Тема четверти: ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ СИЛА МУЗЫКИ Тема урока: «ПЕВЦЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ» 6 класс
ЦЕЛИ: Опираясь на теоретические знания развивать творческие
способности, образное мышление и музыкальный кругозор. Показать, как образы природы служат источником вдохновения композиторам, поэтам, художникам.
Воспитывать любовь к Родине, к природе; воспитывать в детях чувство любви ко всему прекрасному.
ХОД УРОКА 1. ОРГ. МОМЕНТ
Ребята, я предлагаю начать наш урок с музыкального приветствия, которое будет в форме «Музыкального разговора», слова написаны на доске, читаю:
ПРИГЛАШАЕТ НА УРОК ГРОМКИМ ГОЛОСОМ ЗВОНОК МЫ ПРИВЕТСТВУЕМ ДРУЗЕЙ И ПРИВЕТЛИВЫХ ГОСТЕЙ.
Первую строчку пою я, на собственную мелодию, а мелодию второй строчки вы сочиняете сами, аналогично третью и четвертую строчки (озвучить 3-4 варианта).
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ
Во все времена образы природы служили источником вдохновения поэтам, художникам, композиторам. Вот кого мы называем певцами родной природы. Сегодня вы почувствуете себя и композиторами, и художниками, и поэтами. Все вы будете творцами. И на примере произведений, которые я предложу вашему вниманию, и на своих собственных творениях вы раскроете образы природы средствами каждого из искусств: музыки, литературы и живописи.
2. ТВОРЧЕСКАЯ КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА ПО РАЗБОРУ РЕПРОДУКЦИЙ КАРТИН РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ И СТИХОТВОРЕНИЙ РУССКИХ ПОЭТОВ.
Скажите, а что необходимо, для создания произведения искусства? (вдохновение, образ...) А какое важное и необходимое средство необходимо композитору? (музыкальный звук)
А художнику? (краски)
Поэту, писателю? (слово)
Звуки, слова, краски способны вызвать в нашем представлении зримую картину того или иного времени года, явления природы.
-Я предлагаю вам рассмотреть репродукции русских художников (Суриков, Грабарь, Кустодиев)
Что изображено на них?
Каким настроением пронизана каждая из репродукций.
Сейчас я прочитаю вам стихотворение А.Пушкина и Ф.Тютчева (читаю «Зимний вечер» и «Чародейкою зимою», фоном звучит музыка Г.Свиридова и П.Чайковского).
Определите, какой репродукции каждая из них более созвучна
Отличаются ли стихотворения по выражению чувств? (Да)
(«Зимний вечер» созвучно репродукции картины Сурикова, «Чародейкою зимою»- репродукции картины Грабаря)
3. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Как вы думаете, какие звуки природы слышит и представляет композитор, когда сочиняет музыку? (пение птиц, ветер, дождь).Да, природа дарила музыке звуки, которые слышались в пении птиц, в журчании ручья, в шуме грозы. Лесная и морская стихии, поля и луга - все находит свое звуковое выражение. Но музыка не только подражает звукам природы, но и вызывает зрительные ассоциации: в ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, т.е. стала зримой. Среди ярких музыкальных произведений, будем называть их музыкальными картинами, связанных с изображением природы и направленных на передачу настроений и переживаний, стали произведения русского композитора П.И.Чайковского («Времена года» .«На тройке»)
Слушаем музыку русского композитора П. Чайковского, даем ей название. После прослушивания вы мне расскажите, какое настроение у этой музыки,
какие картины вы представляете себе внутренним зрением. Какие звуки природы вы услышали в ней? (чтобы рассказ получился более содержательным пользуемся памяткой «Сделай свою речь красивой и выразительной»).После того, как дети придумали свои названия данному сочинению, говорю как назвал это произведение сам композитор «На тройке» из фортепианного цикла «Времена года»
Какими средствами музыкальной выразительности воспользовался композитор для передачи образа?
Давайте определим лад музыкального произведения (работаем с карточками «мажор-минор»
Размышления ребят о том можно ли связать настроение с цветом.
-Используя различные линии или просто цветовые пятна, вы передаете настроение музыки П.И.Чайковского
4. Творческая работа на придумывание рифмы с последующим сочинением мелодии. Опорные слова СНЕЖОК - ЛЕСОК, МЕТЕЛЬ - СВИРЕЛЬ.