СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с информацией на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с информацией на уроках литературного чтения

Просмотр содержимого документа
«Работа с информацией на уроках литературного чтения»

Нижегородский институт развития образования  Кафедра начального образования Моё педагогическое кредо:  «Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому». Нижний Новгород 2022

Нижегородский институт развития образования Кафедра начального образования

Моё педагогическое кредо: «Чтобы иметь право учить,

надо постоянно учиться самому».

Нижний Новгород

2022

Тема педагогического опыта: Работа с информацией на уроках литературного чтения

Тема педагогического опыта:

Работа с информацией

на уроках литературного чтения

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО ВКЛАДА  Научно-исследовательские условия А.А.Леонтьева М.Р.Львова И.Р.Гальперина Н.Н.Светловской В.Ф.Одеговой Методические условия  работа над темой самообразования  выступления на педагогических советах использование учебного кабинета, как творческой лаборатории анализ передового педагогического опыта знакомство с новинками методической литературы  Организационно-педагогические  условия  участие в РМО, ШМО, участие в работе профессиональных педагогических интернет – сообществ( infourok, multiurok) Обучение на курсах повышения квалификации

УСЛОВИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО ВКЛАДА

Научно-исследовательские условия

  • А.А.Леонтьева
  • М.Р.Львова
  • И.Р.Гальперина
  • Н.Н.Светловской
  • В.Ф.Одеговой

Методические условия

  • работа над темой самообразования
  • выступления на педагогических советах
  • использование учебного кабинета, как творческой лаборатории
  • анализ передового педагогического опыта
  • знакомство с новинками методической литературы

Организационно-педагогические

условия

  • участие в РМО, ШМО, участие в работе профессиональных

педагогических интернет – сообществ( infourok, multiurok)

Обучение на курсах повышения квалификации

АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОГО ВКЛАДА  Развитие способности к самопознанию и саморазвитию Повышение интереса к учению Формирование навыков работы с информацией решает проблемы Воспитание активной успешной творческой личности Развитие умения эффективного сотрудничества Развитие творческих способностей

АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОГО ВКЛАДА

Развитие способности к самопознанию и саморазвитию

Повышение интереса к учению

Формирование навыков работы с информацией решает проблемы

Воспитание активной успешной творческой личности

Развитие умения эффективного сотрудничества

Развитие творческих способностей

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цель:  представить систему работы с информацией в процессе изучения литературных произведений  Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу. 2. Выявить трудности, связанные с поиском, преобразованием и оценкой информации у школьников при работе с текстами. 3. Определить пути преодоления выявленных трудностей и описать систему работы. 4. Представить положительную динамику результатов работы с информацией.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: представить систему работы с информацией в процессе изучения литературных произведений

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу.

2. Выявить трудности, связанные с поиском, преобразованием и оценкой информации у школьников при работе с текстами.

3. Определить пути преодоления выявленных трудностей и описать систему работы.

4. Представить положительную динамику результатов работы с информацией.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ Создание системы работы с текстом на основе приемов современных образовательных технологий, направленных на формирование информационной компетентности младших школьников.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

Создание системы работы с текстом на основе приемов современных образовательных технологий, направленных на формирование информационной компетентности младших школьников.

Место работы с информацией в  формировании смыслового чтения

Место работы с информацией в формировании смыслового чтения

Характеристика УУД «Нахождение информации в тексте…», обеспечивающего смысловое чтение

Характеристика УУД «Нахождение информации в тексте…», обеспечивающего смысловое чтение

1этап– восприятие

2 этап - структурно-функциональный анализ

- слушание текста,

-самостоятельное знакомство с текстом,

-формирование критической и эмоциональной оценки,

-определение темы текста,

-первичная работа с названием произведения,

-выдвижение гипотезы,

-формулировка доказательств,

-соединение различных фактов в единую цепь аргументов.

 

3 этап - реконструкция смысловых структур

-анализ сюжета, анализ композиции,

-моделирование,

-создание художественного образа героя,

-анализ смысла эпизода или ключевой сцены,

-использование схем, таблиц,

-выполнение помет на кальке,

-реконструкция аргументов,

-отделение фактологической информации текста от собственной интерпретации,

-извлечение из текста информации, ее критическая оценка,

-выдвижение гипотезы,

-формулировка доказательств,

-соединение различных фактов в единую цепь аргументов,

-смысловые вопросы по ходу чтения,

Самосовершенствование личности

-вычленение эпизодов,

-построение альтернативных моделей сюжета,

-прерывание действий на кульминации,

-выдвижение гипотезы относительно сюжета, судьбы героев,

-работа над художественной деталью,

-анализ языка произведения,

-прогнозирование пропущенных членов предложения,

-чтение по догадке слов с пропущенными окончаниями, чтение строк с прикрытой нижней половиной и т.п.,

-создание ремарок,

-переформулировки.

 

Методы работы с информацией Объяснительное чтение (К.Д.Ушинский) Творческое Чтение (С.И.Абакумов) Продуктивное чтение (Н.Н.Светловская)

Методы работы с информацией

Объяснительное

чтение

(К.Д.Ушинский)

Творческое

Чтение

(С.И.Абакумов)

Продуктивное

чтение

(Н.Н.Светловская)

Приемы работы с информацией «Толстые» и «тонкие» вопросы Составь задание Чтение в кружок Верные и неверные утверждения Кластер Пытливый ученик Почта Лови ошибку Ромашка вопросов

Приемы работы с информацией

«Толстые» и «тонкие» вопросы

Составь задание

Чтение в кружок

Верные и неверные утверждения

Кластер

Пытливый ученик

Почта

Лови ошибку

Ромашка вопросов

Требования к навыкам работы с информацией 1 класс 2 класс Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Отвечать на сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы 3 класс 4 класс Извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, схема, модель, иллюстрация и т.д.) Самостоятельно перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений

Требования к навыкам работы с информацией

1 класс

2 класс

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике

Отвечать на сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы

3 класс

4 класс

Извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, схема, модель, иллюстрация и т.д.)

Самостоятельно перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений

Формы учебной деятельности Индивидуальная Групповая Фронтальная Парная

Формы учебной деятельности

Индивидуальная

Групповая

Фронтальная

Парная

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  Показателем результативности являются творческие работы детей, коллективные и индивидуальные проекты. Для выявления результативности проводится диагностика смыслового чтения.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Показателем результативности являются творческие работы детей, коллективные и индивидуальные проекты.

Для выявления результативности проводится диагностика смыслового чтения.

Позитивная динамика учебных достижений по чтению Понимание содержания художественного произведения Уровень сформированности навыка чтения

Позитивная динамика

учебных достижений по чтению

Понимание содержания

художественного произведения

Уровень сформированности навыка чтения

Позитивная динамика  умения работать с информацией По критериям со слайда 8 (См столбец 2)

Позитивная динамика умения работать с информацией

  • По критериям со слайда 8 (См столбец 2)
Позитивная динамика  формирования познавательных УУД

Позитивная динамика формирования познавательных УУД

ТРАНСЛИРУЕМОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ  Выступления на педагогическом совете на тему: «Современные педагогические технологии на уроках литературного чтения как средство повышения качества образования в начальной школе» (март 2021 г) Распространение опыта на сетевых сообществах  учителей: infourok , multiurok «Система работы учителя начальных классов по формированию читательской компетентности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности», «Интерактивные приёмы используемые на уроках литературного чтения» Выступления на ШМО, РМО Мастер-класс «Использование мнемотехники на уроках в начальной школе» (февраль 2019 г) «Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения» (ноябрь 2020 г) Участие в районных семинарах и конференциях «Формирование регулятивных УУД в начальной школе» (ноябрь 2018 г) Выступления на родительских собраниях Круглый стол «Если возникли трудности в обучении чтению и письму» (февраль 2021 г)

ТРАНСЛИРУЕМОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ

  • Выступления на педагогическом совете на тему:

«Современные педагогические технологии на уроках литературного чтения как средство повышения качества образования в начальной школе» (март 2021 г)

  • Распространение опыта на сетевых сообществах учителей: infourok , multiurok

«Система работы учителя начальных классов по формированию читательской компетентности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»,

«Интерактивные приёмы используемые на уроках литературного чтения»

  • Выступления на ШМО, РМО

Мастер-класс «Использование мнемотехники на уроках в начальной школе» (февраль 2019 г)

«Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения» (ноябрь 2020 г)

  • Участие в районных семинарах и конференциях «Формирование регулятивных УУД в начальной школе» (ноябрь 2018 г)
  • Выступления на родительских собраниях

Круглый стол «Если возникли трудности в обучении чтению и письму» (февраль 2021 г)

ЛИТЕРАТУРА 1 . Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ. 2 . Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Приказ МО и науки РФ от 06.10.2009 №373. 3 . Апальков В.Г. «Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций», www . gazpromschool . ru / teachers /. 4 . Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [ А. Г .Асмолов. Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.];под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. 5 . Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред. И.В. Усачевой. М., 2002. 6 . kopilkaurokov.ru 7. festival.1september.ru

ЛИТЕРАТУРА

1 . Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ.

2 . Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Приказ МО и науки РФ от 06.10.2009 №373.

3 . Апальков В.Г. «Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций», www . gazpromschool . ru / teachers /.

4 . Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [ А. Г .Асмолов. Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.];под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

5 . Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред. И.В. Усачевой. М., 2002.

6 . kopilkaurokov.ru

7. festival.1september.ru

«Чтение в кружок»  Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Ход работы Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача- читать с пониманием, задача слушающих- задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

«Чтение в кружок» Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

  • Ход работы

Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача- читать с пониманием, задача слушающих- задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

«Пытливый ученик»  Цель: управление процессом осмысления текста во время и после чтения. Ход работы Сейчас мы прочитаем текст быстро, но внимательно, затем вы составите список вопросов. У кого этот список будет длиннее и интереснее, тот и выиграл в этом соревновании. Текст прочитали, теперь перейдем к вопросам. Желательно, чтобы вопросы охватили весь материал и все его тонкости. Запишите, пожалуйста! Сейчас по порядку вы будете задавать свои вопросы все обучающимся, а они по очереди будут кратко отвечать на них. Отвечает тот, на кого указывает ведущий. Затем определим самого «пытливого» ученика.

«Пытливый ученик» Цель: управление процессом осмысления текста во время и после чтения.

  • Ход работы

Сейчас мы прочитаем текст быстро, но внимательно, затем вы составите список вопросов. У кого этот список будет длиннее и интереснее, тот и выиграл в этом соревновании.

Текст прочитали, теперь перейдем к вопросам. Желательно, чтобы вопросы охватили весь материал и все его тонкости. Запишите, пожалуйста! Сейчас по порядку вы будете задавать свои вопросы все обучающимся, а они по очереди будут кратко отвечать на них. Отвечает тот, на кого указывает ведущий. Затем определим самого «пытливого» ученика.

«Лови ошибку»  Цель: актуализация имеющихся у обучающихся знаний по изучаемой теме, развитие критического подхода к получаемой информации. Ход работы Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает обучающимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: - явные, которые достаточно легко выявляются обучающимися, исходя из их личного опыта и знаний; - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Обучающиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

«Лови ошибку» Цель: актуализация имеющихся у обучающихся знаний по изучаемой теме, развитие критического подхода к получаемой информации.

  • Ход работы

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает обучающимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

- явные, которые достаточно легко выявляются обучающимися, исходя из их личного опыта и знаний;

- скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Обучающиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

«Ромашка вопросов»  Цель: стимулирование активности «вопрошающей» деятельности обучающихся.   Ход работы Обучающимся предлагается задание: Составить вопросы по предложенному тексту, ответы на которые можно найти: - только в тексте; - в тексте, но с Вашими комментариями; - требующие только Вашего мнения. Вопросы случайным образом «отрываются» от ромашки. Работа может быть индивидуальной или групповой, но с обязательным обсуждением составленных вопросов.

«Ромашка вопросов» Цель: стимулирование активности «вопрошающей» деятельности обучающихся.

  • Ход работы

Обучающимся предлагается задание:

Составить вопросы по предложенному тексту, ответы на которые можно найти:

- только в тексте;

- в тексте, но с Вашими комментариями;

- требующие только Вашего мнения.

Вопросы случайным образом «отрываются» от ромашки.

Работа может быть индивидуальной или групповой, но с обязательным обсуждением составленных вопросов.

«Составь задание»  Цель: формирование умения вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования. Ход работы Составить текст или ребус, кроссворд, головоломку. В течение рока обучающийся не обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд или остроумную головоломку. Такие задания можно задать на дом. Можно предложить обучающимся самостоятельно придумать оригинальное задание. Ученики могут на уроке поменяться заданиями, что позволит им лишний раз повторить учебный материал.

«Составь задание» Цель: формирование умения вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования.

  • Ход работы

Составить текст или ребус, кроссворд, головоломку. В течение рока обучающийся не обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд или остроумную головоломку. Такие задания можно задать на дом. Можно предложить обучающимся самостоятельно придумать оригинальное задание. Ученики могут на уроке поменяться заданиями, что позволит им лишний раз повторить учебный материал.

«Кластер»  Цель: систематизация имеющихся знаний. Ход работы Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда- это наша тема. Вокруг нее планеты- крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система «Кластер» охватывает большое количество информации. «Кластер» можно использовать на различных стадиях урока.

«Кластер» Цель: систематизация имеющихся знаний.

  • Ход работы

Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда- это наша тема. Вокруг нее планеты- крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система «Кластер» охватывает большое количество информации. «Кластер» можно использовать на различных стадиях урока.

«Почта»  Цель: стимулирование активности «вопрошающей» деятельности обучающихся.   Ход работы Прочитаем внимательно учебный текст. Возьмите лист бумаги. Рассчитайтесь по порядку, начиная с первой парты первого ряда. Этот номер будет номером адресата. Каждый задает вопрос по тексту, пишет его на листочке бумаги и отдает выбранному Вами почтальону с указанием номера адресата. Чем больше вы зададите вопросов за отведенное время (5-7 минут), тем лучше. Затем по команде рассылка вопросов прекращается. Игра переходит во вторую стадию- ответов на вопросы. Выигрывает тот, кто успел задать больше интересных вопросов, и кто лучше ответил на них.

«Почта» Цель: стимулирование активности «вопрошающей» деятельности обучающихся.

  • Ход работы

Прочитаем внимательно учебный текст. Возьмите лист бумаги. Рассчитайтесь по порядку, начиная с первой парты первого ряда. Этот номер будет номером адресата. Каждый задает вопрос по тексту, пишет его на листочке бумаги и отдает выбранному Вами почтальону с указанием номера адресата. Чем больше вы зададите вопросов за отведенное время (5-7 минут), тем лучше. Затем по команде рассылка вопросов прекращается. Игра переходит во вторую стадию- ответов на вопросы. Выигрывает тот, кто успел задать больше интересных вопросов, и кто лучше ответил на них.

«Толстые» и «тонкие» вопросы  Цель: актуализация имеющихся у обучающихся знаний по изучаемой теме. Ход работы Этот прием может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова- это вопросы для изучения темы; на стадии осмысления- вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления)- демонстрация понимания пройденного. «Толстые» и «тонкие» вопросы могут быть оформлены в виде таблицы.

«Толстые» и «тонкие» вопросы Цель: актуализация имеющихся у обучающихся знаний по изучаемой теме.

  • Ход работы

Этот прием может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова- это вопросы для изучения темы; на стадии осмысления- вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления)- демонстрация понимания пройденного.

«Толстые» и «тонкие» вопросы могут быть оформлены в виде таблицы.

"Тонкие” вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Как ...?

Было ли ...?

"Толстые” вопросы

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете ...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Мог ли ...?

Согласны ли вы ...?

«Верные и неверные утверждения»  Цель: систематизация имеющихся у обучающихся знаний по изучаемой теме. Ход работы Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Обучающиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему. Чтобы выяснить, какие из утверждений были «верными».

«Верные и неверные утверждения» Цель: систематизация имеющихся у обучающихся знаний по изучаемой теме.

  • Ход работы

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Обучающиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему. Чтобы выяснить, какие из утверждений были «верными».

Диагностика

Диагностика