Тема урока «Буквенные выражения.» 2-й класс
Форма урока: нетрадиционная (урок-сказка).
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цель: Ознакомить с новым термином "буквенные выражения".
Задачи:
Образовательные.
Познакомить с понятием «буквенное выражение».
Познакомить с латинскими буквами.
Научить читать и записывать буквенные выражения.
Закрепить изученное (устные вычисления).
Развивающие.
Развивать логическое мышление, воображение, внимание, память.
Воспитательные.
Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, давать точные, полные ответы на вопросы.
Воспитание интереса к предмету.
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, презентация по теме "Буквенные выражения".
Ход урока
(Слайд 1)
I.Оргмомент.
(Слайд 2)
Это что же случилось, ребята?
И куда так спешат зверята?
Я скажу вам: вот что случилось –
Это школа лесная открылась!
У: Ребята, нас сегодня пригласили на урок в лесную школу! Примем приглашение?
II. Устный счет.
(Слайд 3).
Л: Привет, а вот и я - лесовичок!
Я слышал, вы в школу лесную собрались,
Но тот лишь дорогу к ней сможет найти,
Кто быстро и правильно посчитает
Все примеры, что встретятся по пути.
У: Справимся ребята! (Слайд 4). (Дети решают примеры)
46+3=49 | 50+7=57 | 80-20=60 |
46-3=43 | 90-50=40 | 50-9=41 |
28+30=58 | 60+8=68 | 60+30=90 |
У: Как называются такие выражения? (Числовые)
(Слайд 5)
Л: Молодцы, ребята!
Но вот беда – болото впереди!
Смелее! По кочкам его перейди!
(Слайд 6)
У: Чтобы перейти болото, нужно вставить в окошко подходящие числа.
: + 15=20 | : -9=10 | 8+ : =14 |
6 + 5= : | 14- : =5 | : -8=3 |
80 - 10= : | 38 - : =30 | : - 15=0 |
У: Ура! Вот мы и добрались до лесной школы!(Слайд 7)
III. Знакомство с новым материалом.
У: Мы с вами в Лесной школе. Мудрая сова предлагает нам открыть тетради и записать число, классная работа.
- Ребята, а теперь взгляните, какая странная карточка на пеньке.
- У: Вам встречались такие записи?
(и да, и нет)
У: А какие записи нам встречались?
(2 + * = 8. Мы подставляли такое число, чтобы равенство было верным)
У: Как будет называться запись, если вместо окошка мы подставим число? (числовое выражение)
У: Давайте и в наше "окошко" поставим число?
У: Давайте попробуем. (Слайд 8)
У: Какое число предлагает Заяц?
Выражения записываются на доске:
| 2+3=5 |
-Ёжик? | 2+5=7 |
- Белочка? | 2+4=6 |
-Лиса? | 2+6=8 |
У: Что мы записали? (числовые выражения)
-А что же получается, если мы подставляем разные числа? (если в "окошко" вставлять разные числа, получаются разные числовые выражения).
(Слайд 9)
- Две птички смотрят в недоумении друг на друга. Они никак не могут прочитать эту запись. 2+*
- А мы сможем её прочитать? (нет)
- Что же нам делать? (надо "окошко" заменить)
(После нескольких предложений приходим к выводу, что можно "окошко" заменить буквой. 2+а)
- Что у нас получилось? (выражение)
- А как назвать точнее? (буквенные выражения)
- Вот такие выражения с буквами называются буквенными выражениями.
- Ребята, а чем же это буквенное выражение будет отличаться от числового?
- Можем ли мы решить числовое выражение? Как? А что же делать с буквенным выражением, как вы думаете?
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Буквенные выражения) (Слайд 10)
У: Мы будем учиться читать, записывать и находить значения буквенных выражений.
- Давайте проверим, совпадает наш вывод с выводом в учебнике? (читаем вывод на стр. 64 внизу, первые два предложения)
У: В записи буквенных выражений используются буквы латинского алфавита.
- А сейчас мудрая сова научит вас записывать некоторые латинские буквы. Слушайте внимательно. (Слайд 11)
(учитель пишет с объяснением на доске, а дети в тетради.)
а, b, c, d, p, m, n, x, y.
- Остальные буквы и то, как их читать, вы можете посмотреть в приложении. Это в конце учебника на с.80
IV. Физкультминутка
У: Перед лесной школой находится замечательный луг. (Слайд12) Давайте мы выйдем и отдохнем.
V. Закрепление.
- Ребята, а как вы думаете, как читаются буквенные выражения? (так же как и числовые)
(Читаем вывод в учебнике на с.65)
№ 1 стр. 64 (учебник)
- В этом задании нам даны карточки с «окошками».
- Вставьте вместо "окошка" в 1 карточку латинскую букву с. Запишите и прочитайте полученное буквенное выражение. (Слайд 13)
- Вставьте вместо "окошка" во 2 карточку латинскую букву а. Запишите и прочитайте полученное буквенное выражение.
- Вставьте вместо "окошка" в 3 карточку латинскую букву р. Запишите и прочитайте полученное буквенное выражение.
с + 4 10 – а 6 - р
У: Какие значения могут принимать буквы? (В 1-ом выражении – любые, во 2-ом – только числа, меньшие 10, в 3-ем – только числа, меньшие 6).
- Лесовичок, который встретился нам по пути в лесную школу, поделился со мной одной тайной. Вы хотите узнать эту тайну? Тогда слушайте внимательно и записывайте все вместе со мной.
- Как же найти нам значения полученных выражений?
с+4
У: Что нужно знать, чтобы найти значение этого выражения?
(чему равно с)
У: Какие значения может принимать с? (любые)
с+4, если с=8
8 + 4 =12
Работа с комментированием у доски:
(решаем остальные выражения, если а = 6, р = 2).
10 – а, если а = 6. 6 – р, если р = 2.
10 – 6 = 4 6 – 2 = 4
- У: (Слайд 14) Ребята, вам не кажется, что слышен чей-то плачь? Сидит на пеньке зайчонок и плачет, Не может зайчонок решить буквенные выражения из № 2 со стр. 65 Давайте посмотрим, что же у него не получается (чтение задания). Первое выражение решит 1 вариант, второе – 2 вариант. (По одному человеку работает у доски).
(Проверка на местах:
Сумма чисел к и 7, если к = 10, 7. 10+7=17, 7+7=14
Разность чисел к и 7, если к=10,7. 10-7=3, 7-7=0.)
- Вот мы с вами помогли бедному зайчику.
VI. Подведение итогов урока. (Слайд 15 )
У: Что нового на уроке мы сегодня узнали?
(Познакомились с латинскими буквами и буквенными выражениями).
У: Что мы научились делать с буквенными выражениями?
(Научились читать, писать и находить их значения).
VII. Домашнее задание. (Слайд 16)
№ 4 стр.65
ОЦЕНКИ ЗА УРОК