СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Воспитателя группы продленного дня

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Воспитателя группы продленного дня»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГАЗОПРОВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА






Утверждено

приказом МБ ОУ Газопроводской СШ

от 18.09.2022







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Воспитателя группы продленного дня

на 2022-2023 учебный год






Составитель:

Белякова А.С.

воспитатель ГПД








с. Починки, 2022


Пояснительная записка


Программа группы продленного дня представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы через такие формы, как урочная и внеурочная деятельность ученика. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продлённого дня. Микроклимат группы продленного дня даёт возможность всем детям реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Внеурочная деятельность во второй половине дня стимулирует процесс развития индивидуальных особенностей детей, создает условия для самореализации каждого ребенка. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное). Для детей, посещающих ГПД, данная деятельность может проявляться в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, диспуты, соревнования, творческие работы, общественно-полезные практики и т.п.

В программе раскрываются основные аспекты деятельности воспитанников группы продленного дня (ГПД) с обучающимися 1-2 класса в условиях общеобразовательного учреждения, определяет приоритеты дальнейшего развития, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей. Программа содержит теоретические положения по формированию целостной воспитательной среды развития младшего школьника. Определяет уклад школьной жизни интегрированного во внеурочную (прогулки, подвижные игры, литературные чтения, развивающие игры и упражнения, самоподготовка,) внешкольную (реализация индивидуальных маршрутов развития, экскурсии, походы, посещение культурно – массовых мероприятий) деятельность учащихся.


Рабочая программа ГПД составлена в соответствии с:

Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН», Уставом школы, Положением о группе продленного дня.


Цель: формирование инициативной личности, владеющей системой знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь принять полученные знания в жизненной ситуации. Освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.


Задачи:

  • Воспитывать духовное единство между детьми и воспитателем, устанавливать взаимное доверие;

  • Предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;

  • Изучение устройства социума, сотрудничество со структурами социума при организации деятельности, социальное проектирование;

  • Воспитание коллективно-групповой деятельности: основы общения и взаимоотношений в группе, самоуправление и самоорганизация.

  • Реализация интересов и прав каждого воспитанника на социально-значимую и разнообразную деятельность;

  • Развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережное отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • Стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений; выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

  • Практические занятия

  • Ролевые игры

  • Конкурсы

  • Праздники

  • Прогулка

  • Беседы

  • Викторины

  • Чтение научно-популярной литературы

  • Экскурсии

  • Развивающие и подвижные игры на свежем воздухе.

  • Проекты


НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ В ГПД


Воспитательная работа в ГПД ведется по следующим направлениям:

  • Социально-личностное;

  • Духовно-нравственное;

  • Трудовое;

  • Гражданско-патриотическое;

  • Информационно-медийное;

  • Экологическое воспитание;

  • Здоровьесберегающее направление;

  • Общеинтеллектуальное направление.


Социально-личностное направление

Цель: социально-педагогические поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формирование нравственного смысла учения;

  • формирование основ позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

  • принятие детьми национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • укрепление доверия к другим людям;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;

  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • формирование представления о семейных ценностях;

  • знакомство воспитанников с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.


Здоровьесберегающее направление

Цели:

  • формирование установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие, как умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи:

Формирование:

  • представлений о основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

  • навыков конструктивного общения;

  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Обучение:

  • осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;

  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • упражнениям сохранения зрения.


Духовно-нравственное направление

Цель: развитие способностей, общих и художественно-творческих; формирование способностей к мыслительной деятельности; развитие личности детей; воспитание творческого начала и интереса к искусству.

Задачи:

  • научить воспринимать красоту, сформировать эстетические чувства и потребности;

  • развитие индивидуальных способностей и интересов, умение творить по законам красоты;

  • приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства, особое место среди которых занимают музыка, литература, театр, хореография, фольклор, изобразительное искусство, народно-прикладное творчество.


Экологическое направление

Цель: создание условия для наблюдения и ухода за комнатными растениями и растениями на участке.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить наблюдать за особенностями изменения природы в разные времена года.

Развивающие:

  • Развивать интерес и любовь к природе, формировать экологическое мышление.

Воспитательные:

  • Ценностное отношение к природе;

  • Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

  • Элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

  • Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

  • Личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.


Общеинтеллектуальное направление

Цель: развитие познавательные способности у детей школьного возраста путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Включение детей в познавательно-исследовательскую деятельность;

  • Расширение кругозора.

Развивающие:

  • Развитие у детей предпосылок диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости);

  • Развитие психических познавательных процессов.

Воспитательные:

  • Воспитание творческой, самостоятельной личности;

  • Воспитание у детей интереса к процессу познания, культуру умственного труда;

  • Воспитание умения работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка;

  • Поддержание у детей инициативы, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.


Информационно-медийное направление

Цель: взаимодействие СМИ, государственных и общественных институтов.

Задачи:

  • перспективы развития направления в рамках деятельности РДШ (российское движение школьников);

  • информационное развитие: создание школьных газет, подготовка материалов для местных газет и журналов, а также TV, освещение деятельности в социальных сетях, включая съемку видеороликов;

  • подготовка информационного контента для детей.


Гражданско-патриотическое направление

Цель: развитие у детей гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нрав- ственных и социальных ценностей, формирование у детей профессионально значимых качеств, умений и готовности к высокой ответственности и дисциплинированности.

Задачи:

  • проведение организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания детей;

  • развитие у детей верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству.


Трудовой направление

Цели: воспитание у детей бережное отношение к вещам, учебному оборудованию.

Задачи:

  • Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

  • Ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • Элементарные представления о различных профессиях;

  • Первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • Осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • Первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

  • Мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.


ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Режим группы продленного дня складывается из следующих форм деятельности учащихся: бытовой, учебой, досуговой и др.

Бытовая деятельность вкрапливается во все основные виды деятельности. Она как бы цементирует весь режим учебно-воспитательной работы, создает его комфортность. Уход за телом, за одеждой, обувью, помещением, местами отдыха и т.д. осуществляется регулярно с целью выработки устойчивых привычек содержать всё в порядке. Эта работа выполняется учениками как индивидуально, так и коллективно. Для интеллектуального, нравственного, эстетического, а в целом для социального становления личности этот вид деятельности имеет огромное значение.

Учебная деятельность занимает в режиме продленного дня значительное время. В отличие от бытовой, этот вид деятельности строго регламентирован и организуется в два приема. Во второй половине дня, после отдыха, – самоподготовка (выполнение домашних заданий). Учебная деятельность школьников является ведущей в учебно-воспитательном процессе, и на нее возлагается главная нагрузка в духовном развитии учащихся. Она играет важную роль в умственном, нравственном и эстетическом воспитании школьников.

Досуговая деятельность призвана заполнить свободное время содержательным активным отдыхом. Она организуется в индивидуальной и коллективной формах. Ученики сами выбирают вид отдыха, чтение, спортивные игры, просмотр телепередач и т.д. На эту работу ежедневно приходится до 20 % времени. Коллективная же досуговая деятельность в разные дни недели занимает 20-30% времени режима дня. По своему содержанию эта деятельность многогранна. В различных сочетаниях она включает интеллектуальную, трудовую, художественно-эстетическую, спортивную и игровую. С точки зрения всестороннего воспитания детей она богата разнообразием содержания и форм. Педагог, воспитатель, организующий коллективную досуговую деятельность, получает в свое распоряжение мощное средство воздействия на детей во внеурочное время. Среди форм организации воспитательного процесса в практике работы групп продленного дня довольно широко используются мероприятия и сравнительно реже – занятия.

Прогулка – это одна из форм активного отдыха детей. Существует довольно много видов прогулок, что дает возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и своими правилами, которым необходимо следовать. Прогулка в зависимости от обстановки и настроения группы может прерываться остановками для кратковременного спокойного отдыха, быть насыщенной играми, развлечениями.

Педагогическая ценность прогулок не исчерпывается двигательным содержанием. В ходе ее идет интенсивное обогащение школьников разнообразной информацией: они знакомятся с окружающим миром путем непосредственных наблюдений, общаются с товарищами и воспитателем. Общение как средство взаимного информирования действует безотказно на протяжении всего занятия. Готовясь к экскурсии, воспитатель лишь в общих чертах планирует то, что должно быть усвоено школьниками, так как не может предусмотреть всего, что будет воспринято детьми. На прогулке ребята сами выбирают объекты наблюдения, сами выделяют интересующую их информацию. Прогулка в сравнении с экскурсией проигрывает лишь в одном – в системности полученных знаний. В объеме же их, как правило, прогулка превосходит экскурсию. Пестрота и кажущаяся бессистемность знаний, приобретенных на прогулке, не должна смущать воспитателя. Усвоенные в процессе прогулки представления и понятия обычно не уступают тем, что приобретены на экскурсии. Со временем они могут быть использованы школьниками в качестве иллюстраций к определенным занятиям. Находя таким образом место в их системе, опытные педагоги очень высоко оценивают эту форму занятия за возможность ознакомить своих питомцев с окружающей действительностью во всем ее многообразии.

Физический труд – форма активного отдыха в группе продленного дня. В учебно-воспитательный процесс он вводится с двоякой целью: с одной стороны, он преследует воспитательные задачи, с другой – способствует решению оздоровительных задач. Физическая работа требует от школьников умения пользоваться различными инструментами и приспособлениями. Занятие дает достаточную физическую нагрузку, обеспечивает смену рабочих поз, вызывает физическую усталость. В группах продленного дня, где занятия физическим трудом проводятся систематически, наблюдается бережное отношение учеников к школьному имуществу. Трудовая работа в составе группы или бригады исключает размолвки и конфликты между детьми. Воспитатель, организующий физический труд учащихся, должен провести четкий инструктаж о порядке выполнения задания и о мерах безопасности, распределить учеников по бригадам и назначить бригадиров, снабдить всем необходимым инструментом, проследить за качеством выполнения задания, отметить старательность, усердие, добросовестность учеников. Большое внимание во время труда школьников он уделяет бережному отношению ребят к своей одежде, обуви, требует привести их в порядок после работы.


Проектная технология в группе продленного дня

Проектная технология относится к четвертому поколению образовательных и воспитательных технологий. Это один из эффективных способов развития креативности (одаренности) учащихся. Кроме того, работа над проектами – это увлекательная, интересная и вполне посильная для детей организация научно-исследовательской деятельности учителя и учащихся.

В ГПД может быть осуществлена как индивидуальная, так и совместная работа над групповыми проектами.

Групповая форма работы предполагает деление воспитанников на группы по 3-6 человек, чтобы получилось 3-5 небольших групп, с которыми будет работать воспитатель. Создание проектов – работа творческая. Для нее необходима атмосфера вдохновения, и педагогу нужно ее создать. Проектная технология основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся. В результате полнее обеспечиваются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том числе и сугубо житейских, задач.

Программа составлена на основе проводимой в школе внеклассной работы с учетом возрастных особенностей младших школьников (6-7 лет).

Тесное сотрудничество с родителями позволит развивать личностные универсальные учебные действия, создавать хорошие бытовые условия для полноценного развития их детей в процессе такой внеурочной деятельности, как группа продленного дня.

ГПД работает по пятидневной рабочей неделе с 12:00 до 17:30. В соответствии с положением утверждена следующая циклограмма работы ГПД.


Режим группы продленного дня на учебный год

12.00-12.10 – Сбор детей в группу продлённого дня.

12.10-12.50 – Прогулка, подвижные игры на свежем воздухе.

12.50-13.00 – Подготовка к обеду.

13.00-13.30 – Обед.

13.30-14.30 – Час познавательной деятельности.

14.30-16.00 – Занятия по интересам, кружки, клубные часы.

16:00-17:30 – Прогулка, уход детей домой.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Универсальные учебные действия:

Личностными результатами программы являются:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Сохранение, укрепление и дальнейшее формирование главной ценности воспитанника – здоровье.

  • Формирование умения самостоятельно выполнять домашнее задание.

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


Метапредметные результаты:

  • Самостоятельно формулировать цели занятий после предварительного обсуждения.

  • Совместно с воспитателем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью воспитателя.

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


Предметные результаты освоения программы:

  • Воспитывать патриотическое отношение к стране, учить называть свой домашний адрес.

  • Участвовать в конкурсах рисунков, поделок; в беседах о дружбе, профессиях.

  • Развивать чувство гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, к искусству как составной части духовной культуры.

  • Формировать умение различать знаки дорожного движения, быть осторожным на улице.

  • Готовить подарки для кого-то, украшать класс к празднику.

  • Выполнять различные поделки.

  • Формировать убеждение в важности и красоте физической культуры; – воспитывать бережное отношение к своей семье.


К концу обучения в 1-2 классе учащиеся научатся:

  • воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;

  • различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта

  • различать основные нравственно-этические понятия;

  • анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

  • уметь преподносить подарки для кого-то, говорить теплые слова;

  • понимать важность физической культуры и здорового образа жизни;

  • рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей.



1