Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Саранпаульская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Протокол №1 от 30.08.2021 г. заседания предметного МО УНК | Согласовано Протокол №1 от 31.08.2021 г. заседания НМС | Утверждено Приказ №156 МБОУ «Саранпаульская СОШ» от 31.08.2021 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Учись учиться»
4Б класс
2020-2021 учебный год
Составитель: Бадма-Церенова Марина Александровна,
учитель начальных классов
Саранпауль, 2021 г.
Пояснительная записка.
Цель программы - это развитие и коррекция школьно-значимых функций, познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей средствами комплексно разработанных заданий
Задачи программы
Обучающие:
- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
Развивающие:
формирование и развитие логического мышления;
развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
развитие точных и дифференцированных движений пальцев и кистей рук;
развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
развитие речи и словарного запаса учащихся;
развитие быстроты реакции.
Воспитательные:
формирование положительной мотивации к учению.
формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;
формирование умения работать в группе
Курс развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально-личностно-деятельностного развития младших школьников.
Реализуемый учебно–методический комплекс
Диагностика умственных способностей детей: Учебное пособие. Т.А.Ратанова. Изд. -М.:Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003
2.Коноваленко С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. М., 2001
3.Мишакина С. А. Гладкова Тренажер для учащихся 4 класса. Формирование универсальных учебных действий
4.Пилипко Н. В. Приглашение в мир общения. М.: УЦ «Перспектива», 2001.
5.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010.
6.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [сост. В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
7.Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно-рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы / [сост. Л.Г. Петерсон].- М.: 2009.
8.Программа Т. Л. формирования универсальных учебных действий у обучающихсяна ступени начального общего образования
9.Развивающие задания, тесты, игры, упражнения. Программа «Учись учиться» Е.В. Языканова Изд..: Экзамен 4 класс.
Количество учебных и календарных часов программы.
Изучается в течение года, 1 час в неделю, итого 34 часа в год.
Технологии обучения.
1. Игровые и тестовые технологии.
2. Технология личностно-ориентированного обучения.
3. Информационные технологии.
4. Технология КТД.
5. Технологии проблемно-диалогического обучения.
6. Технология развития критического мышления.
Рабочая программа соответствует учебному плану школы приказ №157 от 31.08.2021 г
Содержание учебного процесса
Курс представляет собой сборник игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление, развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Приступая к каждому заданию, учитель получает возможность выяснить в какой мере ребёнок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил. Если в начале учебного года выполнение многих заданий вызывает у детей трудности, так как на уроках они не встречались с заданиями такого типа, то в конце года учащиеся работают самостоятельно. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим — это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.
Курс включает в себя следующие направления:
— формирование общеинтеллектуальных умений ( операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
— развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
— развитие памяти (расширение объема, формирования навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
— развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
— формирование учебной мотивации;
— развитие личностной сферы.
Название темы | Кол-во часов |
Развитие внимания | 6 |
Развитие памяти | 6 |
Развитие мышления | 32 |
Анализ , синтез, классификация | 20 |
Развитие моторики и координации | 2 |
Начальная диагностика (тестирование) | 0 |
Итоговая диагностика ((тестирование) | 2 |
Итого | 68 |
Предполагаемые результаты
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
овладевать навыками самоконтроля, самооценки, искать и исправлять свои ошибки
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
строить речевое высказывание в устной форме
концентрировать, переключать своё внимание
Познавательные УУД:
уметь логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации
выделять существенные признаки и закономерности предметов
развить вербально-логическое мышление
учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации, уровень внимания и ассоциативной памяти
Коммуникативные УУД:
учиться работать в паре и в группе
выполнять различные роли
слушать и понимать речь других ребят
осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Личностные результаты
Знать: • о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
правила общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к успеху, неудачам;
Уметь: • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели
налаживать контакт с людьми;
правильно взаимодействовать с партнерами
выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.
Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.
Календарно – тематическое планирование
№ | План | Факт | Тема | Кол-во часов |
1 | 02.09.21 | | «Личностные качества: вера в себя». | 1 |
2 | 09.09.21 | | «Учусь запоминать». | 1 |
3 | 16.09.21 | | «Урок открытия. Нахожу место и причину затруднения». | 1 |
4 | 23.09.21 | | «План». «Учусь составлять план». | 1 |
5 | 30.09.21 | | «Я ученик: что я уже знаю и умею». | 1 |
6 | 07.10.21 | | «Учусь сравнивать». | 1 |
7 | 14.10.21 | | «Учусь обобщать». | 1 |
8 | 21.10.21 | | «Учусь моделировать». | 1 |
9 | 28.10.21 | | «Учусь наблюдать». | 1 |
10 | 11.11.21 | | «Секреты успешного выступления». | 1 |
11 | 18.11.21 | | «Я ученик: что я уже знаю и умею». | 1 |
12 | 25.11.21 | | «Учимся дружно. Я − критик». | 1 |
13 | 02.12.21 | | «Учимся дружно. Что такое диалог». | 1 |
14 | 09.12.21 | | «Урок открытия. Учусь применять новое знание». | 1 |
15 | 16.12.21 | | «Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе». | 1 |
16 | 23.12.21 | | «Как научиться применять новое знание без ошибок». | 1 |
17 | 13.01.22 | | «Как самому оценить свою работу». | 1 |
18 | 20.01.22 | | «Чувства – мои помощники в учебе». | 1 |
19 | 27.01.22 | | «Я ученик: что я уже знаю и умею». | 1 |
20 | 03.02.22 | | «Ценности нашей жизни. Саморазвитие». | 1 |
21 | 10.02.22 | | «Я ученик: Хочу - Знаю, как надо - Могу». | 1 |
22 | 17.02.22 | | «Личностные качества: самокритичность в учебной деятельности». | 1 |
23 | 24.02.22 | | «Алгоритм самопроверки и исправления ошибок». | 1 |
24 | 03.03.22 | | «Проекты и их реализация в учебной деятельности». | 1 |
25 | 10.03.22 | | «Я ученик: что я уже знаю и умею». | 1 |
26 | 17.03.22 | | «Учусь работать с информацией». «Учусь работать с текстом». | 1 |
27 | 24.03.22 | | «Действую по аналогии». | 1 |
28 | 07.04.22 | | «Учусь классифицировать». | 1 |
29 | 14.04.22 | | «Новое знание – часть целого мира». | 1 |
30 | 21.04.22 | | «Я ученик: что я уже знаю и умею». | 1 |
31 | 28.04.22 | | «Учимся дружно. Дискуссия». | 1 |
32 | 05.05.22 | | «Учимся дружно. Организатор». | 1 |
33 | 12.05.22 | | «Учимся дружно. Как научиться договариваться». | 1 |
34 | 19.05.22 | | «Учимся дружно. Арбитр» «Я ученик: что я уже знаю и умею». | 1 |
| | | | |
| Итого 34 часа |