СЦЕНАРИЙ
занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
для обучающихся 3–4 классов
Занятие 3
Творчество, которое объединяет
Дата проведения: 15 сентября.
Цели занятия: формирование ценностного отношения обучающихся к творчеству и понимания роли искусства в личностном становлении и духовном обогащении; поддержка мотивации к развитию собственных талантов; осознание значимости российской культуры как части мирового наследия.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, служение Отечеству.
Основные смыслы
Творчество — неотъемлемая часть жизни каждого человека.
Существует множество возможностей для реализации творческого потенциала детей и взрослых.
Русская культура — признанное мировое достояние человечества. Музыка Петра Чайковского и Михаила Глинки, поэзия Александра Пушкина и романы Льва Толстого, произведения Федора Достоевского и Антона Чехова широко известны в десятках стран мира.
Музыка является одним из видов искусства, который сопровождает человека в течение всей жизни. Современная российская музыка развивается в различных жанрах и направлениях.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие включает просмотр видеоматериалов и выполнение интерактивного задания.
Комплект материалов:
сценарий;
методические рекомендации;
видеоматериалы;
интерактивное задание;
дополнительные материалы;
презентация.
Этапы занятия
Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика-анонса, беседа.
Основной этап: беседа, просмотр и обсуждение видеороликов, выполнение интерактивного задания.
Заключительный этап: беседа.
Мотивационно-целевой этап
Учитель организует просмотр и обсуждение видеоролика- анонса с Евгением Егоровым.
Учитель: На прошлой неделе мы говорили о русском языке, на котором общаемся, выражаем мысли, поем песни и читаем книги. Но помимо языка, мы можем общаться и раскрывать свои эмоции и переживания с помощью творчества. Творчество — это процесс, во время которого рождается что-то новое: идея, изобретение, картина, мелодия (презентация к занятию, слайд 1). Когда мы хотим сообщить что-то миру, то выражаем это через танец, песню, сделанную игрушку и многое другое.
Вопросы для обсуждения:
Каким видом творчества вам нравится заниматься больше всего?
Какие школьные предметы позволяют развить в себе творческие таланты?
Ответы обучающихся.
Учитель: Творчество сопровождает нас всю жизнь. Во время игры рождаются разные истории, песенки, мы можем придумать даже целый мир и слепить его из пластилина или нарисовать. Давайте приведем примеры того, что может создать человек (презентация к занятию, слайд 2). Даже взрослые занимаются творчеством. Многие люди с детства так полюбили рисовать, танцевать или играть на музыкальных инструментах, что получили специальное образование и стали художниками, танцорами или музыкантами.
Вопросы для обсуждения:
Как меняется ваше настроение после занятий творчеством?
Есть ли у вас в семье или среди знакомых люди с творческой профессией?
Есть ли в вашей семье традиции, связанные с творчеством?
Ответы обучающихся.
Основной этап
Учитель: Все виды творчества, ценности, традиции и обычаи можно назвать одним словом — культура. Каждый народ бережно относится к своей культуре, сохраняя ее для последующих поколений. Русская культура известна во всем мире. Имена наших художников, писателей, композиторов, музыкантов, танцоров, актеров, архитекторов вошли в мировую сокровищницу. Люди из разных городов и стран приезжают в Россию, чтобы посетить известные музеи, картинные галереи и театры.
Вопросы для обсуждения:
Что вам больше всего интересно в культуре нашей страны?
О чем вы бы хотели узнать больше?
Нравится ли вам читать книги или рассматривать иллюстрации с разными известными местами? Вы с семьей иногда ходите на концерты, в театры?
Ответы обучающихся.
Учитель: Природа России необычайно богата и всегда вдохновляла творческих людей. Смена времен года, величественные леса, глубокие озера, высокие горы и даже песчаные пустыни — всё это позволяло создавать и творить прекрасное. Художник выражает свои эмоции через краски, композитор создает из нот музыкальную картину, архитектор возводит красивое здание, которое будет дополнять пейзаж. Каждый выбирает свои инструменты для выражения идей и с их помощью сообщает миру мысли, переживания, эмоции.
Вопросы для обсуждения:
Что в природе вдохновляет именно вас? Что бы вы хотели нарисовать?
Какие стихотворения о природе или о России вы знаете?
Ответы обучающихся.
Учитель: Современная русская культура активно развивается, в том числе и в музыкальной сфере. Музыка — это удивительное и многогранное искусство, которое сопровождает человека на протяжении всей жизни. Мы встречаемся с ней ежедневно — в транспорте, магазинах, на концертах и культурных мероприятиях, а также в фильмах. Один из хороших примеров сочетания современных трендов с сохранением национальной самобытности в традициях — Международный музыкальный конкурс «Интервидение». О нем нам расскажет продюсер музыкальных и развлекательных программ «Первого канала» Юрий Викторович Аксюта.
Учитель организует просмотр видеоролика-интервью с главным продюсером музыкальных и развлекательных программ на Первом канале Юрием Викторовичем Аксютой.
Учитель: «Интервидение» первый раз было организовано в 1965 году. Ваши бабушки и дедушки в детстве или юности могли видеть этот конкурс по телевизору. Возрождение конкурса, где представители разных стран будут петь на своих национальных языках, подтверждает силу музыки, для которой не существует границ между народами, языками и поколениями. Весь мир словно становится одним огромным хором, не имеющим границ.
В этом году на «Интервидении» выступят исполнители из разных стран. Нашу страну представит известный певец Shaman. У зрителей будет отличная возможность познакомиться с традициями и культурой разных народов.
«Интервидение» — не просто конкурс исполнителей. Он помогает обмениваться культурами, укреплять взаимопонимание и доверие между народами. Обязательно посмотрите это зрелищное шоу всей семьей!
Вопросы для обсуждения:
Как музыка помогает нам развиваться, формировать свой характер?
Какую музыку любите слушать вы вместе с близкими и друзьями?
Нравится ли вам, когда ваши друзья играют на музыкальных инструментах? Какие чувства вы испытываете?
Ответы обучающихся.
Учитель: Но мы можем не только наблюдать за творчеством других людей, но и сами учиться новому, пробовать разные направления. Часто говорят, что для занятий творчеством нужно иметь талант.
Вопросы для обсуждения:
Какие таланты есть у вас, ваших родных и друзей?
Нужно ли развивать свой талант и как?
Чему бы вы хотели научиться?
Ответы обучающихся.
Учитель: На самом деле, одного таланта недостаточно. Чтобы научиться чему-то, нужно иметь большое желание, терпение, трудолюбие, а также наставника в этом направлении. Сегодня у каждого есть возможность выбрать для себя и записаться в разные кружки и секции, заниматься рисованием, музыкой или другими творческими направлениями.
Вопросы для обсуждения:
Какие занятия посещаете вы?
Кто из вас хочет стать в будущем художником, музыкантом, актером, танцором, дизайнером, скульптором или архитектором?
Нужно ли для творческих людей развиваться и учиться всю жизнь или главное — иметь вдохновение?
Ответы обучающихся.
Учитель организует просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Дореми».
Вопросы для обсуждения:
Как композитор записывает придуманную мелодию и почему музыкант точно знает, как это нужно сыграть?
Какой язык для передачи музыки они используют?
Ответы обучающихся.
Учитель: Музыкальные инструменты, краски художника, художественное слово может изобразить красоту природы и людей. Например, все мы знаем, что в России очень ярко представлены все четыре времени года. И действительно, часто на картинах изображена белоснежная зима, весенняя зелень и поющие на деревьях птицы, широкие поля, озаренные палящим летним солнцем, и усыпанные осенними листьями парки и улицы. Как передать особое «весеннее» или «зимнее» настроение с помощью музыки? Давайте узнаем вместе. И в этом нам помогут картины известных художников и музыка Петра Ильича Чайковского (презентация к занятию, слайд 3).
Преподаватель организует выполнение интерактивного задания «Времена года».
Учитель: Посмотрите, как красиво и гармонично дополняют друг друга музыка и живопись!
Вопросы для обсуждения:
Какие эмоции вы испытываете при взгляде на эти картины?
Какая мелодия вам показалась самой красивой?
Ответы обучающихся.
Заключительный этап
Учитель: Сегодня мы говорили о разных видах творчества, об искусстве и культуре. Все это наполняет жизнь человека звуками, красками, яркими образами и увлекательными историями.
Посещение различных концертов, выставок, знакомство с фильмами и мультфильмами, чтение книг и разглядывание красивых фотографий вдохновляет нас, расширяет кругозор и помогает найти себе занятие, которое избавит от скуки и однообразия. Творчеством может заниматься любой человек, главное трудиться и верить в свои силы!
Вопросы для обсуждения:
Почему человеку необходимо верить в свои способности?
Почему важно уважать творческие проявления других людей и поддерживать их?
Как нужно относится к тому, что у нас может что-то не получиться сразу?
Ответы обучающихся.
Постразговор
Что почитать
Гордеева Е. «Музыканты, прославившие Россию»
Кандаурова Л. «Чему я могу научиться у Сергея Рахманинова»
Проектная и внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия
Официальный сайт «Интервидения» https://intervision.world
Проект «Музыка моей семьи». Создать музыкальный портрет своей семьи. Определить схожесть и различия в музыкальных вкусах представителей разных поколений.
Литературный вечер «Читаем стихи вместе» — внеурочное мероприятие для школьников и родителей, посвященное любимым стихотворениям о временах года или природе России.