3.Изучение нового материала 3.1. Сообщение темы и цели 3.2. Первичное получение информации об опылении 3.3. Закрепление знаний об опылении 3.4. Первичное получение информации о распространении семян 3.5. Закрепление полученной информации. Пр.р. «Рассматривание плодов и семян растений» | 3 5 1 8 | Модель цветка На интерактивной доске Слайд 2 Учебник. Рабочая тетрадь Рабочая тетрадь Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 8 | Растения - живые существа. Они дышат и питаются, а значит, они должны расти и размножаться. Итак, тема нашего урока « Размножение и развитие растений». Какую учебную задачу поставим: Где будем искать ответ? Какую часть растения можно увидеть весной и летом? Обращали ли вы внимание на то, что возле цветов всегда много насекомых? Что они там делают? Чем больше нектара у растения, тем больше насекомых будет к нему прилетать. Однажды ученые поставили такой опыт: на яблоне выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши, а на ветке под марлей – ни одной! Почему это произошло? Насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа – опыление цветов. Что такое опыление? Давайте разберемся, поможет нам в этом модель цветка .У цветов есть тычинки и пестик. На тычинках мельчайшие зернышки, маленькие желтые крупинки - пыльца. В пестике образуется плод. Для образования плода необходимо, чтобы пыльца с тычинок попала в пестик. Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на ее мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него пыльцу - опыляет цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдет, плодов и семян у растения не будет. Цветы привлекают насекомых ярким цветом, запахом, формой. Пчелы, шмели, бабочки – это насекомые – опылители. Они помогают растениям размножаться. Давайте прочитаем текст в учебнике на с. 80 и ответим на вопросы задания № 1 и № 2 в рабочей тетради. Что же такое «нектар» («пыльца», «насекомые-опылители») ? Найдите и зачитайте правильное определение? Что такое «Опыление»? Запишите слово «Опыление» в словарик. Посмотрите на с.35 рабочей тетради Назовите насекомых – опылителей. Подпишите названия насекомых. В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички – колибри. Чтобы добраться до нектара, они запускают свой клювик вглубь цветка. . Итак, произошло опыление, и на месте цветка образовался плод. Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян. Почему необходимо распространять семена? Плоды растений – настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели. Отправляются семена – путешественники искать новые, необжитые места. У каждого семечка, семени или плода свой «транспорт». Подхваченные ветром, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветром. Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной им предстоит большая работа выращивать новое растение. Посмотрите на образцы семян и плодов. Найдите среди них то растение, которое соответствует загадке: • Летят пушинки чистые За луг, за сад, за лес… И к нам парашютистами Спускаются с небес. (Одуванчик) - Как распространяется это растение? С помощью какого приспособления.? Большинство семян – любители полетать. Это самый быстрый и удобный способ попасть в далёкие края. Многие семена крылаты. У клена и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клена опадают с дерева очень своеобразно – они быстро – быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. А мелкие орешки березы с двумя прозрачными крылышками по бокам. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели. Найдите и покажите плоды – крылышки клена, березы. Есть растения – «зайцы», которые путешествуют тайно, повсюду следуя за человеком. Куда он, туда и они. Когда подорожник появился в Северной Америке, то местные индейцы назвали его «следом белого человека». В безлюдных местах подорожника не бывает. Чем ближе к селению, тем его больше. Осенью клейкие семена подорожника цепляются с кусочками грязи на обувь или копыта домашних животных, и переносятся с одного места на другое. Найдите плоды лопуха и репейника. Как переносятся плоды этих растений? Водные растения тоже приспособились. Семена кувшинок и водокраса прилипают к липким лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоема на водоем. Найдите плоды растений, которые распространяются с помощью животных. Расскажите, как это происходит. Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и течения. Кокосовые орехи плавают в воде годами и не теряют всхожести. У плодов, которые держаться на воде, есть много клеток и полостей, наполненных воздухом. Эти воздушные подушечки не позволяют плоду или семени быстро пойти ко дну Есть семена, которые распространяются самостоятельно. Их семена называют «артиллеристами». В Крыму на морском побережье можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами. | …узнать о развитии и размножении растений. Ответы детей … цветы Слушание рассказа заранее подготовленных учеников Рассматривание модели цветка Учащиеся читают текст учебника вслух цепочкой . …сладкий цветочный сок. …маленькие желтые крупинки в цветках. …насекомые, которые опыляют цветы …перенос пыльцы с одного цветка на другой. Дети записывают слово в словарь … пчела, шмель, бабочка Слушание рассказа учителя ….. Чтобы они не проросли рядом с материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду Слушание рассказа учителя Учащиеся рассматривают образцы семян. … одуванчик. … семена подхватываются ветром и падают в почву…. У одуванчиков есть парашютики. Учащиеся находят и показывают. Учащиеся рассматривают образец. Учащиеся рассматривают образец. Учащиеся рассматривают образцы, находят и показывают. ….На шерсти животных и одежде человека встречаются цепкие головки лопуха, гравилата, череды, репейника. Некоторые невозможно вычесать. У растений много различных крючков, зацепок, зубчиков - приспособлений для того, чтобы удерживаться и путешествовать как можно дальше Учащиеся рассматривают образец. Учащиеся находят и показывают. …плоды некоторых растений тяжелые, поэтому ветер не может их распространять. Например, плоды дуба – желуди, орехи лещины падают рядом с деревом и ждут, когда «носильщики» перенесут их в другие места. Белки, мыши, птицы не заставляют себя долго ждать. Набегут, подхватят желуди, орехи и разнесут их по норам и дуплам. Эти плоды для них вкусные и ценные запасы на зиму. Весной забытые и потерявшиеся плоды дадут ростки новых деревьев и кустарников. Птицы, наземные животные могут быть «носильщиками» семян и плодов, например, сочных ягод рябины, брусники, черемухи. Они поедают ягоды и, перемещаясь с места на место, выбрасывают неповрежденные семена съедобных плодов. Учащиеся слушают и рассматривают образец. | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Работа в парах Работа в парах Работа в парах Работа в парах Работа в парах Работа в парах. Фронтальная Работа в парах Работа в парах. Фронтальная Работа в парах. Фронтальная | Постановка учебной задачи Ответы на вопросы задания № 1 и № 2 в рабочей тетради. Работа в рабочей тетради Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа |
3.6. Получение первичной информации о развитии растений 3.7. Закрепление полученной информации о развитии растений. Пр.р. «Развитие растений из семени» 3.8.Дополнителньный материал | 1 4 4 | Образцы проросших семян Черенки растений, проросшие листья | Чтобы из семечка выросло новое растение, оно должно попасть в место, где тепло, есть влага и воздух, то есть когда оно попадает в почву. - Как же растение развивается из семени? Посмотрите на образцы проросших семян, которые мы оставили в влажном и теплом месте Сначала из семени появляется корешок, а потом стебелёк с листочками. Проросток растет и со временем превращается во взрослое растение. На нём появляются цветки, а после опыления на месте цветков – плоды с семенами. Расположите этапы развития растений в правильном порядке (интерактивная доска ) Как еще могут размножаться растения? | Учащиеся слушают и рассматривают образец. Отвечает заранее подготовленный ученик: - На уроке окружающего мира мы говорили о растениях. Растения являются частью живой природы. А значит, они дышат, питаются, развиваются и размножаются. Мне стало интересно, а как же растение развивается? Как из маленького семени получается новое, большое растение. Для прорастания растения нужны тепло, вода, воздух. Сначала я маленькое семечко положила в теплую воду, замочила его. Семя набухло, и у него появился корешок. Проращенное семя я высажу в землю. Потом появится маленький зеленый росточек, который потом, я думаю, вырастет и станет взрослым растением. Отвечает заранее подготовленный ученик: Некоторые растения могут размножаться через листья. Например, фиалка, бегония, бальзамин. Лист фиалки нужно поставить в воду и через некоторое время появится корешок, который можно посадить в почву и при благоприятных условиях растение буде дальше развиваться. Отвечает заранее подготовленный ученик: Некоторые растения размножаются черенками: малина, крыжовник, плодовые деревья. Черенок сажают в почву и при благоприятных условиях вырастает новое растение. | Фронтальная Индивидуальная подготовка. Фронтальная Индивидуальная подготовка. Фронтальная | Практическая работа с опытными образцами. Поиск и подготовка информации по заданной теме. Поиск и подготовка информации по заданной теме. |