Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гнездовская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _________ /Дмитриева О.Ю./ Ф.И.О. Протокол № 1 от 25 августа 2017 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ____________ / Мужецкая Ю.А/ Ф.И.О. 01 сентября 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _____________/Петров М.Н./ Ф.И.О. Приказ №69/6 от 31 августа 2017 г. |
Календарно – тематический план
на 2017/2018 учебный год
по дисциплине изобразительное искусство
для 3б класса
учебник (название, издательство, год):
,
– Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских, Г.Е. Гуров, Н.А. Лепская, М.Т. Ломоносова, О.В. Островская. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. М. Просвещение, 2013.
Учитель: Захарова Любовь Ивановна
Составлен в соответствии с примерной учебной программой:
название программы Примерная программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1-4 кл.
Автор под ред. Б.М. Неменского
год издания 2013
издательство М., «Просвещение»
Принят решением педагогического совета школы от 07.08.2017, пр. № 9
Рабочая программа разработана с учетом:
Федерального закона от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
примерной программы «Изобразительное искусство» 3 класс, М. Неменский. – М.: Просвещение, 2013;
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (пр. Мин-ва образования РФ от 31.03.14 № 253);
требований СанПиН 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.10 № 189);
ОП НОО и УП МБОУ Гнездовской СШ.
Количество часов по учебному плану: часов в год - 34, часов в неделю-1.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные:
1) умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни
(техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
2) желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
3) активное использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
4) обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
5) умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
Предметные результаты:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» у обучающихся:
1) будут сформированы первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) будут сформированы основы художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) обучающийся овладеет практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладеет элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Обучающиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Планируемые результаты изучения учебного курса:
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
-использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию. -планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. -рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий. -осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов. -различать виды художественной деятельности. -различать виды и жанры в ИЗО. -понимать образную природу искусства. -эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира. -применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы. -узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства. -обсуждать и анализировать произведения искусства. -усвоить названия ведущих музеев России и своего региона. -видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике. -использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники -компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ. освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамотности. -овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа. рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру. -эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории. -объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников. -выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. -приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. | -принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике. -на первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения. -осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности. -воспринимать мнение и предложения своих сверстников. -соотносить произведения по настроению, форме, по средствам художественной выразительности. -делать несложные выводы. -обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и её результаты. -использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи. -следить за действиями других участников в совместной деятельности. -понимать содержание и выразительные средства художественных произведений. -сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу. -выражать в беседе свое отношение к произведению искусства. -создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного. -выбирать характер линий для изображения того или иного образа. -овладеть на практике основами цветоведения. -использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета. -создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы. -изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение. |
2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий.
Тема 3 класса - «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС (3 класс – 34 ч.)
Мастера Изображение, Постройки и Украшения. – 1 ч.
Художественные материалы. – 1 ч.
Искусство в твоем доме. – 7 ч.
Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Обои и шторы у тебя дома.
Мамин платок.
Твои книжки.
Открытки.
Труд художника для твоего дома.
Искусство на улицах твоего города. – 7 ч.
Памятники архитектуры.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Волшебные фонари.
Витрины.
Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего города.
Художник и зрелище. - 7 ч.
Художник в цирке.
Художник в театре.
Театр кукол.
Маска.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Школьный карнавал.
Художник и музей. – 9 ч.
Музей в жизни города.
Музеи искусства.
Картина — особый мир.
Картина – пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Выставка работ за год. – 1 ч.
Промежуточная аттестация в форме защиты проекта. – 1 ч.
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия;
подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
3. Календарно-тематическое планирование.
3 класс, 34 часа.
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС.
№ п\п | № урока | Число по факту | Раздел\тема урока |
1. | 1. | | Мастера Изображение, Постройки и Украшения. ОТ |
2. | 2. | | Художественные материалы. ОТ. |
Искусство в твоем доме. – 7 ч. |
3. | 1. | | Твои игрушки. ОТ. |
4. | 2. | | Посуда у тебя дома. ОТ. |
5. | 3. | | Обои и шторы у тебя дома. ОТ. |
6. | 4. | | Мамин платок. ОТ. |
7. | 5. | | Твои книжки. ОТ. |
8. | 6. | | Открытки. ОТ. |
9. | 7. | | Труд художника для твоего дома. ОТ. |
Искусство на улицах твоего города. – 7 ч. |
10. | 1. | | Памятники архитектуры. ОТ. |
11. | 2. | | Парки, скверы, бульвары. ОТ. |
12. | 3. | | Ажурные ограды. ОТ. |
13. | 4. | | Волшебные фонари. ОТ. |
14. | 5. | | Витрины. ОТ. |
15. | 6. | | Удивительный транспорт. ОТ. |
16. | 7. | | Труд художника на улицах твоего города. ОТ. |
Художник и зрелище. - 7 ч. |
17. | 1. | | Художник в цирке. ОТ. |
18. | 2. | | Художник в театре. ОТ. |
19. | 3. | | Театр кукол. ОТ. |
20. | 4. | | Маска. ОТ. |
21. | 5. | | Афиша и плакат. ОТ. |
22. | 6. | | Праздник в городе. ОТ. |
23. | 7. | | Школьный карнавал. ОТ. |
Художник и музей. – 9 ч. |
24. | 1. | | Музей в жизни города |
25. | 2. | | Музеи искусства. |
26. | 3. | | Картина — особый мир. |
27. | 4. | | Картина – пейзаж. |
28. | 5. | | Картина-портрет. |
29. | 6. | | Картина-натюрморт. |
30. | 7. | | Картины исторические. ОТ. |
31. | 8. | | Картины бытовые. ОТ. |
32. | 9. | | Скульптура в музее и на улице. |
33. | 1. | | Выставка работ за год. |
34. | 2. | | Промежуточная аттестация в форме защиты проекта «Моя книжка». |
Приложение.
Материально- техническое обеспечение.
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Символич. обознач. |
| 1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
1. | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования | Д |
2. | Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству | Д |
3. | Рабочие программы по изобразительному искусству под редакцией Б. М, Неменского 1-4 кл. М: Просвещение 2013 | Д |
4 | Учебник: 3 кл . – Н.А. Горяева, Л.А. Немнская, А.С. Питерски, Г.Е. Гуров, Н.А. Лепская, М.Т. Ломоносова, О.В. Островская. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. М. Просвещение, 2013. | К |
5 | Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства) Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по ИЗО,. М:Вако 2010 | Д |
6 | Методические журналы по искусству «Изобразительное искусство в школе» №1 – 6 2008 г | Д |
7 | Учебно-наглядные пособия Е. Ананьева . Комплект таблиц «Городецкая роспись» «Гжель» «Дымковская игрушка» Комплект репродукций «Картины , хранящихся в Омском музее ИЗО» «Третьяковская галерея» «Народное творчество» «Творчество Васнецова» «Творчество Серова» «Французская живопись 19 века» «Творчество Шишкина» «Творчество Левитана» | Ф Д |
8 | Альбомы по искусству М. В. Алпатов «Древнерусская иконопись» Издательство Искусство, Москва 1974 Е. А. Матвеева Врубель М:Белый город 2008 | Д |
| 2. Печатные пособия | |
10 | Портреты русских и зарубежных художников | Д |
11 | Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека | Д |
| 3. Информационно-коммуникационные средства | |
12 | Компакт диски «Памятники архитектуры» «Цветы в творчестве художников» «100 великих художников» «Санкт- Петербург» | Д |
| 4. Технические средства обучения (ТСО) | |
15 | Музыкальный центр | Д |
16 | CD/DVD-проигрыватели | Д |
17 | Мультимедийный проектор | Д |
18 | Экран (навесной) | Д |
| 5. Экранно-звуковые пособия | |
19 | Презентации на CD /DVD дисках | Д |
| 6. Учебно-практическое оборудование | |
20 | Краски акварельные | К |
21 | Краски гуашевые | К |
22 | Бумага А3, А4 | К |
23 | Восковые мелки | К |
| Пастель | Ф |
| Кисти беличьи № 5, 10, 20 | К |
| Пластилин / глина | К |
| Клей | Ф |
| Ножницы | К |
| 7. Модели и натурный фонд | |
| Муляжи фруктов (комплект) | Д |
| Муляжи овощей (комплект) | Д |
В таблице введены символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в том числе используемые для постоянной экспозиции;
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся);
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.), или для использования несколькими учащимися поочередно.
Цифровые образовательные ресурсы:
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2011.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2011.
Мультимедийная энциклопедия.
Большая русская биографическая энциклопедия.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 1-4 класс. Электронное приложение к учебнику.
Электронные образовательные ресурсы:
Министерство образования и науки РФ
http://mon.gov.ru/
Русский образовательный портал
http://www.gov.ed.ru
Федеральный российский общеобразовательный портал
http://www.school.edu.ru
Федеральный портал «Российское образование»
http://www.edu.ru
Портал компании «Кирилл и Мефодий»
http://www.km.ru
Образовательный портал «Учеба»
http://www.uroki.ru
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)
http://festival.1september.ru
Как рисовать деревья./kak_risovat_derevja.docx
Сопоставление цветов/sopostavlenie_cvetov.docx
Приемы рисования - штриховка и тушевка/priemy_risovanija-shtrikhovka_i_tushevka.docx