СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Комсомольское



Согласовано: Утверждаю:

Зам.по ВР Директор школы

_____________/Дьякова Е.А./ ___________/Ибраева А.И./

«___»______2019г. «___»______2019г.





Программа внеурочной деятельности

художественно-эстетического направления

«Умелые ручки».



Составитель: Бисекенова Жамиля Петровна

учитель начальных классов.











2019-2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В сфере художественного творчества в современном мире во многом определяется способность человека понимать язык искусства через выполнение творческих работ в разных художественных техниках, используя доступные материалы.  

Сегодня в школе есть все возможности для развития творческого мышления. Научить понимать язык искусства через выполнение творческих работ в разных художественных техниках, используя доступные материалы

Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373).

Основная идея программы в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание ребёнка, а уж потом на развитие специальных предметных способностей художественного творчества.

Цель

– создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи программы:

Развивающие:

-Развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность учащихся к самоутверждению через труд

-Выявлять и развивать индивидуальные способности учащихся

-Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

-Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

-Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Обучающие:

-Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

-Обучение различным приемам работы с бумагой.

-Применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций .

-Учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала.

-Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников.

Воспитательные:

-формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.

-Привитие навыков работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно-значимыми.

-Расширение коммуникативных способностей детей.

-Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

-Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Программа «Умелые ручки » адресована учащимся начальной школы с 1-4 кл. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Занятия проводятся один раз в неделю (пятница.)

Содержание программы

Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;

  • ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

При обсуждении технологии изготовления изделия обучающиеся под руководством учителя составляют словесный план, разли­чая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготов­ление будет вестись подконтрольно.

Вводная беседа (1 час).

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

  • Требования к поведению учащихся во время занятия.

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

  • Соблюдение правил по технике безопасности.

  • Из истории происхождения ножниц. Беседа.

Работа с природным материало.

  • Рассказ о флористике.

  • Изготовление композиций из засушенных листьев.

  • Изготовление животных из шишек.

  • Составление композиции. Поделки из кленовых «парашютиков», (коллективная работа).

Работа с бумагой и картоном.

  • Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».

  • Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Изделия из оригами «Сундучок санбо», «Стрелочка», «Оригинальные закладки».

  • Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.

  • Изготовление «Чудо-ёлочки».

  • Цветочные фантазии.

  • Наряд для баночки.

  • Изготовление поздравительных открыток (по образцу).

Работа с пластическими материалами

  • Рассказ о глине и пластилине, солёном тесте. Некоторые изделия из теста в удмуртской кухне.

  • Рисование пластилином

  • Разрезание смешанного пластилина

  • «Расписной» пластилин, полученный способом резания.

  • Лепка из солёного теста.

  • Лепка из солёного теста по образцу или замыслу детей.

Работа с тканью

  • Знакомство с наперстком.

  • Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов».

  • Изготовление куколки-оберега из ткани. Куколка-оберег.

  • Знакомство с пришиванием пуговиц.

  • Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).

  • Изготовление аппликаций из жатой ткани.

Текстильные материалы

  • Аппликация «Матрешка». Русский народный сувенир.

  • Аппликация из жатой ткани. «Грибы, деревья».

  • Аппликация из цельных нитей. «Снежинка». «Лён».

  • Аппликация из резаных нитей. «Одуванчик». «Шерсть».

  • Аппликация из скрученных ниток. «Улитка».

Подведение итогов.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

«Умелые ручки»

К концу 1 года обучения обучающиеся должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

  • Некоторые традиции удмуртского народа (куколка-оберег из ткани, изделия из теста в удмуртской кухне).

К концу 1 года обучения обучающиеся должны уметь:

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • владеть монологической и диалогической формой речи;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • высказываться в устной и письменной форме;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.


Подведение итогов осуществляется в виде проведения выставок, участия в различных конкурсах, награждения лучших поощрительными призами, грамотами. Изделия используются для подарков родителям, близким, друзьям.


Содержание программы

Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;

  • ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

При обсуждении технологии изготовления изделия обучающиеся под руководством учителя составляют словесный план, разли­чая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготов­ление будет вестись подконтрольно.

Вводная беседа (1 час).

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

  • Требования к поведению учащихся во время занятия.

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

  • Соблюдение правил по технике безопасности.

  • Из истории происхождения ножниц. Беседа.

Работа с природным материало.

  • Рассказ о флористике.

  • Изготовление композиций из засушенных листьев.

  • Изготовление животных из шишек.

  • Составление композиции. Поделки из кленовых «парашютиков», (коллективная работа).

Работа с бумагой и картоном.

  • Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».

  • Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Изделия из оригами «Сундучок санбо», «Стрелочка», «Оригинальные закладки».

  • Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.

  • Изготовление «Чудо-ёлочки».

  • Цветочные фантазии.

  • Наряд для баночки.

  • Изготовление поздравительных открыток (по образцу).

Работа с пластическими материалами

  • Рассказ о глине и пластилине, солёном тесте. Некоторые изделия из теста в удмуртской кухне.

  • Рисование пластилином

  • Разрезание смешанного пластилина

  • «Расписной» пластилин, полученный способом резания.

  • Лепка из солёного теста.

  • Лепка из солёного теста по образцу или замыслу детей.

Работа с тканью

  • Знакомство с наперстком.

  • Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов».

  • Изготовление куколки-оберега из ткани. Куколка-оберег.

  • Знакомство с пришиванием пуговиц.

  • Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).

  • Изготовление аппликаций из жатой ткани.

Текстильные материалы

  • Аппликация «Матрешка». Русский народный сувенир.

  • Аппликация из жатой ткани. «Грибы, деревья».

  • Аппликация из цельных нитей. «Снежинка». «Лён».

  • Аппликация из резаных нитей. «Одуванчик». «Шерсть».

  • Аппликация из скрученных ниток. «Улитка».

Подведение итогов.

Календарно-тематички план кружка

«Умелые ручки»

Разделы программы, темы занятий

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

1

6.09


Работа с природным материалом 4

2.

Осенние фантазии из природного материала.

1

13.09


3.

Беседа «Флористика». Картины из листьев.

1

20.09


4.

Картины из листьев. Продолжение работы.

1

27.09


5.

Поделки из кленовых «парашютиков».

1

4.10


Работа с бумагой и картоном 11

6.

Беседа «История создания бумаги». Изделие «Цыпленок»

1

11.10


7.

Беседа « Как появились ножницы». Объемная водяная лилия.

1

18.10


8.

Аппликация из геометрических фигур.

1

25.10


9.

Фантазии из «ладошек».

1

8.11


10.

Объёмные фигуры на основе формы «Водяная бомбочка».

1

15.11


11.

Объёмное изделие «Сундучок санбо».

1

22.11


12.

Цветочные фантазии.

1

29.11


13.

Симметричное вырезание. «Наряд для баночки».

1

6.12


14.

Симметричное вырезание. «Наряд для баночки». Продолжение работы.

1

13.12


15.

Чудо-елочка.

1

20.12


16.

Чудо-елочка. Продолжение работы.

1

27.12


Работа с пластическими материалами 8

17.

Рисунок. «Бабочка, цветок»

1

17.01


18.

Продолжение. Рисунок. «Бабочка, цветок»

1

24.01


19.

Разрезание смешанного пластилина

Рисунок «Черепашка»

1

31.01


20.

Разрезание смешанного пластилина.

Рисунок «Веточка с цветами»

1

7.02


21.

«Расписной» пластилин, полученный способом резания.

1

14.02


22.

«Расписной» пластилин, полученный способом резания.

1

21.02


23.

Лепка из солёного теста

1

28.02


24.

Лепка из солёного теста. Оформление работы.

Соленое тесто. Гуашь.

1

6.03


Работа с тканью 4

25.

Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». Куколка-оберег из ткани. Изделия из ткани.

1

13.03


26.

Пришивание пуговиц. Аппликация из пуговиц и ткани.

1

20.03


27.

Аппликация из пуговиц и ткани.

1

27.03


28

Аппликация из пуговиц и ткани.

1

3.04


Текстильные материалы 6

29.

Аппликация «Матрешка».

1

10.04


30.

Аппликация из жатой ткани. «Грибы, деревья».

1

17.04


31.

Аппликация из цельных нитей. «Снежинка».

1

24.04


32.

Аппликация из резаных нитей. «Одуванчик».

Клубок шерстяных ниток.

1

8.05


33.

Аппликация из скрученных ниток. «Улитка».

Клубок шерстяных ниток.

1

15.05


34.

Итоговое занятие. Выставка работ.

1

22.05