СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»



Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению на родном русском языке для 2 класса составлена на основе:


  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ (с изменениями и дополнениями);

  2. Федерального образовательного стандарта начального общего образования (2009 год), Федерального образовательного стандарта основного общего образования (2010 год),

  3. приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373,

  4. приказа Министерства образования и науки РФ от 21.04.2016 г. №459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253;

  5. Письма Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”;

  6. Учебного плана МАОУ «ФМШ №56» на 2020-2021 учебный год

  7. Положения о рабочей программе, утвержденного приказом МАОУ «Физико-математическая школа №56».

8. На основе авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой,

Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной «Литературное чтение».  



Адресность

Программа составлена для учащихся 2 «д» класса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся и специфики классного коллектива. Большинство учащихся 2 «д» класса способны усвоить материал на базовом уровне. Ряд учащихся может изучать материал на более высоком уровне, есть и такие, которые могут усвоить лишь 20-30% материала.  Исходя из способностей учащихся, учебный процесс строится с учетом индивидуальных особенностей каждого. В ходе работы используются различные виды и формы контроля.


Место предмета в учебном плане

На изучение предмета литературное чтение на родном (русском) языке в начальной школе выделяется 51ч. Во 2—4 классах на уроки литературного чтения на родном (русском) языке отводится по 17 ч (0,5 ч в неделю, 34 учебные недели).



Основными формами организации образовательного процесса по родной литературе являются: классно-урочная система.

Урок-основная форма обучения и воспитания обучающихся.

Типы уроков: комбинированный урок; урок усвоения новых знаний обучающихся; урок повторения; урок систематизации и обобщения нового материала.

Нестандартные уроки: урок-игра, проект.


Межпредметные связи:

• с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзатцев из текстов изучаемых произведений;

• с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстрации разных художников к одной и той же книге;

• с уроками технологии: изготовление книг самоделок, групповые творческие работы.

Используемые методы обучения:

● По источнику знаний: практические ( упражнения, игры, сам.работы); наглядные (иллюстрации, демонстрации, наблюдения); словесные (объяснения, разъяснения, рассказ, беседа, инструктаж, дискуссия); работа с книгой (чтение, изложение, составление плана); видеометод.

● По назначению: метод приобретения новых знаний; метод применения знаний; метод закрепления; метод проверки знаний, умений, навыков; творческая деятельность.

● По типу познавательной деятельностиобъяснительно-иллюстративные; репродуктивные; проблемные; частично-поисковые; исследовательские; взаимоопрос;взаимопроверка работ; поисково-исследовательские (создание проблемной ситуации, «Мозговой штурм», работа над индивидуальным проектом, защита проекта).

Формы обучения:

- парно-групповая работа;

- индивидуальная;

- фронтальная;

- групповая;

- коллективная;

- работа в парах;

- ролевая игра;

- проектная деятельность.


Планируемые результаты изучения учебного предмета



ПРЕДМЕТНЫЕ

  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • осознание значимости чтения на родном языке для личного развития;

  • формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;

  • формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира;

  • обеспечение культурной самоидентификации;

  • использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;

  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

  • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов;

  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов;

  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (для всех видов текстов);

  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов);

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов).


Личностные результаты:

  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

  • формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

  • знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;

  • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

  • эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

  • высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

  • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Учащиеся научатся:

  • составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Учащиеся научатся:

  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

  • различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица и др.), приводить примеры этих произведений;

  • находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Учащиеся получатвозможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Учащиеся научатся:

  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Учащиеся получатвозможность научиться:

  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание;

  • писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва.



Содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.

Чтение.

Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания, логического ударения.

Чтение про себя.

Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное) в соответствии с целью чтения. Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в русской литературе.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста.





Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем.

Говорение (культура речевого общения)

Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе русских фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку, использование в письменной речи выразительных средств языка, рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества русского народа. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной детской литературы, уроженцев родного края, доступные для восприятия младших школьников.

Научно-популярные и учебные тексты о писателях, поэтах, написанные для младших школьников и/или доступные для их восприятия.

Основные темы детского чтения: фольклор русского народа, произведения о Родине, природе, детях, животных, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки), узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные).

Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.



Тематическое планирование


Наименование разделов и тем

Общее количество

часов

Количество проверочных работ

Раздел

«Россия - наша Родина»

2


1

В. Степанов «Что мы Родиной зовём?»

1


2

К. Паустовский «Моя Россия»

1


Раздел

«Фольклор нашего народа»

5


3

Календарные народные праздники и обряды.

1


4

«Мир фольклора – мир народной мудрости».

1


5

«Мир пословиц и поговорок».

1


6

«Загадки и народные приметы о временах года».

1


7

Проект. Сборник «Фольклор нашего народа»

1


Раздел

«О братьях наших меньших»

5


8

Г.А. Скребицкий. «Пушок».

1


9

К.Д. Ушинский. «Чужое яичко».

1


10

Н.И. Сладков. «Топик и Катя».

1


11

А.Л. Барто. «Бедняга крот».

1


12

Е.И. Чарушин. «Рябчонок».

1


Раздел

«Времена года»

5


13

В. Бианки. «Как животные к холодам готовятся».

1


14

Г.Х. Андерсен. «Снеговик».


1


15

А. Блок. «Весенний дождь», Загадки про весну.

1


16

И. С. Соколов-Микитов. «Бурундук».

1


17

Опрос по пройденным произведениям «Что? Где? Когда?»

1




17























































Тематическое планирование

По родной литературе

Класс 2 «д»

Учитель: Климкович Евгения Алексеевна.

Количество часов

Всего 17 часов; в неделю 1 час.

Административных контрольных уроков 1 ч.



п/п

Раздел, тема урока

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки (и/или коррекция)

Примечание

«Россия - наша Родина» - 2 ч.

1

В. Степанов «Что мы Родиной зовём?»




2

К. Паустовский «Моя Россия»




«Фольклор нашего народа» 5 ч.

3

Календарные народные праздники и обряды.




4

«Мир фольклора – мир народной мудрости».




5

«Мир пословиц и поговорок».




6

«Загадки и народные приметы о временах года».




7

Проект. Сборник «Фольклор нашего народа»




«О братьях наших меньших» -5 ч.

8

Г.А. Скребицкий. «Пушок».




9

К.Д. Ушинский. «Чужое яичко».




10


Н.И. Сладков. «Топик и Катя».





11

А.Л. Барто. «Бедняга крот».




12

Е.И. Чарушин. «Рябчонок».




«Времена года» 5 ч.

13

В. Бианки. «Как животные к холодам готовятся».




14

Г.Х. Андерсен. «Снеговик».





15

А. Блок. «Весенний дождь», Загадки про весну.




16

И. С. Соколов-Микитов. «Бурундук».




17

Опрос по пройденным произведениям «Что? Где? Когда?»