СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Идея  урока может быть использована в любой программе по музыке

Просмотр содержимого документа
«разработка урока»

Тема четверти: ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ СИЛА МУЗЫКИ Тема урока: «ПЕВЦЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ» 6 класс

ЦЕЛИ: Опираясь на теоретические знания развивать творческие

способности, образное мышление и музыкальный кругозор. Показать, как образы природы служат источником вдохно­вения композиторам, поэтам, художникам.

Воспитывать любовь к Родине, к природе; воспитывать в детях чувство любви ко всему прекрасному.

ХОД УРОКА 1. ОРГ. МОМЕНТ

  • Ребята, я предлагаю начать наш урок с музыкального приветствия, которое будет в форме «Музыкального разговора», слова написаны на доске, читаю:

ПРИГЛАШАЕТ НА УРОК ГРОМКИМ ГОЛОСОМ ЗВОНОК МЫ ПРИВЕТСТВУЕМ ДРУЗЕЙ И ПРИВЕТЛИВЫХ ГОСТЕЙ.

Первую строчку пою я, на собственную мелодию, а мелодию второй строчки вы сочиняете сами, аналогично третью и четвертую строчки (озвучить 3-4 варианта).

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ

  • Во все времена образы природы служили источником вдохновения поэтам, художникам, композиторам. Вот кого мы называем певцами родной природы. Сегодня вы почувствуете себя и композиторами, и художниками, и поэтами. Все вы будете творцами. И на примере произведений, которые я предложу вашему вниманию, и на своих собственных творениях вы раскроете образы природы средствами каждого из искусств: музыки, литературы и живописи.

2. ТВОРЧЕСКАЯ КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА ПО РАЗБОРУ РЕПРОДУКЦИЙ КАРТИН РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ И СТИХОТВОРЕНИЙ РУССКИХ ПОЭТОВ.

  • Скажите, а что необходимо, для создания произведения искусства? (вдохновение, образ...) А какое важное и необходимое средство необходимо композитору? (музыкальный звук)

  • А художнику? (краски)

  • Поэту, писателю? (слово)



  • Звуки, слова, краски способны вызвать в нашем представлении зримую картину того или иного времени года, явления природы.

-Я предлагаю вам рассмотреть репродукции русских художников (Суриков, Грабарь, Кустодиев)

  • Что изображено на них?

  • Каким настроением пронизана каждая из репродукций.

  • Сейчас я прочитаю вам стихотворение А.Пушкина и Ф.Тютчева (читаю «Зимний вечер» и «Чародейкою зимою», фоном звучит музыка Г.Свиридова и П.Чайковского).

  • Определите, какой репродукции каждая из них более созвучна

  • Отличаются ли стихотворения по выражению чувств? (Да)

(«Зимний вечер» созвучно репродукции картины Сурикова, «Чародейкою зимою»- репродукции картины Грабаря)

3. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

  • Как вы думаете, какие звуки природы слышит и представляет композитор, когда сочиняет музыку? (пение птиц, ветер, дождь).Да, природа дарила музыке звуки, которые слышались в пении птиц, в журчании ручья, в шуме грозы. Лесная и морская стихии, поля и луга - все находит свое звуковое выражение. Но музыка не только подражает звукам природы, но и вызывает зрительные ассоциации: в ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, т.е. стала зримой. Среди ярких музыкальных произведений, будем называть их музыкальными картинами, связанных с изображением природы и направленных на передачу настроений и переживаний, стали произведения русского композитора П.И.Чайковского («Времена года» .«На тройке»)

  • Слушаем музыку русского композитора П. Чайковского, даем ей название. После прослушивания вы мне расскажите, какое настроение у этой музыки,

какие картины вы представляете себе внутренним зрением. Какие звуки природы вы услышали в ней? (чтобы рассказ получился более содержательным пользуемся памяткой «Сделай свою речь красивой и выразительной»).После того, как дети придумали свои названия данному сочинению, говорю как назвал это произведение сам композитор «На тройке» из фортепианного цикла «Времена года»

  • Какими средствами музыкальной выразительности воспользовался композитор для передачи образа?

  • Давайте определим лад музыкального произведения (работаем с карточками «мажор-минор»

Размышления ребят о том можно ли связать настроение с цветом.

-Используя различные линии или просто цветовые пятна, вы передаете настроение музыки П.И.Чайковского

4. Творческая работа на придумывание рифмы с последующим сочинением мелодии. Опорные слова СНЕЖОК - ЛЕСОК, МЕТЕЛЬ - СВИРЕЛЬ.