СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Размножение и развитие растений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Растения размножаются семенами, на уроке проводится практическая работа 

Просмотр содержимого документа
«Размножение и развитие растений»

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3

Учитель: Богатинова Н.А.

Тема урока:

Размножение и развитие растений.

Практическая работа «Рассмотрение плодов и семян растений»,

«Развитие растения из семени».


Цель:

Познакомить учащихся со способами распространения и размножения растений.


Задачи:

Расширять знания детей о жизни растений.

Развивать внимание, логическое мышление.

Воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к живой природе.


Тип урока: урок получения новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, эвристический, практический, частично-поисковый.


Основные понятия: опыление, распространение, размножение.


Оборудование: схема (приложение 1), рабочие тетради, модель цветка, рисунки (приложение 2): птица колибри, перекати-поле, кокос, бешеный огурец, кувшинка, образцы семян одуванчика, клена, березы, подорожника, лопуха, репейника, плоды желудей, орехов, каштанов, шишки, проросшие семена, проросшие листья фиалки, черенки малины, смородины, интерактивная доска, презентация , диск «Мир природы»

















Организационная структура урока

Этапы урока

Время (мин)

Обуч. и развив. компет. задания и упр.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование организационных взаимоотношений на уроке

Промежу-точный контроль

1.Организационный

1,5


Здравствуй , солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое !

Здравствуй, матушка земля!

Здравствуйте, мои друзья!

Я рада видеть вас

Скажите, пожалуйста,что растет на земле?

На какие группы можно разделить растения ?















Фронтальная


2. Актуализация знаний

1,5













4














На интерактивной доске схема.

Вспомните, какую тему изучали на прошлом уроке?


С какими процессами мы познакомились? Что нового узнали о растениях?



Закончите предложения:

Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются …

Растения дышат и …

Вода в листья поступает из …

Для дыхания живых существ растения выделяют …


Домашнее задание - выполнение схем в рабочей тетради.

Схему № 1 (Дыхание и питание растений) выполнит один ученик у доски …………


А мы в это время проверим выполнение заданий 2-5.


Тема «Солнце, растения и мы с вами»


На прошлом уроке мы познакомились с двумя процессами, происходящими с растениями. Мы узнали, как растения дышат и питаются.



…сахар и крахмал

…питаются

…корня

…кислород



Один ученик выполняет задание у доски.

Остальные – по тетради









Фронтальная


Фронтальная






Фронтальная






Индивидуальная


Фронтальная



Устные ответы.


Устные ответы.






Устные ответы.






Заполнение схемы у доски.

Проверка выполненного задания у доски и в рабочих тетрадях

3.Изучение нового материала

3.1.

Сообщение темы и цели






3.2. Первичное получение информации об опылении
























3.3. Закрепление знаний об опылении





























3.4. Первичное получение информации о распространении семян




3.5. Закрепление полученной информации. Пр.р. «Рассматривание плодов и семян растений»

















3







































5
































1












8













Модель цветка

На интерактивной доске

Слайд 2





























Учебник.

Рабочая тетрадь















Рабочая тетрадь


Слайд 3




















Слайд 4






Слайд 5









Слайд 6













Слайд 7














Слайд 8








Слайд 8




Растения - живые существа. Они дышат и питаются, а значит, они должны расти и размножаться. Итак, тема нашего урока « Размножение и развитие растений».


Какую учебную задачу поставим:


Где будем искать ответ?



Какую часть растения можно увидеть весной и летом?

Обращали ли вы внимание на то, что возле цветов всегда много насекомых? Что они там делают?

Чем больше нектара у растения, тем больше насекомых будет к нему прилетать.

Однажды ученые поставили такой опыт: на яблоне выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши, а на ветке под марлей – ни одной!

Почему это произошло? Насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена.

Эта работа – опыление цветов. Что такое опыление? Давайте разберемся, поможет нам в этом модель цветка .У цветов есть тычинки и пестик. На тычинках мельчайшие зернышки, маленькие желтые крупинки - пыльца. В пестике образуется плод. Для образования плода необходимо, чтобы пыльца с тычинок попала в пестик. Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на ее мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него пыльцу - опыляет цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдет, плодов и семян у растения не будет.

Цветы привлекают насекомых ярким цветом, запахом, формой. Пчелы, шмели, бабочки – это насекомые – опылители. Они помогают растениям размножаться.


Давайте прочитаем текст в учебнике на с. 80 и ответим на вопросы задания № 1 и № 2 в рабочей тетради.

Что же такое «нектар» («пыльца», «насекомые-опылители») ? Найдите и зачитайте правильное определение?







Что такое «Опыление»?



Запишите слово «Опыление» в словарик.



Посмотрите на с.35 рабочей тетради Назовите насекомых – опылителей.

Подпишите названия насекомых.


В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички – колибри. Чтобы добраться до нектара, они запускают свой клювик вглубь цветка. . Итак, произошло опыление, и на месте цветка образовался плод.

Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.

Почему необходимо распространять семена?





Плоды растений – настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели. Отправляются семена – путешественники искать новые, необжитые места. У каждого семечка, семени или плода свой «транспорт». Подхваченные ветром, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветром. Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной им предстоит большая работа выращивать новое растение.


Посмотрите на образцы семян и плодов. Найдите среди них то растение, которое соответствует загадке:

• Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

(Одуванчик)

- Как распространяется это растение? С помощью какого приспособления.?




Большинство семян – любители полетать. Это самый быстрый и удобный способ попасть в далёкие края. Многие семена крылаты. У клена и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клена опадают с дерева очень своеобразно – они быстро – быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. А мелкие орешки березы с двумя прозрачными крылышками по бокам. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели.

Найдите и покажите плоды – крылышки клена, березы.



Есть растения – «зайцы», которые путешествуют тайно, повсюду следуя за человеком. Куда он, туда и они. Когда подорожник появился в Северной Америке, то местные индейцы назвали его «следом белого человека». В безлюдных местах подорожника не бывает. Чем ближе к селению, тем его больше. Осенью клейкие семена подорожника цепляются с кусочками грязи на обувь или копыта домашних животных, и переносятся с одного места на другое.

Найдите плоды лопуха и репейника. Как переносятся плоды этих растений?











Водные растения тоже приспособились. Семена кувшинок и водокраса прилипают к липким лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоема на водоем.



Найдите плоды растений, которые распространяются с помощью животных. Расскажите, как это происходит.























Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и течения. Кокосовые орехи плавают в воде годами и не теряют всхожести. У плодов, которые держаться на воде, есть много клеток и полостей, наполненных воздухом. Эти воздушные подушечки не позволяют плоду или семени быстро пойти ко дну


Есть семена, которые распространяются самостоятельно. Их семена называют «артиллеристами». В Крыму на морском побережье можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.








…узнать о развитии и размножении растений.

Ответы детей



… цветы

Слушание рассказа заранее подготовленных учеников


Рассматривание модели цветка




























Учащиеся читают текст учебника вслух цепочкой .



…сладкий цветочный сок.

…маленькие желтые крупинки в цветках.

…насекомые, которые опыляют цветы



…перенос пыльцы с одного цветка на другой.


Дети записывают слово в словарь




… пчела, шмель, бабочка



Слушание рассказа учителя






….. Чтобы они не проросли рядом с материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду


Слушание рассказа учителя












Учащиеся рассматривают образцы семян.






… одуванчик.

… семена подхватываются ветром и падают в почву…. У одуванчиков есть парашютики.










Учащиеся находят и показывают.



Учащиеся рассматривают образец.





Учащиеся рассматривают образец.







Учащиеся рассматривают образцы, находят и показывают.


….На шерсти животных и одежде человека встречаются цепкие головки лопуха, гравилата, череды, репейника. Некоторые невозможно вычесать. У растений много различных крючков, зацепок, зубчиков - приспособлений для того, чтобы удерживаться и путешествовать как можно дальше




Учащиеся рассматривают образец.



Учащиеся находят и показывают.

…плоды некоторых растений тяжелые, поэтому ветер не может их распространять. Например, плоды дуба – желуди, орехи лещины падают рядом с деревом и ждут, когда «носильщики» перенесут их в другие места. Белки, мыши, птицы не заставляют себя долго ждать. Набегут, подхватят желуди, орехи и разнесут их по норам и дуплам. Эти плоды для них вкусные и ценные запасы на зиму. Весной забытые и потерявшиеся плоды дадут ростки новых деревьев и кустарников.

Птицы, наземные животные могут быть «носильщиками» семян и плодов, например, сочных ягод рябины, брусники, черемухи. Они поедают ягоды и, перемещаясь с места на место, выбрасывают неповрежденные семена съедобных плодов.


Учащиеся слушают и рассматривают образец.







Фронтальная









Фронтальная





























Фронтальная











Фронтальная



Индивидуальная



Фронтальная

Индивидуальная



Фронтальная






Фронтальная





Фронтальная












Работа в парах







Работа в парах














Работа в парах



Работа в парах





Работа в парах







Работа в парах.

Фронтальная

















Работа в парах



Работа в парах.

Фронтальная




















Работа в парах.

Фронтальная







Постановка учебной задачи





































Ответы на вопросы задания № 1 и № 2 в рабочей тетради.













Работа в рабочей тетради






































Практическая работа








Практическая работа


Практическая работа




Практическая работа






Практическая работа

















Практическая работа


Практическая работа




















Практическая работа

















Физкультминутка(с использованием интерактивной доски)



Групповая


3.6.

Получение первичной информации о развитии растений




3.7. Закрепление полученной информации о развитии растений. Пр.р. «Развитие растений из семени»





3.8.Дополнителньный материал


1










4

















4




Образцы проросших семян





















Черенки растений, проросшие листья

Чтобы из семечка выросло новое растение, оно должно попасть в место, где тепло, есть влага и воздух, то есть когда оно попадает в почву.

- Как же растение развивается из семени?

Посмотрите на образцы проросших семян, которые мы оставили в влажном и теплом месте

Сначала из семени появляется корешок, а потом стебелёк с листочками. Проросток растет и со временем превращается во взрослое растение. На нём появляются цветки, а после опыления на месте цветков – плоды с семенами.


Расположите этапы развития растений в правильном порядке (интерактивная доска )















Как еще могут размножаться растения?



Учащиеся слушают и рассматривают образец.




Отвечает заранее подготовленный ученик:

- На уроке окружающего мира мы говорили о растениях. Растения являются частью живой природы. А значит, они дышат, питаются, развиваются и размножаются. Мне стало интересно, а как же растение развивается? Как из маленького семени получается новое, большое растение. Для прорастания растения нужны тепло, вода, воздух. Сначала я маленькое семечко положила в теплую воду, замочила его. Семя набухло, и у него появился корешок. Проращенное семя я высажу в землю.

Потом появится маленький зеленый росточек, который потом, я думаю, вырастет и станет взрослым растением.


Отвечает заранее подготовленный ученик:

Некоторые растения могут размножаться через листья. Например, фиалка, бегония, бальзамин. Лист фиалки нужно поставить в воду и через некоторое время появится корешок, который можно посадить в почву и при благоприятных условиях растение буде дальше развиваться.


Отвечает заранее подготовленный ученик:

Некоторые растения размножаются черенками: малина, крыжовник, плодовые деревья. Черенок сажают в почву и при благоприятных условиях вырастает новое растение.

Фронтальная





Индивидуальная подготовка.

Фронтальная



















Индивидуальная подготовка.

Фронтальная


Практическая работа с опытными образцами.


Поиск и подготовка информации по заданной теме.


















Поиск и подготовка информации по заданной теме.


4.

Повторное осмысление и закрепление.

3








Рабочие тетради. Учебник

А сейчас вы поработаете в парах. Каждый будет в роли ассистента и отвечающего. Откройте страницу учебника 83. Задание «Проверь себя».

Задайте по очереди вопросы друг другу и за полученные ответы поставьте свою оценку в рабочей тетради на одной строке с темой урока. Если вы согласны с той оценкой, которую вам поставили, оставьте ее. Если не согласны – поставьте свою

Дети опрашивают друг друга и оценивают как работу товарища, так и свою работу.

Работа в группах

Задание по вопросам учебника с. 78

Взаимо – и самооценка работы.

5.Итоги урока.

2


Ну вот, ребята, и заканчивается наш урок, давайте подведем итоги:


- Какую учебную задачу мы решали?

- С помощью какого процесса из цветка растения образуется плод?


- Что такое опыление?


- Кто способствует опылению?

- Приведите примеры насекомых - опылителей

- Какие условия необходимы для прорастания семени?





…узнать о развитии и размножении растений.

… опыления


… перенос пыльцы с одного цветка на другой


… насекомые-опылители

…пчелы, шмели, бабочки

… тепло, вода, воздух.

Фронтальная

Опрос по основным вопросам темы

6.Домашнее задание


0,5


Вы можете изучить материал учебника с. 78-81 и выполнить задания № 3, 4,5, 6 в рабочей тетради.

Подготовить рассказ о том ,как животные помогают размножаться растениям

Записывают домашнее задание.



7.Рефлексия.

0,5

Рабочие тетради

Оцените свою работу на уроке:

• прикрепите плоды на яблоньку

Все понял- красное яблоко

Есть трудности в понимании материала –желтое

Не понял-зеленое .

Какая красивая яблонька с красными плодами выросла в нашем классе .

Спасибо за работу.




Оценивают свою работу





Индивидуальная

Отметка работы в рабочей тетради