Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Я- курянин»
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы М.И.Гладилиной, в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. №373), положениями ООП НОО МБОУ «СОШ№59» на 2015-2016 учебный год.
Логика изложения и содержания программы полностью соответствует требованиям ФГОС, поэтому в программу не внесено изменений. При этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Цель работы по духовно-нравственному воспитанию:
формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью «Гражданина - патриота России».
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании; вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
Общая характеристика курса
В воспитании россиянина - гражданина и патриота - особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать и раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа - всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины - главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.
Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа".
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Содержание программы внеурочной деятельности "Я - курянин» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4классов. Образовательная программа обучения начальной школы ориентирована на единство учебной и внеурочной деятельности, учитывает особенности контингента учащихся. Данная программа внеурочной деятельности взаимосвязана и основана на единых принципах, целях и задачах, школы - создание условий для становления суверенности личности всех участников образовательного процесса.
Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, вариативная же часть должна обеспечивать региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Связь содержания программы с учебными предметами
Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных).
Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической.
Учебная - информация, связанная с содержанием учебного материала.
Научная - информация по различным отраслям научного знания, не включенная в содержание учебных программ, учебников и пособий.
Познавательная - информация, расширяющая кругозор учащихся и обогащающая их познаниями об окружающем природно-социальном мире.
Организационно-трудовая - информация, знакомящая школьников с основными способами организации различных видов деятельности, в том числе учебной.
Коммуникативная - информация, необходимая школьникам для успешного общения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми как в школе, так и вне школы.
Этическая - информация нравственного содержания, включающая основные моральные положения.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, ИЗО, музыкой, технологией).
Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).
Русский язык- раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.
Окружающий мир(«связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек -человек» и «человек - природа» и т.д.).
Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).
- экскурсии,
- беседы;
- ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников,
- осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;
- ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора ;
Окружающий мир,
- «современная Россия - люди и
государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».
Литературное чтение- сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.
Духовно-нравственная культура народов России - равенство и добрые отношения народов России.
- классный час "Дедушкины ордена и медали". Творческая работа «Расскажи о своем герое»;
- просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;
- экскурсии и путешествия
- встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться.
Технология - роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.
Окружающий мир- знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.
Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка - роль творческого труда писателей, художников, музыкантов
Получение трудового опыта в процессе учебной работы .
Работа в группах и коллективные учебные проекты - навыки сотрудничества.
Презентация своих учебных и творческих достижений
- изготовление подарков,;
- клуб интересных встреч;
- мини- проекты
Окружающий мир - взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.
Литературное чтение - опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.
- сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п
- экскурсии в краеведческий музей, парк;
-экскурсии по улицам города;
- заочные путешествия;
- беседы о природе родного края
Изобразительное искусство и музыка - приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.
Литературное чтение - приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.
Технология - приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.
- конкурсы рисунков;
- фотовыставки
Место курса в учебном плане
Занятия по краеведению проходят в каждом классе 1 раз в неделю (34 часа в год). Продолжительность занятий 45 минут.
Срок реализации программы - 3 года.
Программа и материал курса рассчитан на 34 часа в год, 45 мин. в неделю
Особенности реализации программы: формы, методы, место проведения занятий.
Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна более двух академических часов в помещении и четырех часов на местности. Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки).
Занимающиеся непосредственно знакомятся с окружающим их миром - своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.
Для реализации программы предлагаются следующие методы:
Наглядный метод
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в школьный музей ; наблюдения;
• экскурсий по селу, целевые прогулки;
Словесный метод;
• чтение стихотворений;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• ответы на вопросы педагога, детей;
• сообщение дополнительного материала;
• загадывание загадок;
• рассматривание наглядного материала;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбор житейских ситуаций;
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод
• проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин;
• проведение экскурсии различной направленности;
• организация вечеров с родителями, для родителей;
Результаты изучения учебного материала
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации ;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
умение применять освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт в жизненных ситуациях.
Содержание тем курса
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю, как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне. Использование краеведения помогает обучающимся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у обучающихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания - нравственного, гражданского, эстетического
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(34 часа)
ВВЕДЕНИЕ
Что изучает краеведение. Цель и смысл изучения краеведения. Что значит быть краеведом.
РАЗДЕЛ 1
Я ЖИВУ В РОССИИ
Понятие «родина», «малая родина». Карта России, ее изучение. Взаимосвязь понятий - «курянин»,«россиянин».
Понятие «Россия», «столица». Значение и значимость Курска, Курской области для страны в целом и каждого человека в отдельности.
Курск - областной центр. Города Курской области. Символика.
Практическая работа с картами России, Курской области.
Семья. Традиции семьи. Понятия «родные», «родственники», «семья», «традиции семьи».
Родословная. Генеалогическое древо. Традиции семьи.
Домашние питомцы. Мы в ответе за тех, кого приручили.
Моя улица. Дорога от дома до школы.
РАЗДЕЛ 2
БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ НАСТОЯЩЕГО
История школы, формирование интереса к истории школы. Школы города, их особенности. Формирование устойчивой позиции ученика.
История возникновения Курска.
Знаменский собор - исторический центр и духовный символ нашен города. История обретения Иконы Божьей Матери «Знамение»
История местечка Коренная пустынь. Курская Корейская ярмарка.
Музеи Курска. Краеведческий музей. Музей Курской битвы.
Формирование понятий «музей», «краеведческий музей». Значение музеев. Правила поведения в музее.
РАЗДЕЛ 3
ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА КУРСКОГО КРАЯ
Зеленые насаждения на улицах города, его окрестностях, их роль. Парки, лесопарки, леса нашего края. Растения ядовитые и неядовитые.
Собственная и экологическая безопасность. Экологические проблемы края.
Птицы города и его окрестностей. Распознавание птиц, их повадки. Бережное отношение к птицам.
Курский соловей- символ нашего края. Музей курского соловья.
Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В. В. Алехина. Стрелецкая степь.
Понятие «заповедник», значение заповедников
Красная книга, ее значение. Флора ЦЧЗ. Многообразии растительного мира заповедника.
Фауна ЦЧЗ. Многообразие животного мира заповедника.
Курская ботаническая аномалия. Понятия «чернозем», «реликты», «живые ископаемые».
Раздел 4
КРАЙ, КОТОРЫМ Я ГОРЖУСЬ
Семь чудес Курской области: природные и культурно-исторические достопримечательности Курской области (водяная мельница, плавающий остров, разноцветные озера, башня Шамиля, самый маленький цветочек, скифский колодец, половецкий воин).
Край, которым я горжусь!
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(34 часа)
ВВЕДЕНИЕ
Краеведение, цели, задачи изучения курса краеведения. Курские краеведы. Курское областное краеведческое общество (президент общества Ю.А.Бугров).
Раздел 1
БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ НАСТОЯЩЕГО
История основания города, поселения людей, проживавших на территории Курска и Курской области до 1032 года.
История города: от основания до XIX века.
Летопись семьи. Анализ первоисточников. Понятия «летопись», «генеалогия», «генеалогическое древо», «архив».
Особенности современного жилища.
Старинные здания нашего города. Исторические памятники архитектуры города.
Историей некоторых памятников архитектуры города (по выбору учителя, обучающихся).
Особенности постройки домов. Традиции и обряды при возведении дома. Особенности курской избы. Символика в строительстве.
Внутреннее устройство дома, символика. Особенности убранства дома, его традиции. Назначение и история мебели, утвари.
Русский народный костюм, его составляющие. Курский костюм.
Отличия русских костюмов северных и южных областей, женского и девичьего костюма, будничного и праздничного. Символика в костюме.
Традиционные ремесла края.
Курское ковроткачество. Курский ковер. Особенности курских ковров.
История и география гончарного ремесла в нашем крае. Суджанская и Кожлянская народные игрушки, их отличия.
РАЗДЕЛ 2
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КУРСКОГО КРАЯ
Фольклор - духовное богатство курян. Сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки, праздники, обряды, обычаи курян. Особенности курского говора.
Народные таланты Курского края.
Курск литературный. Биографии поэтов и писателей, живших и работавших в Курске, Курской области, их творчеством (А. Гайдар, Е. Носов, К. Воробьев, А. Фет, А. Харитановский, В. ЧемальскиЙ, В. Корнеев и др.)
Курск театральный. История театров Курска, биографии выдающихся актеров, режиссеров прошлых лет и современности (М. Щепкин, Н. Свет- ловидов, Ю. Бурэ, И. Селиванов и др.)
Правила поведения в театре.
Курск художественный. Биографии знаменитых художников, скульпторов прошлых лет и современности, их творчество (К. Трутовский, Е. Шварц, К. Малевич, А. Дейнека, Е. Зайцев, В. Кизилов, В. Парашечкин, В. Клыков, О. Радин и др.)
Курск музыкальный. Биографии знаменитых композиторов, исполнителей, музыкантов, хореографов, танцоров (А. Абаза, Н. Плевицкая, И. Суржиков, Г. Свиридов, В. Гридин, Л. Винцкевич, сестры Толмачевы),история создания музыкальных коллективов прошлых лет и современности (фольклорный ансамбль «Тимоня», симфонический оркестр Курской филармонии, «Русский камерный оркестр» и др.).
Знакомство с филармонией, музыкальными школами, другими учреждениями Курска, связанными с музыкой.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(34 часа)
ВВЕДЕНИЕ
Значение краеведения для современника. Цели, задачи изучения курса краеведения.
РАЗДЕЛ 1
ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА КУРСКОГО КРАЯ
Курск географический.
Курск на карте России, мира, особенности климата, рельеф.
Биография и открытия Г.Шелихова.
Топонимика. Что изучает топонимика. Топонимы Курска и Курской области.
КМА. Михайловский ГОК. Виды полезных ископаемых, встречающимися на территории области. Железная руда, ее свойства.
Водное богатство края. Реки, протекающие по территории Курска и области, их география, особенности их флоры, фауны и пр.
Проблемы экологии водных ресурсов края. Безопасность поведения на воде.
РАЗДЕЛ 2
БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ НАСТОЯЩЕГО
История курских старинных усадеб (усадьба Нелидовых (с. Моква Курский район), усадьба И. Т. Викторова «Дворец для любимой» (село Сафоновка Кореневского района), усадьба А. А. Фета (с. Воробьевка, Зо- лотухинский район), усадьба Марьино, дворец Барятинских (Рыльский район), усадьба Мазепы (с. Ивановское Рыльский район) и пр.)
Духовное богатство нашего края, храмы, жизнь и деяния курян, посвятивших себя святому служению Отечеству (преподобный Феодосий Печерский, преподобный Серафим Саровский, священномученики Дамиан, Онуфрий, матушка Мисаила и др.)
Познакомить с историей возникновения монастыря Коренная пустынь. Возрождение духовной обители.
Исторические события, происходящие в Курске в XX веке.
Курск в годы Великой Отечественной войны. Курская битва.
Жизнь, судьба, подвиги детей в годы ВОВ.
РАЗДЕЛ 3
КРАЙ, КОТОРЫМ Я ГОРЖУСЬ
Герои-земляки.
Знакомство с биографиями уроженцев и жителей Курска, героев Советского Союза, Российской Федерации, исторических личностей, принесших славу городу, России на военном поприще (В. Александрюк, С. Булычев. В. Бочаров, Е. Зеленко, А. Боровых, К. Рокоссовский, А. Хмелев- ской - Герои Советского Союза, Российской Федерации, В. Кирпиченко - советский разведчик. А. Сергеев - герой русско-японской войны, М. Ше хавцов - герой Отечественной войны 1812 года, А. Шеин - первый русский генералиссимус и др.).
Знакомство с биографическими сведениями известных людей, прославившихся в науке (М. Алисов - изобретатель наборной машины, В. Алехин - русский и советский геоботаник, степевед, флорист, Н. Алекса- польский - ученый-геодезист, М. Гуревич - советский инженер- авиаконструктор, В. Котельников - учёный, заслуженный изобретатель РСФСР, Ф. Семенов - русский астроном-любитель, А. Снегирев - изобретатель управляемого аэростата, А. Уфимцев - советский изобретатель и авиационный конструктор, В. Шухов - великий инженер).
Курск современный. Тенденции развития города в области строительства, промышленности, сельского хозяйства, образования, культуры, науки, искусства, спорта и пр.
Достижения современности и проблемы, стоящие перед горожанами.
Почетные граждане города. Знакомство с их биографиями.
Курская антоновка - символ нашей области.
Конкурс общественного признания «Курская антоновка». Человек года.
Курск - город будущего.
Тема 1: Введение (1ч)
Краеведение. Что изучает краеведение. Мой край на карте Родины. Малая родина.
Тема 2: « Род и родословная» (2 ч)
Моя семья. Традиции семьи. Профессии моих родителей. Кем работают мои родители?
Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»
Практическая работа «Моё родословное древо».
Тема 3: «Дом, в котором я живу» (1 ч)
Проект «Дом моей мечты» (творческая работа) изготовление с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала, рисование дома
Тема 4: «Моя улица» (1ч)
Урок-экскурсия по улицам города Курска, где проживают обучающиеся. Знакомство с названием улиц, расположением домов. Памятник В.Клыкову.
Тема 5: «Наша школа» (1 ч)
Экскурсия по школе «Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы».
Поисковая работа: «История моей школы», «Знаменитые выпускники», «Ученические династии» - творческие задания в группах.
Тема 6: « Почему мой город так называется?» (2 ч)
Занятие-открытие «Начало начал города Курска». Творческая работа «Загадочный мир названий». Происхождение и объяснение наиболее значимых названий . Легенды и предания.
Экскурсия по историческому центру городу. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
Знакомство с историческими, архитектурными объектами города, памятниками.
Тема 7: «Мир живой природы нашего края» (3 ч)
Экскурсия в краеведческий музей отдел «Природа».
Виртуальное путешествие в растительный и животный мир родного края.
Видовой состав растительного и животного мира нашей природной зоны; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
Памятники природы города. Виртуальная экскурсия в Центрально- Чернозёмный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В.Алёхина «Стрелецкая степь».
Зелёные друзья на улицах города. Роль зелёных насаждений в нашем городе. Парки, лесопарки, леса нашего края.
Практическая работа «Растения нашего города» (составление атласа-определителя).
Птицы рядом с нами. Распознавание птиц, наблюдение за их повадками. Курский соловей.
Экскурсия в Музей курского соловья.
Тема 8: « Народный календарь» (1ч)
Изучение быта и культуры наших предков, связанных со сменой сезонов. Знакомство с месяцесловом (народным календарем), старинными названиями месяцев, работами, которые проводились в разные дни каждого месяца. Составляем перечень примет погоды, знакомятся с обрядами и обычаями. Изучаем календарные праздники, игры Курской губернии.
Практическая работа «Народные игры Курской губернии»
Тема 9: «Что дает наш край стране» (1 ч)
Экскурсия в краеведческий музей в отдел промышленности и сельского хозяйства.
Встреча с интересными людьми- ветеранами труда.
Тема 10: «Наш край в годы Великой Отечественной войны» (2 ч)
Знакомство с событиями Великой Отечественной войны. Оккупация, освобождение города. Великое танковое сражение.
Проект «Помни о войне». Собираем воспоминания близких людей о войне, старые фотографии.
Экскурсия «Курск - город воинской славы»
Тема 11: «Наш край богат талантами» (2 ч)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Экскурсия (обзорная) в литературный музей.
Экскурсия в картинную галерею им. Дейнеки
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Список литературы для учителя.
Кабанова Р.В География Курской области: учебное пособие для школ Курской области. Курск, 1997г.
Левченко В.В. Встреча с Курском.,Т.А.Грива.- Курск,1993г.
Новицкая М.Ю. Родная земля. Полнер Л.С. Курский край в истории Отечества.;КГТУ.К.,1996г.
Полнер Л.С. Курский край в истории Отечества.;КГТУ.К.,1996г.
Попков В.А. География Курской области: природные условия и ресурсы.- Москва- Курск,2010г.
Шехирев М. Гордость земли Курской (Сборник очерков о знаменитых земляках).- Курск,1999г
Интернет ресурсы
Список литературы для обучающихся.
Гладилина М.И. «Я- курянин» : учебно-методическое пособие (Часть 1,2,3). Курск 2017-2018г.