СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа предмета "Биология" для 9 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения предмета «Биология» в 9 классе 68 часов из расчёта двух учебных часов в неделю. Данная программа рассчитана на более углубленное изучение материала . Программа рассчитана на 102 часав, 3 урока в неделю. Практических работ увеличено на 3.Всего 11.Увеличено количество уроков обобщения и уроков контроля. Расширены темы: «Основные закономерности генетики», «Возникновение и развитие жизни на Земле», более углубленно изучается раздел «Надорганизменные системы».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа предмета "Биология" для 9 класса»


Пояснительная записка

Рабочая программа основана на использовании учебно – методического комплекта:

1.Авторской программы по биологии   для общеобразовательных учреждений 5-11 классы авт. А.Е. Андреева и др.; под ред. Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой.– М.:Мнемозима, 2008 – 128 с., Программа допущена Министерством образования и науки Российской федерации.

2.Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Д.И. Трайтака. Биология. Человек и его здоровье. Изд.Мнемозина. Москва 2008

3.Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ об образовании,

4. приказа № 1067 от 19 декабря 2012 года «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный";

5. приказа Минобрнауки России от 31.03.2014г.№253 о том что организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники из федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год.


Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Внесены изменения в программу для соответствия с используемым учебником: изменены последовательность изучения тем и количество отводимых часов.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения предмета «Биология» в 9 классе 68 часов из расчёта двух учебных часов в неделю.

Данная программа рассчитана на более углубленное изучение материала . Программа рассчитана на 102 часав, 3 урока в неделю.

Практических работ увеличено на 3.Всего 11.Увеличено количество уроков обобщения и уроков контроля. Расширены темы: «Основные закономерности генетики», «Возникновение и развитие жизни на Земле», более углубленно изучается раздел «Надорганизменные системы».


Формы организации учебно-познавательного процесса – урок, лабораторные и практические занятия, исследовательская деятельность, работа с ИКТ.

Технологии, элементы которых используются в обучении биологии:

- формирования приемов учебной работы;

- дифференцированного обучения;

- учебно-игровой деятельности;

- коммуникативно-диалоговой деятельности;

- проектной деятельности;

- развития критического мышления.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:

- отбор информации;

- систематизация информации;

- использование компьютера;

- ресурсы сети Интернет;

- презентации;

- работа с текстом.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного, тематического и итогового контроля: тестирование, проверочные работы, биологические диктанты.

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Используется учебник Ефимовой Т. М. Биология. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Т. М. Ефимова, А. О. Шубин, Л. Н. Сухорукова; под ред. Д. И. Трайтака. 5-е изд.,стер. - М.: Мнемозина, 2011. – 288




Учебно-тематический план


№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Кол-во

практ.

работ

Кол-во теоретических занятий

Контрольные занятия

1

Раздел 1. Живые системы: клетка, организм

35


19

3

2

Введение

1




3

Тема 1. Химический состав живого

11

2


1

4

Тема 2. Строение и функции клетки – элементарной живой системы

13

2


1

5

Тема 3. Организм – целостная систем

10

2


1

6

Раздел 2. Наследственность и изменчивость – фундаментальные свойства организмов

17


13

2

7

Тема 4. Основные закономерности наследственности и изменчивости

11

1


1

8

Тема 5. Генетика и практическая деятельность человека

6



1

9

Раздел 3. Надорганизменные системы: популяции, сообщества, экосистемы

21


17

3

10

Тема 6. Популяции

5



1

11

Тема 7. Биологические сообщества

7

1


1

12

Тема 8. Экосистемы.

9

1


1

13

Раздел4.Эволюция органического мира.

Тема 9. Эволюционное учение

24


11



2

19

3


1

14

Тема 10. Возникновение и историческое развитие жизни на Земле

6



1

15

Тема 11. Происхождение и эволюция человека

7



1



Содержание программы

Раздел I. Живые организмы: клетка, организм (35 часов)

Введение (1 час)

Живые системы – объект изучения биологии. Биология как наука и методы ее исследования. По­нятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в де­ятельности человека.

Основные требования к знаниям и умениям:

знать:

- методы познания живой природы: описательный, исторический, метод моделирования; этапы познания;

- отличительные признаки живой природы: уровневая организация, эволюция;

- свойства живого.

уметь:

- называть естественные науки, составляющие биологию;

- называть вклад ученых (основные открытия) в развитие биологии на разных этапах ее становления;

- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественно-научной картины мира;

- характеризовать проявление свойств живого на различных уровнях организации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- аргументации своей точки зрения на существование множества определений понятия «жизнь».


Тема 1. Химический состав живого (11часа)

Химические элементы, составляющие живые системы. Неорганические вещества – компоненты живого. Органические вещества. Углеводы. Белки. Нуклеиновые кислоты. Липиды. АТФ.

Практическая работа №1 «Выявление дефицита азота, фосфора и калия у комнатных растений».

Практическая работа №2 «Расщепление пероксида водорода ферментами.»

Основные требования к знаниям и умениям:

знать;

- химический состав клетки, строение и роль неорганических и органических веществ клетки, наследственный аппарат клетки, механизм передачи наследственности следующему поколению;

- обмен веществ и превращение энергии, этапы энергетического обмена, сущность реакций пластического обмена.

уметь:

- давать определения ключевым понятиям;

- сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения;

- объяснять единство живой и неживой природы;

- характеризовать биологическое значение химических элементов, неорганических и органических веществ клетки;

- находить информацию в различных источниках о веществах клетки и критически оценивать ее;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- прогнозирования последствия для организма недостатка минеральных веществ и воды в клетке;

- объяснения, опираясь на знания специфичности белковых молекул, трудности в пересадке органов и тканей;

- прогнозирования последствий для организма недостатка или изменения структуры нуклеиновых кислот.


Тема 2. Строение и функции клетки – элементарной живой системы (13 часов)

Возникновение представлений о клетке. Клеточная теория. Структура клетки. Строение и функции ядра. Прокариоты и эукариоты. Обмен веществ и превращение энергии – основные свойства живых систем. Фотосинтез. Обеспечение клетки энергией. Синтез РНК и белка. Митоз. Мейоз.

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов ми­тоза в клетках корешков лука; хромосом.

Практические работы: №3 «Изучение тканей растений и животных», №4 «Сравнение строения растительной и животной клеток».

Основные требования к знаниям и умениям:

знать:

- этапы становления клеточной теории, основные положения клеточной теории; наследственный аппарат клетки, механизм передачи наследственности следующему поколению; строение клетки, основные части и органоиды клетки, их функции; механизмы проникновения веществ в клетку;

- основные отличия клеток прокариот и эукариот; строение вирусов и их значение в природе и жизни человека.

уметь:

- давать определения ключевым понятиям;

- сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения;

- объяснять единство живой и неживой природы;

- характеризовать биологическое значение химических элементов, неорганических и органических веществ клетки;

- находить информацию в различных источниках о веществах клетки и критически оценивать ее;

- называть мембранные и немембранные органоиды клетки;

- раскрывать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки;

- сравнивать строение растительной, животной и грибной клетки;

- выделять различия клеток прокариот и эукариот;

- приводить примеры одноклеточных и многоклеточных организмов;

- называть этапы энергетического и пластического обмена, характеризовать их сущность;

- доказывать, что организм – открытая энергетическая система;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- прогнозирования последствия для организма недостатка минеральных веществ и воды в клетке;

- объяснения, опираясь на знания специфичности белковых молекул, трудности в пересадке органов и тканей;

- прогнозирования последствий для организма недостатка или изменения структуры нуклеиновых кислот;

- профилактики заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами.


Тема 3. Организм – целостная система (10часов)

Вирусы – неклеточная форма жизни. Одноклеточные и многоклеточные  организмы. Размножение организмов. Бесполое размножение. Образование и развитие половых клеток. Половое размножение животных. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Индивидуальное развитие организмов. Организм и среда его обитания.

Демонстрация яйцеклетки и сперма­тозоида животных.

Практические работы: №5 «Отработка приемов вегетативного размножения растений», №6 «Влияние длины светового дня на развитие растений».

Основные требования к знаниям и умениям:

знать:

- размножение как основное свойство живых организмов, способы деления клетки;

- биологическое значение оплодотворения, сущность эмбрионального и постэмбрионального периодов развития.

уметь:

- давать определение ключевым понятиям;

- описывать процесс удвоения ДНК, последовательность фаз митоза и мейоза;

- объяснять сущность и биологическое значение митоза и мейоза; выделять отличия митоза и мейоза;

- сравнивать бесполое и половое размножение;

- характеризовать сущность и значение оплодотворения, выделять отличия между типами оплодотворения;

- объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;

- выявлять источники мутагенов в окружающей среде.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- прогнозирования последствий влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;

- профилактики заболеваний.


Раздел II. Наследственность и изменчивость – фундаментальные свойства

организмов (17 часов)

Тема 4. Основные закономерности наследственности и изменчивости (11 часов)

Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Законы Менделя. Закон расщепления. Независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании. Хромосомная теория наследственности. Половые хромосомы и аутосомы. Хромосомное определение пола организмов. Формы изменчивости организмов. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость.

Демонстрация гербариев, живых растений.

Практическая работа №7Изучение модификационной изменчивости листьев у комнатных растений.

Основные требования к знаниям и умениям:

знать:

- сущность понятий «наследственность» и «изменчивость»;

- сущность генетических законов и их цитологические основы;

- современные представления о гене и геноме, взаимодействии генов и их множественном действии.

уметь:

- давать определение ключевым понятиям;

- воспроизводить формулировки правил, законов;

- описывать механизмы проявления закономерностей;

- анализировать схемы наследования признаков;

- определять по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип;

- составлять схемы скрещиваний, решать генетические задачи на разные типы скрещивания.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения индивидуальной селекционной работы с культурными растениями и домашними животными.


Тема 5. Генетика и практическая деятельность человека (6 часов)

Генетика и медицина. Генетика и селекция. Исходный материал для селекции. Искусственный отбор. Многообразие методов селекции.

Основные требования к знаниям и умениям:

знать:

- современные представления о гене и геноме, взаимодействии генов и их множественном действии.

уметь:

- определять по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип;

- составлять схемы скрещиваний, решать генетические задачи на разные типы скрещивания.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения индивидуальной селекционной работы с культурными растениями и домашними животными.


Раздел 3. Надорганизменные системы: популяции, сообщества, экосистемы (21 часов)

Тема 6. Популяции (5 часа)

Основные свойства популяций. Возрастная и половая структуры популяции. Изменение численности популяций.

Основные требования к знаниям и умениям:

знать:

- строение биологических объектов: вида и экосистем;

- географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

уметь:

- объяснять: необходимость сохранения многообразия видов;

- описывать особей видов по морфологическому критерию;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- прогнозирования результатов экологических нарушений;

- организации рационального природопользования.



Тема 7. Биологические сообщества (7 часа)

Биоценоз, его структура и устойчивость. Разнообразие биотических связей в сообществе. Структура пищевых связей и их роль в сообществе. Роль конкуренции в сообществе.

Практические работы: №8 Выявление типов взаимодействия разных видов биоценозов

Основные требования к знаниям и умениям:

знать:

- влияние экологических факторов на организмы;

- трофическую структуру биоценоза, механизм передачи вещества и энергии по трофическим уровням.

уметь:

- выявлять закономерности влияния факторов на организмы;

- выявлять действие местных абиотических факторов на живые организмы;

- называть виды взаимоотношений между организмами, характеризовать основные типы взаимоотношений организмов.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- наблюдений за естественными и искусственными экосистемами своей местности;

- прогнозирования результатов экологических нарушений;

- организации рационального природопользования.


Тема 8. Экосистемы (9 часов)

Организация экосистем. Развитие экосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Устойчивость экосистем и проблемы охраны природы.

Практические работы: №9 Составление схем пищевых цепей и переноса энергии

Основные требования к знаниям и умениям:

знать:

- влияние экологических факторов на организмы;

- причины смены экосистем в природе;

- отличие естественных и искусственных сообществ.

уметь:

- называть задачи экологии, экологические факторы;

- обосновывать роль экологии в решении практических задач;

- выявлять закономерности влияния факторов на организмы;

- выявлять действие местных абиотических факторов на живые организмы;

- называть виды взаимоотношений между организмами, характеризовать основные типы взаимоотношений организмов;

- описывать структуру экосистемы, называть компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы;

- составлять схемы передачи вещества и энергии; решать простейшие экологические задачи;

- объяснять причину устойчивости экосистем, причины смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов;

- характеризовать влияние человека на экосистемы;

- сравнивать экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- наблюдений за естественными и искусственными экосистемами своей местности;

- прогнозирования результатов экологических нарушений;

- организации рационального природопользования.


Раздел 4. Эволюция органического мира (24 часов)

Тема 9. Эволюционное учение (11 часов)

Додарвиновская научная картина мира. Ч. Дарвин и его учение. Борьба за существование. Естественный и искусственный отбор. Современные взгляды на факторы эволюции. Приспособленность – результат эволюции. Понятие вида в биологии. Пути возникновения новых видов – видообразование. Доказательства эволюции.

Практические работы: №10 «Изучение внутривидовой формы борьбы за существование», №11«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

Основные требования к знаниям и умениям:

знать:

- роль биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;

- родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных;

- изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания;

- принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе;

- методы познания живой природы.

уметь:

- объяснять единство живой и неживой природы

- давать определения ключевым понятиям;

- называть основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе;

- сравнивать искусственный и естественный отбор и делать вывод на основе сравнения;

- обосновывать необходимость определения вида по совокупности критериев

- выявлять приспособленность организмов к среде обитания;

- определять относительный характер приспособленности;

- объяснять причины изменяемости видов;

- называть способы видообразования и приводить примеры;

- описывать механизм основных путей видообразования;

- приводить примеры процветающих, вымирающих или исчезнувших видов растений и животных;

- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения правил поведения в окружающей среде.


Тема 10. Возникновение и историческое развитие жизни на Земле (6часа)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Биогенез и абиогенез. Развитие жизни на Земле.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.

Основные требования к знаниям и умениям:

знать:

- сущность и происхождения жизни.

уметь:

объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- доказательства материального происхождения жизни.


Тема 11. Происхождение и эволюция человека (7 часов)

Человек и приматы: сходство и различия. Основные этапы эволюции человека. Роль деятельности человека в биосфере.

Основные требования к знаниям и умениям:

знать:

- гипотезы происхождения человека; доказательства животного происхождения человека;

- сущность современной теории антропогенеза.

уметь:

- называть положения гипотез происхождения человека;

- находить и систематизировать информацию из разных источников по проблеме происхождения человека;

- называть место человека в системе животного мира;

- обосновывать принадлежность человека к животному миру;

- доказывать, что человек – биосоциальное существо;

- называть стадии эволюции человека, представителей каждой эволюционной стадии;

- называть и различать человеческие расы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- доказательства на основе научных фактов несостоятельности расизма и социал-дарвинизма.



Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов, генов и хромосом, клеток;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост развитие, размножение.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; происхождение и эволюцию человека; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; необходимость защиты окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за своим организмом; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки;

  • выявлять: приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать: биологические объекты (клетки, ткани, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять: принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные особенности основных систематических групп, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием ИКТ).

Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде.
































Календарно -тематическое планирование (9 класс -3 часа в неделю)

  • дата

    Темы

    Домашнее задание

    Формы и методы контроля



    Раздел 1. Живые системы: клетка, организм (35 часов)






    Введение (1 час)



    1


    Живые системы – объект изучения биологии.

    введение




    Тема 1. Химический состав живого (11часов)



    2


    Химические элементы, составляющие живые системы. П/р №1 «Выявление дефицита азота, фосфора и калия у комнатных растений».

    §1

    Практическая работа

    3


    Неорганические вещества – компоненты живого.

    §2


    4


    Органические вещества. Углеводы.

    §3


    5


    Белки. Строение, функции, значение.

    §4


    6


    Белки функции, значение

    §4


    7


    Биологические катализаторы

    сообщения


    8


    Нуклеиновые кислоты. Строение, функции.

    §5


    9


    П.р. Расщепление пероксида водорода ферментами.


    Практическая работа

    10


    Липиды. АТФ.

    §6


    11


    Обобщающий урок по теме «Химический состав живого».

    §1-6

    Фронтальный опрос

    12


    Контрольная работа по теме«Химический состав живого».


    тест



    Тема 2. Строение и функции клетки – элементарной живой системы (13 часов)



    13


    Возникновение представлений о клетке. Клеточная теория.

    §7


    14


    Многообразие клеток. Растительные и животные ткани. П/р № 2 «Изучение тканей растений и животных».

    §7

    Практическая работа

    15


    Структура клетки.

    §8


    16


    П/р №3 «Сравнение строения растительной и животной клеток».

    §8

    Практическая работа

    17


    Строение и функции ядра. Прокариоты и эукариоты.

    §9


    18


    Обмен веществ и превращение энергии – основные свойства живых систем.

    §10


    19


    Фотосинтез.

    §11


    20


    Обеспечение клетки энергией.

    §12


    21


    Синтез РНК и белка.

    §13


    22


    Клеточный цикл. Митоз.

    §14


    23


    Мейоз.

    §15


    24


    Обобщающий урок по теме «Строение и функции клетки – элементарной живой системы»

    §7-15

    Фронтальный опрос

    25


    Контрольный урок по теме: «Строение и функции клетки – элементарной живой системы»


    тест



    Тема 3. Организм – целостная система

    (10 часов)



    26


    Вирусы – неклеточная форма жизни.

    §16


    27


    Вирусные заболевания человека

    доклады§


    28


    Одноклеточные и многоклеточные  организмы.

    §17


    29


    Размножение организмов. Бесполое размножение. П/р №4 «Отработка приемов вегетативного размножения растений».

    §18

    Практическая работа

    30


    Образование и развитие половых клеток. Половое размножение животных.

    §19


    31


    Половое размножение растений.

    §20


    32


    Индивидуальное развитие организмов.


    §21


    33


    Организм и среда его обитания. П/р №5  Влияние длины светового дня на развитие растений.

    §

    Практическая работа

    34


    Обобщающий урок по теме «Организм – целостная система».

    §

    Фронтальный опрос

    35


    Контрольный урок по теме «Организм – целостная система».


    тест



    Раздел 2. Наследственность и изменчивость – фундаментальные свойства организмов (17 часов)






    Тема 4. Основные закономерности наследственности и изменчивости (11часов)



    36


    Основные понятия генетики.

    §23


    37


    Законы Менделя. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования.

    §24


    38


    Решение задач на моногибридное скрешевание

    задачи


    39


    Закон расщепления. Независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании.

    §25


    40


    Решение задач на закон расщепления.

    задачи


    41


    Хромосомная теория наследственности. Половые хромосомы и аутосомы. Хромосомное определение пола организмов.

    §26


    42


    Решение задач на определение пола и признаков наследующихся с ним.

    задачи


    43


    Формы изменчивости организмов. Ненаследственная изменчивость.

    П/р №6 «Изучение модификации листьев у комнатных растений».

    §

    Практическая работа

    44


    Наследственная изменчивость.

    §27


    45


    Обобщающий урок по теме «Основные закономерности наследственности и изменчивости организмов».

    §23-27

    Фронтальный опрос

    46


    Контрольный урок по теме «Основные закономерности наследственности и изменчивости организмов».


    тест



    Тема 5. Генетика и практическая деятельность человека (6 часов)



    47


    Генетика и медицина.

    §28


    48


    Генетика и селекция.

    §29


    49


    Исходный материал для селекции. Искусственный отбор.

    §30


    50


    Многообразие методов селекции.

    §31


    51


    Обобщающий урок по теме «Генетика и практическая деятельность человека».

    §28-31

    тест

    52


    Контрольный урок по теме «Генетика и практическая деятельность человека».





    Раздел 3. Надорганизменные системы: популяции, сообщества, экосистемы

    21 часов)





    Тема 6. Популяции (5 часов)



    53


    Основные свойства популяций.

    §32


    54


    Возрастная и половая структуры популяции.

    §33


    55


    Изменение численности популяций. «Генетика и практическая деятельность человека».

    §34


    56


    Обобщающий урок по теме: «Популяции»

    §32-34


    57


    Контрольный урок по теме : «Популяции»





    Тема 7. Биологические сообщества (7 часа)



    58


    Биоценоз, его структура и устойчивость.

    §35


    59


    Разнообразие биотических связей в сообществе.

    §36


    60


    Структура пищевых связей и их роль в сообществе.

    §37


    61


    П.р Выявление типов взаимодействия разных видов биоценозов

    §37

    Практмическая работа

    62


    Роль конкуренции в сообществе.

    §38


    63


    Обобщающий урок по теме: «Биологические сообщества»

    §35-38


    64


    Контрольный урок по теме «Биологические сообщества»





    Тема 8. Экосистемы (9 часов)



    65


    Организация экосистем.

    §39


    66


    П.р.Составление схем пищевых цепей и переноса энергии

    §39

    Практическая работа

    67


    Развитие экосистем.

    §40


    68


    Биосфера – глобальная экосистема.

    §41


    69


    Устойчивость экосистем и проблемы охраны природы.

    §42


    70


    Экскурсия по теме «Естественные и искусственные экосистемы в окрестностях школы».



    71


    Обобщающий урок по теме: «Экосистемы»

    §39-42

    тест

    72


    Конрольный урок по теме: «Экосистемы»



    73


    Урок контроля знаний по разделу «Надорганизменные системы: популяции, сообщества, экосистемы»





    Раздел 4. Эволюция органического мира

    (24 часов)





    Тема 9. Эволюционное учение (11 часов)



    74


    Додарвиновская научная картина мира.

    §43


    75


    Ч. Дарвин и его учение.

    §44


    76


    Борьба за существование. Естественный и искусственный отбор. П/р №7 «Изучение внутривидовой формы борьбы за существование».

    §45

    Практическая работа

    77


    Современные взгляды на факторы эволюции.

    §46


    78


    Приспособленность – результат эволюции. П/р №8 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

    §47

    Практическая работа

    79


    Понятие вида в биологии.

    §48


    80


    Пути возникновения новых видов – видообразование.

    §49


    81


    Доказательсва эволюции

    §50,таблица


    82


    Доказательства эволюции.

    §50


    83


    Обобщающий урок по теме: «Эволюционное учение»

    §43-50


    84


    Контрольный урок по теме: «Эволюционное учение»





    Тема 10. Возникновение и историческое развитие жизни на Земле (6часов)



    85


    Биогенез и абиогенез.

    §51


    86


    Развитие жизни на Земле. Возникновение планеты

    §52


    87


    Развитие жизни на Земле Основные этапы эволюции растений

    §52,таблица


    88


    Развитие жизни на Земле.Основные этапы эволюции животных

    §52, таблица


    89


    Обобщающий урок по теме: «Возникновение и историческое развитие жизни на Земле

    §51-52


    90


    Контрольный урок по теме: «Возникновение и историческое развитие жизни на Земле»





    Тема 11. Происхождение и эволюция человека

    7 часов)



    91


    Человек и приматы: сходство и различия

    §53


    92


    Основные этапы эволюции человека

    §54


    93


    Роль деятельности человека в биосфере

    §55


    94


    Современные экологические проблемы

    доклады


    95


    Обобщающий урок по теме : «Происхождение и эволюция человека»

    §53-55


    96


    Контрольный урок по теме : «Происхождение и эволюция человека»



    97


    Итоговый урок по разделу : «Эволюция органического мира»



    98-102


    Резерв (4)














Литература и средства обучения

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Ефимовой Т. М. Биология. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Т. М. Ефимова, А. О. Шубин, Л. Н. Сухорукова; под ред. Д. И. Трайтака. 5-е изд.,стер. - М.: Мнемозина, 2011. - 288 с.

а также методических пособий для учителя:

Биология 9 класс: методическое пособие. /Т.М. Ефимова, П. М. Скворцов.  – М.: Мнемозина, 2011. – 240с.

дополнительной литературы для учителя:

  1. Программа основного общего образования по биологии для 9 класса авторов А. Е. Андреева//под ред. Д. И. Трайтак. -М.: Мнемозина, 2008. – 128 с.

  2. Анастасова Л. П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. – М.: Просвещение, 1989. – 175с.

  3. Бондаренко И. А. Тесты по общей биологии. 1часть. – Саратов: Лицей, 1999. – 64с.

  4. Бондаренко И. А. Тесты по общей биологии. 2часть. – Саратов: Лицей, 1999. – 64с.

  5. Дутов О. В. Решение генетических задач. – Тамбов:ТОИПКРО, 2005. – 51с.

  6. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии / Сост. В. С. Кучменко. – М.: Дрофа, 2000. – 96с.

  7. Программно-методические материалы: Биология 6-11 кл. Сост. В. С. Кучменко. – М.: Дрофа, 1999. – 160с.

  8. Сухова Т. С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9-11 кл. – М.: Дрофа, 1997. – 128с.

  9. Сухова Т. С. Тесты по биологии. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 1998. – 80с.

  10. http://www.mnemozina.ru/

  11. september.ru

  12. ege.edu.ru

  13. ipk.admin.tstu.ru/intel

  14. Бастракова Ю. А. и др. Элективные курсы предпрофильной подготовки (Экология). – Тамбов: ТОИПКРО, 2005. – 78с.

  15. Бинас А. В. и др. Биологический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1990. – 192с.

  16. Балабанова В. В. Биология для учащихся 9 класса. – Волгоград. Учитель, 1999. – 90с.

  17. Верзилин Н. Н. и др. Биосфера, её настоящее, прошлое и будущее. – М.: просвещение, 1976. – 223с.

  18. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания/Ред.-сост. Л. Ю. Ганич. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 160с.

  19. Володина О. А. Медицинская генетика. – Тамбов: ТОИПКРО, 2005. – 48с.

  20. Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира. – М.: Просвещение, 1991. – 223с.

  21. Денисова А. М., Быченкова Л. А. Методика проведения лабораторных работ на уроках биологии. – Тамбов:ТОИПКРО, 2005. – 40с.

  22. Деркачёва Н. И. ЕГЭ 2008. Биология. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2008. – 127с.

  23. Жадько Е. Г. И др. Школьные олимпиады: биология, химия, география. – Ростов: Феникс, 2004. – 192с.

  24. Захлебный А. Н. Книга для чтения по охране природы. – М.: Просвещение, 1986. - 175с.

  25. Калинова Г. С., мягкова А. Н., Резникова В. З. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. – М.: Интеллект-Центр, 2005. – 248с.

  26. Каменский А. А. и др. Биология. Ответы на вопросы. – М.: Экзамен, 1999. – 160с.

  27. Киреева Н. М. Методическое пособие по биологии для старшеклассников. – Волгоград: Учитель, 1996. – 96с.

  28. Короткова Л. С., Красновидова С. С. Дидактический материал по общей биологии. – М.: Просвещение, 1982. – 64с.

  29. Лернер Г. И. ЕГЭ 2009. Биология. Тематические тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2009. – 168с.

  30. Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. Методика обучения общей биологии. – М.: Просвещение, 1973. – 400с.

  31. Короткова Л. С., Красновидова С. С. Дидактический материал по общей биологии. – М.: Просвещение, 1990. – 127с.

  32. Машталер Г. А. «Диалектика природы» Фридриха Энгельса и современные проблемы биологии. – М.: Знание, 1970. – 64с.

  33. Осипова О. А. Методическое пособие по биологии. - Волгоград: Учитель, 1997. – 62с.

  34. Петунин О. В. Изучение экологии в школе. – Ярославль.: Академия развития; Владимир:ВКТ, 2008. -192с.

  35. Самохвалов Г. Н. Методика решения генетических задач. – Тамбов.: Тамбовская правда, 1969. – 32с.

  36. Тихонова Е. Н. Введение в гистологию. – Тамбов: ТОИПКРО, 2004. – 106с.

  37. Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М. Е. Аспиз. – М.: Педагогика, 1986. – 352с.

  38. Яблоков А. В. и др. Биология и современность. – М.: Просвещение, 1990. – 208с.




















21