих методов | Презентация, беседа, практическая работа |
3. | Методы моделирования на плоскости | 3 | https://infourok.ru/osnovy-3-d-grafiki-4771540.html?ysclid=lnbzzd8be1347174208 | Применение групповой работы или работы в парах | Презентация, беседа, практическая работа |
4. | Редактирование двумерных объектов | 2 | https://infourok.ru/osnovy-3-d-grafiki-4771540.html?ysclid=lnbzzd8be1347174208 | Включение в урок игровых моментов | Презентация, беседа, практическая работа |
5. | Принципы работы системы трехмерного моделирования | 4 | https://infourok.ru/osnovy-3-d-grafiki-4771540.html?ysclid=lnbzzd8be1347174208 | Применение групповой работы или работы в парах | Презентация, беседа, практическая работа |
6. | Особенности трехмерного моделирования средствами Blender | 11 | https://infourok.ru/osnovy-3-d-grafiki-4771540.html?ysclid=lnbzzd8be1347174208 | Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися | Презентация, беседа, практическая работа |
7. | Выполнение индивидуальных и коллективных проектов | 11 | https://infourok.ru/osnovy-3-d-grafiki-4771540.html?ysclid=lnbzzd8be1347174208 | Использование воспитательных возможностей содержания темы через подбор соответствующих задач для решения | Презентация, беседа, практическая работа, |