СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с родителями в спортивной школе

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа с родителями в спортивной школе»



Российская Федерация

Тульская область

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

детско-юношеская спортивная школа им. А.Е. Виндмана


301831, Тульская область, г. Богородицк, ул. Пролетарская, д.58, тел: 8(48761)2-15-96

e-mail: [email protected]


Сидорова Марина Вячеславовна

Тренер-преподаватель по лыжным гонкам


Работа с родителями в спортивной школе


Работа тренера-преподавателя должна заключать в себе не только работу с детьми, но и тесное взаимодействие с родителями. Все согласятся с тем, что важную роль в формировании личности ребенка играет то, какую работу проведет тренер-преподаватель с родителями. Ведь никто не знает больше о своих детях, чем мама и папа.

Социальный мир семьи - сильнейший фактор формирования личности ребенка. Его влияние нельзя исключить и не учитывать. Назначение работы педагога с родителями воспитанников в том, чтобы содействовать единого воспитательного поля, единой социальной среды, в которой бы наивысшие ценности являлись основной жизни либо были признаны как основа жизни желаемой, достойной для человека.

Тренер-преподаватель не может и не должен перевоспитывать родителей и преобразовывать семью - это лежит за пределами его профессиональных полномочий. Но тренер-преподаватель мог бы содействовать наиблагоприятнейшим условиям личностного становления ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание.

Поэтому первой составной частью такого взаимодействия является информационное педагогическое обеспечение родителей сведениями о воспитательной концепции спортивной школы, о педагогических позициях тренера-преподавателя, о методике воспитания, целях и задачах личностного развития спортсмена на данный учебный год; а также о ходе духовного развития ребенка, особенностях его спортивной деятельности, взаимоотношениях в группе, выявляющихся способностях, текущих успехах во всех сферах обучения. Реализуется функция педагогического просвещения.

Информация такого плана чрезвычайно влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, придает их влиянию на детей целесообразный характер, повышает уровень положительного отношения к спортивной школе, придает серьезность в отношении родителей к своим родительским обязанностям.

Вторую составную часть взаимодействия тренера-преподавателя с родителями выполняет педагогическое корректирование семейного воспитания, а именно той стороны, которая касается, прежде всего, отношения к ребенку, а далее режима жизни и деятельности ребенка. Корректирование производится с позиции профессиональной необходимости, диктуемой ходом воспитательного процесса. И ничем иным. Все, что скажет тренер-преподаватель относительно необходимых изменений, должно проистекать из воспитательных целей, из блага ребенка как растущей и развивающей личности.

Тренер-преподаватель привносит невольно дополнительную мотивацию для устройства семейной жизни и некоторого переустройства, ссылаясь на то важное, без чего не может быть максимального развития личности ребенка. Так, родители во имя блага ребенка посещают, а потом и влюбляются в театр, покупают, а потом читают книги, проявляют интерес, а потом увлекаются путешествиями.

Коррекция семейного воспитания становится коррекцией личности родителей, но, разумеется, мера эта различна, а иногда равна нулю.

Единое воспитательное поле создается, если родители приобщаются к реальной практической жизнедеятельности детей в спортивной школе, проживая вместе с детьми определенные ценностные отношения. Ребенок в этот момент как бы не видит границ между семьей и школой, видит лишь некое единство мира, в котором наивысшие ценности носят общий характер, выступают основополагающими элементами мира.

Третья слагаемая часть взаимодействия тренера-преподавателя и родителей - практическая совместная работа детей и родителей, которую организует тренер-преподаватель. Проживая вместе с детьми определенные отношения в ходе спортивного праздника, соревнования, спортивного состязания, беседы, игры, трудового дела и других форм совместной деятельности, родители переносят данное отношение в дальнейшую историю семейной жизни, привносят невольно новые отношения, которых раньше не было в семье, тем самым изменяя поле семейных отношений. Изменения эти принципиальны, ибо положительно соотносятся с основными ценностными отношениями воспитательной спортивной среды.

Содержанием обрисованного взаимодействия тренера-преподавателя с родителями становится постоянная забота тренера-преподавателя о развитии личности ребенка. Она наполняет всевозможные действия тренера-преподавателя в адрес родителей, будь это просьба приобрести спортивную форму, прийти на собрание, откликнуться на призыв отремонтировать спортинвентарь или жесткое пресечение беседы с папой в алкогольном опьянении, отказ принять продуктовые подношения, просьба изменить тональность разговора. Единственным объектом внимания в организованном таким образом взаимодействии становится забота о развитии воспитанника.

Следовательно, содержанием взаимодействия тренера-преподавателя с родителями его воспитанников является проблемная забота о развитии воспитанника, его самочувствии, состоянии души, физическом и психическом здоровье, успешности деятельности, положении в группе и групповом статусе, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах их развития, особенностях характера и их учете в общении с ребенком, в итоге, о счастье подрастающей личности, входящей в контекст современной культурной жизни.

Снимается окончательно проблема «вызова» родителей в спортивную школу. Их приглашают в спортивную школу, чтобы побеседовать о положении дела, о том, каковы успехи ребенка в спортивной школе, как можно было бы повысить уровень успешности развития всех сторон личности ребенка, о том, как решить вместе с ребенком его проблемы, если они стали перед ним.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья.

Задачей спортивной школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье.Тренера-преподаватели должны помочь родителям увидеть ребенка в его природосообразности. Научить наблюдать за его развитием. Понимать закономерности происходящих изменений. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания.

Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на:

-Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

-Уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу;

-Систематическом повышение психолого-педагогического уровня (учителей и родителей);

-Умении конструктивно подходить к разрешению конфликта.


Цель: Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправлен-ности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения,

ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.

Задачи:

1.Просветительская- научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

2.Консультативная-совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

3.Коммуникативная-обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.


Направления и формы взаимодействия семьи и спортивной школы.

1.Изучение условий семейного воспитания.

2.Информирование родителей о содержании учебно- воспитательного процесса.

3.Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4. Взаимодействие с родительским комитетом.

5.Совместная деятельность родителей и учащихся:

-умственное развитие

-воспитание нравственной культуры

-воспитание эстетической культуры

-воспитание физической культуры и здорового образа жизни

-воспитание трудолюбия и профориентация

6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации.


Методы изучения семей.

Информация о семье необходима спортивной школе для решения оперативных педагогических задач:

-для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи;

-для понимания истоков и причин сценария развития личности учащихся, в том числе и отклоняющегося развития;

-для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.

  1. Наблюдение.

  2. Подключенное наблюдение (подключение родителей, актива группы).

  3. Индивидуальные беседы.

  4. Тестирование.

  5. Анкетирование.

  6. Диагностика.

  7. Деловые игры.


Критерии эффективности.

В группах начальной подготовки - сформированность положительного отношения к спортивной школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к тренерскому коллективу.


Предполагаемый результат.

-повышение психолого-педагогической культуры родителей

-раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе спортивной школы.


Формы взаимодействия тренера-преподавателя с родителями учащихся.

Традиционные формы работы с родителями

-родительские собрания

-общегрупповые и общешкольные конференции

-индивидуальные консультации тренера-преподавателя

-посещения на дому


Групповые родительские собрания проводятся не реже одного раза в квартал и должны стать школой просвещения родителей, расширять их спортивный кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед спортивной школой.


Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят характер отчета работы спортивной школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитываются о своей работе родительский комитет спортивной школы и старшие тренера - преподаватели по видам спорта. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье.


Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием тренеров - преподавателей, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.


Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда тренер-преподаватель набирает группу. Готовясь к консультации, необходимо определять ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с группой. Тренер-преподаватель должен дать возможность родителям рассказать ему все то, что поможет в профессиональной работе с ребенком:

-особенности здоровья ребенка

-его увлечения, интересы

-предпочтения в общении в семье

-поведенческие реакции

-особенности характера

-мотивация учения

-моральные ценности семьи


Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Тренер-преподаватель должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения (по необходимости).


Нетрадиционные формы работы с родителями.

-тематические консультации

-родительские чтения

-родительские вечера


Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждой группе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.


Работа с родителями - один из труднейших участков в деятельности тренера-преподавателя. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Когда я принимаю незнакомую мне группу, меня волнует в одинаковой степени, что из себя представляют мои будущие воспитанники, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками.

Знакомство с жизнью семьи начинается с анкеты – заявления, которую по просьбе тренера-преподавателя заполняют мамы или папы перед началом учебного года. На протяжении всех лет обучения ставлю перед собой задачу - проводить с родителями так, чтобы уходя, с собрания они всегда имели искорку надежды, что вместе мы можем одолеть многое. Я использую много разных вариантов сотрудничества, но самой эффективной формой считаю работу клуба «РиД» (родители и дети). Все групповые мероприятия проводятся с участием родителей. Это и спортивные соревнования, спортивные конкурсы, где родители являются членами жюри. На праздниках родители и участники, и организаторы праздничного стола.

Наши детские праздники превращаются в открытые уроки, так как многие из них подводят итог совместной деятельности детей и родителей.

Для того, чтобы родители могли лучше понять возможности детей, требования к ним, следить за их спортивным ростом, провожу открытые уроки для пап и мам. На открытых уроках родителям представляется возможность убедиться, что игровая деятельность очень помогает в учебе. Наблюдения за детьми на тренировках позволяют родителям понять, на что следует обратить особое внимание. К этому дню тщательно готовлюсь. Тренировки строю так, чтобы папы, бабушки, мамы поняли, чему мы научились за месяц, за четверть, за год. К проведению внутригрупповых соревнований привлекаю родителей. Чаще всего- это конкурсно – игровая программа с участием взрослых и детей. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, воздействуют на формирование личности ребенка.

Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив.

Я провожу собрания, используя разные формы сотрудничества. Это и собрания - диспуты, практикумы, беседы, конференции.

Перед каждым собранием родители отвечают на вопросы анкеты, что позволяет мне лучше узнать их интересы, компетентность в рассматриваемых проблемах.

Сотрудничество семьи и школы выражается также в том, что родители вникают в дела группы, в его жизнь. Стараюсь говорить о ребенке больше положительного, обращая внимание на то, в чем нужно ему помочь в учении, чтобы процесс обучения протекал успешно. Очень помогают в работе с родителями протоколы контрольных тренировок и соревнований, где можно отследить рост спортивных результатов или спад тренировочного процесса.

В работе с родителями я опираюсь на родительский комитет, с помощью которого подключаю к работе всех родителей группы.

После каждого собрания стараюсь приготовить советы родителям.

Родители нуждаются в помощи школы, им нужно помочь овладеть навыками, которые бы способствовали развитию позитивных детско-родительских отношений.

Работа с родителями - это экзамен, который достойно выдержать обе стороны: и тренер-преподаватель, и родители. Информация для размышления о своем ребенке необходима каждому родителю. Более тактично это делать в письменном виде. На собрании обязательно подвожу итоги работы родителей, благодарю тех, кто уделяет много внимания воспитанию детей в семье и помогает в работе с группой. Родители не являются пассивными слушателями, а сами активно включаются в обсуждения.

И родители, и тренер-преподаватель должны понимать, что только общее сотрудничество, сотворчество способны сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей

содержательной, интересной, радостной.


5