СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка "Программа наставничества над молодыми специалистами"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Программа наставничества над молодыми специалистами"

Просмотр содержимого документа
«Разработка "Программа наставничества над молодыми специалистами"»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей центра детского творчества п. Маго





«Программа наставничества над молодыми специалистами»















Составитель: Щепелеева Л. А.

Педагог дополнительного образования



















2022год



Пояснительная записка

Современному образовательному учреждению нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы, к качественному переходу к профильному образованию. Практика работы с молодыми педагогами показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого педагога может протекать длительное время. Исследования работы с молодыми педагогами показывают, что наибольшие сложности у начинающих педагогов вызывают вопросы организации занятия, дисциплины и порядка на занятии, методическая сторона занятия, оформление документации, организация работы с родителями учащихся, осуществление индивидуальнойработы. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой педагог в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества, поэтому является необходимостью оказание постоянной методической помощи молодым специалистам. Работа с молодыми педагогами традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы образовательного учреждения.

Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере дополнительного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

Актуальность

В современных условиях социально-экономических преобразований все большую значимость приобретает проблема профессионального становления личности, где акцентируется внимание на формировании профессиональной компетентности педагога, способного адаптироваться к меняющимся условиям социума, продуктивно реализовывать инновационные педагогические технологии, осуществлять в профессиональной деятельности саморазвитие и самообразование. Согласно результатам анкетирования педагогов Центра дополнительного образования г. Бокситогорска наибольшие трудности молодые специалисты испытывают в период адаптации и видении пути своего профессионального развития особенно в течение первых трех лет работы. При приеме нового сотрудника на работу очень важным, но часто недооцененным, является этап вхождения в должность. Для любого человека новое место работы – это своеобразный стресс, ему приходится привыкать к новым правилам, знакомиться и привыкать к ранее незнакомым людям, изучать нормы и правила поведения учреждения. Чтобы процесс адаптации не затянулся, и сотрудник как можно раньше начал работать максимально эффективно, руководству учреждения необходимо обращать внимание на такую серьезную процедуру, как адаптация. Таким образом, первоочередной задачей при приеме на работу специалиста является создание таких условий, которые позволят педагогу добиваться высоких результатов без ущерба здоровью (психическому и эмоциональному), а в результате снизить уровень текучести персонала в учреждении в целом.

Основное предназначение программы– как можно быстрее ввести нового человека в курс дела, не только представить коллективу и ознакомить с должностными обязанностями, но и поддерживать в течение всего адаптационного периода. Программа способствует снижению количества ошибок, уменьшает первоначальный дискомфорт, создает благоприятное впечатление от учреждения и повышает уровень квалификации педагога в первые дни работы. Данная программа - современная системная единица профессиональной подготовки молодого специалиста к работе, благодаря которой обеспечивается первичное приобретение некоторых теоретических и практических навыков для выполнения какой-либо конкретной работы» с учетом уровня квалификации вновь пришедших педагогов.



Цели и задачи программы

Цель программы:  Оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении.

Задачи программы:

1. Ознакомление со спецификой деятельности учреждения дополнительного образования.

2. Минимизация сроков адаптации в коллективе начинающих педагогов дополнительного образования.

3. Обеспечение необходимой подготовки педагога для получения высоких результатов его труда.

4. Обеспечение необходимой осведомленности педагога о предъявляемых к нему требованиях.

5. Содействие вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Структура и примерное содержание программы

Программа охватывает несколько направлений работы. Содержание программы отражает современные прогрессивные тенденции развития науки и практики в области дополнительного образования.

Программа включает в себя следующие направления:

1. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса,

2. Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение,

3. Программирование и моделирование образовательного процесса,

4. Методическое сопровождение образовательного процесса,

5. Диагностика результатов образовательной деятельности и особенности представления результатов педагогической деятельности.

Срок реализации программы: 1 год

Этапы реализации Программы

Программа реализуется в три этапа:

1 этап. Теоретико-методологический, проектировочный

Цель этапа: выявление уровня имеющихся ЗУН вновь пришедших педагогов, сильных и слабых сторон деятельности молодого специалиста, разработка основных направлений работы с молодым специалистом.

Содержание этапа:

- сбор информации для формирования плана действий;

- создание организационных структур, отвечающих за обеспечение качества образовательного процесса;

- анализ основных умений молодого специалиста на данном этапе, его запросов, потребностей;

- разработка плана профессионального становления молодого специалиста.

2 этап. Деятельностно - технологический

Цель этапа: реализация направлений работы с молодым специалистом в рамках программы.

Содержание этапа:

- организация учебных занятий для повышения профессионального мастерства молодого специалиста;

- проведение мониторинга деятельности участников образовательного процесса;

- изучение и обобщение материала, накопленного молодым специалистом; создание информационно-методического банка для обеспечения целостного видения деятельности молодого специалиста;

3 этап. Контрольно-оценочный этап

Цель этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности обучения молодого специалиста.

Содержание этапа:

- создание портфолио молодого педагога.

- осуществление проблемного анализа по результатам обучения, контрольно-оценочных процедур, портфолио учащихся и учителя;

- оформление «Банка методических материалов» молодого специалиста;

- подготовка и реализация молодым педагогом самостоятельных творческих продуктов в виде презентаций, сайтов, проектов, программ.

Ожидаемые результаты

Молодые педагоги приобретут возможность личностного и профессионального роста. Ускорится процесс профессионального становления молодого специалиста. Кроме этого, реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

1. Повысить % участия педагогов в конкурсах педагогического мастерства;

2. Повысить % результативности участия в конкурсах различного уровня и различной направленности;

3. Повысить % участия педагогов в научно-исследовательской деятельности; 4. Повысить % педагогов, демонстрирующих свой педагогический опыт;

5. Увеличить % положительных отзывов деятельности специалиста со стороны общественности, администрации и коллег.

6. Снижение % «текучести» кадрового персонала.

Оценка усвоения программного материала может проходить в различных форматах:

• Анкеты обратной связи.

• Оценочные формы теоретических знаний.

• Оценочные формы умений и навыков: система наблюдений; система практикумов (серия заданий с разработанными оценочными формами); оценочные деловые игры.

В работе с молодыми педагогами используются различные формы: лекции, дискуссии, обмен опытом, практикум, тренинг, открытые занятия, методические консультации, методические бюллетени, посещение занятий, анкетирование, тестирование, участие в методических и воспитательных мероприятиях, прохождение курсов, посещение семинаров и совещаний и т.д.

Для более эффективного прохождения программы к молодому педагогу прикрепляется наставник. Наставником может быть опытный педагогический работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания. Наставник должен обладать высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении.





Примерное планирование работы по этапам программы

Месяц

Содержание работы

Ответственный

1 этап

Август

- Собеседование с молодыми специалистами

- Разработка и утверждение плана работы   с молодыми специалистами

Директор

Сентябрь

- Знакомство молодых специалистов с традициями центра, правилами внутреннего распорядка, уставом

- Выбор и назначение наставников

- Изучение содержания дополнительных общеобразовательных программ, нормативных документов по организации учебно­-воспитательного процесса

- Ознакомление с требованиями оформления журнала учета групповых занятий педагогического работника

- Изучение нормативной правовой документации

- Практикум по разработке дополнительных общеобразовательных программ, составлению календарно-тематического планирования

- Выявление имеющихся знаний и умений по каждому блоку, обработка результатов, вынесение рекомендаций, разработка индивидуального маршрута.

Директор, методист, наставники


2 этап

Октябрь

- Практикум по разработке планов-конспектов занятий - - Различные приемы и методы, применяемые на занятиях в системе дополнительного образования (игровые методы, сказкотерапия, визуализация, моделирование, анализ проблемных ситуаций и т.д.). Организация индивидуальной и групповой работы на занятиях. Дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению. Традиционная и нетрадиционная педагогика. Современные образовательные технологии

- Консультация «Планирование работы по самообразованию»

- МО педагогов дополнительного образования

наставники, методист

Ноябрь

- Практикум «Портфолио педагогического работника»

- Методическая неделя

- Обзор периодической педагогической печати, образовательных сайтов.

- Практикум: «Мотивация к получению новых знаний и умений – основа высокой результативности занятия. Оценка деятельности учащихся, создание атмосферы творчества и успеха. Педагогическая оценка результативности занятия».

наставники, методист

Декабрь

- Практикум "Анализ занятия. Виды анализа". Посещение занятий наставниками и их структурный анализ

- Обмен мнениями по текущим проблемам работы молодых специалистов

- Промежуточный контроль усвоения ДОП

наставники, методист

Январь

- Практикум «Портфолио детского объединения»

- Обзор периодической педагогической печати, образовательных сайтов.

- Практикум: «Воспитательная функция педагога дополнительного образования сегодня. Задачи создания воспитывающей среды (утверждение личности человека как абсолютной ценности, внедрение в работу концептуальных основ гуманистического воспитания, обеспечение системно-структурного, культурологического, организационно-деятельностного, личностно- ориентированного подходов к организации воспитательного процесса, повышение уровня воспитанности личности учащегося и т.д.). Система воспитательной работы с обучающимися УДОД.

методист, наставники

Февраль

- Посещение занятий молодых специалистов

- МО педагогов дополнительного образования

- Обзор периодической педагогической печати, образовательных сайтов.

Наставники, методист

Март

- Решение педагогических ситуаций

- Методическая неделя

Наставники, методист,

Апрель

- Практикум «Содержание, формы и методы работы педагогического работника с родителями»

- Практикум «Оформление документов по самообразованию

наставники, методист

3 этап

Май

- Промежуточный или итоговый контроль усвоения ДОП

- Подведение итогов работы с молодыми специалистами, семинар педагогических идей, или методическая выставка достижений молодого специалиста

- Выставление оценки эффективности и результативности работы с молодыми специалистами (составление характеристики и дальнейших рекомендаций)

Директорнаставники, методист

июнь

- Самоанализ и анализ портфолио педагога и объединения. Планирование работы на следующий учебный год.

Методист, наставники

























Список использованной литературы:

1. Авдеева Е.В. «Конструирование задач учебного занятия» // «Дополнительное образование» № 3, 2006, стр.28-32. 3. Антипова В.Б. Библиотечный урок в образовательной функции школьной библиотеки. // «Методист» №5, 2005, стр.39-45.

2. Астраханцева С.В. Педагогический мониторинг в УДОД как управленческая проблема // «Дополнительное образование» №2, 2007, стр. 13-20.

3. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 272с.

4. Горский В.А., Попова Г.Н., Сулейманова З.З., Чупанов А.Х. «Рекомендации о порядке разработки и подготовки к сертификации образовательных программ ДОД» // «Дополнительное образование» №2, 2005, стр. 5-10.

5. Горский В.А., Сулейманова З.З., Чупанов А.Х. «Организационно педагогические требования к содержанию образовательных программ» // «Дополнительное образование» №3, 2005, стр.11-15. 5. Ермаков Д. Компетентность в решении проблем // Народное образование стр. 42.

6. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. Омск: Ом ГПУ, 2003.

7. Каргина З.А. «Методическое обеспечение процесса обучения в системе дополнительного образования детей» // «Внешкольник» №1, 2005, стр. 18-20.

8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 24.04.2015 № 729-р

9. Кленова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей. Дополнительное образование. 12/ 2004. стр. 12.

10. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей: Учебное пособие, М, «Владос», 2003.

11. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образования» от 18.11.2015 № 09-3242

11. Морозова Л.Н. «Проектная деятельность учащихся». Волгоград, 2007.

12. Муравьев Е.М. Общие основы методики преподавания Технологии. – Брянск.: НМЦ: «Технология», 2000. 16

13. Новоселова Н.Б. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей //»Методист» №8, 2007, стр.28-31.

14. Поволяева М.Н. «Материалы научно-практической конференции по актуальным проблемам развития системы дополнительного образования детей, посвящённой памяти А.К. Бруднова». – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. – 88.

15. Подласый И.П. «Педагогика: Новый курс: Учебник для студ. Высш. учебных заведений: - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 576 с.

16. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.– М.: «Академия», 2001.

17. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 08.09.2015 № 613-н

18. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014 № 41.

19. «Сущность, функции, тенденции развития в дополнительном образовании детей» // «Дополнительное образование», 2004, №5, стр. 12-15.

20. «Социальное проектирование» составителя О.Б.Коноваловой, 2004.

21. Ставрова О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера. Книга для учителя. – М.; школьная пресса, 2004.

22. Федотова Е.Е., Новикова Т.Г. «Зарубежный опыт применения портфолио в профильном обучении» // «Внешкольник» №6, 2005, стр.10-14.

23. Чупанов А.Х. «Дополнительное образование, как феномен перестройки» // «Дополнительное образование» №1, 2005, стр.5-7.









Приложение №1

Памятка для наставника молодого педагога

1. Вместе с начинающим педагогом глубоко проанализируйте образовательные программы и объяснительные записки к ним.

2. Помогите составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала.

3. Окажите помощь в подготовке к занятиям, особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы разрабатывайте вместе. Постарайтесь изучать материал в своих группах с опережением на 2-3 урока, с тем, чтобы дать молодому педагогу возможность перенять методику раскрытия наиболее сложных тем.

4. Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, проверочных работ.

5. Посещайте занятия молодого педагога с последующим тщательным анализом, приглашайте его на свои занятия, совместно их обсуждайте.

6. Помогите в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.

7. Делитесь опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.

8. Помогайте своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывайте отмечать положительное в работе.

9. Учите не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.

















Приложение№2

АНКЕТА МОЛОДОМУ ПЕДАГОГУ

Анкета 1

1. С какими трудностями вы столкнулись в образовательном учреждении? Перечислите их.

Как их преодолеваете?

Kто вам помогает в работе? Как?

Анкета 2

Я иду на занятие, чтобы...

Анкета 3

Что в деятельности является для вас наиболее трудным?

Воспитание каких черт личности учащегося вами достигается наиболее трудно?

Чем вы объясните трудности в своей деятельности?

Анкета 4.

Каким должен быть современный педагог?

Как в учебно-воспитательном процессе развивать индивиду­альные способности учащегося?

Чему и как можно научиться у опытного педагога?

Были ли в вашей деятельности трудности в воспитательной работе?

Анкета 5.

Какие книги по педагогике, психологии, методике вы прочита­ли за прошедший учебный год?

Какие у вас были педагогические открытия?

По каким темам занятия прошли у вас наиболее эффективно, интересно в этом году? В чем была ваша творческая удача?





Приложение №3



Анкета для молодых педагогов

«Определение формы повышения профессионального мастерства»

Уважаемая _________________ Отметьте, какая форма повышения профессионального уровня наиболее приемлема для Вас.

Позиция

Отметка молодого специалиста

Наблюдение


Личное общение в неформальной обстановке


Деловые и ролевые игры


Анализ педагогических ситуаций


Работа в творческих группах


Посещение уроков, занятий с последующим их анализом


Обмен опытом в форме выступлении, рефератов, докладов, презентаций, выпуска буклетов.


Консультации


Дискуссии


Семинары или любые другие практические занятия


Составление памяток или рекомендаций


Участие в профессиональных конкурсах


Создание портфолио учителя


Создание методической копилки, разработка дидактических пособий


Самообразование


Индивидуальная помощь наставника