Муниципальное общеобразовательное учреждение
«1-Засеймская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании МО естественно-математического цикла Протокол №___ от«___» августа 201__г. Руководитель МО /______ /А.М.Стаханов/ | «Согласовано» Зам. директора по УВР ________ /Л.В.Черникова/ Протокол № «_____» августа 201__г | « Утверждаю» Директор школы _______ /Т.В.Проскурина/ Приказ № ___ от«___» августа 201__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
6 класс
Уровень обучения: основное общее (базовый)
Количество часов: за год 68 часов, в неделю 2 часа
Учитель:Черникова Людмила Витальевна (учитель математики; 1 квал. категория)
Сроки реализации программы: 201__ - 201__ учебный год
село 1-Засеймье
201__ год
Пояснительная записка
к рабочей программе внеурочной деятельности
« Математика вокруг нас»
1.Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
Программа внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» относится к общеинтеллектуальномунаправлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний, которые пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач и впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
2.Цель и задачи программы
Цель – повышение уровня математической культуры обучающихся, развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Задачи:
Обучающие:
Развивать интерес к изучению математики как к учебному предмету;
Углубление знаний, умений, навыков быстро считать, приобретать навыки нестандартного мышления;
Развитие мотивации к изучению математики;
Развитие творчества;
Пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе;
Способствовать развитию математических способностей;
Научить решать текстовые задачи (занимательного, исторического характера), работать с научной и справочной литературой, с измерительными инструментами.
Воспитывающие:
Воспитывать понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира;
Воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству;
Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
Развивающие:
Способствование развитию у детей внимания, воображения, наблюдательности, памяти, воли, аккуратности ;
Развитие кругозора учащихся;
Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что программа «Математика вокруг нас» предусматривает углубление знаний обучающихся, получаемых ими при изучении основного курса, развитие познавательного интереса к предмету, любознательности, смекалки, расширение кругозора. Занятия построены так, чтобы быть для обучающихся интересными, увлекательными и занимательными. Отбор содержания курса произведен в соответствии с выбранными принципами параллельности и опережающей сложности. Отобрано большое количество задач, для решения которых используются арифметические способы решения, что позволяет учить обучающихся, логически мыслить, рассуждать, развивать речь. Материал программы включает много нестандартных задач и способы их решения, что способствует развитию школьников, формированию у них познавательного интереса не только к решению задач вообще, но и самой математике.
Дополнительная образовательная программа «Математика вокруг нас» рассчитана на один год обучения.
4. Особенности возрастной группы детей 11-12 лет
Шестиклассники (дети 11—12 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. Детям предоставляется возможность удовлетворения своих познавательных интересов и общения в сочетании с изучением занимательной математики и организационных форм занятий.
- Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
- Режим занятий: Количество часов, выделенных на изучение курса 68 часов в год, количество часов и занятий в неделю – 2. Продолжительность занятий 45 мин.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
быстро считать, применять свои знания на практике, приобретать навыки нестандартного мышления.
научатся мыслить, рассуждать, анализировать условия заданий
использовать рациональный способ решения задач;
работать с чертежными инструментами;
анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
создавать творческие работы, доклады с помощью взрослых или самостоятельно;
вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины,составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера.
5.Уровень результатов работы по программе:
Результаты первого уровня приобретение школьниками знаний логического мышления, необходимых при изучении математики; приобретение навыков нестандартного мышления.
Результаты второго уровня развитие ценностных отношений к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня школьник может приобрести опыт применять свои знания на практике; опыт общения в результате выполнения практических действий; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Результаты освоения курса
Личностные
знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
Метапредметные
умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Предметные
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов;
знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;
знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;
понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы;
умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов;
вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах;
геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном;
анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;
извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;
извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным;
выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ;
строить речевые конструкции;
изображать геометрические фигура с помощью инструментов и
от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь
выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.;
выполнять вычисления с реальными данными;
проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты;
выполнять проекты по всем темам данного курса;
моделироватьгеометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей может быть представлена в соревнованиях и конкурсах.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Форма организации | Содержание программы | Вид деятельности |
Беседа | Организационное занятие. Старинные математические истории. | Познавательная деятельность |
Приемы быстрого счета. |
Викторина | Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. | Игровая деятельность |
Соревнования | Умножение двухзначных чисел на 11. | Познавательная деятельность |
Элементы поисковой деятельности | Промежуточное приведение к «круглым» числам. | Художественное творчество |
Соревнования | Умножение и деление на 5,50,500. | Познавательная деятельность |
Практическая работа | Метод умножения двухзначных чисел «крест на крест». | Познавательная деятельность |
Соревнования | Умножение двухзначных чисел, близких к 100. | Познавательная деятельность |
Занимательные математические задачи. |
Практическая работа | Задачи на внимание | Познавательная деятельность |
Практическая работа | Математические головоломки. | Познавательная деятельность |
Практическая работа | Задачи-шутки. | Познавательная деятельность |
Практическая работа | Задачи-загадки. | Познавательная деятельность |
Практическая работа | Задачи на определение возраста. | Познавательная деятельность |
Практическая работа | Задачи, решаемые с конца. | Познавательная деятельность |
Практическая работа | Задачи на взвешивание. | Познавательная деятельность |
Практическая работа | Задачи на переливание. | Познавательная деятельность |
Практическая работа | Задачи, решаемые уравниванием. | Познавательная деятельность |
Беседа | Логика и рассуждения. | Проблемно-ценностное общение |
Беседа | Логические задачи. Решение логических задач. | Проблемно-ценностное общение |
Практическая работа | Решение олимпиадных задач | Проблемно-ценностное общение |
Викторина | Математическая викторина | Игровая деятельность |
Практическая работа | Решение задач которые не требуют определенных знаний, но требуют внимательного чтения условия. | Познавательная деятельность |
Логические задачи. |
Практическая работа | Задачи на размышление. | Познавательная деятельность |
Практическая работа | Математические софизмы. | Познавательная деятельность |
Практическая работа. Беседа. | Математические задачи в стихах. | Познавательная деятельность |
Практическая работа. | Математические шарады. | Познавательная деятельность |
Практическая работа. | Математические чайнворды. | Познавательная деятельность |
Практическая работа. Беседа. | Математические фокусы с числами. | Познавательная деятельность |
Практическая работа. Беседа. | Старинные задачи. | Познавательная деятельность |
Элементы поисковой деятельности | Задачи на смекалку. | Проблемно-ценностное общение |
Соревнования | Занимательные задачи. | Познавательная деятельность |
Геометрическая мозаика. |
Беседа | Простейшие геометрические фигуры. | Проблемно-ценностное общение |
Практическая работа. Беседа. | Геометрия на клетчатой бумаге. | Познавательная деятельность |
Вырезание из бумаги. | Познавательная деятельность |
Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. | Познавательная деятельность |
Конструирование фигур из треугольников. | Познавательная деятельность |
Геометрические головоломки. | Познавательная деятельность |
Элементы поисковой деятельности | Задачи на разрезание и складывание фигур. | Познавательная деятельность |
Практическая работа | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Топологические опыты. | Познавательная деятельность |
Математика в жизни. | |
Час общения | Поступки делового человека. | Проблемно-ценностное общение |
Беседа | Как «разговаривает» калькулятор? | Проблемно-ценностное общение |
Час общения | Стихи о математике. | Проблемно-ценностное общение |
Беседа | Математические сказки. | Проблемно-ценностное общение |
Час общения | Учёт расходов семьи на питание. | Проблемно-ценностное общение |
Беседа | Кулинарные рецепты. | Проблемно-ценностное общение |
Игра | Таблица игр по футболу. | Игровая деятельность |
Итоговое занятие 1 час | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Название темы | Кол. ч. |
1 | Организационное занятие. Инструктаж по ТБ. Старинные математические истории. | 2 |
2 | Приемы быстрого счета | 12 |
3 | Занимательные математические задачи | 16 |
4 | Логические задачи | 12 |
5 | Геометрическая мозаика | 15 |
6 | Математика в жизни | 10 |
7 | Итоговое занятие | 1 |
Итого | 68 |